Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Category:

История минского автобуса: от "Икаруса" до МАЗа

Продолжаем тему, начатую здесь.

Вчера мы рассказали вам о том, как зарождалось автобусное движение в Минске. 90 лет назад минчан перевозили MAN, Leyland и Renault. А закончили мы наш экскурс легендарными "лазиками", о которых до сих пор с теплотой вспоминают минчане, именно потому, что замерзнуть в этих автобусах было невозможно. Еще одна легенда городского автомобильного транспорта – "Икарус". Какие автобусы ездили по минским улицам на протяжении последних 50 лет, - в сегодняшнем нашем материале.


По некоторым данным, первые городские автобусы Ikarus-60/-601/-620 приехали в Минск в конце пятидесятых, но массово венгерские машины начали завоевывать белорусскую столицу со второй половины 67-го, когда пришли модели "сотой" серии. Впервые в белорусской столице появились сочлененные машины – Ikarus-180. В 1970-72-м годах в Минск поставлялись одинарные автобусы Ikarus-556 – впервые у столичных автобусов было три пассажирских двери, причем все три – разных размеров. У Ikarus-180 и вовсе было аж четыре двери, а последняя имела огромный проем шириной в 1,77 м (даже у современных автобусов этот показатель почти на полметра меньше). Белые автобусы с широкой красной полосой стали ездить по 13-му маршруту: от вокзала по Ленинскому проспекту до Волгоградской, там до Якуба Коласа и в новый микрорайон Зеленый Луг. Теперь уже автобус мог потягаться и с трамваями: номинальная вместимость "гармошки" составляла 169 человек (37 сидячих мест), а односекционного автобуса Ikarus-556 – 105 человек (21 сиденье). Дизельный двигатель мощностью почти в 200 лошадиных сил разгонял короткий автобус до 80 км/ч, длинный – до 63 км/ч. Новые машины стали автобусными флагманами в столице. "Икарусы" этого поколения использовались в Минске до начала восьмидесятых.
Фото с сайта beltransport.by
Бело-красные автобусы Ikarus-180 (спереди) и Ikarus-556 (позади) проезжают по площади Ленина мимо здания исполкома
Фото с сайта beltransport.by
Бело-красные автобусы Ikarus-180 (спереди) и Ikarus-556 (позади) высаживают пассажиров на Привокзальной площади. Площадь обильно заставлена автобусами ЛАЗ-695
В 1969-м в Минск пришли первые автобусы из города Ликино-Дулево: ЛиАЗ-677; тогда же одна машина засветилась в фильме "Счастливый человек", где довольно залихватски проезжает Площадь Победы. Он стал самым вместительным автобусом советского производства на улицах белорусской столицы: 27 сидений (в поздних модификациях), до 80 человек номинальной пассажировместимости. Но порой в него набивалось значительно больше – свыше сотни – пассажиров, за что машина получила обидное прозвище "скотовоз". Автобус был очень теплым (особенно в левой части салона), издавал характерный звук "блюм-блюм-блюм" из-за разбалтывания крестовины трансмиссии и опасно кренился в поворотах. Зато, в отличие от ЛАЗов и "Икарусов", у него были поручни с ребристой поверхностью, что при заваливаниях на поворотах было очень кстати. Ах да, еще у него очень часто не закрывались двери. С конца семидесятых года начала выпускаться "модернизированная" версия ЛиАЗ-677М, которая отличалась дефорсированным с 200 до 176 л.с. двигателем. В паре с не очень удачной гидромеханической коробкой передач автобус очень медленно набирал скорость и с большим трудом преодолевал подъемы. На некоторых пригородных маршрутах водитель вынужден был высаживать часть пассажиров у подножия горы, чтобы иметь возможность затащить машину на вершину. Несмотря на архаичность конструкции и далекие от передовых динамические характеристики, автобус оставался в производстве долгие 34 года (всего было выпущено почти 200 тысяч машин), а на минских улицах последние экземпляры ездили до 2006-го года. ЛиАЗ-677 – один из наиболее тепло вспоминаемых автобусов из тех, что ушли с маршрутов.
Фото с сайта beltransport.by
Автобус ЛиАЗ-677 проезжает по площади Ленина мимо Дома Правительства
В 1973 году в Минске появляются первые "Икарусы" нового поколения: Ikarus-260 и, чуть позже, Ikarus-280 (сочлененные). Благодаря модульной конструкции можно было создавать машины разной длины (чем впоследствии на заводе в Матиашфельде и занялись), но поскольку в основе таких модулей лежала рама прямоугольного сечения, то и автобусы были абсолютно прямоугольными, без намеков на радующие глаз запатентованные скругленные углы или аэродинамические плоскости, - это же касается и междугородних моделей Ikarus-255/256. Городские модификации запомнились минчанам унылым матово-оранжевым цветом, высокими ступеньками и узкими дверными проемами, посреди которых всегда торчал поручень, так что ни с коляской зайти, ни большие сумки затащить. И, конечно же, зимой в этих автобусах было просто холодно – заиндевевшие окна практически не оттаивали. "Гармошки" часто рвались и через них лился дождь; в салоне стоял запах солярки; а водители долотом заклинивали форточки так, что их нельзя было открыть. У одиночных машин могло не быть средней или задней двери, у сочлененных – второй и четвертой или только четвертой. В конце восьмидесятых в Минск приехали удлиненные (не сочлененные) автобусы Ikarus-263 со сдвижными двустворчатыми дверями. Пожалуй, это были последние автобусы, которые пришли с венгерского конвейера новенькими, - в девяностых Минск закупал основательно подержанные "Икарусы" из автопарков Чехии и Германии, а также произведенные в белорусской столице на заводе "Амкодор". Автобусы обладали хорошей вместимостью (Ikarus-260: 20-22 сидячих и 80 стоячих мест, Ikarus-263: 20-25 сидячих и 87-98 стоячих, Ikarus-280: 29-35 сидячих и 110-125 стоячих), что стало одной из причин их использования даже после достижения максимального пробега. Последние "Икарусы" перестали работать в Минске осенью 2007-го, а в региональных автопарках оставались на городских и пригородных маршрутах еще несколько лет.
Фото с сайта beltransport.by
Автобусы Ikarus-260 (слева) и Ikarus-280 (справа) проезжают перекресток ул. Немига и Проспекта Машерова. Фрагмент фото из книги "Мінск учора і сёння"
Пожалуй, последняя новая модель автобуса для городских маршрутов, которую получил Минск до развала СССР, - это ЛиАЗ-5256. Он начал выпускаться летом 1988-го и в том же году поступил в столицу Белорусской все еще ССР. А с середины девяностых началось их лицензионное производство в Лиде. Автобус зарекомендовал себя с плохой стороны: некачественная сборка, ненадежные двигатель и коробка передач, подверженный гниению кузов, загазованный и плохо отапливаемый салон (24 сидячих, 65 стоячих мест). Тем не менее машины использовались на минских улицах до начала 2008 года.
Фото с сайта beltransport.by
Автобус ЛиАЗ-5256 на автовокзале Московский. Фото предоставлено сайтом Beltransport.by
В девяностых годах минские транспортники занимались поиском новой эффективной машины взамен стремительно устаревающих "Икарусов", ЛиАЗов, ЛАЗов. Отечественный МАЗ только "раскочегаривался" (первые МАЗ-103, ставшие в последствии основой столичных автопарков, появились в 1996-м), поэтому с целью изучения опыта эксплуатации закупали за границей по одному экземпляру казавшихся тогда перспективными машин. В 1995-м приехали два венгерских автобуса нового поколения: одинарный Ikarus-415 и сочлененный Ikarus-435. Это были машины увеличенной по сравнению с 200-й серией длины (12 и 18 метров, соответственно) и неплохой вместимости (24 сидячих и 76 стоячих мест в Ikarus-415 и 37 сидячих и до 140 стоячих в Ikarus-435). Наконец-то у "Икарусов" снова появилось хорошее отопление салона. Однако автобусы оказались дорогими и сложными в техническом обслуживании, поэтому закупать машины этих серий не стали, а два имевшихся экземпляра списали в середине 2007-го.
Фото с сайта beltransport.by
Автобус Ikarus-415 на улице Филимонова. Фото предоставлено сайтом Beltransport.by
Фото с сайта beltransport.by
Автобус Ikarus-435 на улице Немига. Фото предоставлено сайтом Beltransport.by
В 1996-м для эксперимента приобрели автобус чешского производства Karosa B741. Это был сочлененный автобус-"гармошка" на 47 сидений (общее число мест - 167) с двигателем Iveco хорошей мощности. Однако решено было не закупать эту модель из-за сложностей с запчастями и ремонтом. А вскоре появилась и отечественная "гармошка" МАЗ-105. "Кароса" трудилась на малозагруженных маршрутах Минска примерно до 2009 года.
Фото с сайта beltransport.by
Автобус Karosa B741 на автовокзале Московский. Фото предоставлено сайтом Beltransport.by
В 97-м работы по поиску оптимальной машины продолжились: для испытаний закупили один автобус-"гармошку" Mercedes-Benz O345G турецкого производства. Пониженный уровень пола (всего одна ступенька), мягкие велюровые сиденья (49 кресел, общая вместимость – 171 человек), хорошее отопление салона, - автобус мог стать отличной заменой "Икарусам", но дальнейших закупок так и не последовало. К 2009 году единственный экземпляр был выведен из эксплуатации.
Фото с сайта beltransport.by
Автобус Mercedes-Benz O345 у станции метро "Пушкинская". Фото предоставлено сайтом Beltransport.by
В 1998 году закупили еще двух "иностранцев". Один из них – ЛАЗ-5252, построенный на базе машины, выпускавшейся с конца семидесятых. Автобус-"донор" был более дорогим и менее надежным, чем ЛАЗ-695, поэтому и ЛАЗ-5252 пользовался очень невысоким спросом. Сиденья в салоне размещены были не очень удачно (28 кресел, общее число мест 97), двигатель был шумный, электроника ненадежная, зимой в салоне было холодно. Автобус проработал в Минске до 2007 года.
Фото с сайта beltransport.by
Автобус ЛАЗ-5252 на автостанции "Автозаводская". Фото предоставлено сайтом Beltransport.by
Второй из автобусов, закупленный в том году, - МАРЗ-52661, выпускавшийся с 1992 года в городе Мичуринск Тамбовской области. Эта машина была самым дешевым городским автобусом большого класса (стоил вдвое меньше сходного с ним по конструкции ЛиАЗ-5256). Но в эксплуатации автобус зарекомендовал себя примерно так же, как и ликинское творение: низкая надежность, сложность в обслуживании, холодный салон на 111 человек (29 сидений). Автобус ездил в Минске до 2007 года.
Фото с сайта beltransport.by
Автобус МАРЗ-52661 на автовокзале Московский. Фото предоставлено сайтом Beltransport.by
Кроме того, различные частные фирмы использовали в Минске на маршрутах некоторые другие зарубежные автобусы. Так, Торговому Дому "Ждановичи" принадлежали восемь машин Mercedes-Benz O405, а компания "Миндавг" возила пассажиров на MAN SÜ240, также в ее автопарке были четыре желтых двухэтажных автобуса MAN – точно таких, которые сейчас осуществляют экскурсионные рейсы по Минску.
В 2006 году с минских улиц исчезли маршрутные автобусы ЛиАЗ-677, в 2007-м перестали ходить ЛАЗ-695 и ЛАЗ-5252, МАРЗ-52661, Ikarus-260, Ikarus-280, Ikarus-415 и Ikarus-435; еще через пару лет избавились от Karosa B741 и Mercedes-Benz O345G. На внутригородских маршрутах стали использовать только автобусы МАЗ. Когда-нибудь напишем историю и про них.
Читать полностью:  http://news.tut.by/society/331432.html



Tags: tut.by, Минск, журналистика, стацця, транспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments