Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

В Брестском музее железнодорожной техники паровозы и тепловозы режут на металлолом?

С начала сентября интернет-СМИ забили тревогу: "паровозы из Брестского музея железнодорожной техники режут на металлолом". На тематических форумах пользователи приводят конкретные номера локомотивов, которые якобы отправили под нож. Я попытался разобраться в непростой ситуации.

Сенсационное журналистское расследование небольшое исследование с фотками.


Еще в конце июня на специализированных интернет-форумах пользователь из Волгограда Manchteyn_tm оставил такое сообщение:

"Обращаюсь к историкам и любителям железной дороги. Давно хотел бы спросить любителей из Беларуси и представителей МЖТ в г. Брест. Почему у Вас идет уничтожение музейной коллекции? Почему уникальную технику планомерно уничтожают? План по чермету? Это же не отстойник, а музей. Почему нигде об этом не говорится и не пишется, молчание и тишина? Чем это вызвано? Почему директор музея и ветераны и пр., этому попустительствуют? За что? Уничтожили/уничтожат этих стариков? С 1 июля будут резать ТЭ-335 выпуска 1943 года! Разрезаны: ТЭ №3201, ТЭ №1700, ТЭП60-0121 и 2ТЭП60!!!! снегоочиститель ЦУМЗ, 4-осный деревянный хоппер. Мало? На очереди дореволюционные пассажирские вагоны… Это кого-то вобще волнует? Этот музей нужен белорусским любителям? Почему это допускают?"


В начале сентября последовало продолжение от других форумчан:

"Слушай, тут до меня дошли слухи, что чуть ли не весь ПС из Брестского музея (22 паровоза, 13 тепловозов, 2 крана паровых и 8 вагонов) на гвозди пустить собираются… Знаешь что об этом? Мне рассказал отец, а ему сказал инженер депо Брест-Восточный и приложил списочек ПС подлежащего к порезке. Там и обе Победы (0050, 0064), почти все "немцы" и тепловозы почти все, которые на экспозиции. Депо Брест на год дают план по металлолому в 1000 тонн. Откуда взять столько? Выход один - резать фонды музея, что и имеет место".


"А вообще-то под депо в Бресте-Восточном стоит длинная вереница грузовых и пассажирских вагонов, выкинутых из музея. Там есть и 2-осники и 4-осники. Гарантии в их сохранности нет никакой". "Я там был в мае, и даже не заметил, что музею плохо. Впрочем, 2ТЭП60 там не было. Зато ТЭшек пять штук, в том числе на западной колее".


Из разрозненных сообщений в разных источниках мы составили примерный список того, что уже порезано на металл или должно быть порезано в ближайшее время:

Паровозы: ТЭ-335 (ТЭ обозначает "Трофейный, идентичный по характеристикам паровозу серии Э"), ТЭ-1700 (французской постройки – единственный из сохранившихся), ТЭ-3201 (по некоторым данным, у него был оригинальный тендер 2'2'Т26, который сконструировали для немецких паровозов BR23 и BR50), П36-0050, П36-0064 (паровозы П36 иногда ошибочно называют "Победа", хотя это имя носили паровозы серии Л и П, а П36 называли "генералом" за красную полосу-"лампас" вдоль борта).

Тепловозы: ТЭП60-0121 (с высокой шахтой "холодильника"), 2ТЭП60-0017 (предпоследняя в СНГ сцепка из двух ТЭП60 со сквозным проходом между секциями).

Прочее: четырехосный деревянный хоппер, четырехосный дореволюционный вагон Рязанско-Уральского типа, снегоочиститель ЦУМЗ.

Паровоз ТЭ-335 на территории музея. Фото с сайта drehscheibe-foren.de

Паровоз ТЭ-1700 на территории депо. Фото пользователя САША (М62) с сайта Parovoz.com

Паровоз ТЭ-3201 на территории депо. Фото из журнала "Локотранс" (№8-2006)

Тепловоз ТЭП60-0121. Фото с сайта ScaleTrainsClub

Тепловоз 2ТЭП60-0017. Фото с сайта ScaleTrainsClub

Любители железнодорожной техники попытались самостоятельно выяснить, действительно ли уникальные экспонаты отправили на слом.

"Увы и ах! Сегодня связался по этому вопросу со службой БелЖД - они ничего не смогут сделать. Музей уже как год передан с баланса БЧ на баланс Минкульта Республики Беларусь. Так что теперь можно ждать только печальных новостей из Бреста"; "В управлении дороги сказали, что первый раз слышат. Звонил в депо Брест. Сказали, что во-первых музейные экспонаты можно резать только с личного разрешения начальника дороги и никто порезкой не занимается. Во-вторых технику выкатывают из музея на ремонт и покраску на достаточно длительные сроки (создаётся впечатление, что порезали). Также проводят курсы машинистов паровоза и киносъёмки, соответственно машины также забирают. Музей хотели передать городу, но город его брать как-то не захотел. Лично мне рассказали так".


Сам музей, как сообщает сайт БЖД, был основан 15 мая 2002 года, а количество подвижного состава составляет 56 единиц. Паровозы П36 в этом описании неправильно названы "Победой", а при наборе телефонного номера, приведенного в низу страницы, автоинформатор сообщает: "Набранный номер не существует".

На сайте Брестского отделения БЖД в разделе "Музей железнодорожной техники" можно найти фотографии паровозов и тепловозов, о которых как раз и идет речь. Исходя из изучения этой официальной информации, можно подумать, что в музее до сих пор выставлены и паровоз ТЭ-335, и тепловоз ТЭП60-0121.

Паровоз ТЭ-335. Фото с сайта Брестского отделения БЖД

Тепловоз ТЭП60-0121. Фото с сайта Брестского отделения БЖД

Тепловоз ТЭП60-0121. Фото с сайта Брестского отделения БЖД


Что касается двух "генералов" (паровозов П36-0050 и П36-0064), то тут не все ясно. На странице музея на сайте БЖД имеется "карточка" лишь второго из них.

Паровоз П36-0064. Фото с сайта Брестского отделения БЖД

Пользователь "Живого журнала" под ником Periskop посетил музей в мае 2011 года и сфотографировал там схему музея. Паровоз П36-0064 мы там видим, а вот П36-0050 не наблюдаем… На самом же деле искомый паровоз в экспозиции оказался, а вот П36-0064 не было.

Схема Брестского музея железнодорожной техники. Фото ЖЖ-пользователя Periskop

Паровоз П36-0050. Фото ЖЖ-пользователя Periskop

Украинский любитель железных дорог А.Калиниченко заснял летом 2010 года паровоз П36-0064 на базе запаса станции Янов-Полесский (белорусский город Иваново).

Паровоз П36-0064. Фото А.Калиниченко с сайта Ukrtrains.narod.ru


Упомянутая выше сцепка 2ТЭП60-0017 тоже когда-то гнила на этой базе запаса.

Тепловоз 2ТЭП60-0017. Фото 2006 года с сайта Parovoz.com

Кстати, если мы продолжим внимательно изучать карту музея, то увидим, что в перечне не значатся ни паровозы ТЭ-335, ТЭ-1700, ТЭ-3201 (впрочем, эти три давно уже стояли на территории депо), ни сцепка тепловозов 2ТЭП60-0017, зато вот ТЭП60-0121 имеется. Какой древности эта схема? Ей давно уже нельзя верить, ведь даже когда автор Periskop ее увидел, то паровоз П36-0050 стоял рядом с паровозом Су250-300, а не ЛВ-0202, как показано на схеме. Вместо тепловоза ТЭП60-0121, указанного на схеме, в экспозиции уже был выставлен ТЭП60-0437. Неудивительно, что при таком подходе паровозы и тепловозы теряются.

Обозреватель сайта Tomin.by Тамара Тиборовская попыталась выяснить, действительно ли паровозы режут на металлолом, и сделала неожиданное открытие: "Автор этих строк лично побывала в музее и убедилась: по сети гуляет "утка". Все экспонаты, включая три трофейных паровоза, на своих запасных путях". В ответ комментаторы попросили ее показать фотографии перечисленных выше моделей паровозов и тепловозов, тревога за которые имеет серьезные основания. Быть может, Тамара действительно и побывала в музее, однако указанные нами паровозы (за исключением "генералов") и тепловозы при всем желании бы отыскать не смогла.

Мы дозвонились начальнику локомотивного депо Брест (ТЧ7) Анатолию Александровичу Дудару, и у нас с ним состоялась длительная беседа, в ходе которой он поведал нам, что происходит с паровозами и тепловозами.

Как только Анатолий Александрович узнал тему беседы, то сказал, что "это какое-то нашествие", - видимо, разговоры о сдаче тепловозов в металлолом уж слишком громки.

"Все музейные экспонаты находятся на своих местах – это я вам авторитетно заявляю", - сказал начальник. Музейные экспонаты на металл не распиливаются, - так поступают с единицами железнодорожной техники, которая уже отходила свое, находится в плохом состоянии и которую уже не восстановить. Недавно, например, порезали отработавшую свой век "машку" – тепловоз 2М62. Однако грань между бывшим музейным экспонатом и выработавшим свой ресурс локомотивом очень тонкая.

Говорим Анатолию Александровичу: читатели прислали нам фотографию с разукомплектованным и готовым к разрезке на металлолом тепловозом ТЭП60-0121.

Тепловоз ТЭП60-0121, готовый к утилизации. Фото с сайта ScaleTrainsClub

Начальник отвечает: так мы его еще около четырех лет назад порезали. Тоже, мол, был в плохом состоянии, восстановить было нельзя. Напомним: на сайте музея он обозначен как действующий экспонат. Еще по крайней мере в сентябре 2009 года тепловоз стоял на своем месте.

Тепловоз ТЭП60-0121, один из последних снимков. Не скажешь, что тепловоз в ужасном состоянии и восстановлению не подлежит. Фото Алексея Кравченко с сайта Trainpix.org

Вместо него поставили ТЭП60-0437. "Какая разница, какой у тепловоза номер? Модель-то одна и та же", - скажет обыватель. Анатолий Александрович тоже говорит: "ТЭП60 – он и есть ТЭП60" и добавляет, что "Волги" ГАЗ-21 тоже выпускались с разной отделкой салона, но все равно это – ГАЗ-21. Между тем, ТЭП60-0121 выпуска 1965 года оставался последним в мире тепловозом этой модели со старой системой охлаждения (тот самый высокий "холодильник", который мы упоминали). Начиная с экземпляра 0169 вода стала охлаждаться в боковых секциях, а крышные водовоздушные секции убрали. Кроме того, совсем недавно в музей доставили именной тепловоз ТЭП60-0774 "Курсант Дмитрий Гвишиани" выпуска 1977 года. Так что "по ТЭП60 экспозиция более чем полная", уверяет Анатолий Дудар. Один плюс один действительно будет два – с математикой не поспоришь. Однако неужто и в самом деле была нужда резать уникальный локомотив, а в придачу еще и уникальную сцепку 2ТЭП60-0017, чтобы взамен поставить два заурядных и одинаковых тепловоза?

Анатолий Александрович продолжает: сейчас в музее около 64 экспонатов, а на саму выставочную площадку помещается лишь около 50 единиц, - так что остальные полтора десятка находятся на территории депо. "Делаем перекидку, восстанавливаем, красим, ставим на место. Вагоны иногда берем на съемки". Кроме того, некоторым экспонатам примерно по сто лет – их просто обязаны восстанавливать. Из-за того, что часть техники увозят в депо на реставрацию, у посетителей и может сложиться впечатление, что локомотивы увезли на распил.

Далее мы задаем вопрос про паровозы ТЭ под европейскую колею – ТЭ-335, ТЭ-1700, ТЭ-3201. Наш собеседник отвечает: паровозы ТЭ стоят на своих местах, экспозиция по ним полная, с разными тендерами. (В экспозиции выставлены ТЭ-074, ТЭ-2596, ТЭ-5806 под колею 1.435 мм и ТЭ-8026 под колею 1.520 мм. – TUT.BY) Один читатель, замечаем мы, лично наблюдал разрезку локомотива ТЭ-3201, - что вы на это скажете? Да, и двух других машин больше нет. Анатолий Дудар отвечает, что в музей больше не идут пути европейской колеи (1.435 мм) и что вывезти оттуда паровозы просто невозможно. Поэтому и приходится на месте что-то подкрашивать, что-то ремонтировать, снимать краску, шпатлевать. А "узких" путей больше нет, и паровозы и тепловозы ни извлечь, ни водворить на место не выйдет. Те паровозы, что были в депо, уже списаны и порезаны на металл, - их бы все равно невозможно было закатить в музей. "Когда-то, может, ТЭ-335 и те, что вы называете, и стояли в музее, - признает Анатолий Александрович, - а потом, может, вместо них другие модели поставили". А эти, стало быть, точно уже пошли на слом. Одни из последних (а может, и вовсе последние) известных фото паровозов ТЭ-1700 (с тендером ТЭ-2591), ТЭ-3201 (с тендером ТЭ-5633) и ТЭ-5408 сделаны в мае 2008 года на станции Брест-Восточный.

Паровоз ТЭ-3201, один из последних снимков. Фото пользователя САША (М62) с сайта Parovoz.com

Что касается деревянного хоппера, то его уже лет пять как порезали. И вообще, добавляет начальник ТЧ7, музей не предназначен для вагонов, вагонами занимаются в Барановичском музее, брестский же музей специализируется на локомотивах. На вопрос о снегоочистителе ЦУМЗ отвечает: он стоит на крайнем пути музея, возле водоема. "Приезжайте в музей, - приглашает он нас, - мы вам с радостью его покажем". Интересно, из какого снега нам бы откопали этот снегоочиститель? Пользователи известного картографического сервиса Wikimapia, которые фиксируют на картах любой мало-мальски заметный объект, обрисовали и весь музей железнодорожной техники. Наводя курсор на прямоугольничек, можно узнать, что за модель локомотива или вагона сфотографирована спутником. Попробуйте-ка самостоятельно отыскать несуществующий ЦУМЗ. Возле водоема находятся лишь двухосная бронеплатформа, узкоколейный тепловоз ТУ2-113 с Минской ДЖД, почтовый вагон, штабной вагон и магистральный грузовой паровоз ФД20-1237. Есть снегоочиститель СДП-М, однако это более новая, цельнометаллическая конструкция выпуска 1965 года, в то время как деревянный ЦУМЗ изготавливался с 1940 года.

Скриншот карты Wikimapia с подписанными экспонатами Брестского музея железнодорожной техники

Интересуемся: а действительно ли у музея есть план-разнарядка по сдаче 1000 тонн металлолома? Анатолий Дудар отвечает: музей – это подразделение локомотивного депо Брест (ТЧ7) и само по себе юридической организацией не является, а, следовательно, и никакого "плана" на него возложено быть не может. Что же касается самого депо, то у него план по металлолому имеется: 78 тонн в месяц. Выполняется этот план из так называемых оборотных средств. Например, разобрали списанный локомотив: что можно - отправили на запчасти, а остальное – в металлолом. Вот это и есть оборотные средства. Недавно, рассказывает начальник ТЧ7, купили новый поворотный круг, а старый, пятидесятых годов, порезали и списали, - а это 300-400 тонн металла. "Почему же ваши читатели не кричат, что порезали старый поворотный круг?" – задается вопросом Анатолий Александрович.

А что насчет списка готовящихся к "умерщвлению" локомотивов? Касательно тех же П36 – неужто и они будут разобраны? "У нас их [паровозов П36] всего два. Тот человек, который порежет их в металл… Юридически его преступником назвать нельзя, но по-людски – можно. Если этот список у какого-то человека есть – пусть его нам покажет. Авторитетно заявляю: это все - вранье". Из двух П36, как мы выяснили, на музейной площадке экспонируется один. Второй, возможно, снимается в кино.

А кто вообще принимает решение о том, что такой-то локомотив или вагон "ремонту не подлежит" и должен быть распилен? "Начальник депо не имеет права самостоятельно разрезать подвижной состав, - говорит А.Дудар. - Есть Указ Президента и Постановление Совета Министров, где оговорена процедура списания и разрезки. Недавно у нас была проверка – все работы производятся правильно".

Напоследок начальник локомотивного депо Брест поведал, что музей, несмотря на ограниченные размеры выставочной площадки, работает над приумножением экспозиции. Сейчас ведутся переговоры с РЖД о покупке паровоза, который сейчас находится на Дальнем Востоке. Модель этого паровоза Анатолий Дудар не назвал.

Дозвонились мы и в сам музей (работники БЖД, исправьте на своем сайте номер телефона на правильный: 26-37-64). На том конце провода сказали, что у них в музее паровозы и тепловозы не режут, а только иногда забирают для съемок в кино. На наш вопрос о конкретных моделях попросили перечислить их номера, а когда мы надиктовали их, то сказали, что "это надо идти и смотреть" и вообще посоветовали обращаться к начальнику депо.

Между тем читатель нашего портала под псевдонимом Jurek прислал нам фотографию паровоза Эр-785-59, которую он сделал в 2006 году. Автор утверждает, что этот экспонат пошел на металлолом прямиком из фондов музея.

Паровоз Эр-785-59. Фото пользователя форума TUT.BY под ником Jurek

Получается, что музейные фонды на металл просто так не режут. Сначала их списывают как "пришедшие в негодность" (паровозы и тепловозы перестают быть музейными экспонатами), перегоняют в депо (или сразу берут с территории депо), и лишь потом уже производят распил в соответствии с законом.

Тем временем группа активистов подготовила обращение в Министерство культуры о внесении в Государственный перечень историко-культурных ценностей экспонаты Брестского музея железнодорожной техники.
Читать полностью:  http://news.tut.by/society/309601.html



Tags: tut.by, железка, журналистика, стацця
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments