Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Category:

Кому надо, тот знает, или Почему в интернете нет толкового расписания междугороднего транспорта

Кому надо, тот знает, или Почему в интернете нет толкового расписания междугороднего транспорта

"Как доехать? Посмотреть в интернете!", - в век, когда число интернет-пользователей Беларуси достигло почти 7 миллионов человек, такое решение первым приходит на ум, если возникает необходимость добраться из пункта А в пункт В или даже С. А вот соответствует ли расписание автобусов и поездов не только современным запросам, но и действительности? Я провел небольшое исследование и нашел немало ошибок и замечаний в официальных расписаниях.


Предисловие

Как-то на рубеже тысячелетий мой отец попал на автостанцию в городе Вилейка. Там на стене висело огромное расписание автобусов - столь же большое, сколь и старое, не обновлявшееся лет 10-15. Отец подошел к кассе и спросил, когда будет нужный ему автобус. Последовал ответ:
- Кому надо, тот знает.
- Вот мне как раз надо, а я не знаю, - возразил отец.
- Ну так ты дурак, - заключила кассирша.


Поезда

Сначала обратимся к сайту Белорусской железной дороги. В начале сентября, когда этот сайт обновил дизайн и содержание, TUT.BY сделал небольшой обзор "по горячим следам". В частности, тогда мы обратили внимание на то, что система не умеет показывать расписание по разным станциям в пределах одного населенного пункта и не показывает местоположение линий и станций на карте. В комментариях некто kazalexminsk, судя по всему, приближенный к БЖД и разработке сайта, увещевал (орфография сохранена): "1. Выбор по узлу будет зделан в ближайшей 2 недели (т.е. можно будет указать Минск и будут паказаны все электрички со станций минского узла) 2. Карту хотели сохранить но технически это было не возможно, задача выбора с карты будет реализована месяца через 3-4". Первая из этих претензий действительно через какое-то время была устранена. Со вторым пунктом сейчас, четыре месяца спустя, все осталось по-старому.

Новый сайт БЖД делала "Студия Борового". Она подробно описывает процесс создания сайта, упоминая, к примеру, что потратила 100 часов аудита и проанкетировала 150 пользователей. Неужели ни один из полутора сотен не сказал, что сайту главного перевозчика страны необходима карта? Раньше, до редизайна, неплохая схема белорусской железки на сайте имелась, она была интегрирована в расписание: кликом по станциям или линиям можно было выбрать нужный пункт назначения. Как выглядела эта схема, можно вспомнить благодаря сайту Karta24.by.

Так выглядела интерактивная схема БЖД до редизайна сайта

Теперь, как не ищи, карты не найдешь. Где вообще ходят поезда в нашей стране? Кому надо - тот знает? Форумчанин kazalexminsk уверял, что сохранить карту было технически невозможно. Но хотя бы статическую карту можно было оставить? Ведь о том, как сейчас выглядит сеть БЖД, пользователь сайта может понять, только разглядывая очень примитивную схему из раздела "История дороги".

Единственная схема железки очень далеко запрятана

Как сейчас пассажиру представить, где находится та или иная станция относительно других городов страны? Предлагаем ответственным за сайт БЖД срочно вывесить на сайт хотя бы такую наглядную схему до тех пор, пока у программистов не дойдут руки "прикрутить" схему железки к поиску расписания.

Даже с такой простой картой удобство пользования сайтом БЖД сильно повысилось бы

Уже не говорим о том, что, вообще-то, не мешало бы и вовсе создать полноценный раздел карт, где были бы схемы со всеми станциями и остановочными пунктами БЖД  и с указанием расстояний между остановками. Раз уж сайт БЖД пока не умеет предлагать маршруты с пересадками - пассажирам приходится рассчитывать их самим, а для этого подробные карты и схемы расстояний необходимы.

Наконец, считаем, что нужно опубликовать список крупных станций и остановочных пунктов, названия которых не совпадают с названиями городов, в которых они расположены, а также тех, которые находятся от одноименных городов на приличном расстоянии. Откуда среднему жителю страны (например, командировочному) знать, что станция Янов-Полесский находится в городе Иваново, Беларусь - в Заславле, Погодино - в Горках, а Коммунары - в Костюковичах? Только приехав не по адресу, можно выяснить, что от станции Ошмяны до одноименного города двадцать километров, аналогично с Радошковичами, Крупками, Берестовицей, Пуховичами

А теперь перейдем собственно к расписанию. С тех пор, как сайт научился предлагать поезда из разных станций в пределах одного населенного пункта (теперь нет необходимости вручную указывать, например, "Минск-Пассажирский"), работать стало очень приятно. Всплывающие подсказки помогают угадать со станцией, что тоже немаловажно. Но это что касается обычных пригородных поездов (то, что сейчас для нашего удобства называется "поезда региональных линий экономкласса"). Но вот по поездам других "линий" есть замечания. Почему нельзя было расписание всех "Штадлеров" (поездов региональных линий бизнес-класса на Оршу и Барановичи/Брест, а также городских линий на Ждановичи/Беларусь и Колядичи/Руденск) свести в таблицы, раз уж они присутствуют отдельной страницей на сайте? Чтобы просмотреть все расписания скоростных электричек, скажем, на Барановичи, приходится 10 раз кликать мышкой и 5 раз перезагружать страницы. Кстати, со страницы расписания обычных пригородных поездов можно в один клик перейти к расписанию пассажирских поездов, но не наоборот, а к расписанию городских и региональных "швейцарских электричек" и вовсе только через главную страницу сайта БЖД.

Что касается расписания пассажирских поездов (пардон, поездов межрегиональных линий экономкласса), то складывается такое чувство, что его и расписание электричек делали совершенно разные люди. Все тот же всезнающий пользователь kazalexminsk говорит: "Система poezd.rw.by - проектировалась как система продажи билетов, юзабилити в части расписания не совсем оптимальное, мы над этим работаем". Глядя на то, как оно работает, в это не очень-то веришь. Всплывающих подсказок тут нет, и это серьезно затрудняет работу. Например, есть на Витебщине такой поселок - Парафьяново, но железнодорожная станция в нем называется Парафьянов. И если пользователь при поиске расписания введет "Парафьяново", то система выдаст ему ошибку. Таких станций, названия которых отличаются от названия городов и поселков одной-двумя буквами, немало, и пользователи очень часто будут натыкаться на ошибки. Чтобы все же найти нужную станцию, надо ввести несколько первых букв названия, а потом нажать кнопку "выбрать" - сайт предложит свои варианты. Почему бы не реализовать это выпадающим списком - непонятно.

Поиск по пригородным поездам выдает подсказки…

…а в расписании "межрегиональных линий" без лишних действий поезд не найдешь

А в "Яндекс.Расписаниях" это реализовано еще лучше: если вы не знаете, как называется станция в нужном вам городе, просто вводите название самого города и система сама подыщет правильную станцию.

И, конечно, нельзя не упомянуть одну из основных претензий, высказываемых читателями: сайт БЖД не умеет предлагать маршруты с пересадками - как в рамках поездов одних и тех же "линий", так и с пересадками с электричек на пассажирские поезда и обратно. Те же "Яндекс.Расписания" делают это легко, "переваривая" даже три пересадки с поезда на поезд. Между прочим, поиск расписаний по Беларуси "Яндекс" запустил совместно с БЖД. Так какую же пользу от этого проекта получила белорусская железка?

"Яндекс.Расписания" все равно проложат маршрут

Автобусы

С прокладкой автобусных маршрутов по Минску сайт "Минсктранса" справляется хорошо. А для поиска пригородных и междугородних автобусов перенаправляет на сайт РУП "Информационно-вычислительный центр авиации". Утверждается, что разработанная ими автоматизированная система диспетчерского управления пассажирскими перевозками внедрена в шести десятках городов и поселков Беларуси. Помнится, еще Иван Андреевич говорил: "Беда, коль пироги начнет печь сапожник, а сапоги тачать пирожник". Сейчас вы увидите, какие казусы предлагает нам эта система.

И снова мы упомянем о том, что любому перевозчику необходимо иметь на своем сайте набор подробных карт. На главном сайте поиска расписаний автобусов никаких карт напрочь нету. В очередной раз наблюдаем подтверждение тезиса "кому надо - тот знает". Предлагаем ИВЦ авиации, Минтрансу и прочим ответственным организациям озаботиться тем, чтобы вывесить на сайте карты маршрутной сети по районам, подобные тем, что висят в здании любой районной автостанции. Не надо делать их интерактивными - достаточно обычной статичной схемы.

Чтобы узнать, в какие деревни района можно уехать на автобусе, пассажиру приходится или ехать в райцентр, или прилежно ковырять сайты любителей транспорта. Фото с сайта BusPhoto.ru

И пусть нас не пичкают отговорками, что это, мол, сложно и затратно. Человек, известный на транспортных форумах под псевдонимом Ikc, в одиночку создал схемы всех городских маршрутов белорусских городов - более сотни (!) карт. Неужто у больших организаций не хватит умения сделать то же самое, но по районам? Если не хватит - что ж, тогда поездите по автостанциям, пофотографируйте схемы и "залейте" на сайт. Планировать поездку, не зная, ходит ли автобус в нужное место - очень сложно.

Сайт умеет подсказывать названия населенных пунктов, однако польза от этого есть не всегда. Например, вводим "Минск" - и сайт подсказывает нам 9 остановок в пределах столицы: собственно Минск, Минск/Бобруйская, Минск А/В "Восточный", Минск А/В "Московский", Минск А/В "Центральный", Минск А/С "Автозаводская", Минск А/С "Дружная", Минск А/С "Юго-Западная", Минск ж/д вокзал. Допустим, нам нужно поехать в Гомель. Конечно же, пассажир зачастую не знает, с какого вокзала идет нужный ему автобус, поэтому просто выбираем "Минск", надеясь, что сайт сам нас сориентирует. Не тут-то было! Пока не введете перебором всех вариантов нужный автовокзал, расписания вам не видать.

Вариантов много, а толку мало

Недавно нам надо было попасть в крупное местечко Волколата в Докшицком районе. Открываем сайт и начинаем искать автобусы. И тут же натыкаемся на первые чудеса. Сайт подсказывает две деревни: Волколата и Волколаты, причем первая находится в Докшицком районе, а вторая - якобы в соседнем Мядельском. Начинаем смотреть детальное расписание автобуса - и видим, что мядельские Волколаты - это та же самая докшицкая Волколата. Но при этом в Волколаты, говорит сайт, ходят автобусы только из Мяделя, а в Волколату - из Докшиц. Автобуса Мядель - Волколата (а не Волколаты), утверждает "ИВЦ авиации", не существует, равно как и автобуса Докшицы - Волколаты! Но это еще не все. На автодороге Мядель - Волколата находится деревня Виржи, причем именно в Докшицком районе. Но сайт с расписанием утверждает, что Виржы (именно так, с ошибкой) находятся в Мядельском районе Минской области! Подозреваем, что таких топографических отклонений у создателей сайта немало.





У создателей расписания серьезные проблемы с географией и правописанием

В интерфейсе сайта есть примечательная кнопка - "Направление" - можно выбрать направление движения автобуса: прямо или обратно. Вот только в большинстве случаев она не работает. Выяснилось, что обратное расписание можно посмотреть почти исключительно для конечных остановок маршрута. К примеру, если мы поглядим на все тот же Докшицкий район, то увидим, что от райцентра через промежуточный пункт Парафьяново идет шесть автобусов, зато обратно - ни одного: сайт выдает сообщение "Нет данных". И подобных примеров сотни. Много ли спланируешь маршрутов с такой достоверностью?



ИВЦ авиации утверждает, что автобусы идут только в одну сторону

А если вы все-таки смогли вытащить из сайта расписание, не спешите радоваться, потому что оно во вкладках "Расписание" и "Наличие мест по рейсам" очень часто противоречит само себе или просто запутывает повторами. Так, при поиске автобусов на Поставы нам выдалось три маршрута: два из них ходят ежедневно, а третий - по всем дням недели. При этом все три отправляются в одно и то же время. Разницу улавливаете? Что касается цен, то и здесь неразбериха полная. В первом из автобусов оказалось два сидячих места по 35 тысяч рублей, во втором - 16 сидячих за ту же цену, в третьем - 27 мест по 40 тысяч рублей.



Каким автобусом предпочитаете ехать: на 17.50, на 17.50 или на 17.50?

При поиске автобусов Докшицы - Городище на вкладке "Расписание" сайт выдал нам только один маршрут, отправлением в 13.00. А на вкладке "Наличие мест по рейсам" в том же запросе - уже три маршрута: в 04.35, 13.00 и 17.40



Левая вкладка не ведает, что творит правая

Википедия утверждает, что информация о предстоящих событиях, оформленная в виде расписания, позволяет уменьшить затраты на планирование. И если в случае с расписанием на сайте БЖД это еще более-менее справедливо, то для того, чтобы получить правдивую информацию с сайта ИВЦ авиации, порой приходится проводить за компьютером больше времени, чем в автобусе. Дойдут ли у ответственных людей руки сделать вменяемое расписание, или же они и дальше будут руководствоваться принципом "кому надо - тот знает"?
Читать полностью:  http://news.tut.by/society/328987.html



Tags: tut.by, железка, журналистика, карты, походы, стацця, транспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments