Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Category:

Один день с МЧС. Как мы из себя спасателей изображали

25 июля отмечался День пожарной службы Республики Беларусь. И в этот праздник, чтобы показать все тяготы службы, МЧС Беларуси подготовило отличный сюрприз: позволило людям со стороны испытать многое из того, что самим спасателям приходится регулярно отрабатывать на учениях и в реальных ситуациях.

Пресс-секретарь МЧС Виталий Новицкий предупредил: каждый из "журналистов, блогеров, микроблогеров и лиц, к ним приравненных" обязательно поучаствует в нескольких боевых дисциплинах. С этими словами мы, около пяти десятков пишущих и снимающих людей, отправились в Институт переподготовки и повышения квалификации МЧС Беларуси в поселке Светлая Роща.


На минувших выходных в Минске на проспекте Независимости и в парке Горького прошел парад бойцов в форме разных лет и парад техники, затем были показательные выступления на суше и на воде. А аккурат 25 июля журналистов и блогеров повезли на полигон, где те могли самолично погрузиться в тяжкие условия, приближенные к боевым.
Год назад TUT.BY уже участвовал в подобном мероприятии, но в тот раз журналисты больше смотрели со стороны. Нынче же пресс-секретарь МЧС Виталий Новицкий предупредил: каждый из "журналистов, блогеров, микроблогеров и лиц, к ним приравненных" обязательно поучаствует в нескольких боевых дисциплинах. С этими словами мы, около пяти десятков пишущих и снимающих людей, отправились в Институт переподготовки и повышения квалификации МЧС Беларуси в поселке Светлая Роща, что расположен недалеко от Березины напротив Студенки – деревни, у которой при переправе через реку были разбиты наполеоновские войска.

Институт был образован в 1996 году, и с тех пор подготовку в нем прошли более 50 тысяч слушателей, в том числе из ближнего и дальнего зарубежья; а количество различных курсов и дисциплин превышает 130. Институт является базовой организацией СНГ по обучению кадров в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.



При институте, состоящем из нескольких учебных и жилых корпусов, имеется и больших размеров полигон оперативно-тактической подготовки, на который стянуты различные постройки, техника, инженерные сооружения, - сымитированы и жилые массивы, и отдельно стоящие сельские хаты, и транспортные артерии, и электростанции, и различного рода ландшафты (в том числе горы с завалами и оползнями), и всякого рода нефте- и газопроводы. Это не считая искусственно созданных полос препятствий и подземных ходов-бункеров. Всего на учебном поле можно смоделировать до полутора тысяч (!) различных чрезвычайных ситуаций.













Каких только артефактов тут нет! Многие из единиц техники наши соотечественники могли видеть только в кино. Вот, например, сгоревший тепловоз ТУ3, который перестал выпускаться аж 40 лет назад. Здесь же расставлены и разбросаны несколько пассажирских и товарных вагонов.









Рядом с полосой препятствий – авиатехника: самолеты "Ту-134А" с логотипом "Белавиа" и замазанной надписью "Аэрофлот", грузовой "Ан-26" тоже от титульного авиаперевозчика страны, "кукурузник" "Ан-2", вертолеты "Ка-26", "Ми-2" и "Ми-8". В стороне – макет сгоревшего самолета; корпус самолета, якобы потерпевшего крушение, а на задворках – разломанные плоскости и детали фюзеляжа.















И, само собой, много грузовиков с различным оборудованием на шасси, стоящих прямо и валяющихся на боку, а еще автобусы и легковушки, мотоциклы, бронетранспортеры и гусеничные вездеходы.









После инструктажа направляемся в высокое здание с треугольной пристройкой – это тренировочный зал со стадионом. Бойцы МЧС, которым вскоре предстоит выступать на международных соревнованиях, устраивают для нас показательные забеги. Одна группа перепрыгивает стенку, подхватывает скрученные пожарные рукава, пробегает по эстакаде и на бегу соединяет рукава и затем подключает их к гидрантам. Вторая группа подхватывает штурмовые лестницы и забирается по ним на четвертый этаж – все за какие-нибудь десять секунд.









Теперь нам предстоит выполнить то же самое. Помощник начальника Минского городского управления МЧС Виталий Дембовский, который вместе с Виталием Новицким и обеспечивает нам сегодня все радости жизни, лично показывает, как соединять шланги и подключать их к гидрантам.





Некоторое время на тренировку – и вот уже представители четырех команд выстраиваются на старте. Правда, два Виталия так заботятся о сохранности журналистов и блогеров, что нам и здесь, и на дальнейших испытаниях урезают программу: через забор прыгать не будем, карабкаемся не на четвертый этаж, а на второй, и так далее. Но все равно – часть настоящей программы подготовки спасателей нам выполнить придется. Не будем вас утомлять цифрами результатов забегов – до показателей рядовых бойцов нам далеко. Главное, что нам это в новинку и интересно. Четверо бегут, четверо ползут по лестнице – остальные сорок человек щелкают фотоаппаратами. И так постоянно – шум затворов почти не умолкает.















Дальше нас ожидают замечательные покатушки на ПТС-2 (плавающий транспортер средний). Замечательная штука в красивой "спасательной" раскраске. Расход топлива – под 40 литров в час, максимальная скорость на суше с пятитонным грузом – 40 километров в час. Виталий несколько раз предупреждает: "Берегите технику!", имея в виду наши камеры. Но мы только отмахиваемся: да ладно вам, мы бывалые, еще и не такое видели. Забираемся вдвадцатером в кузов (в боевых условиях туда набивается до 70 десантников), двое из нас размещаются прямо на крыше кабины.



Механик-водитель заводит семисотсильный двигатель – и вот мы уже въезжаем в воду, подымая брызги. Пока ничего страшного, плывем, надо сказать, даже медленно – около 10 км/ч. Но, сделав круг по пруду, механик выкатывает агрегат на сушу и начинает гонять по пересеченной местности, а потом, дорвавшись до какой-никакой дороги, "включает вторую скорость" – и нас начинает колбасить по-настоящему. Сидеть на крыше не ахти как удобно: одной рукой держишься за спиной за поручень, другой стараешься уравновесить камеру, - наши читатели любят красивые кадры (с ботинками на переднем плане). Вот тут мы действительно имели возможность и с крыши свалиться, и технику поразбивать, однако все обошлось благополучно.

Кстати, для съемки покатушек второй группы мы забрались на крышу ангара с… самолетами! В этом ангаре стоят уникальные тренажеры, на которых сотрудники "Белавиа" отрабатывают спасение пассажиров в самых разных аварийных ситуациях, - вкратце мы про это уже рассказывали. Секция одного из самолетов расположена над бассейном – здесь тренируются покидать воздушное судно при приводнении. Фюзеляж другого самолета может вращаться и задымляться, - и стюардессам придется и в таком кособоком положении обеспечить эвакуацию не более чем за 90 секунд по надувным трапам. Нам же внутри устроили небольшую викторину на знание пожарного дела, при этом салон тоже накренился, вместо света были стробоскопические вспышки под душераздирающие вопли бедных "паксов", - только успевай соображать за три секунды. Здесь же еще есть кусок обшивки, который экипаж учится дырявить топориком на случай возгорания между панелями.







Тем временем учебная жизнь спасателей идет своим ходом, и на участке с железной дорогой они тушат возгорание поезда.

Следующее испытание – навесная переправа через водоем. Для многих из нас обвязка и карабин более привычны, чем бегание с пожарными шлангами, однако и тут имеются свои особенности. После переправы на другой берег нужно отстегнуть основной и страховочный карабины, при этом висящее тело натягивает веревки, и отстегнуть железки сложнее, чем зацепить их перед переправой, а слегка онемевшие после перехватывания веревки руки не хотят слушаться. Так что тут важна помощь команды: как только ты переправился, напарники должны тут же подхватить тебя и распутать все хитросплетения "верья", "железа" и "обвяза". Кто-то черпал ногами воду, у кого-то зажевало перчатку под ролики, кто-то долго не мог отвязаться. А фотографы и твиттеряне все снимали с берегов и с лодки и тут же отправляли снимки в свои микроблоги.











Зрелищное испытание – полоса препятствий, которую нам надлежало пройти в полном обмундировании (спасатели используют емкое слово "боевка") через огонь. Искривленная эстакада с препятствиями, трое ворот-полуколец (каждое чуть ниже предыдущего, а посреди него еще поручень торчит), затем горящий стог сена, большая горящая эстакада с препятствиями и горящий лабиринт-"змейка". Костюмчик наши коллеги надевали казенный, спасательный, а вот обувь была своя, так что пришлось ребятам и девушкам бегать по раскаленному металлу в своих кедах.













В очередной раз Виталий Новицкий пожалел нас и поджег не все, что было можно. Между тем, один из  наших помощников-инструкторов от МЧС обмазал тягучей горючей жидкостью и соседнюю полосу препятствий, где горит буквально каждый кусок металла, а значительная часть дистанции проходит на высоте. На нее нас не пустили, но мы потребовали от Виталиев, чтобы в следующий раз все было по-настоящему.

После великолепного обеда оставалось пройти еще три дисциплины. Один из самых спокойных в плане накала страстей (но не менее смешной, чем остальные) – медицинский этап. Вспомнили уроки ОБЖ в школе и сериал "Выжить любой ценой" про Беара Гриллза – и вперед, бинтовать условного раненого, накладывать шины и жгуты на шею. В целом справиться-то справились, но "спасатели" то и дело причиняли своему раненому еще большие мучения, например, обращаясь с переломанной ногой как с деревянной ногой Буратино.













Затем наш инструктор Инесса показала, как правильно оказывать помощь в том или ином случае, а Виталий рассказал, почему спасатели всегда выносят пострадавших ногами вперед. Оказывается, это делается по двум причинам. Во-первых, чтобы раненый не видел всех ужасов, что творятся у него за спиной. Во-вторых, раненый будет видеть перед собой спины спасателей, на которых крупными буквами написано "МЧС", "МЧС Беларуси" (в других странах – "Спасатели" и так далее), - это будет его немного успокаивать: раз спасатели здесь, значит, ситуация под контролем.







Отличное испытание – дымовая камера. Кто любил в детстве шастать по темным подвалам с огарком свечи – для того это могло бы стать плевым делом. Если бы не одно обстоятельство: подвалы заполнены плотным дымом. А надо мало того что пройти в эту камеру, так еще и найти дощечку с номером. В очередной раз Виталии пожалели нас и расположили таблички недалеко от выхода. Но потом мы отдельно прошли по подвалу с инструктором не на скорость, а просто "позырить", как оно там и чего. Действительно, тот еще лабиринт. Узкие ходы, изгибающиеся в разные стороны, под ногами – шатающиеся платформы на пружинах, покрышки от грузовиков и прочий мусор (то-то потрудились ребята, которые сюда все это затаскивали). На уровне головы то и дело возникают различные балки и стены, а дверные проемы низкие – надо сгибаться. Дымовуха такая, что вытянутой руки с фонарем не видно. А раздающееся время от времени шипение дает понять, что дымку нам еще подбавляют. Мы прошли примерно четверть всей дистанции – на большее не хватает времени. Виталий Дембовский рассказывает, что коридоры тянутся на шестьсот метров, и в них еще встречаются такие ловушки, как крутящийся пол, например. А дыму напускают столько, что дальше носа не видно. Иногда и получаса не хватает, чтобы пройти все подвалы. А ведь им, спасателям, на учениях еще приходится вытаскивать из этих задымленных катакомб манекен на носилках!

И последнее на сегодня испытание (но не последнее развлечение) – тушение открытой емкости. В большой поддон наливают воду, затем добавляют туда солярки и бензина для быстрого воспламенения и долгого горения. А наши ребята должны подбежать к огнетушителю, выдернуть чеку, подбежать к пламени и сбить его мощной струей. Ох уж этот Виталий Дембовский – он и тут упростил нам задачу: поснимал с огнетушителей пломбы. Но "экшн" от этого не ухудшился: только-только горело пламя, а потом вдруг пшшшшшшш – и нету огня.









В этот жаркий день по просьбе блогеров Виталий Дембовский обливает их струей из шланга пожарной машины. Стояли на лужайке микроблогеры – и вдруг стали мокроблогерами.



Напоследок для нас уготовано еще одно шоу: тушение загоревшегося товарняка. Состав сошел с рельс, загорелась цистерна с нефтью, раздался взрыв… Лихо подъезжают две боевые машины, из них выскакивают спасатели в блестящей униформе ТОК (теплоотражающий костюм, разные модификации которого позволяют кратковременно находиться в огне температурой до 800 градусов), разворачивают шланги с установкой комбинированного тушения пожаров "Пурга-5" и заливают пламя слоем пены. Пожар ликвидирован.


Скачать видео (17.91 МБ)









После этого команде победителей (наша отстала от лидеров всего на один балл) вручают медали, а затем все участники соревнований позируют для группового фото. Кто-то шутит: "Есть ли среди нас хоть один фотограф?"



После искренних продолжительных аплодисментов спасателям мы уезжаем обратно в Минск. Да, нелегка работа бойцов МЧС. То, что многие из нас попробовали впервые в жизни, они отрабатывают почти каждый день. Чтобы в любой момент защитить нас с вами.



Выражаем благодарность помощнику начальника Минского городского управления МЧС Виталию Дембовскому и пресс-секретарю МЧС Виталию Новицкому. Но только чтобы в следующий раз никаких поблажек!


Читать полностью:  http://news.tut.by/society/301916.html



Tags: tut.by, журналистика, стацця
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments