15 дек, 2009 @ 17:20 Поход по Ольманским болотам. Полный отчет. Часть 3.
Начало было тут:

Продолжение было здесь:

День пятый

Я еще думал на ночь повесить на дерево сапоги сушиться, но потом передумал: мало ли кто тут, в глуши глухой, ходит кроме нас. И правильно сделал: рано утром мы проснулись и тут же увидели людей - это сборщики клюквы шли на свои делянки. Мы у них спросили, где озеро и как достичь Ольман, они нам ответили. За полчаса, пока я собирал палатку, а Альгерд грел костерок, мимо нас прошло этак групп пять клюквосборщиков, и каждая рассказала, как достичь озера и деревни. Конечно же, мы мало что поняли, потому что тропинок тут куча, приметы нам неизвестны, а они все говорят словами вида "Ну там за горкой выйдете на тропинку, по ней и пойдете, и придете". Некоторые из сборщиков были на велосипеде, некоторые имели хитрое устройство для сбора ягод: небольшую металлическую клетку с параллельными прутьями в донышке. Проводишь этой клеткой по ягоднику - и вот клюковки уже у тебя. Все были в сапогах ниже колена. Вот так они ходят на заработки - рано утром, чтобы успеть до темноты набрать по паре ведер каждый. Живут в палатках и шалашах, в лагере остается совсем немного человек - сготовить ужин к приходу охотничков и последить за вещами. Наконец, мы собрались и вышли на тропу. Было какое-то морозное утро: мы напялили на себя всю одежду и погрелись немного у костра, и все равно было зябковато. Тут же случился еще один запоздалый сборщик ягод, он нас вывел на какую-то тропу и сказал: вам прямо. Мы прямо и пошли и вскоре обнаружили, что идем по тропе, по которой шли уже вчера, и тропинка эта нас привела к мосткам через болото. Мы пошли по ним, потом мостки кончились, и мы запрыгали по кочкам.

Скоро нам стало казаться, что либо мы пошли не по той тропе, либо мужик нас неправильно понял и направил прямиком через болота на Ольманы. Но не успели мы еще решить, топать ли дальше или возвращаться, как увидели озеро. Большое. Засоминое. Потому что там сомы водятся. Быстренько преодолев последние пару сотен метров, вышли на небольшой пятачок у самого берега. На пятачке этом было старое кострище, была коряга некая, висел мешочек с солью и лежало несколько уже гнилых луковиц. А само озеро было большое, круглое, чистое. Вот такое:

В небольшой заводи на берегу не оказалось лодки. Почему она должна была оказаться? Сборщики ягод сказали, что с того берега на этот где-то раз в неделю приплывает кто-нибудь на лодке, и, если нам повезет, мы сможем переправиться на тот берег, откуда уже будет проще добраться до Ольман. Но лодки не было, и мы стали жечь костер. Я повесил сушиться сапоги, предварительно вывернув их, насколько можно было, наизнанку; Альгерд поставил сушиться свои кроссовки. Занялись завтраком: чистили картошку (все же зеленого слоя на них хватало, но все равно нормального "мяса" оказалось больше), отваривали предварительно грибы, - у нас должен был получиться суп, но по причине большого количества продуктов в итоге получилась картофельно-грибная каша. Потом затеяли чай. В это время я помыл носки и повесил их сушиться на коряге, а Альгерд достал из пакета свои грибы (проносив их в целлофане три дня), почистил, нанизал на прутики и поставил сушиться рядом. От ветра и жара костра прутики качались и иногда падали. Один раз, поправляя свои прутики, Альгерд задел мой носок, он упал на угли и получил сильнейший ожог. Теперь в носке была дырка; так Альгерд отомстил мне за свои сожженные кроссовки. Но еще ничего, носить можно.

Пока кипятилась вода, мы пошли собирать клюкву на чай и с собой увезти. Быстренько насобирали кружку на чай, но Альгерду этого показалось мало, он почему-то захотел делать наш клюфе из двух кружек ягод. Две кружки - это уже перебор: ягоды лопаются, но кожица их остается, в итоге примерно треть котелка состоит из этой осевшей на дно кожицы, которую ни пить, ни есть невозможно. Так что говорю вам официально: хотите делать правильный клюквенный компотик-морс-чаек - берите на полтора литра кружку ягод. Ладно, отправились мы подальше в болото за ягодами.

Как правильно собирать клюкву? Во-первых, тщательно осмотреться: очень часто среди клюквенника на какую-нибудь кочку вылезает погреться гадюка. За время похода мы неоднократно встречали их, а один раз я даже чуть не сел на змею. Во-вторых, нужны сапоги, - ну да без сапог на болоте вообще делать нечего. Кстати, при сборе клюквы сапоги до пояса намного полезнее и удобнее, чем сапоги ниже колена. Если у вас нет таких высоких сапог - постарайтесь взять кусок целлофана, чтобы стелить под колени: долгое время на корточках сидеть устаешь. Найдите место, где ягоды видны на поверхности, присаживайтесь, ставьте котелок и начинайте методично собирать ягоды. Хорошо опереться о землю коленями, но для этого нужны или резиновые сапоги, или кусок целлофана подстелить, - иначе за минуту брюки промокнут, а то и украсятся соком ягод. Если ягоды видны с высоты человеческого роста - значит, их много. Если не видны - значит, их немного, но они все равно есть. Запускайте пальцы в траву и осторожно срывайте ягоды одну за одной. Работать лучше в две руки. Ягоды растут не только на поверхности, но и глубоко внутри кустика, и выудить их оттуда непросто.

Фото Романа Рожко

Как добиться того, чтобы котелок наполнялся побыстрее? Я считал ягоды. Начинал работать в две руки, потом, когда разжимать пальцы без потери клюквы становилось невозможно, продолжал собирать только одной рукой. Когда ягод в руках собиралось 75 штук - высыпал в котелок. Поверьте: как высыплешь - сразу зримо количество собранных ягод значительно увеличивается. Потом даже стал собирать сразу по сто штук. Если сесть на одном месте и сделать вокруг себя оборот, собирая все ягоды, до которых дотянутся руки, то можно собрать примерно пол-литра клюквы. Так что ходить много не приходилось - в основном, вертелись на месте да короткими шажками перемещались. По котелку (полтора литра) клюквы мы с Альгердом набрали чуть больше, чем за час. То есть, округленно, в час мы собрали по килограмму каждый. Если учесть, что об эту пору года световой день около 10 часов, то мы можем за день собрать 10 кг. Это примерно 10 долларов. При 20 рабочих днях в месяц получим 200 долларов - не так уж и много, в большом городе можно и много больше получать. Но для местных жителей сбор ягод поздней осенью - это заработок, которого хватит на всю зиму. К тому же, и собирают они много больше: они ужо натренированные.

Вернулись к костру, сварили клюкву (кофе к тому времени кончился, так что это был теперь не фирменный клюфе, а просто клюквенный чай). Солнце тем временем поднялось, стало припекать, - мы давно уже разделись до рубашек. Потом пошли с Альгердом купаться. Дно неясное, все в корягах, но если с упавшего дерева аккуратно свеситься, то можно ступить на дно, тут же лечь на воду и поплыть. Хороша водичка! Выпили еще по кружке напитка и стали собираться. Получилось, что у нас здесь полудневка: уже почти час дня, а нам еще к Ольманам выбираться.

Пошли обратно. Нашли какую-то тропу, ведущую вроде в нужном направлении, и пошли. Тропка эта огибала озеро с севера, что нам подходило. И зашагали. Сапоги были приторочены к рюкзаку, в туфлях и дырявых носках шагалось хорошо, но не сказать, что легко: тащил полный котелок клюквы и полный термос чаю - залили на дорогу. Да и пять дней с рюкзаком отдаются некоторой тупой болью в бедренных костях. Ладно, идем, солнце светит, тепло, даже жарковато. Однако вот идем, и чувствуем - уводит нас дорога от нужного направления, берет восточнее, а нам надо, наоборот, западнее. Шли мы с полчаса и вышли на какое-то высокое место, где стояло дерево, а под деревеом были сложены камни в виде ступенечек - кто-то уже лазил до нас. Полез Альгерд, полез за ним я. Видок оттуда открывается что надо! Во все стороны - леса и болота. А нам куда? Тут Альгерд показывает в одно место на горизонте. Если стать на нашу тропу в том направлении, куда мы шли, то точка эта на горизонте будет далеко сзади и слева, - во как увела нас тропа. И что же там было на горизонте? Вышка сотовой связи. Очевиднее очевидного, что она стоит в Ольманах. А от нашего дерева по прямой до этой вышки - километров восемь, если не больше. Что ж, слезли с дерева, пошли обратно. На полпути смотрим - поворот есть в нужную сторону, который мы проморгали.

Пошли по этой тропе. Но очень скоро она нас завела в никуда и просто-напросто кончилась, - я же говорил, что тут все начинается и заканчивается внезапно. Стали искать отворотки с тропы. Что-то такое нашли - не сказать, что тропа, но люди ходили, видно. Альгерд сказал: идем по азимуту. И правда что: пора уже в нашем походе хоть разок пройтись строго по азимуту, а не по тропинкам и "речкам" всяким. Это болото опять-таки отличается от тех, что мы видели ранее: деревьев здесь - полным полно. Нельзя сказать, чтобы это был заболоченный лес, скорее, наоборот: заросшее болото. Все те же угнетенные березки да елочки, но их очень много. Получается, что идем почти что по лесу. Только деревца эти низкие, так что солнечного света тут предостаточно. Скачем. Я как был в туфлях, не стал переобуваться, и очень скоро почувствовал себя Альгердом: он уже третий день по болоту в промокаемой обуви ходит. Скачем, идем, выбираем некие направления. Дорожка то раздваивается, то сходится, то вовсе затухает. Кое-как выдерживаем направление. Через десяток шагов рвем клюкву и едим. Именно тут мы стали есть клюкву, что называется, бесконечно: жара стоит, мы тут с рюкзаками скачем, пить охота - ужас! Вот и едим клюкву до спазмов языка, до судороги челюстей, до жуткой оскомины. Потерпим пяток минут - и снова рвем ягоды.

Скачем, бредем. Вдруг слышим - лай раздается. Ну, говорю, Альгерд, похоже, это сугубо клюквенная тропа, и никуда она нас не приведет. А вот и сборщик клюквы. Да не просто сборщик - сборщица. Причем - бабушка лет семидесяти. Так и так, говорим, это ли шоссе ведет в Ольманы? Бабулька отвечает, что и это, и не это. Хорошая тропа лежит севернее, она проходит через Малое Засоминое озеро. Но и эта тропа тоже идет, хучь она и похуже. Бабулька сказала, что ей уже пора выбираться обратно, так что она нас проведет. Это была удача, очередная хорошая удача на нашем болотистом пути.

Бабулька приходит сюда собирать клюкву, много набрать, конечно, уже не может, и далеко старается не забираться. Но где поближе - там уже все пособирали, вот и приходится с каждым разом все дальше и дальше заходить. Приходит сюда пару раз в неделю. Пошли мы вместе с ней. Бабулька все говорит: ох, не поспею я за вами, но, наоборот, нам приходилось торопиться, чтобы с ней в ногу идти. Идем, говорим, я из памяти украинские слова выуживаю и перемешиваю их с беларусскими. Так и идем, имитируем полешуков. Чтобы не заблудиться, люди, когда здесь ходят, за веточки деревьев затыкают мох, - он, когда высыхает, очень хорошо виден. Не заблудишься! Метров за двести до берега (бабулька называет его словом "край") она сказала нам: идите сами, а я подойду скоро, а там за мною приедут. Мы пошли. Однако расстояние между нами почти не сокращалось: так хорошо движется бабулька.

Наконец, выбрались из этого болота и оказались на пригорке настоящего, полноценного леса. Теперь понятно, почему "край": это край настоящего леса, а дальше - сплошь болота. Здесь я захоронил свои носки: они приобрели совсем уж нетоварный вид. А минуты через две и бабулька к нам вышла, и мы вместе прошли тропинкой вглубь леса. Там стояла лошадь, запряженная в телегу, и мужичок-старичок укладывал в телегу смоляки - бревнышки на растопку печки. Тут же крутились еще две собаки. Сели, поехали. У нас же автостопный поход! Всех собак зовут на букву "Б": Белый, Буй и Барс. Из всех нормальных лесных дорог, что ведут из Ольман в сторону озера, до воды ни одна не доходит: упираются в болота. Так что до озера с любой стороны можно дойти только по болоту. По пути дед с бабкой рассказали нам про эту местность, про то, где болота осушили (это уже возле деревни самой), где чего есть, как жизнь. Едем не спеша, но вот солнце уже клонится к закату, и становится совсем нежарко, я бы сказал даже - дневная жара начала спадать. Встречаем некоторые другие подводы, велосипедистов, пеших - люди идут с клюкворазработок. И вот, проехав километра три, мы уже совсем выехали из лесу и увидели Ольманы. По-моему, мы их увидели с той самой точки, с которой увидела экспедиция Гаврила:

Триумфально въехали в деревню, спешились. Добрая бабулька Вера нас одарила хлебом и салом, еще хотела молока дать, но мы уже отказались. Расспросили дорогу, завернули к церкви и пошли в центр поселка.

В центре оказался дом, выглядевший как дом культуры, - домом культуры он и оказался, тут же была почта, остановка и пара магазинчиков, даже одна палатка со шмотками всякими. Зашли в магазин, похвастались продавщице своим великим походом; я купил десяток жвачек. Потом я позвонил домой с таксофона, что был тут прикреплен на стене. Занимательную историю этого таксофона, телефонной связи в Ольманах вообще и некоторых других вещей можно почитать тут: http://www.onliner.by/events/operators/olmany_report/. На остановке переписал расписание автобуса на Столин: 5.40, 12.30, 17.30. Мы решили не дожидаться автобуса (а было уже примерно без пяти пять вечера) и ехать стопом. В стороне от дороги я заметил памятник погибшим в ВОВ, и, пока изучал его, Альгерд застопил машину. Правда, отвезла она нас недалеко: до деревни Ольманская Кошара, или просто Кошара. Никаких овец мы тут не увидели, зато увидели остановку, где расположились перекусить: хлеб, сало и чаек из термоса. Машины почти все вымерли. Вот проехал автобус на Ольманы, значит, скоро уже будет тут. А вот проехал мотоцикл в нашу сторону. Дорога тут очень ровная и очень длинная: мотоцикла уже не слышно стало, но мы отчетливо видели его медленно удаляющуюся точку.

Смеркалось. Проехала пара машин - не взяли. А вот и автобус едет. Что ж, загрузились, вложили в местную экономику по 1.670 рублей и поехали. По пути смотрели нечастые, но больше деревни, разлив речек и каналов, собранный во дворах урожай тыкв и густой туман, насчет которого с Альгердом поспорили: туман это или же дым. И красивый закат успели увидеть. В Столине с удивлением наблюдали горы собранных тыкв, сложенных просто под стенами двухэтажных многоквартирных кирпичных домов. Наконец, уже в полнейшей темноте, высадились на вокзале. Вокзал расположен очень удобно: с самого краю города, на трассе на Пинск. Тут же показал Альгерду фигурную брусчатку с польских времен.

У водителя некоего микрика спрашиваем, удостоверяемся: сия дорога на Пинск? Отвечает: да, сюда. А может, возьмете? Не могу, говорит, места нету. Ну, что ж, отвечаем, пойдем пешком. Удачи, ребята: вам еще 65 километров. Пошли пешком. Проходим мимо пожарной части, смотрим - три машины уже куда-то с мигалками пронеслись. Спрашиваем у пожарных, что стояли на улице, куда это. Говорят - сено тушить в деревнях. Пошли дальше. Стали в каком-то месте, потом еще прошли за трафикопорождающий поворот и стали там. Посмотрели восход красной луны, простояли минут двадцать или полчаса и только тогда снялись с места. Зато на прямой машине, водитель которой руководствовался навигатором и играл в гонки с неким пижоном на жигулях, ввязавшимся с нами в состязания. Я всю дорогу пытался изучить навигатор, но он как-то странно показывал местность, что я не всегда понимал, к чему какая цифра; хотя вроде все отмеченная на карте ориентиры - речки, развилки и проч. - проезжали вовремя.

Въезжаем в Пинск. Водитель спрашивает: вам куда? Отвечаем: на выезд на Ивацевичи. Но наш драйвер сворачивал за площадью, так что нам оставалось пройти пешком почти весь город. Или подъехать. Я вспомнил, что к выезду можно добраться на автобусе, идущем в техникум. Глянули по расписанию - не скоро еще. Пошли пешком. Когда было уже вовремя - приезжает маршрутка. Стало нам жалко тратить деньги (ну не все же время, и так ужо на автобусе в Столин ехали, нечего). Тем более что до выезда оставалось всего пару остановок. Зашли тут же на остановке в магазинчик за хлебом. Входим, а продавец и говорит: "О, автостопщики пришли". Поговорили. Хлеба не оказалось, и он посоветовал зайти в минигипермаркет Алми, куда мы и пошли. Там Альгерд купил вкусного батона, мы поели его немножко тут же. А потом стали на краю Пинска и стали стопить. Сказывалось приближение ночи: машин было не очень много. Но они шли. Тут Альгерд говорит:
- Четырнадцать двадцать пять.
- Это что такое?
- Во столько мы приедем в Минск.
Тоже мне, Нострадам Предсказамус нашелся. Солнце еще высоко, да мы сегодня ночью уже будем в столице. Может, даже на последнее метро успеем. Минут через 10 мы уехали на "скорой помощи" до трассы М10.

На мостовой развязке оказалось совсем пусто и совсем темно. Не успели еще зайти за мост, как видим - со стороны Лунинца сворачивает грузовик, а ведь мы на этот поворот даже внимания не обращали: кому, интересно, понадобится сворачивать здесь? Оказалось, что понадобилось грузовику. Вот и побежали мы через какую-то залитую водой травку. Но напрасно: грузовик не остановился. Альгерд предлагал идти на мост и стопить на Кобрин, чтобы там уже уехать по М1. И действительно, машин по М10 шло больше, чем в нашу сторону. Но при этом большая часть шла не на запад, а на восток, и немалая часть машин сворачивала в Пинск. До Ивацевичей - около 80 км, до Кобрина же - более 120. А по пути будут еще поглощающие трафик Иваново и Дрогичин. Так что все же решили стоять пока тут.

Стоим. Темно, прохладно, пусто. Стараемся высмотреть какой лесок для ночевки - плоховато тут с леском. В отдалении, правда, стоит какая-то электростанция, но очень уж в отдалении. А поближе к дороги лишь заросли кустов. В принципе, можно и за ними схорониться. Если уж совсем ничего не будет. А вот что-то есть: маршрутка. Правда, маршрутка эта заканчивает свой путь через километр, в соседнем селе. Так что мы остались стоять дальше. Вскоре нас подобрали двое парней на "Жигулях", они ехали в Телеханы. Мы тут же запрыгнули в машину и постарались немножко поспать. Телеханы - это всего полпути до Ивацевичей, но там в окрестностях, я точно помнил, были хорошие леса. Оно и понятно: лыжи-то надо из дерева делать, а не из болота и кустов. Едем.

Меньше, чем через полчасика выходим из машины. Чтобы добраться до леса, нужно сначала пройти всю объездную - около трех километров. Лес даже можно различить на горизонте, хоть ночь и стоит темная. Но это все ничего. Здесь, в Телеханах, оказался такой страшный холод, что даже мы с Альгердом, привычные к отсутствию тепла, принялись идти на максимальной скорости - 8 километров в час, не меньше. У Альгерда была бандана, прикрывающая уши, а у меня только кепка, ушей не закрывающая, так что я снял с себя шарф и завязал его через голову так, как повязывают люди с больными зубами. Стало легче, и мы уже предвкушали ночевку в теплой палатке, как нас подобрали и завезли к Ивацевичам. Очередного чуда не случилось: водитель ехал в город и высадил нас на повороте.

Идем. Машин мало, но поток стабильный. Прошли вперед, к кафешке, в которой давным-давно был пост ГАИ. Постояли там: все же какой-то свет попадает. Но нет: никто нас не спешит забирать. Тем временем совсем уж ночь началась - время около полуночи. И мы подумали: допустим, возьмем мы сейчас машину. На легковой до Минска - три часа, на грузовой - четыре. Ну и что нам делать в столице в четыре утра? Уж лучше сейчас выспаться, а домой поехать с утречка. Так и решили. Прошли в лесок, пока я ставил палатку, Альгерд развел костер и потом сбегал к каналу за водой, - мы даже сварили какую-то кашку и сало пожарили. И отправились спать. Этой ночью откровений от Альгерда не было. Оно и понятно: нет болот, нет испарений - нет и откровений.

День шестой

Выспались вволю: не нужно уже топать по лесу и болотам, спешить некуда. Лишь к вечеру нас ждут в общежитии Института Культуры. Так что мы не торопились. Снова раскочегарили костер, набрали в лесу каких-то травок для чая, с толком позавтракали и почаевничали. Потом залили костер водой и вышли на трассу. Оказалось, что мы стояли не в самом лучшем месте: с правой стороны дороги, чуть дальше бывшего поста ГАИ, есть еще одна кафешка, а за ней - озеро с ельником, весьма живописно и вода чистая тут же, ну и купаться, конечно же, можно. Запомнили это на будущее и принялись стопить. Погода стояла недружелюбная: все небо затянуто и, того и гляди, пойдет дождь.

Через какое-то время уезжаем. Мужик за рулем попался какой-то странный, нервный. Когда Альгерд пытался пристегнуть ремень, наорал на него: не трогайте, говорит, ремень! Как же не трогайте: нам платить полминималки неохота. А он говорит: меня еще ни разу за ремень не останавливали, только за превышение. Ну-ну, вот остановят тебя за превышение, а заодно увидят, что у тебя в салоне никто не пристегнут, - вот тогда будешь знать. Он сворачивал на "катеринку" Р43, а по пути увидел микрик с минскими номерами и все порывался его затормозить светом фар. К счастью, ничего путного у него не вышло, и мы поехали дальше сами.

Дождя еще не было. Вскоре уехали до Барановичей. Там вышли и узрели под мостом двух гопников, они сидели и чего-то ждали. На другой стороне дороги их два друга пытались ловить рыбу в придорожном озерце, но у них ничего не получалось. Простояли мы тут долго. Уже и за гопниками машина приехала (мы сначала обрадовались: ура, застопили!), уж и дождик мелкий пошел, потом он из мелкого стал крупным, а все нам не ехалось. Стояли под мостом, куда ветер заносил не все капли дождя, а примерно половину. Словом, было тоскливо и мокро. И медленно. Как-то невесело заканчивается экспедиция. Альгерд стал настаивать на том, чтобы идти пешком дальше и по пути стопить, но я отказался: я знаю, что впереди до ближайшего моста через три километра ничего хорошего не будет. К тому же дорога шла в гору, и на самой обочине стоял отбойник, мешающий нормальному стопу. Я остался, Альгерд пошел. Правда, потом он вернулся: мокро, знать.

А вскорости мы уехали. Грузовой микрик ехал из Кобрина. Водитель спрашивает: "Вы знаете эту дорогу?" - "Превосходно", - отвечаем. "Тогда, - говорит, - командуйте: куда тут на Борисов?" Что ж, тут самый лучший путь - через Минск. А едет водитель в Борисов на завод "Полимиз" за какой-то хитрой пленкой, которую только там и производят; а пленка им нужна дл того, чтобы упаковывать расплющенный овес. Во как. И поехали мы до Минска. Говорим водителю: чем ехать все время по "олимпийке", лучше будет въехать в Минск, пройти его по объездной и по старой дороге ехать дальше - таким образом, въедете прямиком в город. А заодно и нас высадите (конечно, это была главная причина, но и другая тоже вполне себя оправдывает: въезжать в Борисов лучше именно по Р53). И вот мы уже в Городе, высаживаем Альгерда у Каменной Горки, а еще через пару минут я гляжу на часы - 14.25! Так что Альгердово откровение сбылось. Спустя еще минут двадцать вышел и я на нулевом километре МКАД, рассказал водителю, как ехать дальше, сказал, что на въезде в Борисов именно с этой стороны у бывшего поста ГАИ стоит большой щит с картой города - будет удобно ориентироваться.

И пошел себе домой через последнее болотце.

Что еще?

Примечание к карте. Красным показан наш более-менее точный маршрут. Синим - приближенный маршрут: не можем сказать точно, что шли именно там. Но, судя по всему, - там. Зелеными точками на пути отмечены места ночевок. Фиолетовой точкой под номером 1 отмечено место, где мы встретили клюквопромышленников на танке. Фиолетовой точкой под номером 2 отмечено место, где мы начали путь по "речке".

В 2011 году мы повторили поход:

Про эту запись
My World - My Future
From:victogan
Date:Декабрь, 15, 2009 21:21 (UTC)
(Permanent Link)
Классный отчёт! Надо обязательно попасть туда :)
From:incopolis
Date:Декабрь, 16, 2009 13:56 (UTC)
(Permanent Link)
Приезжай - там на самом деле здорово. Можно даже с велом: местные ездят и даже клюкву таскают.
From:vovidza
Date:Декабрь, 15, 2009 21:29 (UTC)
Откровения Альгерда фееричны!
а отчет отличный
Меня вот помню штрафанули в России под Казанью за непрестегнутый ремень. Ну не меня самого конечо, но водителя. После 20-ти минутных разборок в будке гаишников, куда его вызвали, он сказал что никакого штрафа не было, наверное не хотел нас огорчать. Но мы - люди совестные, дали ему 5 тыс. бел. р.(больше не было) Он сперва отказывался, но мы попросили взять хотя бы в качестве сувенира. Конечно я всегда первым делом как сажусь ремень натягиваю - святое дело, то тогда просто не успел за него схватиться как нас сразу же споймали.

А медведов-волков-кабанов-енотов-полоскунов не встречали? Места вроде не шипко людные
From:incopolis
Date:Декабрь, 16, 2009 14:04 (UTC)
(Permanent Link)
Не, вживую зверей не видели, только множественные следы кабанов да змеи - гадюки.
From:gwlan
Date:Декабрь, 15, 2009 22:52 (UTC)
(Permanent Link)
халера, а я хацеў з вамі паехаць. ды не было ані ботаў рыбацкіх, ані грошай, каб нават у дарогу чаго купіць на пражытак. шкада.

а справаздача шыкоўная. пішы кніжкі)))
From:incopolis
Date:Декабрь, 16, 2009 14:02 (UTC)
(Permanent Link)
Ды вот пишу как раз. Только пока не про походы, а про машинки.
From:ahitech
Date:Декабрь, 16, 2009 12:54 (UTC)
Отличный отчёт!

Никогда в жизни не был на настоящем болоте, хотя вообще ходить с рюкзаком люблю. Думаю, что мне бы там и не понравилось, но это одна из тех вещей, которые надо сделать хотя бы раз в жизни.

Комары не донимали? Сейчас, в принципе, прохладно уже для них...
From:incopolis
Date:Декабрь, 16, 2009 13:53 (UTC)
(Permanent Link)
Не, комаров не было совсем, только эти лосиные клещи иногда донимали.
From:rechitsa1988
Date:Декабрь, 16, 2009 15:56 (UTC)
(Permanent Link)
Читать долго, но интересно :)
эх, прям в болота захотелось..
From:incopolis
Date:Декабрь, 17, 2009 13:38 (UTC)
(Permanent Link)
Дык приезжай и походи. Долго там еще будешь груши околачивать?
From:rechitsa1988
Date:Декабрь, 17, 2009 14:29 (UTC)
Дык зима уже :)
я тут живу на постоянной основе :)
From:incopolis
Date:Декабрь, 17, 2009 14:34 (UTC)
(Permanent Link)
Зимой по болотам - самое то!
From:rechitsa1988
Date:Декабрь, 17, 2009 14:40 (UTC)
Нее, лучше осенью :)
From:incopolis
Date:Декабрь, 17, 2009 14:45 (UTC)
(Permanent Link)
Зимой можно ходить по зимникам. А осенью хорошая погода нечасто бывает.
From:ginjah
Date:Декабрь, 17, 2009 10:35 (UTC)
(Permanent Link)
прочитала все) приятно читать по-русски)
соскучилась..
From:incopolis
Date:Декабрь, 17, 2009 13:39 (UTC)
Что, надоел пиньинь?
Когда домой-то?
From:ginjah
Date:Декабрь, 17, 2009 23:14 (UTC)
не..поднадоели как-то хандзы)

скоро) думаю на зимних каникулах)
From:incopolis
Date:Декабрь, 23, 2009 15:13 (UTC)
(Permanent Link)
Поищи там разных Элмов и привози сюды!..
From:ext_231025
Date:Апрель, 11, 2010 18:47 (UTC)
(Permanent Link)
оригинальный способ клюкву собирать)))