Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Category:

Как отбирали и возвращали студенческие льготы

Очередная статейка-исследование-сравнение с соседями. Как отбирали и возвращали студенческие льготы.

Минским студентам разрешили ездить на городском общественном транспорте бесплатно. Напоминает известную шутку о том, что для того, чтобы сделать человеку хорошо, нужно сначала сделать плохо, а потом вернуть все как было. Правда, тут сделали даже лучше, чем было. Но только для минских студентов. OPEN.BY изучил, как у студентов льготы отбирали и как их возвращали обратно.

Как льготы отменяли

На пресс-конференции для руководителей белорусских СМИ президент Александр Лукашенко сказал по поводу предстоящей отмены льгот, что это те льготы, которые "уже сегодня моим решением не действуют". "Надо просто сегодня внести поправки в закон, где эти льготы давались", - отметил он. По его словам, эти льготы будут переориентированы на многодетные семьи, на детей, на программы поддержки матерей и семьи в целом, на здравоохранение в плане родовспоможения. "Мы отдадим даже больше, чем объемы льгот, которые мы ликвидируем", - заявил президент. Александр Лукашенко также подчеркнул, что решение об отмене ряда льгот он принял еще до президентских выборов.

Два месяца спустя, 14 июня 2007 года, Александр Лукашенко подписал закон "О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан". Любопытно, что заместитель главы Администрации Президента Наталья Петкевич заявила в парламенте: "Проект закона на всенародное обсуждение выноситься не будет". Закон депутаты одобрили. В соответствии с ним, с 17 декабря того же года дети, доноры, "чернобыльцы", ветераны войны, инвалиды и студенты лишились многих льгот. Правда, им пообещали, что льготы не отобрали насовсем, а лишь будут их по-новому распределять.

Рассмотрим подробнее, что произошло со студенческими льготами.

Итак, учащихся и студентов лишили 50-процентной скидки на проезд в городском общественном и пригородном транспорте. Учащихся и студентов-очников лишили еще и 50-процентной скидки на проезд внутри республики с 1 октября по 30 июня по субботам, воскресеньям и праздникам. Не могут больше за полцены скататься студенты-очники домой и в дни зимних каникул, - им полагалась такая льгота во все дни недели с 1 января по последнее число февраля.

За три недели до вступления в силу нового закона, 23 ноября на встрече со студентами местных вузов в Могилеве Александр Лукашенко сказал, что университеты сами должны распределять деньги на проезд. "Мы могли бы поднять уровень стипендий, но это не снимет вопрос, так как студенты могут потратить деньги не на проезд. Поэтому решение должно приниматься конкретно по каждому случаю", - заявил лидер страны.

Несколько дней спустя, 28 ноября, члены Правительства в течение нескольких часов отвечали на вопросы парламентариев. Больше всего вопросов было адресовано вице–премьеру Правительства Александру Косинцу. По поводу льгот он заявил следующее: "Рассматривается возможность компенсации бесплатного проезда для определенных категорий студентов. Сейчас рассчитывается, какое количество студентов нуждается в предоставлении такой компенсации. Президент поддержал это предложение. Кроме того, им было дано поручение рассмотреть вопрос и в целом об увеличении стипендий".

Словом, у студентов льготы отобрали, но пообещали сделать жизнь лучше.

Как льготы возвращали

В конце февраля часть льгот стали возвращать. Но не студентам, а школьникам. Постановлением Совета Министров №202 "О некоторых вопросах проезда обучающихся" от 16 февраля 2011 года учащимся общеобразовательных учреждений Беларуси было предоставлено право бесплатного проезда в общественном транспорте от места жительства до школы и обратно в период с 1 сентября по 30 июня. Сначала предполагалось, что нулевая такса будет действовать только при проезде от дома до школы и обратно, но потом решили обойтись без этих ограничений. 16 марта этого года на 7-й сессии Минского городского совета депутатов решение было окончательно принято, а 6 апреля официально опубликовано. Итак, с 7 апреля школьники получили право ездить бесплатно круглогодично.

Любопытно, что когда OPEN.BY тестировал интернет-переводчики, "скармливая" им эту новость, то некоторые системы упорно переводили слово "школьники" как "students". Мы им за это сделали выговор, а они, оказывается, были провидцами!

Менее недели назад, 9 сентября, председатель Минского горисполкома Николай Ладутько сообщил, что минским студентам могут предоставить бесплатный проезд в транспорте. По его словам, Президент дал поручение проанализировать, есть ли возможности у городских властей для введения бесплатного проезда для столичных студентов. "Все же они активно передвигаются по городу, у нас учатся 120 тыс. студентов дневных отделений вузов", - сказал минский градоначальник.

Николай Ладутько отметил, что такая возможность существует в рамках той дотации, которая выделена городским бюджетом, для работы общественного транспорта. "Принципиально такая возможность в бюджете есть. Не позднее понедельника такое решение будет принято", - сказал Николай Ладутько.

Путаница в сроках

На следующий день, 10 сентября, в эфире программы "Картина мира" на канале "РТР-Беларусь" Николай Ладутько сказал: "Я могу сегодня уверенно сказать - мы изучили в пятницу данный вопрос, сделали соответствующие расчеты. С понедельника студенты города Минска могут передвигаться по Минску достаточно свободно по системе общественного транспорта". Как отметил председатель Мингорисполкома, эта норма будет распространяться на студентов только дневной формы обучения "по студенческим удостоверениям". Впрочем, в мэрии были не столь оптимистичны и точных сроков не разглашали: мол, "Минсктранс" в настоящее время прорабатывает вопрос предоставления студентам права бесплатного проезда в коммунальном пассажирском транспорте. После чего предполагается подписание соответствующего нормативного акта.

Правда, в понедельник кондукторы и контролеры все так же требовали у студентов оплатить проезд. Мингорисполком сообщил, что данная норма начнет действовать 1 октября. В пресс-службе Мингорисполкома пояснили, что данное расхождение в информации связано с тем, что решение горисполкома требует длительного согласования, в том числе с депутатами Мингорсовета, а "Минсктранс" имеет право принимать такое решение самостоятельно, без согласований.

На следующий день, 13 сентября, кое-кому из студентов удалось проехаться бесплатно, но у многих все еще требовали платы за проезд. В тот же день вопрос, наконец, решили. В сообщении пресс-службы, размещенном на официальном портале Мингорисполкома, было сказано: "С 13 сентября 2011 года студентам и учащимся дневной формы обучения учреждений города Минска, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, предоставлено право бесплатного проезда на автомобильном транспорте общего пользования регулярного городского сообщения, городском электрическом транспорте и в метрополитене Минска". Таким образом, ТКУП "Минсктранс" предоставило льготы студентам и учащимся, не дожидаясь официального вступления в силу нормативных актов. А вот проездные билеты, приобретенные на сентябрь 2011 года, обмену и возврату не подлежат.

Таким образом, минским студентам не только восстановили льготы, но даже и расширили их, - правда, это касается только внутригородского проезда и только студентов минских вузов.

Что у соседей?

Кстати, а как обстоят дела у наших соседей? Недавно мы писали о том, сколько стоит проезд в соседних столицах и сколько разовых билетов может позволить себе средний житель страны. С тех пор кое-где цены выросли. Давайте-ка вкратце изучим вопрос льгот "у них".

Москва. Одна поездка в метро стоит 28 рублей (курс доллара - 30 рублей). Для учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования, студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования предусмотрен льготный месячный проездной без лимита поездок стоимостью 350 рублей. Билет на наземный городской транспорт стоит 25 рублей (при покупке у водителя - 28 рублей). Месячная карта "для учащихся общеобразовательных учреждений, имеющих лицензию на право образовательной деятельности и государственную аккредитацию, для учащихся (студентов), осваивающих образовательные программы в очной форме в учреждениях начального профессионального, профессионального образования" стоит 230 рублей. То есть, для студентов месячный проездной на все автобус, троллейбус, трамвай и метро обойдется в 580 рублей, в то время как обычный единый билет на 4 вида транспорта (не более 70 поездок на метро) стоит 2 380 рублей.

Киев. Одна поездка в метро стоит 2 гривны (курс доллара - 7,97 гривен), месячный проездной - 95 гривен, единый проездной на 4 вида - 230 гривен. На сайте киевского метро сказано, что студенческие проездные билеты продаются только по "безналу" через студенческий профсоюз, но в то же время в списке льготников из учащихся и студентов лишь школьники, курсанты и студенты-сироты. Цены для льготников почему-то не указаны. В то же время "Киевпастранс" (организация, ведающая наземным пассажирским транспортом) сообщает, что для студентов вузов и ПТУ дневной формы обучения предусмотрена 50-процентная скидка на проездные билеты. Разовый билетик обойдется в те же 1,5 гривны, что и для обычного пассажира, но проездной на 4 вида транспорта - в 115 гривен вместо 230. Школьники всеми видами пассажирского транспорта ездят бесплатно.

Варшава. Одна поездка в городском транспорте без срока действия билета обойдется в 3,6 злотого (курс доллара - 3,2 злотого). Студентам предусмотрена 50-процентная скидка (разовый билет - 1,8 злотого). Месячный именной билет на любое количество поездок на всех дневных и ночных линиях обойдется студенту в 45 злотых.

Вильнюс. Разовый билет на автобус или троллейбус стоит 2 лита (курс доллара - 2,53 лита), при покупке в салоне - 2,5 лита. Детям и студентам полагается 50-процентная скидка: 1 билет обойдется в киоске в 1 лит, в салоне - в 1,25 лита. А вот месячный билет на 1 вид транспорта обойдется существенно дешевле: всего 17 литов против 85 литов за обычный проездной. Месячный студенческий билет на оба вида транспорта - 22 лита против обычных 110 литов.

Рига. Разовый билет на автобус, троллейбус, трамвай стоит 0,5 лата, при продаже водителем - 0,7 лата (курс доллара - 0,51 лата). Школьникам до 4 класса включительно предоставляется право бесплатного проезда. Старшим школьникам и студентам даруется 60-процентная скидка, правда, действует она только при покупке проездных билетов, а при покупке обычных талонов дается 50-процентная скидка. Так, за 0,5 лата можно купить билет на две поездки, а месячный студенческий билет на три вида транспорта обойдется в 18,4 лата (месячный проездной на три вида для обычных граждан - в 45,9 лата).

http://news.open.by/country/61595
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments