Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Categories:

Проезд в Беларуси дорожает в пять раз быстрее, чем растет курс доллара

В целом за истекшие 12,5 лет проезд в Минске подорожал в 85 раз, а доллар за это же время вырос лишь в 16 раз.

Пожалуй, будет не лишним рассказать вам, как изменялась стоимость проезда в столице за последние двенадцать лет - аккурат со времен последней деноминации.

15 мая 2000 - с 20 до 40 рублей (на 100%). 1$ = 515 руб.
20 января 2001 - с 40 до 60 рублей (на 50%). 1$ = 1 198 руб.
10 ноября 2001 - с 60 до 80 рублей (на 33,3%). 1$ = 1 519 руб.
1 февраля 2002 - с 80 до 120 рублей (на 50%). 1$ = 1 641 руб.
1 августа 2002 - со 120 до 150 рублей (на 25%). 1$ = 1 830 руб.
1 октября 2002 - со 150 до 180 рублей (на 20%). 1$ = 1 865 руб.
20 января 2003 — со 180 до 200 рублей (на 11,1). 1$ = 1 950 руб.
1 июля 2003 - с 200 до 220 рублей (на 10%). 1$ = 2 060 руб.
2 октября 2003 — с 220 до 250 рублей (на 13,6%). 1$ = 2 110 руб.
10 июля 2004 — с 250 до 300 рублей (на 20%). 1$ = 2 159 руб.
20 ноября 2004 — с 300 до 360 рублей (на 20%). 1$ = 2 175 руб.
28 июня 2005 - с 360 до 400 рублей (на 11,1%). 1$ = 2 149 руб.
20 декабря 2005 - с 400 до 460 рублей (на 15%). 1$ = 2 151 руб.
28 июля 2006 - с 460 до 500 рублей (на 8,7%). 1$ = 2 142 руб.
30 августа 2007 - с 500 до 600 рублей (на 20%). 1$ = 2 147 руб.
1 марта 2010 - с 600 до 700 рублей (на 16,7%). 1$ = 2 930 руб.
2 апреля 2011 - с 700 до 850 рублей (на 21,4%). 1$ = 3 045 руб.
4 августа 2011 - с 850 до 900 рублей (на 5,8%). 1$ = 4 972 руб. (официально), рыночный курс до 10 000 руб.
10 сентября 2011 - с 900 до 950 рублей (на 5,5%). 1$ = 5 271 руб. (официально), рыночный курс до 8 000 руб.
1 ноября 2011 - с 950 до 1.300 рублей (на 36,8%). 1$ = 8 450 руб.
5 апреля 2012 - с 1.300 до 1.500 рублей (на 15,3%). 1$ = 8 140 руб.
3 октября 2012 - с 1.500 до 1.700 рублей (на 13,3%). 1$ = 8 410 руб.

Другие любопытные факты и полная статистика подорожания

3 октября проезд в столице подорожал с 1 500 до 1 700 рублей. Как изменялась цена талончика за последние дюжину лет? Связаны ли себестоимость поездки и курс доллара?
Поигрались - и хватит: отобрали у студентов бесплатный проезд. Когда год назад такие льготы вводили, Николай Ладутько говорил, что "принципиально такая возможность в бюджете есть". Однако со временем стало очевидным, что принципиально такая возможность дорого обходится, и после одного академического года лавочку прикрыли. Теперь и проезд снова платный, и стоить он будет на 200 рублей больше. И то сказать: с самого начала апреля не повышали стоимость талончика, - ровно полгода минуло. По сравнению с прошлым годом, когда проезд за семь месяцев подорожал четырежды.

Однако не так страшен черт, как его малюют. В прошлом году Мингорисполком собирался повысить цены на проезд до 1 850 рублей. Однако же обошлось, и в том году проезд подорожал всего лишь до 1 300 рублей.

Итак, за двенадцать лет прошло 22 подорожания, - почти по два раза в год. Конечно, год на год не приходится, и если в 2011-ом, как мы отметили выше, талончик дорожал аж четыре раза (всего на 85%), то почти три года – с августа'07 до марта'10 – стоимость проезда оставалась на одном уровне. Если внимательно вглядеться в эти сводки, то можно увидеть такие факты. С лета-2003 по лето-2007 проезд подорожал ровно в три раза, при том что доллар вырос лишь на 4%; а с лета-2002 по лето-2007 проезд подорожал ровно в пять раз, хотя доллар вырос всего на 17%. С апреля 2011 до октября 2012 проезд подорожал с 700 до 1 700 рублей (в 2,42 раза), доллар за это же время подорожал в 2,76 раза. Видно, что в последнее время проезд дорожает лишь настолько, чтобы угнаться за курсом доллара, а в прежние годы темпы роста цены талончика опережали темпы роста валют. В целом за истекшие 12,5 лет проезд в Минске подорожал в 85 раз, а доллар за это же время вырос лишь в 16 раз. Стало быть, талончик набирает в цене более чем в пять раз быстрее, нежели инвалюта.

Также можно заметить, что чаще всего проезд дорожает во второй половине года – в июле-августе и октябре-ноябре. И если раньше повышения тарифов происходили под конец месяца, то последние несколько лет – неизменно в первых числах.

Всякий раз при повышении тарифов нам говорят, что пассажиры оплачивают лишь часть себестоимости проезда - около 35-45%, а остальное компенсирует государство. При этом почему-то закрываются глаза на то, что "компенсирует государство" - это значит, что платим мы сами своими налогами. В прошлом году мы уже выясняли, сколько составляет себестоимость проезда. Наиболее свежие данные таковы. В декабре 2011 года, по словам директора учреждения "Столичный транспорт и связь" Валерия Шкуратова, эта самая себестоимость составляла 3 600 рублей (талончик тогда стоил 1 300 рублей, и пассажиры компенсировали 36% затрат). В минувшем августе директор минского метрополитена Ростислав Юреня утверждал, что себестоимость проезда в подземке - от 3 800 до 4 000 рублей (а полторы тысячи тогдашней цены за жетончик - это 37-39% затрат). В целом окупаемость метро составляла 55%: сюда входят и доходы от продажи жетонов, и сборы с рекламы и аренды площадей. К слову, в феврале 2011-го рентабельность метро составляла 83%, а к октябрю прошлого года упала до 69%. Как видно, за следующие 8 месяцев растеряли еще 14 процентов окупаемости.

Себестоимость проезда в общественном транспорте Минска превышает 5 тысяч, заявил Николай Ладутько 3 октября.

Чтобы пассажир возмещал стоимость поездки целиком, сегодня ее нужно поднять не до 1 700, а выше. Кстати, в соответствии с Бюджетным кодексом в Минске в нынешнем году планируется сделать так, чтобы пассажиры оплачивали 70% себестоимости проезда. Это не значит, что транспортные организации вдруг смогут оптимизировать свою деятельность и снизить издержки на 30-40 процентов. Это значит, что нас, судя по всему, в нынешнем году ждет еще одно подорожание проезда, и в соответствии с указанной величиной окупаемости талончик должен будет стоить около 2.800 рублей. Многие люди и в транспорте, и в интернете в сердцах говорят: да сделайте вы цену проезда сразу такой, чтобы она окупала поездку. Раздражают не только сами по себе повышения цен, но еще и то, что нередко эти повышения крайне незначительны. Напомним: в прошлом году в августе проезд подорожал на 50 рублей, а через месяц - еще на 50. Вместо четырех подорожаний по капле можно было сделать два чуть более существенных повышения.

Если я год назад купил в магазине телевизор, то сегодня ко мне не приходят домой продавцы и не требуют доплатить денег, потому что у них цена подросла. И если я сегодня покупаю талончик на проезд, то это значит, что я оплатил свою поездку, а транспортное предприятие уже сегодня получило мои деньги и направило их на развитие. Тем не менее, старые талончики годны лишь в течение 10 дней после введения нового тарифа. И еще ни разу журналистам на пресс-конференциях не смогли внятно объяснить, почему я не могу совершить поездку по старому талончику, фактом покупки которого я уже оплатил свой проезд.

http://news.open.by/economics/90394
Tags: open.by, Минск, деньги, журналистика, стацця, транспорт
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 56 comments