Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Category:

Электронное табло в Минске: не врет ли расписание

Четыре месяца назад на остановке общественного транспорта в Минске установили первое электронное табло с "живым" расписанием. Казалось бы, за четыре месяца тестовый режим системы должен был бы уже вылиться в нормальный, боевой. Избавились ли электронные табло от детских болезней? Можно ли им верить? Проверил лично.



Электронные табло преподносились как современное европейское достижение, и информагентства сообщали о них довольно часто. В феврале прошлого года сказали, что в городе установят 100-200 табло, в мае еще разок напомнили о них, в сентябре сказали, что электронными расписаниями оснастят 100 остановок. А в конце мая нынешнего года наконец установили первое такое табло. В августе электронных табло стало уже шесть.

Казалось бы, за четыре месяца тестовый режим системы должен был бы уже вылиться в нормальный, боевой. Избавились ли электронные табло от детских болезней? Мы отправились на городские остановки и проверили, насколько можно доверять электронным расписаниям.

При этом мы не сравнивали электронные показания с официальным расписанием на сайте Минсктранса, но проводили параллели с табличками, которые висят на столбах возле остановок. И, конечно, проверили, насколько электронное расписание совпадает с действительностью.

Эпизод первый. Улица Московская, одноименная остановка в сторону площади Независимости. Выходной день, около 7 часов вечера.





Остановка там, возле бывшего журфака, состоит из нескольких частей, и электронное табло находится в той части, куда прибывают только автобусы, причем лишь часть из них - что спускаются с Бетонного моста и выруливают с Суражской. Поскольку дело происходит в выходной день, то в электронном расписании - лишь пять автобусов: №№ 40, 47, 50, 73 и 163. Точное время - 18:49. Согласно электронному расписанию, через 8 минут (в 18:57) должен прибыть А47, через 17 минут (в 19:06) - А73, и через 18 минут (в 19:07) - А40. А если верить табличке на столбе, то А73 должен появиться в 19:05, а А40 - в 19:10. Что касается автобуса №47, то для него вывесили расписание, которое должно было вступить в действие только через два дня, так что на него полагаться не стали. Как видно, почти за 20 минут до прибытия отклонение составляет 1-3 минуты. Что ж, ждем.



Прошло две минуты: время ожидания А47 сократилось на 2 минуты, до прибытия А73 по-прежнему оставалось 17 минут, и 17 же минут - до приезда А40. Еще минуту спустя табло показало, что "сорок седьмого" ждать 6 минут, "сорокового" - 16 минут, а "семьдесят третьего" - уже вдруг 19 минут. Автобус как будто бы не только стал запаздывать, но еще и едет в обратную сторону. Еще через две минуты А73 разом отыгрывает 4 минуты отставания: его уже осталось ждать 14 минут, а "сорокового" - 15 минут. Еще через три минуты оказывается, что "сороковой" обогнал "семьдесят третий": А40 нужно подождать 12 минут, а А73 - все те же 14 минут. До прибытия А47 остается одна минута. А вскоре и он уже подъезжает. Когда прибывает автобус, строка в электронном табло начинает моргать. А что там наши А40 и А73? Оказалось, что "семьдесят третий" снова опередил "сороковой": время ожидания составляет 11 и 12 минут соответственно. В расписании снова появляется автобус №47 - в самом низу списка, и ждать его еще 38 минут. На экране то и дело появляется бегущая строка "Табло работает в тестовом режиме". Через некоторое время А73 и А40 сравниваются: их ждать по 9 минут каждый. А затем, три минуты спустя, до прибытия А73 отказывается 5 минут, а до А40 - все те же 9 минут. Теперь уже "сороковой" начинает срывать график. Еще всего лишь за минуту на табло "проходит" три минуты: время ожидания нашей парочки составляет 2 и 6 минут. В 19:06 прибывает "семьдесят третий", а согласно жестяной табличке, он должен был появится в 19:05.





В целом - работает правильно. А что там с "сороковым"? До его прибытия, говорит электронное табло, остается еще 6 минут, хотя по расписанию он должен появиться через 4 минуты.

Эпизод второй. Улица Сурганова, остановка "Дом Печати" в сторону Запорожской площади. Выходной день, около 5 часов пополудни.





Даже в выходной день тут та еще толчея: через остановку проходит 4 маршрута автобусов и 4 маршрута троллейбусов; в будни на один "траллик" больше. На табло заняты 8 строк, остается место еще для одной, - таким образом, в будние дни все проходящие маршруты будут отображены на одной "странице". Поскольку рейсы тут часты, то рядом с временем ожидания ближайшего рейса отображается время до второго транспорта того же маршрута - можно представить, с каким интервалом они ходят. Чтобы посадить коллегу на автобус, нам нужно дождаться 59-го маршрута, так что решено следить в первую очередь за ним. Тем более что и точное расписание на табличке для 59-го присутствует, а для всех остальных, кроме А76э - только временные интервалы. Итак, время 16.47. Электронный помощник заявляет, что А59 подойдет через 14 минут (в 17:01), это же утверждает и табличка; "семьдесят шестой экспресс" должен быть пораньше - через 10 минут, что соответствует указанному на табличке. Подождем.





Наш "четырнадцатый" - последний в списке из восьми маршрутов, более того, Т33 должен успеть подойти за это время дважды. То есть, за 14 минут должны пройти 9 единиц транспорта. И они постепенно подходят, причем то и дело часть из них выбивается из графика в ту или иную сторону. Вот только что табло показало время ожидания разных маршрутов: 3, 4, 5, 7 минут. А уже через две минуты вдруг четыре из них должны уложиться в ближайшую минуту. Вот табло уверяет нас, что к остановке подошел автобус 37-го маршрута. Но автобуса этого нету, просто нету - и все. Проходит минута, другая, но он так и не появляется. Вывод: автобус где-то потерялся, или же мы видим сбой в расписании.



Между тем электронное табло обещает, что следующая машина должна подойти уже через 7 минут. Автобус №76э прибывает в 16:59 - на две минуты позже обещанного. Как мы помним, наш А20 должен появиться в 17:01. На часах - 16:57, а табло говорит, что автобус будет только через 9 минут. Продолжаем ждать. Ровно пять вечера, а табло говорит, что до автобуса еще 8 минут. И вдруг ни с того ни с сего строчка с ожидаемым нами 59-м перескакивает на самый верх экрана и показывает, что до его прибытия осталось меньше минуты. И точно: вот он уже выруливает с проспекта, и ровно в 17:01, как обещает жестяная табличка и как сообщало электронное табло четверть часа назад, подъезжает к остановке. Занавес.

Как видно, у системы электронного табло еще хватает "косяков". Например, если бы мы, понадеявшись на то, что до нашего автобуса еще 8 минут, отошли за покупками в киоск, то абсолютно точно бы пропустили свой "пятьдесят девятый" и увидели бы потом на табло, что до следующего рейса - еще 19 минут.

Электронные табло имеют не очень хорошо адаптированные надписи. "№ м-ту" и "канцавы пункт м-ту" выглядят, как перевод меню в дешевых китайских телефонах. А еще на этом электронном табло заглавная буква "А" выглядит как "Д". Она, как видно на снимке, от "электронной" же буквы "Д" отличается, но если сравнивать не с чем - то никакая это не "А".



На личном опыте мы убедились, что электронному табло лучше не доверять полностью, а ориентироваться на время, которое указано на жестяных табличках. А если вместо точного времени указан лишь интервал, то можно при наличии интернета в телефоне поглядеть точное расписание на сайте Минсктранса, благо что есть специальная легковесная и малопрожорливая версия для мобильников. В таком случае все, что требуется от электронного табло, - это сообщать точное время. С другой стороны, каждый раз при изменении расписания переклеивать наклейки на табличках - дело довольно затратное, и электронное табло тут поможет сэкономить немало средств. Но только в том случае, если оно будет отображать действительно точную информацию. Возможно, лучше было бы не писать, сколько минут остается ждать тот или иной автобус, а просто указывать точное время прибытия ближайших маршрутов, и тут же отображать текущее время. На сайте производителя табло - компании "Алвитекс" - представлены в том числе и как раз такие модели, с часами и точным временем прибытия, которые, судя по фотографиям, предназначены и для Минска. Но пока такие табло у нас не внедрены.



И еще одно но. В жаркие летние деньки при ярком солнце информация на табло, которые подвешены на значительной (в целях защиты от вандалов) высоте, информация бывает трудно читаемой. А что будет зимой, когда на табло станет налипать снег? Будет ли он сам таять? Или мы получим очередное "наноизобретение", на которое потратили много денег, но которое по точности и надежности уступает обычным табличкам из жести?

Кстати.

Электронные табло попроще были установлены в Гродно еще в советское время.

http://news.open.by/country/90479

Tags: open.by, Минск, журналистика, стацця, транспорт
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments