Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Category:

Четверть века "Крепкий орешек": Брюс Уиллис снова спасает мир

В Беларуси прошла премьера пятого по счету фильма "Крепкий орешек". Я сходил в кинотеатр и посмотрел, как сильно сдал Брюс Уиллис и что стало с белорусскими вертолетами.


Первый "Крепкий орешек", как все знают, вышел в 1967-м, но это был русский фильм, и Виталий Соломин к Брюсу Дэвидовичу никакого отношения не имеет. Так что когда в 1988-м сняли первую часть ставшей впоследствии знаменитой франшизы, Брюс вряд ли что-то знал о советском военном комедийном боевичке.

Итак, пятая часть, называющаяся в русском прокате многоярусно "Крепкий орешек: хороший день, чтобы умереть". Дело в том, что первый "Орешек" в оригинале назывался "Die Hard", что в дословном переводе обозначает нечто вроде "медленно умирающий" (это выражение используется в названиях всех фильмов франшизы). Так вот, пятая часть по-английски именуется "A Good Day to Die Hard" - "хороший день, чтобы трудно умереть". Короче, было бы мало кому понятно, поэтому для русской версии фильма придумали заголовок, смахивающий на газетный. Мы бы сами назвали так этот свой обзор фильма, если бы фильм уже не назывался точно так же.



Поклонники фильма знают, что Джон МакКлейн (герой Брюса Уиллиса, ага) не в ладах с собственной семьей. В первой части он поссорился с женой, в четвертой у него натянутые отношения с дочерью. Поскольку у него по сюжету есть еще и сын, то трудности с ним оставили на пятую часть фильма. Сын этот попал в передрягу, причем не где-нибудь, а в Москве. Использовать столицу одной шестой части суши в шпионских и псевдошпионских боевиках начали уже давно - достаточно вспомнить хотя бы "Красную жару" или намного более свеженькую "Миссию невыполнимую-4: протокол Фантом", где взрывом разносит вдребезги кусочек московского Кремля.

Вот и здесь герои походя крушат московскую недвижимость. Конечно, все мы живем в мире компьютерных спецэффектов, поэтому и для этого фильма различной графики наворотили выше крыши. При этом почти не используя настоящую Москву. Столицу России снимали в Будапеште (забавно, кстати, учитывая то, что часть съемок Москвы для "Красной жары" тоже прошла в Венгрии), поэтому можно видеть панорамы венгерской столицы с пририсованными московскими высотками. С высотками, к слову, и казус случается: гостиница "Украина", которую методично расстреливает вертолет Ми-24, вдруг превращается в геофак МГУ. Что ж, высотки и в самом деле похожи, любой американец запросто перепутает. Как обычно бывает в американских фильмах про русских, нестыковок с названиями и кириллическими надписями хватает. Интернет пестрит подборками таких ляпов, вроде "Новосйойрск" или "Туча фзнамзнон" в "Дне независимости" или имя Ащьф Лштшфум в паспорте в "Идентификации Борна". Здесь же, в "Орешке", мы видим названия улиц типа "Берлин" и "Рынок". Или вот еще: номер "н 781 ьк 99rus" на грузовике Liebherr. Вообще-то в Москве на стройках все чаще китайские Sinotruk и Foton встречаются, однако в данном случае неточность не в марке машины, а в сочетании букв на номерном знаке.

Кстати, о машинках. В одном из интервью режиссер говорил, что на съемках вдребезги разбили 132 автомобиля - их уже не восстановить. Еще 518 после отмашки "снято!" потребовали серьезного ремонта. Сцены погони в фильме очень красивы и зрелищны, но, как и многое другое, снято все это с изрядной долей компьютерной помощи. Съемки погонь проходили на гоночной трассе Хунгароринг. Кое-где, конечно, возникают накладки: например, внедорожник спрыгивает с эстакады, а один из главных отрицательных персонажей сидит как ни в чем не бывало, едва шевельнувшись, - при том, что не пристегнут. Этот "плохой", герой Радивойе Буквича (как будто мало того, что он загримирован под Тарантино), гоняет на огромном "мрапе" (MRAP - Mine Resistant Ambush Protected, что означает "защищенный от подрыва и атак из засад"). Это Dartz Combat от латвийской компании Dartz, известной своими вычурными автомобильными поделками. Причем данная машина подозрительно смахивает на американский Force Protection Cougar - латыши как будто бы лишь слегка перелицевали передок. Ну да ладно. "Плохие", значит, гоняют на этой машине, а папаша и сынок МакКлейны - на разных моделях концерна Mercedes-Benz. То бусик Sprinter, то утилитарный Unimog, то Gelaendewagen, которых в Москве что "айфонов" у читателей одного интернет-портала. И вот, стало быть, противоборствующие стороны прыгают на своих "геликах" по чужим машинам и при этом перестреливаются из оружия самого разного калибра – от пистолета до гранатомета. В эпизодической роли снялся Maybach, который, как известно со слов одного ценителя машин, уже не выпускается, - на нем герои совершают переезд из Москвы в чернобыльский город Припять (самый короткий путь лежит через Беларусь, но об этом в фильме умалчивается).

Опять режиссеры нас слегка путают: говорят, что едут в Чернобыль, а на самом деле - в Припять. Городок воспроизвели достаточно достоверно - даже колесо обозрения притащили и построили копию известного бассейна. Всю эту "заброшку" снимали тоже в Венгрии, на покинутой воинской части под Будапештом. И без косяков в очередной раз не обходится. Бассейн и спустя 25 лет после аварии на ЧАЭС полон воды. Джек МакКлейн говорит, что это дождевая вода скопилась. Сами знаете, что бы сказал Станиславский по этому поводу.

А вот тут уже в действие вступают белорусы. Про то, что в съемках был занят вертолет Ми-26 (почти все журналисты почему-то ошибочно называют эту модель самой большой в мире) из бывшей авиачасти под Кобрином - написали уже все вокруг. И, надо сказать, все 7 дней съемки вертолетных сцен наши летчики отработали на "ура", даже внеплановый пожар на съемочной площадке пережили. Но мелькает в кадре и еще один "белорус" - огромный седельный тягач МАЗ-735/737.

Что ж, немножко коснемся сюжета. Четвертая часть "сериала" запомнилась зрителю большим числом надуманных реалий - чего только стоит возможность закачать на заброшенную станцию газ по интернету через старенький смартфон! Мы все еще считаем, что одним из лучших современных шпионских (именно шпионских!) боевиков является первая часть "Миссия невыполнима": шпионы оказываются двойными шпионами, а двойные шпионы - тройными. Так вот, по завязке сюжета "пятый орешек" основательно приблизился к этому эталону. Тут тоже плохие оказываются хорошими, хорошие - плохими и затем и еще более плохими. Только пальбы здесь намного больше, чем в "M:I", а загадок и неизвестностей - меньше. Но зато присутствует задорный искрометный юмор. Нет, он проявляется не только в том, что Уиллис ухмыляется всякий раз, когда молчит в кадре. Есть еще и словесные шутки. "Знаете, за что я не люблю вас, американцев? За все!". И более смешные есть. Словом, фильм получился действительно интересный. Это не "Неудержимые", где только зрелищно стреляют и больше ничего. И не "Координаты: Скайфолл", где главный герой - неудачник на службе Ее Величества, но все же спасает мир. Брюс Уиллис в свои 58 в фильме выглядит как обычный случайный человек на поле боя. Именно за такую сюжетную линию зрители полюбили детективы Хичкока.

После просмотра фильма не уходите из кинотеатра сразу, а дождитесь в титрах упоминания благодарности белорусским вертолетчикам.

P.S. А для тех, кто любит фильмы без спецэффектов, рекомендуем вот этот старый рекламный ролик автомобиля, снятый на пару лет раньше, чем вышла первая часть "Крепкого орешка". Никакой накладной графики или компьютерного монтажа.



http://news.open.by/culture/99360


Tags: open.by, журналистика, кино, стацця
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments