Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Category:

Он отправился гоняться с Айртоном Сенной, Грегом Муром, Жилем Вильнёвом...

Прощай, чемпион





Автоспортивный мир лишился одного из лучших пилотов современности. В ужасном завале на 11-м круге финальной гонки «Индикара» чемпион этой серии и двукратный победитель «Индианаполис-500» Дэн Уэлдон получил травмы, в результаты которых скончался в госпитале Лас-Вегаса. Дэну было 33 года.

Начало

За руль карта Дэн сел в возрасте четырех лет, после чего, поддерживаемый финансово лишь отцом, начал гоночную карьеру. Однако на полноценное движение по иерархии европейских гоночных серий в семье денег не было, в связи с чем в 1999 году было принято решение переехать в Америку.

21-летний англичанин в дебютном же сезоне-1999 стал чемпионом в американской «Ф-2000 Нэйшнл», после чего дважды завоевал серебро в сериях рангом выше – в «Тойота Атлантик» в 2000-м и «Инди Лайтс» в 2001-м.

Перспективный гонщик сразу же обратил на себя внимание и уже в 2002 году получил возможность дебютировать в «Индикаре» – премьерном первенстве американских «фомульных» гонок. 8 сентября, став напарником Сэма Хорниша-младшего, боровшегося в тот момент за второй чемпионский титул подряд, Дэн выступил в Джолите.

Первый полный сезон в «Индикаре» Уэлдон провел в 2003 году в составе новообразованной «Андретти Грин Рейсинг». Коллектив, перешедший под контроль Майкла Андретти, переключился с гонок «ЧампКар». Тот сезон Дэн закончил на 11-й позиции в чемпионате, несмотря на пропуск первых двух гонок, а пять финишей в первой пятерке (в том числе ударная концовка из трех подряд финишей не ниже четвертого места) позволили англичанину завоевать титул «Новичок года-2003».

Спринт к вершине

Уже в следующем сезоне Уэлдон стал вице-чемпионом «Индикара», уступив лишь партнеру по команде Тони Канаану. В том году Дэн одержал три победы и еще восемь раз финишировал в первой тройке, а по итогам года оставил позади таких известных и заслуженных пилотов как Бадди Райс, Хелио Кастроневеш, Адриан Фернандес, Дарио Франкитти и многих других.

Но в полной мере талант англичанина раскрылся в 2005-м. Уэлдон одержал победу на первом же этапе сезона в Майами, после чего выиграл в Сент-Питерсберге и Мотеги. 29 мая Дэн ворвался в пантеон величайших гонщиков планеты, стал первым с 1966 года британцем, победившим в легендарной гонке «500 миль Индианаполиса».

Во второй половине сезона Уэлдон одержал еще две победы и стал чемпионом «Индикара». Дэн выиграл титул уже в третий полный год выступлений, и, более того, побил рекорд Сэма Хорниша-младшего по количеству побед за год.

Новый вызов

В 2006-м он покинул чемпионскую команду, перейдя в коллектив Чипа Гэнасси. Новый сезон начался для англичанина сверхудачно – Дэн одержал победу в марафоне «24 часа Дайтоны», а также выиграл стартовый этап сезона, по ходу которого в аварии на свободных заездах погиб Пол Дана. Но в дальнейшем по разным причинам Уэлдону не удалось выступать так же стабильно, как годом ранее, хотя борьбу за чемпионский титул англичанин вел до последнего, уступив Хорнишу-младшему лишь по дополнительным показателям.

Перед началом сезона-2007 устроители чемпионата заметно изменили календарь – количество гонок на дорожных и городских трассах увеличилось с трех до пяти, и тут выяснилось, что на треках подобного рода треках Уэлдон не так хорош, как на овалах. Ситуация изменилась – Уэлдон стал проигрывать напарнику Скотту Диксону, и вскоре лишился шансов на титул. 2008-й прошел похожему сценарию – Уэлдон победил в Канзасе и Айове, пожертвовав денежный приз жертвам стихийных бедствий в Айове. Однако тягаться с Диксоном и Кастроневешем ему не удалось.

В конце сезона Чип Гэнасси решил вернуть в команду безуспешно выступавшего в NASCAR Sprint Cup Дарио Франкитти. Дэну в одной из лучших конюшен места не нашлось, и он вернулся в «Пантер» – туда, где состоялся его дебют в «Индикаре».

Новый чемпионат сложился для Уэлдона сложно – материальная база «Пантер» не позволяла бросить вызов трем грандам первенства, и даже второе место в «Инди-500» не привлекло спонсоров. В результате руководство команды приняло решение заменить Уэлдона новичком Джей-Аром Хильдебрандом.

Последний год

К началу 2011-го Уэлдону так и не удалось найти себе место в «Индикаре» на полном расписании. Но без работы талантливый пилот не остался – англичанин начал сотрудничество с компанией «Даллара», разрабатывавшей новую машину, которая с 2012 года должна была заменить устаревшие болиды в пелотоне. В кратчайшие сроки, благодаря умению находить общий язык с инженерами, Уэлдон помог довести автомобиль до ума, сделав его в том числе безопаснее для гонщиков.

Помимо этого Дэн получил шанс выступить в «Индианаполисе-500». Англичанин почти всю гонку держался в группе лидеров, а ближе к финишу за счет вовремя проведенного пит-стопа мог не экономить топливо и обгонять конкурентов. На предпоследнем круге Уэлдон в борьбе за второе место опередил Скотта Диксона, который также мог атаковать в полную силу, однако впереди с заметным отрывом лидировал Хильдебранд на той самой машине, на которой Дэн два предыдущих года финишировал вторым.

На последнем круге 500-мильной гонки в последнем повороте Хильдебранд, обгоняя на круг Чарли Кимболла, немного расширил траекторию и вышел на ту часть трассы, что была усеяна ошметками отработанной резины. Это привело к потере сцепления автомобиля, в результате чего Джей-Ар врезался в стену. В итоге победа в «Инди-500» во второй раз в карьере досталась Дэну Уэлдону, безошибочно выступившему по ходу всего заезда, несмотря на отсутствие гоночной практики по ходу семи месяцев. Эту победу гонщик посвятил своей матери, у которой был диагностирован синдром Альцгеймера.

Позже англичанин предпринимал все более активные попытки получить машину на полный сезон-2012, а также готовился к финалу 2011 года в Лас-Вегасе – организаторы чемпионата устроили акцию под названием «Чемпионат мира «Индикар», в рамках которой любой гонщик, не выступавший в этой серии на регулярной основе в текущем сезоне, получит приз в размере пяти миллионов долларов, если одержит победу.

Накануне этапа в Лас-Вегасе телеканал Speed объявил о том, что Уэлдон договорился с Майклом Андретти и в 2012 году вернется в команду, с которой стал чемпионом, заменив в ней уходящую в NASCAR Данику Патрик. Ситуация складывалась наиболее удачным образом: будучи знакомым с новой техникой, а также возвращаясь в знакомый коллектив, Уэлдон мог стать одним из фаворитов первенства в 2012 году, к тому же накануне финальной гонки сезона-2011 именно Дэна называли претендентом на пятимиллионный приз, который в случае победы он разделил бы со случайно выбранным болельщиком.

После завала на задней прямой на 11 круге гонки на «Лас-Вегас Мотор Спидвей» Уэлдон на вертолете был доставлен в местный госпиталь, где два часа спустя медики диагностировали смерть гонщика. Дирекция заезда приняла решение не возобновлять соревнования, а все пилоты, выстроившись в три ряда – именно такая структура стартовой решетки используется в гонке «Индианаполис-500», – проехали пять кругов в память об одном из лучших пилотов своего поколения.

«Только что мы шутили вместе на представлении гонщиков перед стартом, а теперь его нет. В четверг я сказал его сыну, что знал его папу, когда тому было примерно столько же лет. Мы изо всех трудимся, чтобы побеждать в гонках и выигрывать чемпионаты, поскольку это то, что мы любим. Это то, ради чего мы живем. Но в такие дни все это не имеет никакого значения. Все, кто имеет отношение к «Индикар», дружили с Дэном», – заявил Чип Гэнасси.

У Уэлдона осталось двое сыновей – Себастьян, родившийся в феврале 2009 года, и семимесячный Оливер.

Дмитрий Захарченко, Sports.ru
Tags: indycar, гонки, машинки
Subscribe

  • Остров сокровищ. А что дальше?

    Когда читаю интересную книгу, у меня в голове возникают два вопроса: 1) Есть ли у книги продолжение? 2) Есть ли у книги экранизация? Часто, к…

  • Автостоп в Беларуси запрещен?

    Ехал давеча автостопом в Брест, и на протяжении 11 километров, от поворота на Р5 (223 км) до паровоза (212 км) на объезде Барановичей меня подвозил…

  • Неизвестная авиакомпания из Беларуси!

    Обнаружил в шкафу такую потертую, с пятном, футболку с рекламой авикомпании Nemiga Airlines. Перечислены направления: Minsk, Gomel, Brest, Vitebsk,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments