Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Category:

"Белавиа" не будет покупать винтовые самолеты...

...а в парижском аэропорту по-прежнему теряют много багажа.

Национальная авиакомпания "Белавиа" подвела итоги прошлого года и озвучила планы на будущее. Я, как обычно, задал некоторые интересные вопросы заместителю гендиректора по маркетингу и ВЭД Игорю Чергинцу.

В 2012 году авиакомпания выполняла рейсы в 42 аэропорта 24 стран мира. По сравнению с прошлым годом, получается, добавилось пять новых пунктов назначения. Было совершено 11.858 регулярных и 2.740 чартерных рейсов - годом ранее был, соответственно, 11.806 (+1,6%) и 2.562 (+6,9%) вылета. Услугами авиакомпании воспользовались 1.284.201 пассажир, или на 24% больше (в 2011-м было 1.036.101 человек). При этом пассажиров на регулярных рейсах стало на 27,9% больше, а на чартерных - на 14,3%. Вместе с этим показатель занятости кресел составил 69,8% (на регулярных рейсах - 63,8%), что на 6% и 8,1% больше, чем годом ранее.

Простой подсчет показывает, что ежедневно в среднем совершалось 40 рейсов компании и что в среднем 3.508 человек становились клиентами "Белавиа". Парк самолетов, напомним, состоит из 20 машин советского, американского, канадского и бразильского производства. Регулярность полетов составила 89,6%. К примеру, у Qantas этот показатель в 2012 году составлял 86,1%, у All Nippon Airlines - 88,91%, у Delta Airlines -86,26%, US Airways - 85,96%, у United Airlines - 76,51%. Рижский международный аэропорт признал "Белавиа" самой пунктуальной авиакомпанией года.

В нынешнем году открываются новые рейсы в Самару (с 28 апреля) и Кутаиси (с 28 мая). Кутаиси станет уже третьим грузинским городом в маршрутном листе авиакомпании. Противостояние между Грузией и Россией продолжается, поэтому немалая часть жителей кавказской республики летает в Москву через белорусскую столицу. Замдиректора "Белавиа" по маркетингу Игорь Чергинец рассказал, что ведутся переговоры об открытии совместно с крупной авиакомпанией в 2013-м еще одного рейса в центральную Европу, но город назвать пока отказался. На предположение журналистов о том, что это будет Цюрих, ответил "не совсем". Летом минувшего года мы отметили, что на маршрутной карте в кабинете гендиректора компании Анатолия Гусарова прикреплена интересная кнопка на месте Будапешта, - туда "Белавиа" пока не летает.



Четких планов по обновлению парка самолетов пока нет. Ведутся переговоры с концерном Embraer, представитель которого недавно приезжал в Минск. Кроме того, компания рассматривает возможность приобретения вместительного Boeing 737-800 (162-189 мест в зависимости от комплектации), который мог бы стать заменой "Тушкам" на европейских направлениях. Он же может стать и самым "дальнобойным" самолетом западного производства: радиус действия до 5.760 км. А это значит, что при случае можно "дотянуться" и до Иркутска, Читы, Улан-Батора и некоторых городов Китая и Индии. Правда, обещанный пассажирам уже несколько лет рейс в Пекин все еще под вопросом: самолета, способного выполнить такой беспосадочный перелет, пока нет. "Не могу точно назвать срок: пройдет два, три, четыре года, прежде чем у нас появится дальнемагистральный самолет и мы будем готовы открыть такую дальнюю линию с хорошей частотой полета", - сетует Игорь Чергинец. На такую линию невозможно поставить один самолет: необходимо покупать сразу два-три, чтобы в случае постановки самолета на обслуживание его было чем заменить. А это значит, что под 2-3 машины должен быть соответствующий объем перевозок и немалое число пассажиров. Будут расти доходы населения - будут расти перевозки и, значит, появится экономическая возможность открыть рейс в Пекин. Много белорусов на такой рейс не наберется, россиянам летать "реверсом" через Беларусь вряд ли разумно, а в Европе дальнемагистральных машин у авиакомпаний хватает - конкуренция очень жесткая. На таких рейсах нужно обеспечить заполняемость салона не в 70%, как сейчас, а в 80%. И набирать этих пассажиров нужно продолжать за счет транзита. Доля транзитных пассажиров "Белавиа" в прошлом году составила 25%, и если бы не было этого транзита, то, вероятно, трети всех рейсов компании не существовало бы: белорусские пассажиры не могут обеспечить требуемой наполняемости.

Каких машин точно не стоит ожидать в парке "Белавиа" в ближайшие несколько лет - так это турбовинтовых. Нынешним летом компания снова откроет рейсы в Калининград из областных центров: Гродно, Бреста, Гомеля. Инфраструктура этих аэропортов немного подтянулась, а в Гомеле хорошо отремонтировали ВПП, что снова позволит летать жителям регионов. Между тем, от Гродно до Калининграда всего 250 километров, и мы высказали сомнение, что вряд ли выгодно гонять на такое малое расстояние реактивные Bombardier CRJ. Не лучше ли купить подержанный Ан-140, SAAB 2000, DeHavilland Dash-8? Однако, по словам Игоря Чергинца, реактивные "Сержи" пускать на такой короткий маршрут все же выгодно, более того: среди всех региональных аэропортов именно Гродно показывает наибольший процент заполняемости салона. И поэтому в ближней перспективе о винтовых машинах в "Белавиа" не думают. Так что если кто не успел полетать на Ан-24 от "Гомельавиа" из Минска в Гомель или на ATR-72 от Utair из Минск-1 в Москву (совсем недавно этот рейс перевели в Минск-2 и заменили на реактивный самолет), единственная оставшаяся возможность приобщиться к полетам на "пропеллерах" - это сгонять на Dash-8 в Ригу рейсом AirBaltic.

Компания постарается повысить качество обслуживания пассажиров не только на борту, но и в аэропорту, и при телефонных переговорах. В частности, чтобы сотрудники колл-центра были более вежливыми, их обучат на специальных тренингах. Нередко бывает, что специалист ответил пассажиру правильно, информацию выдал непредвзято, но сказал это слегка не теми словами, и у человека остался осадок. Чтобы этого не допустить в дальнейшем, сотрудников компании и отправят на "курсы расширения улыбки".

Во многих аэропортах пассажир может зарегистрироваться на рейс авиакомпании через терминалы - киоски регистрации. До сих пор шагающий семимильными шагами прогресс такого рода перешагивал Беларусь, но в этом году все изменится: терминалы уже закуплены, сейчас они настраиваются и скоро появятся в национальном аэропорту Минск.

Большое внимание уделяется работе с багажом пассажиров. Специальная служба розыска багажа работает над тем, чтобы число пропавших сумок уменьшалось с каждым днем. И если лет 10 назад, по словам Игоря Чергинца, немало багажа терялось именно в Минском аэропорту, то теперь из всех городов, куда летает "Белавиа", больше всего этим грешит Париж (аэропорт имени Шарля де Голля). Там шесть терминалов, и нередко багаж возят из одного в другой по ошибке, в результате чего он теряется и улетает не туда, куда нужно. Обычно в больших аэропортах Европы потерянный багаж находят за 1-2 суток. В Париже это, как правило, растягивается на неделю. После теракта в Нью-Йорке на склады багажа перестали пускать представителей авиакомпаний, и на нерадивых грузчиков даже прикрикнуть невозможно. Мало того: уже найденный чемодан может не приезжать еще в течение недели. "Бывает, позвонят, скажут: мы нашли вашу сумку, завтра отошлем обратно, - комментирует Игорь Чергинец. - Мы звоним клиенту, говорим: завтра можете забрать ваш багаж. А он не приезжает ни завтра, ни послезавтра, а только через неделю, наконец, появляется. Разгильдяйство, безобразие!"

Есть и в Беларуси одна неприятная особенность при обработке багажа пассажиров. Из-за особенностей законодательства транзитным пассажирам приходится таскаться со своими сумками на таможенный досмотр. Пассажиру нужно в транзитной зоне чай, кофе пить, сувениры покупать, а он вынужден еще раз проходить процедуру досмотра. В России, чье законодательство в этом отношении схоже с белорусским, в двух московских аэропортах сейчас идет эксперимент по "общемировому" досмотру багажа: если вопросов нет, то процедура проходит без участия пассажира. "Белавиа" сделала запрос в Министерство транспорта с предложением подправить законы, чтобы и эта часть сферы обслуживания пассажиров была сделана по так любимому в Беларуси принципу "распространенная мировая практика", а не по столь же популярному принципу "не имеет аналогов в Европе". За счет этого можно будет обеспечить и минимальное время стыковки в 40-45 минут (сейчас "Белавиа" гарантирует пересадку при наличии минимум одного часа между стыковками). Самые "крутые" европейские авиакомпании довели этот показатель до 25 минут.

В отличие от лоукост-авиакомпаний, стоимость питания на борту заложена в цену билета (до 5-6 долларов в эконом-классе и до 40 долларов в бизнес-классе). На рейсах RyanAir и других "бюджетников" за обед приходится платить. "Я не думаю, что доживу до того момента, когда питание на борту "Белавиа" будет платным", - отмечает Игорь Чергинец. Вместе с тем сейчас пытаются решить вопрос продажи еды по желанию. Например, на коротких рейсах дают сок и бутерброды. Но если, скажем, бизнесмен с переговоров в Минске мчится в аэропорт на свой рейс, и у него не хватает времени нормально пообедать в кафе аэровокзала, - то он хочет иметь возможность купить обед на борту. Но тут еще есть и психологический момент: если все вокруг будут есть бесплатные бутерброды, а он - полноценный обед за отдельные деньги, то все равно пассажиры могут проявлять недовольство.

Число нетранзитных пассажиров "Белавиа" составляет в среднем 2.640 человек в день. Было бы логично обеспечить трансфер этих людей в Минск. Есть ли планы пустить фирменные автобусы? Игорь Чергинец говорит, что "Белавиа" пока себе не может позволить такое решение и потому старается сподвигнуть на решение этой проблемы транспортные организации Минска. Идеальным вариантом стал бы, конечно, "аэроэкспресс" как в Москве (скоростная электричка от вокзалов в аэропорты). Возможно, чемпионат мира по хоккею 2014 года даст толчок для коренного улучшения транспортного сообщения между городом и аэропортом. "Мы очень хотим, чтобы было нормальное сообщение, чтобы красивые, комфортные автобусы ходили каждые полчаса, каждые 15 минут между аэропортом и городом - это нашим преимуществом было бы", - вздыхает Игорь Николаевич.

http://news.open.by/country/98580
Tags: open.by, журналистика, самолеты, стацця
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments