Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Category:

Зачем меняют номера автобусных маршрутов

В июне в Минске в очередной раз изменились маршруты некоторых автобусов и троллейбусов. Кроме того, некоторым старым маршрутам присвоили новые номера - идет процесс унификации. Но вот сделает ли это удобнее жизнь минчан и гостей города?




Автобусы в Минске имеют номер из одной, двух или трех цифр, некоторые маршруты помечены дополнительным буквенным индексом. Вот с буквами-то в последнее время и творится неразбериха. Стали добавляться новые, убираться старые, некоторые номера обросли сразу несколькими буквами в номере. К чему все это?

Литерные номера

Давным-давно, несколько десятков лет назад, у некоторых автобусов появились первые буквы. Так, литера "А" означала, что автобус - дополнительный: его путь несколько отличается от нити основного маршрута. Автобус мог идти сокращенным маршрутом, сворачивать на другую улицу, идти параллельной дорогой и даже иметь совсем иную конечную; а мог, например, ходить только в часы "пик". Для этих же целей стала служить и буква "Д". Многим минчанам известна триада автобусов с общим номером 113: простой 113-й ходил от Московского автовокзала к тубдиспансеру в Боровлянах, №113А - к НИИ онкологии там же, а №113Д - к тому же НИИ онкологии, но уже от диспетчерской станции Карбышева. Была и тройка "двадцать седьмых", где №27А был скоростной вариацией маршрута №27, а №27Д - дополнительной версией этого №27А.

В последнее время число букв увеличилось. Так, появилась буква "В". Применительно к маршруту 9В она означала, что автобус ходит по вечерам, а что она значит в номере 68В - неизвестно. Буква "С" со временем стала обозначать скоростной маршрут, который при этом не дублирует другой, основной, а существует сам по себе. То есть, если имеется автобус №91С, то просто №91 быть не может. Наконец, ввели букву "Э" - экспресс: проезд на автобусах этого маршрута - за увеличенную плату. Городские трехзначные номера, начинающиеся с пятерки, более десяти лет назад стали обозначать коммерческие маршруты. Именно "пятисотые" стали предтечей для современных маршрутов с буквой "Э".

Есть еще буква "Т" - формально она присваивается всем маршруткам в пару к четырехзначному номеру. Но иногда "Т" обозначает, что автобус следует по маршруту троллейбуса, - это когда из-за дорожных работ "рогатые" проехать не могут. Кроме того, буква "К" присваивается автобусам, в которых не действуют льготы, и может входить в сочетание вида "1111-ТК".

Еще недавно эта система была полна несовпадений и несоответствий. Например, несколько лет назад существовали два автобуса-экспресса: №576 и №576Д. При этом у них не было ни одного совпадающего участка маршрута, и остается лишь радоваться, что их пути хотя бы единожды пересекались - на площади Бангалор: простой 576-й шел с Ангарской-4 в Ждановичи, а 576Д - с Софьи Ковалевской на Карбышева.

Впрочем, оставим дела минувших дней. А что сейчас? Транспортные службы исправляют все огрехи и недочеты и приводят систему к единому и - как они считают - толковому виду. Так, если раньше пассажир мог сесть в автобус и удивляться, почему это тот пропускает некоторые остановки, то сейчас такие маршруты маркируются буквой "С" - скоростной. Таких маршрутов уже два десятка. Но, нужно отметить, некоторые все еще пропускают остановки, а буквой "С" не обзавелись. К лету нынешнего года избавились от номеров с индексом "А".

Несколько лет назад в стан "исконно экспрессных" пятисотых маршрутов закрался лазутчик - №118Э, который, несмотря на номер, также был экспрессом с повышенной ценой билета. А с 20 июня 2011 года среди городских автобусов не осталось ни одного, чей трехзначный номер начинался бы на пятерку: их все заменили обычные номера с индексом "Э". И это обстоятельство вызывает тревогу. Во-первых, когда был единый массив экспрессных номеров, было легче ориентироваться. Во-вторых, любая лишняя буква в номере все-таки усложняет запоминание. Что легче усвоить жителю Серебрянки: что в Ждановичи идет №555 или его новодельный аналог - №151Э? В-третьих, эти буковки так и норовят затеряться и быть не увиденными: цифры большие, буква маленькая, - не заметил, ошибся и едешь по полуторному тарифу. В четвертых, в устной речи эти "Э" не очень хорошо передаются и воспринимаются. Вот сказали, к примеру, приезжему: "Садитесь на автобус номер 76", и он стоит, ждет, а мимо только какие-то 76Э проезжают. Особенно эта неприятность проявляется при устной передаче таких шедевральных индексов маршрутов, как №5ДЭ или №83ДЭ.

Дополнительные страсти

Если взять список всех маршрутов, то можно увидеть, что некоторые номера, в том числе из первой сотни, не заняты. Частично это связано с разного рода школьными и служебными автобусами, вроде №96, который везет детей в хореографическую школу. А некоторые номера не заняты по необъяснимым причинам. Например, в прошлом году изменили маршрут автобуса №63 и зачем-то присвоили ему новый номер - 163. В массиве от 130 до 160 дюжина незанятых номеров, зато есть сто семидесятые (некоторые экспрессные) и сто девяностые (временные) маршруты.

Номера некоторых служебных маршрутов представляют собой "вэшную" или "дэшную" версию обычных маршрутов. Так, всего по два рейса в день делают автобусы №52Д (от вокзала в Колядичи), №72Д (от автостанции "Автозаводская" к метродепо "Могилевская" - чуть более двух километров), №79Д (заезд к станции аэрации), при этом у маршрутов №72 и №72Д общего почти ничего нет. А автобус №79В - это укороченный служебный №79Д, и делает он аж 4 рейса в день.

Если уж проводить унификацию, в соответствии с которой усеченному/измененному маршруту присваивается буква "Д", то придется перекроить слишком много маршрутов. Троллейбус №46 полностью дублирует №53 и поэтому его следует переименовать в №53Д, и так далее: №12 - в №40Д, №22 - в №12Д, №43 - в №59Д, №54 - в №33Д, автобусы №39 - в №18Д, №69 - в №1Д, №102 - в №3СД, и даже "сотка" - это всего лишь укороченный вариант новоназванного №115. Но тогда уж в городе будет совершенная путаница, и без нее хватает нумерологических опусов. Вот, например, автобус №13Д своим индексом должен показывать, что это вариант маршрута №13. При этом у них совпадают лишь конечные и по нескольку перегонов вблизи них, а остальные три четверти своего пути №13Д идет обособленно от №13. Когда-то по маршруту нынешнего №13Д ходил автобус №35, потом его прикрыли, а когда, одумавшись, возобновили, то номер уже был занят, и тридцать пятый ездил в Дружбу, так что пришлось присвоить вот такой неказистый и нелогичный номер. Но если уж давать букву "Д" тем маршрутам, у которых совпадают конечные, то снова нас ждет громадье индексов: аналогичная ситуация у автобусов №№12, 17 и 42 и других. Так что, пожалуй, в данном конкретном случае надлежит следовать заветам предков: давнины не рушить, новизны не вводить... Однако же система нумерации так и будет хромать дальше.

А если в очередной раз начнутся дорожные работы на троллейбусном маршруте, и часть троллейбусов придется заменить на автобусы? Вместо троллейбусов №№3Д, 17Д, 39Д, 41Д могут появиться автобусы №№3ТД, 17ТД, 39ТД, 41ТД... А если еще у них, в угоду ремонту, убрать несколько остановок, то они станут скоростными, и мы получим какого-нибудь уродца №39ТДС.

Ах, если бы

Кстати, в некоторых городах за границей существует сквозная нумерация всех маршрутов - и автобусов, и троллейбусов, и трамваев. То есть, к примеру, №5 - это автобус, и троллейбуса с таким номером не существует. У нас же на протяжении всей улицы Кабушкина можно сесть как на шестнадцатый автобус, так и троллейбус; аналогичная ситуация с маршрутами №23 на улице Карла Либкнехта, №32 на конечной "Малиновка-4", №33 на всей улице Сурганова, №45 на Московской; в конце Логойского Тракта легко спутать "единички" трамвая и троллейбуса, рядышком находятся одноименные троллейбусная и трамвайная остановки "троек" в районе станции метро Партизанская, а на вокзале - "четверок".

Было бы неплохо, если бы нумерацию городских маршрутов организовали по принципу железнодорожных: там поезда с номерами до сотни - скорые, трехсотые - сезонные, девятисотые - почтово-багажные и грузопассажирские, и так далее. Скажем, номера до двухсот - пускай будут обычные городские маршруты, двухсотые - скоростные, трехсотые - экспрессы, четырехсотые - "часопиковые" и временные, пятисотые - по выходным, шестисотые - школьные и служебные. И благодаря такой (или подобной) системе людям проще станет ориентироваться в уже существующих маршрутах и запоминать новые. Вот, скажем, автобус №405 - он ходит только утром и вечером, и номер из нестандартного массива будет легче учитывать (или не учитывать) при составлении маршрута. Но вот беда: у нас руководствуются пунктом 36 Правил автомобильных перевозок пассажиров, в соответствии с которым нужно использовать буквенные индексы, а всякие двухсотые, трехсотые и четырехсотые маршруты и вовсе закреплены за пригородными автобусами. Так что остается возиться с индексами. А минчане продолжают закидывать вопросами и жалобами тематический форум интернет-портала Минского горисполкома.

http://news.open.by/country/56151
Tags: open.by, Минск, городская жизнь, журналистика, стацця, транспорт
Subscribe

  • Остров сокровищ. А что дальше?

    Когда читаю интересную книгу, у меня в голове возникают два вопроса: 1) Есть ли у книги продолжение? 2) Есть ли у книги экранизация? Часто, к…

  • Неизвестная авиакомпания из Беларуси!

    Обнаружил в шкафу такую потертую, с пятном, футболку с рекламой авикомпании Nemiga Airlines. Перечислены направления: Minsk, Gomel, Brest, Vitebsk,…

  • Minsk на кассетах

    Много чего в мире названо в честь Минска (когда-нибудь расскажу подробно). А пока что расскажу и покажу одну классную вещь. Есть в глубинке США, в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments