Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Categories:

Автомобили и самолеты SAAB - на почтовых марках

SAAB - это небо и песня, это трасса и турбо. Эта шведская компания ранее выпускала одни из лучших пассажирских самолетов, а сейчас продолжает делать одни из лучших в мире истребителей и столь же одни из лучших автомобилей. Немало ее продукции попало на почтовые марки, около половины из которых - шведские.



Автомобиль SAAB 99 в полицейском исполнении на шведской марке 1975 года. На заднем плане - знаменитая Стокгольмская ратуша (1911-1923) со 106-метровой башней. Автомобиль SAAB 99, пошедший в серию в 1966 году, в 1978-ом стал первой моделью марки с турбодвигателем, - именно с нее началось триумфальное шествие турбоконструктивного мышления компании. Сегодня "СААБ" и "турбо" обозначают одно и то же. Всего к 1984 году было построено 588.643 машины этой модели.




Пассажирский самолет SAAB 90 Scandia на шведской марке 1984 года. Это была очень удачная модель самолета, но в то время (первый полет - в 1946 году) рынок начали экспансивно завоевывать "Мартины 2-0-2" и "Конвэйры-340", которые были чуть хуже по характеристикам. Так что к 1954 году изготовили всего 18 экземпляров, все отправились впоследствии в авиакомпании Бразилии. Между тем еще в Европе один самолет осуществлял регулярные рейсы в Москву. До наших дней дожил лишь один нелетный экземпляр.




Еще один SAAB 99 на марке островов Тёркс и Кайкос выпуска 1984 года. Судя по фальшрешетке радиатора, это именно модификация Turbo.




Пассажирский лайнер SAAB 340 на шведской марке 1984 года. Самолет 1983 года стал современное версией SAAB 90 Scandia и вообще оказался довольно удачной моделью, хотя конкуренция со стороны дешевых "джетов" и вынудила свернуть производство в 1999 году после выпуска 459 машин. Авиакомпания Estonian Air летает на таком самолете в Минск.



А вот это вроде и похоже на предыдущую марку, да вроде бы и нет. Уж слишком "по-компьютерному" она выглядит. Кроме того, полоска на хвосте имеет другой изгиб. Вероятно, это все же не была отдельная марка, а просто реставрация упомянутой выше.




Автомобиль SAAB 96 на марке Гренады 1988 года. Это была третья модель компании, которая выпускалась с 1960 по 1980 годы (всего построили 547.221 экземпляр). Модель 96 стала удачным гонщиком (о чем ниже) и стала удачной экспортной моделью, - именно с нее началось продвижение марки за рубеж. Автомобиль стал героем известного фильма "Сбрось маму с поезда".




Автомобиль SAAB 92 на шведской марке 1992 года. Наконец-то увековечили самую первую серийную модель компании, выпускавшуюся с 1949 по 1956 годы (построили 20.128 единиц). Автомобильчик с очень низким коэффициентом аэродинамического сопротивления Сх=0,30 под управлением Греты Моландер пришел к финишу первым на Ралли Монте-Карло'52. Машина поначалу красилась только в бутылочно-зеленый цвет - якобы на фирме оставалось много такой краски, предназначенной для военных самолетов.




Истребитель SAAB J35 Draken на марке Маршалловых островов 1995 года. "Дракон" - один из самых красивых в мире истребителей, к тому же обладающий неординарным дизайном. С 1955 по 1974 год построили 644 самолета этой модели, которые использовались до 2005 года в Европе и Национальной Летной Школе гражданских (!) пилотов США. В красной раскраске самолет просто прекрасен.




Истребитель SAAB JA37 Viggen на марке Маршалловых островов 1995 года. Эта модель как раз заменила упомянутого выше "дракона" SAAB J35 Draken.Самолет выпускался с 1967 по 1990 годы - построено 329 штук. Модификация JA37 образца 1979 года отличалась особым вооружением. Несмотря на то, что самолет предлагался для экспорта, использовался он только в ВВС Швеции.




Гоночный автомобиль SAAB 96 на шведской марке 1997 года, посвященной Ралли Монте-Карло'63. Слова в верхнем углу, перевернутые вверх ногами, означают дословно "Карлссон на крыше" - именно так в оригинале называется известная книга Астрид Линдгрен. А гонщик Эрик Карлссон однажды (а точнее, несколькожды) умудрился перевернуть свой "СААБ" на крышу, за что и получил аналогичное прозвище. Вот тут - самый известный из его переворотов. В том году (равно как и в предыдущем) он выиграл в Ралли Монте-Карло. Именитый пилот до сих пор жив.




Истребитель SAAB J29 Tunnan на шведской марке 2001 года. Этот самолет неспроста прозвали "летающая бочка" - кажется, будто реактивный двигатель просто примотали под днищем. Первый полет состоялся в 1948 году, а к 1956 году изготовили 661 экземпляр, - это до сих пор самый высокий показатель среди всех самолетов марки. Как обычно, самолет опережал свое время и был очень хорошим. Самолет использовали даже войска ООН в Конго.




Учебный самолет SAAB 91 Safir на шведской марке 2001 года. Он изображен в правом углу. "Сапфир" стал первым из одного из трех гражданских направлений марки: модель 90 - пассажирский самолет, модель 91 - тренировочный самолет, модель 92 - автомобиль. С 1945 по 1966 год построили 323 самолета - легких, красивых и с хорошими летными качествами. Самолет использовали более чем в десяти странах, и до сих пор на нем осуществляются полеты.




Истребитель SAAB JA37 Viggen на марке Либерии 2003 года. Тут он подписан как Thunderbolt - это по-английский то же самое, что по-шведски Viggen: удар молнии.

Пассажирский самолет SAAB 340 на марке Аландских островов 2007 года. Про сам самолет я рассказывал выше, так что тут скажу пару слов про острова. Аландские острова, принадлежащие Финляндии, обладают самоуправлением, собственным флагом, гербом, интернет-доменом и собственной почтой. А в столице - Мариехамне - общественный транспорт бесплатный. Говорят здесь, кстати, на шведском. Местная авиакомпания - Air Aland - использует два самолета SAAB 340.




Пассажирский самолет SAAB 340 на марке Олдерни 2008 года. Олдерни - это один из островов коронного владения Гернси (фактически часть Великобритании), но тоже имеет свой флаг, герб, парламент, валюту и почту. Во время войны на острове были концлагеря, а сейчас туристов привлекает единственная железка, работающая в музейном режиме и таскающая метрошные (!) вагоны, да аж две авиакомпании. Одна из них - Aurigny Air Services (первое слово - название острова на исчезнувшем местном диалекте) - и "отмечает" на марке свое 40-летие. В начале двухтысячных она избавилась от SAAB 340, но на марке его нарисовали как дань памяти.




Истребитель SAAB JAS39 Gripen C на марке Тайланда 2012 года. "Грипен" - самый новый истребитель компании, и один из самых лучших в мире, машина четвертого поколения (по другой классификации - "4+"), построенная по аэродинамической схеме "утка". Первый полет состоялся в 1988 году, начало эксплуатации - лишь с 1997 года. По состоянию на 2012-2013 годы, было построено 264 машины. Самолеты находятся на вооружении Швеции, Венгрии, Чехии, ЮАР, Тайланда и Великобритании. В Тайланде с 2011 года используется шесть самолетов модификации "С", всего заказано 12 истребителей. Стоимость каждого - около 48 миллионов долларов.




Истребитель SAAB J35 Draken на марке Гвинейской Республики. В каталогах мне не удалось найти ни единого упоминания об этом выпуске, - саму марку и большой блок к ней предлагает некий интернет-магазин, торгующий марками. Быть может, это довольно искусная подделка или просто сувенирная марка. Подозрение вызывает и то, как нарисован самолет на большом блоке. Обратите внимание, какой длинный получился у самолета нос - совсем не такой, как на самих марках; хотя, может, это от необычного ракурса так кажется. Раскраска самолета указывает на то, что это авиакрыло F 13 "Норрчёпинг"



Автомобиль SAAB 95 на непочтовой марке компании A&BC 1971 года. Это были тематические выпуски марок в пластиковых кейсах, предназначенных для коллекционирования. Всего был изготовлен 21 выпуск, общее число марок - 114. Выпуск №19 целиком посвящен машинам Швеции - SAAB 95 V4, SAAB 99 Saloon, а также Volvo 144S, Volvo 164 и Volvo 1800E. Повторяю: эти марки не предназначались для оплаты почтовых услуг.




Автомобили и самолеты SAAB на непочтовых марках компании Zazzle.com. Эта контора занимается изготовлением сувенирных марок на заказ, причем покупатель сам может сформировать изображение на марке по шаблону. В образцах картинок есть и машины, и самолеты, и просто отвлеченные рисунки, связанные с фирмой SAAB. Повторяю: эти марки не предназначались для оплаты почтовых услуг.



Вот и все марки с изображением воздушных и дорожных самолетов SAAB, что мне удалось найти. Если вы знаете еще какие-то, - сообщите!


Летайте автомобилями SAAB!

P.S. Эту статью уже перевели на украинский язык! Вот: http://orgcommunication.ru/?p=4397
Tags: saab, деньги, машинки, самолеты, собирательство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments