Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

"Белавиа" открывает новые направления и ждет новых конкурентов

Авиакомпания "Белавиа" открыла новый рейс – в Барселону, а заодно поделилась планами на ближайшее будущее. Я, как обычно, поназадавал вопросов и узнал немало интересного.



На этой неделе авиасообщение с Минском получили сразу два города. В понедельник состоялся первый рейс из Череповца – даже не областного центра на Вологодщине. В городе живет чуть более 300 тысяч человек, но авиакомпания "Северсталь" посчитала нужным назначить аж два рейса. Нельзя сказать, что самый первый полет прошел с аншлагом: в Минск прилетело около 25 человек, а обратно в Череповец уехали всего семеро (при 50 посадочных местах). Посмотрим, насколько успешной окажется новая авиакомпания на рынке Беларуси.



Зато вот у "Белавиа" первый полет по новому, 41-му рейсу – в Барселону - даже превзошел ожидания в плане наполняемости. Вообще, "Белавиа" летала в этот каталонский город и раньше на протяжении десятка лет, но это были чартерные полеты. Открытие регулярного рейса назревало давно. В октябре 2009-го директор департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Вадим Мельник говорил, что в 2010-м планируется открыть новые рейсы в Барселону и Салоники, но только нынешним летом стало известно, что запуск нового направления, наконец, состоится в декабре. На сайте национального аэропорта "Минск" на вопрос "Открытие какого направления из Минска вам наиболее интересно?" из почти пятидесяти тысяч проголосовавших каждый пятый высказался именно за Барселону.



Так вот, о популярности направления. Предполагалось, что зимний период полеты будут выполняться на самолете Embraer-175 (76 мест), однако желающих улететь первым же рейсом набралось так много, что пришлось поставить на линию Boeing 737-500 (120 кресел), при этом утром в день вылета оставались свободными только два места. А уже на второй рейс, который состоится 29 декабря, поставили Boeing 737-300, в котором 148 кресел. После спада новогоднего ажиотажа на линию все же выйдут "Эмбраеры", а примерно с мая и до конца октября регулярно будут летать "Боинги".



Рейсы выполняются по средам и субботам, время в пути – 3 часа 45 минут. Стоимость билетов в эконом-классе в одну сторону и туда-обратно – 228 и 298 евро соответственно, бизнес-классом – 554 и 814 евро. На первый рейс набралось 22 транзитных пассажира, которые прилетели самолетами "Белавиа" из Москвы и Санкт-Петербурга, на второй – 46 человек. Конечно же, сейчас набегут комментаторы, которые будут утверждать, что лоукостами из Риги и Вильнюса летать "в разы" и "на порядок" дешевле, но мы, помимо пожелания делать сравнения более тщательно, отметим еще вот что. Мы поговорили с пассажирами первого рейса – жителями Санкт-Петербурга. Один из них сказал, что цена очень хорошая, потому что из Питера прямой рейс в Барселону оказался существенно дороже, чем стыковочный перелет Питер – Минск – Барселона, а журналистка Евгения, также из Санкт-Петербурга, призналась, что приняла решение о поездке спонтанно и, может, и рада бы была лететь "Болтиком" или "Виззэйром" из Прибалтики, но у тех не оказалось удобных рейсов. Да и статистика наполняемости на первых полетах говорит сама за себя.





Помимо собственно Барселоны, куда будут летать на новогодние праздники и на летние каникулы, в течение всей зимы популярным направлением станет маленькое государство Андорра, зажатое в Пиренеях между Испанией и Францией. Княжество славится своими горнолыжными курортами, популярными в том числе и среди наших жителей. Своих аэропортов в Андорре нету, поэтому горнолыжным туристам приходится прилетать в соседние французские и испанские города: Барселону, Тулузу, Жирону, Перпиньян. Одна из семей, с которой мы побеседовали, отправлялась на отдых как раз в Андорру и билеты купила едва ли ни в первый день начала продаж. Так что, как ни сравнивай цены у "Белавиа" и у лоукостов, а рейс Минск – Барселона – это еще плюс одна возможность попасть подальше на запад.





До конца года осталось всего несколько дней, и авиакомпания и национальный аэропорт "Минск" подвели промежуточные итоги 2012-го. Так, "Белавиа" по состоянию на ноябрь перевезла 1 миллион 202 тысячи пассажиров, - по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост составил впечатляющие 24%, число белорусских пассажиров выросло примерно на 5-7%. Несмотря на относительно стабильный курс доллара, цены в этом году, как мы знаем, продолжали расти, так что увеличение пассажиропотока на четверть не стоит связывать только со стабильностью рубля. Это говорит о росте конкурентного преимущества со стороны национального перевозчика. Конечно, нельзя забывать и о том, что в этом году парк воздушных судов авиакомпании пополнили сразу три самолета. Ожидается, что к концу года услугами "Белавиа" воспользуются в общей сложности около 1.300.000 человек, - это даже больше, чем обслуживал белорусский авиаотряд во времена СССР. Средняя наполняемость самолетов летом составляет около 75%, зимой – примерно 62%, - этот показатель на 10% больше, чем в прошлом году, и очень неплох на фоне общемировой статистики.



Национальный аэропорт "Минск" к утру 26 декабря обслужил 1.793.430 пассажиров, из которых 69% составляют пассажиры "Белавиа". Если учесть, что в среднем в день через аэропорт проходит около 5 тысяч человек, то становится ясно, что 1 миллион 800 тысяч уже обслужены. Рост пассажиропотока по сравнению с прошлым годом – около 26%.



Взаимодействие аэропорта и авиакомпании позволило добиться гарантированного минимального времени стыковки в 1 час. Еще лет пять назад этот показатель составлял полтора часа. В самых лучших мировых аэропортах – 25 минут. Но выигрыш даже пяти минут стоит огромных денег и занимает немало времени, а кроме того, должен быть соответствующий пассажиропоток. Аэропорт обслуживает 1,8 млн в год – а рассчитан на 3,6 млн. Тесное расписание вынудит сокращать время стыковок, так что будет расти число рейсов – короче станут пересадки.

Кстати, что касается "Виззэйров" (WizzAir), "Болтиков" (Air Baltic), "Райанов" (RyanAir) и прочих лоукостов. Нередко "Белавиа" обвиняют в том, что она монополист на рынке и не дает другим, бюджетным авиакомпаниям прийти в Беларусь, зато сама задирает ого-го какие цены. Заместитель генерального директора "Белавиа" по маркетингу Игорь Чергинец отвечает: дело не в том, что "Белавиа" кого-то душит, а в том, что ни от одной лоукост-авиакомпании заявок не поступало. Во многом лоукосты успешны за счет того, что часто возят по многу пассажиров сразу. Так, у RyanAir сейчас почти 300 самолетов Boeing 737-800, рассчитанных на 189 мест, у WizzAir – четыре десятка Airbus A320-200 на 180 мест и так далее. Бюджетной авиакомпании, чтобы прийти на рынок Беларуси с рейсом Минск – Барселона, требуется пассажиропоток на 5 рейсов в неделю. Если взять средний показатель загруженности салона в 70%, то получается, что еженедельно нужно примерно 650 человек, - такого потока даже с учетом транзита в Беларуси нет.



Следят в "Белавиа" и за попыткой становления еще одной белорусской авиакомпании – "Витавиа". К сожалению для потенциальных пассажиров, та застряла на стадии уплаты денег фирме-изготовителю самолетов Let L-410 Turbolet. Игорь Чергинец говорит, что с самого начала оценивал проект как мертворожденный, ибо в компании (она гордо именует себя словом "холдинг") сидят люди, далекие от пассажирской авиации и от международного авиационного права. "Витавиа" на своем сайте говорит: "Холдинг разрабатывает программу регулярных полетов по направлениям: Гомель, Брест, Гродно, Калининград, Санкт-Петербург, Москва, Киев, Симферополь, Варшава, Брно". Благие намерения. Однако, судя по сообщениям в СМИ и разделу "вакансии", в "холдинге", кроме единственного управленца, никого нету. Как тут не вспомнить анекдот про молодую, динамично развивающуюся фирму, которая возьмет в аренду степлер. Грустная какая-то конкуренция получается.

Сказал Игорь Чергинец и о грядущем ребрендинге, о котором мы уже не раз рассказывали. Новую форму бортпроводников, презентацию которой обещали еще осенью, собирались было презентовать как раз на барселонском рейсе, но потом все же решили не смешивать все праздники воедино и перенесли на начало года. В остальном – сейчас разрабатывается брендбук, который начнет воплощаться ближе к концу года. Брендбук – это не просто намалевать белые разводы на голубом поле и подписать "Белавиа. Интересно", - это совокупность фирменных цветов, логотипа, слогана, стиля одежды, ливреи самолетов, формы стоек регистрации и билетных касс и так далее. Изменения обещают быть масштабными и разительными. Но не стоит надеяться, что это все осуществится за ночь. Покраска одного самолета стоит около 100 тысяч евро, а их у "Белавиа" два десятка. Потратить два миллиона одним махом невозможно: самолеты ведь не станешь перекрашивать все одновременно.

Вместе с ребрендингом компанию ожидает очередное расширение маршрутной сети и увеличение частоты полетов по уже существующим маршрутам. В конце апреля собираются открыть регулярный рейс в Самару, в планах на 2013-й – Ницца и Цюрих. Что касается чартерной программы, то недавно в чартерный маршрутный лист добавились Салоники (Греция), Акаба (Иордания) и Дубаи (ОАЭ). Насчет расширения флота в наступающем году пока твердых планов нету, но, отметил Игорь Чергинец, при необходимости подержанный борт можно взять в лизинг у давнего партнера в течение двух-трех месяцев.

http://news.open.by/country/96375

Tags: open.by, журналистика, самолеты, стацця
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments