Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Categories:

Минск теперь на панорамах "Яндекса"

Конечно же, я детально изучил эту штуковину, побродил по улицам и много чего интересного и забавного узнал. Сравнил фотки с другими панорамами Минска и написал обзор.



Компания "Яндекс" запустила новый картографический сервис - панорамные фотографии Минска. Я побывал на посвященной этому событию пресс-конференции, засыпал "яндексовцев" вопросами, лично испытал панорамный сервис и сравнил его с аналогичным.

Предшествовало появлению нового сервиса открытие "белорусского Яндекса" год назад. За этот год вся аудитория белорусского Интернета возросла на 19% - до 3 660 000 человек, а рост доли "Яндекса" составил около 100% - до 1 800 000 уникальных посетителей в месяц. При этом компания отыграла 5% рынка у конкурентов. Естественно, на такой мажорной ноте надо привлекать пользователей новыми сервисами. Панорамные фото – как раз один из таких.

Но прежде еще несколько слов про простые Yandex-карты. Если вам мало той информации, которую предоставляет картографический сервис компании (а над ним трудятся около 110 человек), то можете поучаствовать в составлении "народной карты" – вам предоставляется возможность самим дорисовать новые улицы и дома, убрать уже снесенные здания и проезды. Хотя сам "Яндекс" пока что не выбирается со своими картами за пределы СНГ, любители уже в деталях отрисовали карту Парижа.

Популярная услуга – сервис пробок. Если начиналось все с того, что специалисты компании передавали сведения в базу, то теперь в Москве, к примеру, большая часть информации поступает от простых автомобилистов, при этом информация весьма точная: многие люди, сами того не зная, подтверждают сообщения от других водителей. В Минске активность "гражданских вкладчиков" пока пониже, и основную долю сведений поставляют таксисты и водители различных компаний вроде доставщиков пиццы. Чтобы прикинуть, не будет ли по пути домой или на работу пробок, достаточно обратить внимание на цвет, которым выделены улицы. Если цвет зеленый – значит, пробок нет. Если желтый – начинают возникать заторы. Красный, понятное дело, означает пробку. При этом в зависимости от города цвет может означать разные скорости потока. Допустим, в Москве в пределах Садового Кольца после пяти вечера и 20 километров в час – это "зеленая" улица, в Минске же это почти наверняка будет "красная" улица.

Карты "Яндекс" можно просматривать и с мобильников: поддерживаются такие платформы как Windows Mobile, Symbian, Java, Android, Blackberry, Samsung Bada, Maemo и iPhone OS. При этом на вопрос журналиста, а где же карты под Samsung Bada (на страничке презентации она не была указана), представители компании Сергей Петренко и Андрей Стрелков ухмыльнулись и пожурили корейского вендора, который в официально поставляемые смартфоны с этой системой установил карты "кривым путем", и пользователям приходиться "выковыривать" их вручную. Словом, почти на любой телефон можно поставить карты от "Яндекса". И пусть в списке поддерживаемых платформ нет Windows 7 – можно всегда запустить Java-версию (j2me).

Был задан вопрос и о частоте обновления спутниковых снимков. Допустим, на карте можно видеть какой-нибудь дом, которого уже давно нет, или улицу до ее перестройки. Вот пример: перекресток улиц Кальварийской и Клары Цеткин в Минске. Здесь возводят высотный дом. Сейчас в нем ровно 30 этажей, и строительство продолжается. На карте "Яндекс" мы видим пустую стройплощадку без единого возведенного этажа.



А на карте Google – уже десятка полтора этажей.



Так вот, компания старается обновлять спутниковые карты крупных городов ("миллионников") хотя бы раз в год, так что, вероятно, и текущая карта Минска скоро будет перерисована - спешите делать скриншоты и потом сравнивать версии за разные годы.

Как правило, крупные картографические сервисы покупают "исходники" у одних и тех же компаний. Фотографии определенного разрешения (точности) зачастую предоставляет лишь один поставщик. Известна в Интернете история о "черных пятнах" на космических снимках: далеко на Чукотке, к западу от поселка Эгвекинот, есть черный прямоугольник. Причем он проявлялся на картах и "Яндекса", и "Космоснимков", и MapQuest, и Google, и Yahoo, и Bing.



Последние трое свои снимки потом заретушировали, а MapQuest как будто купил новые, на этот раз зимние снимки, но у остальных "черная дыра" осталась (изучить ее на Yandex-картах можно вот тут). Можно предположить, что при съемке этого фрагмента или тучи были слишком плотные, или спутник на долю секунды "отвлекся", и при склейке получилась дыра. "А пачпорта переписывать не стали". На сайте РосГеоКосмоса черная дыра выглядит по-иному – похоже, использовали свой собственный спутник. Так вот, это мы к тому, что не подробные спутниковые снимки практически у всех картографических интернет-сервисов выглядят примерно одинаково, а вот подробные карты будут отличаться: ищите лучшие по своему усмотрению.

Переходим к панорамным фотографиям. Сегодня "Яндекс" умеет показывать панорамы 55 городов России, 31 города Украины и пока только одного города Беларуси. Кстати, процесс панорамирования других областных центров нашей страны начнется в ближайшее время. Для съемки Минска пришлось затратить почти месяц, при этом лишь 16 осенних дней с 17 сентября по 11 октября 2010 года оказались погожими и подходящими. За все это время автомобиль с квартетом фотоаппаратов на крыше накатал 1010 километров по улицам столицы и сделал 94 268 фотографий, из которых потом склеили 23 567 панорам. Сквер перед Театром оперы и балета, Остров мужества и скорби, Площадь Независимости снимали пешком с помощью штатива.

Помимо самого Минска, в панорамный объектив попали также национальный аэропорт ("Минск-2") с дорогой до него и Музей народной архитектуры и быта в деревне Озерцо. А вот некоторые районы оказались "неотпанорамлеными" – например, давно уже заселенные Каменная горка и Домбровка или промзона в Шабанах.

К слову, во всех городах использовалось лишь по одному автомобилю, и лишь в Москве фотосъемку вели сразу два экипажа.

Но в целом, нужно признать: покрытие очень хорошее (по словам представителей компании, до 75-80% всех улиц столицы), и теперь пользователи при наличии хорошего интернет-канала могут смотреть "бесшовную" фотосъемку всего Минска. На обзорной карте улицы с панорамами выделены темно-синим цветом.



Мы не удержались и спросили у представителей компании о наличии юридических претензий отдельных граждан. Мол, в Европе и Америке люди повадились подавать в суд на компанию Google за то, что их аналогичный сервис Google StreetView показывает лица без согласия их "носителей". Компания вынуждена была затирать и смазывать черты лица. Оказывается, в наших странах законодательство либеральнее, и если человек не является целью съемки, то его согласие не требуется: машины фотографировали улицы и здания, а их согласия точно спрашивать не нужно.

Более того, люди в наших краях настолько отличаются по менталитету, что специально лезли в кадр, чтобы потом отыскивать себя на снимках. А то и вовсе флешмобы устраивали. Например, в Питере четверо участников выстроились на пешеходном перекрестке у Лермонтовского проспекта и 10-й Красноармейской улицы таким образом, что фотография стала очень похожей на обложку пластинки "Abbey Road" группы Beatles (посмотреть самому можно вот здесь).



В Донецке люди устроили "тюремный флешмоб": выстроились вдоль Театрального проезда (между улицей Артема и бульваром Пушкина) лицом к стене с руками за головой - кто стоя, кто на коленях, кто лежа, всего 81 человек (поразглядывайте их вот тут).



Мы задали еще один каверзный вопрос. Вот, к примеру, если я, обычный гражданин, начну фотографировать Администрацию президента, то специально обученный человек в форме тут же принесет мне неприятности. Что было в случае с "панорамомобилем"? Был получен такой ответ: все съемочные работы согласовали с руководством города (между прочим, от начала первых изысканий и переписки до запуска сервиса прошло около 7 месяцев), и снимать "Президенцию" никто не мешал.

Хотя, конечно, и имелся определенный список объектов, которые панорамировать запретили. Так что пришлось составить маршрут машины таким образом, чтобы эти объекты и краешком не попали в объективы.

Словом, "черных дыр" и размытых пятен на месте зданий мы не найдем. Но справедливости ради заметим, что объехать вокруг резиденции автомобилю все же не разрешили, и посмотреть на нее можно только с перекрестков.

Зато кое-где можно видеть забавные нестыковки при склейке в единую панораму отдельных кадров. Ведь при фотографировании перемещается не только сам съемочный автомобиль, но и другие машины, люди, по-другому падают солнечные лучи, автомобиль с фотокамерой трясется на выбоинах. Один из самых известных "панорамных артефактов" – так называемые "полбуханки": автомобиль УАЗ-452, имеющий народное прозвище "буханка", в Волгограде на улице Исторической у ее перекрестка с улицей Домостроителей лишился почти половины своего кузова и пары колес (рассматриваем аккурат здесь).



Нашли мы неточности и даже ошибочки в Минске. Вот, например, известное здание Института журналистики. Во-первых, можно разглядеть сразу две адресные таблички, одну рядышком с другой. А во-вторых, обратите внимание на синий "висящий в воздухе" квадратик, указывающий номер дома (опция "Яндекса", помогающая в ориентировании): здесь написано "13", хотя журфак имеет адресный номер 9, о чем и обе таблички, кстати, гласят. А несчастливый адресный номер был у здания давно-давно, еще в процессе его затяжного строительства.



Вот еще парочка нестыковок. Например, самолет Су-7БМ за листвой превратился в бледную тень – как будто и нет его. Название улицы тоже написано с ошибкой: правильное написание – "Карвата".



А вот нечетко склеенный вагон российского состава. Ферроэквинологи (исследователи железных дорог) могут назвать точное время съемки с этой точки улицы Франциска Скорины.



Отметим, что это не первый панорамный сервис, изображающий белорусскую столицу. До "Яндекса" успели появиться панорамы от информационного агентства "Интерфакс". Давайте-ка сравним их. Вывод однозначный: карты от "Яндекса" по всем параметрам лучше и удобнее. Панораму можно вывести на ширину экрана, в то время как панорама конкурента занимает лишь чуть больше половины монитора, при этом 15% полезной площади панорамы занимает забитая рекламой карта, которую нам не удалось скрыть. Снимки "Яндекса" можно крутить не только по горизонтали, как у "Интерфакса", но также и немножко вверх-вниз. Детализация также не является сильной стороной фотографий от информагентства. Наконец, Yandex-карта значительно свежее: как известно, панорамы "яндексмобиль" снимал в сентябре-октябре 2010 года, и упомянутая нами выше стройка успела вырасти уже до 15 этажа.



На "Интерфакс"-панорамах подъемные краны возятся лишь с третьим этажом: похоже, съемка сделана не позже мая.



"До кучи" еще и удобство управления у "Яндекса" лучше: перемещаться по улицам можно не только с помощью стрелочек, но и установкой маркера в любом месте на линии улицы: у "Интерфакс"-панорам такого нет, равно как нет и интерактивной нумерации домов и отображения выходов из метро. А кроме того, "интерфаксовские" снимки совсем нельзя приближать, в то время как "яндексовские" фотки поддерживают до 12 ступеней зуммирования.

Попутно отметим, что возможность просмотра панорамных снимков города есть и у пользователей известной электронной карты Минска CityInfo, однако там есть панорамы лишь отдельных мест города, снятых, как правило, с какой-либо высокой точки. Число панорамных видов постоянно увеличивается благодаря работе пользователей.



Чтобы насладиться панорамными видами любимого города в полной мере, нужно иметь хорошее интернет-соединение, тогда даже при полноэкранном просмотре фотографии будут сменять одна другую практически без задержек. Начните со своего дома или места работы: вдруг под подъездом стоит ваша машина или гуляете вы сами. А вдруг увидите семидверную Volvo XC90 с лишней парой колес, как вот эта возле дома №5 по улице Якуба Коласа.



А может, вы ехали вот в этом свадебном лимузине редкой марки Excalibur?



Ну вот, опять авария на площади Победы…



Автомобиль с фотоаппаратами на крыше по пути в аэропорт, у Кургана Славы, даже сам себя сфотографировал, точнее тень своей фотоустановки. И возле "Вернисажа" тоже, и по улице Карвата, и много где еще.



А вы можете прогуляться вдоль зеркальных витрин в городе и попробовать поймать отражение "яндексмобиля". Мы исследовали много витрин и окон, но машинка все не давалась. Но вот вроде бы удалось "выщемить" ее в одном из последних в городе уличных зеркал для автомобилистов – на улице Можайского. Однако абсолютно четкой картинки все же нет. Туда загляните сами, а мы вам покажем отражение "панорамизатора" в троллейбусе на улице Немига.



Теперь ваша очередь!

http://news.open.by/it/53411
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments