Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Category:

"Мы все утонем": на экраны вышел фильм-катастрофа "Метро"

21 февраля на экраны Беларуси вышел российский фильм-катастрофа "Метро". Потрясающая достоверность, прекрасный экшен, банальный сюжет и немножко искрометного юмора. Я сходил на премьеру и постарался отличить правду от вымысла.



На 21 февраля в белорусском и российском прокате пришлось сразу несколько "ударных" премьер. Это и "Метро", и "Возвращение героя" со Шварценеггером, а в Москве зрители могут сходить на "Стукача" с Дуэйном "Скалой" Джонсоном. Мы выбрали "Метро" - и, похоже, не прогадали.

Антон Мегердичев, бывший монтажер "Намедни", снявший "Бой с тенью - 2" и мутный "Темный мир в 3D", наконец-то поймал кураж и выдал-таки действительно зрелищный фильм. По крайней мере, ему удалось замечательно адаптировать один из множества "страшных" текстов о метрополитене. Книжек ужасов про метро немало: достаточно вспомнить только ставший культовым роман с продолжением "Метро 2033" Глуховского. Но там - "постапокалипсис", как его принято называть, всякие мутировавшие чудовища и добрые дядьки-убийцы. Хотя сюжет продуман хорошо, но мы сейчас не об этом. А о вполне предсказуемом варианте событий: в тоннели метро хлынула вода. Чего далеко ходить: в 1974-м при постройке одной из станций ленинградского метро как раз такая катастрофа и произошла. Более того: фильм "Прорыв" 1986 года, сделанного по мотивам тех событий, снимал оператор Сергей Астахов - тот самый, что сейчас снимал "Метро". Словом, фильм интересен хотя бы тем, что такое действительно может быть. Это вам не насквозь рисованные "Аватар" и "Обливион".

Какое-то негласное правило установилось в фильмах-катастрофах: в начале ленты у главных героев должны быть личные проблемы. Что "Экипаж", что "Неуправляемый", что "Метро". Классический любовный треугольник. Наверное, это делается для того, чтобы женская половина зрителей тоже пошла на этот фильм: все эти измены, разлуки, возвращения, хэппи-энд. А то если будет лишь катастрофа без сентиментального сюжета (вспомните "Глубокое синее море", где главные герои умирают один за другим), то фильм обречен стать "мальчиковым". А продюсерам надо, чтобы и девочки тоже ходили на сеанс.

Итак, главные герои: хирург Андрей Гарин (Сергей Пускепалис), его жена Ирина (Светлана Ходченкова), "третий лишний" Константинов (Анатолий Белый) и Ксюша, дочка Андрея и Ирины. Девочка понимает, что в семье какой-то разлад, и потому язвит на каждом шагу. Удивительно, что в фильме ее за это даже не ранило. Константинов - это бывший сокурсник Андрея и Ирины, который после учебы исчез на 12 лет, а теперь вот вернулся успешным риэлтером: занимается точечной застройкой центра Москвы. Косвенно именно он виноват в катастрофе: в результате такого хаотического уплотнения давление зданий на подземный коллектор Москва-реки, построенный еще в 35-м, возросло многократно, что и привело к затоплению подземки. Так случилось, что и Андрей с дочкой, и Константинов, застрявший в пробке, оказались в одном и том же составе метро. Иначе не было бы драмы. Ну, а дальше сюжетная линия понятна: враги должны объединиться, чтобы выжить. Прям как в "U-429: подводная тюрьма".

Несмотря на неизбежное использование компьютерных спецэффектов, в этом фильме очень, очень высока доля натуральных и макетных съемок. Так, для основных подземных съемок построили 117-метровый герметичный тоннель в натуральную величину, - именно там и снимали затопление. Кроме того, закупили несколько списанных вагонов метро, а также построили макеты тоннеля и поездов в масштабе 1:3.

Действие по сюжету происходит на станции метро "Садовая", которая располагается на Кольцевой линии в юго-западной ее части, между "парком Культуры" и "Киевской". Также на перегоне находится законсервированная станция "Бородинская". Несмотря на то, что в московской подземке действительно немало "станций-призраков" и заделов под будущие станции, в указанном месте "коричневой" ветки ничего подобного нету, равно как и самой станции "Садовая". В этой, кстати, можно узнать станцию "Московская" метрополитена Самары. А в качестве входа на станцию использовали один из офисов "Ростелекома" в Дашковом переулке, который находится совсем не там, где должен быть выход из метро. Поначалу была договоренность о съемках с московским метро, но после того, как уволили ее начальника Дмитрия Гаева, контракт разорвали. Довольно похож на Гаева сыгравший роль начальника подземки Владимир Стержаков. А Анатолий Котенев играет мэра, в котором трудно не узнать Дмитрия Собянина.

Потоки воды раздолбали поезд вдребезги, горы трупов, а живые выбираются по путям в сторону станции. И здесь мы видим одно из технических несоответствий. Кто хоть раз ходил пешком по перегонам метро (хм, а кто из зрителей ходил-то?), помнит, что там не ровный пол, а рельсы-шпалы, причем под шпалами находится желоб глубиной в несколько десятков сантиметров (не считая высоты шпал). И вот десятки людей бредут по колено в воде, и почти ни один из них не проваливается между шпалами! Это оттого так, что в рукотворном тоннеле, где снимали эти кадры, вместо шпал и желоба был обычный ровный пол для удобства актеров.

Другая крупная техническая промашка связана с уровнем воды в тоннеле. То мы видим прямо-таки ниагарские водопады с потолка, и начальник метро утверждает, что всю кольцевую линию может затопить за несколько минут, то уже воды всего по щиколотку и она как будто бы не прибывает, словно чтобы оставшиеся в живых пассажиры успели спастись. А потом ее становится уже по пояс и она снова начинает прибывать. Но это еще ладно. В начале фильма помощник машиниста поезда №17 Вася (его сыграл сын Андрея Макаревича Иван), утверждая, что он с 15 лет в диггерах, роняет фразу, что, мол, вентшахту на "Бородинской" зачем-то замаскировали под ливнесток. Конечно же, по ходу сюжета наши главные герои оказались в этой вентшахте и пытаются выбраться на поверхность. При этом они обсуждают физические процессы в сообщающихся сосудах. И вот в какой-то момент уровень грунтовых подземной реки повышается настолько, что доходит почти до самой решетки ливнестока. Решетка эта находится на Новодевьчем проезде, - это упоминает сам диггер Вася. Благодаря панорамным съемкам в фильме и характерному продуктовому магазину местоположение этой решетки несложно локализовать - напротив дома №4 (правда, на Яндекс-Панорамах на ней припаркован автомобиль). Получается, что подземная речка поднялась выше Большого Новодевичьего пруда и выше уровня Москва-реки! Надо думать, фанаты фильма сейчас станут приезжать к той самой решетке, хотя данную сцену с попыткой освободиться из вентшахты снимали в павильонах киностудии.

И вот еще непонятные моменты. Пленники подземелья дозваниваются по телефону до Ирины и говорят ей, что они "в бункере". Диггер Вася понимает, что это должна быть именно та самая замаскированная вентшахта. Других вентшахт в перегоне как будто не существует, а ведь спасатели даже не знают, в какую сторону пошли наши герои. И что, кстати, происходит в соседнем перегоне, где движутся встречные поезда? Ведь его тоже должно было затопить, а там тоже шел какой-то состав, - что стало с ним? Почему в тоннель отправляются только три горноспасателя (начальник метро отмечает, что это отобрали самых лучших)? Неужто только трое будут вызволять из водного плена десятки раненых, которые там еще могут остаться? Почему в тоннеле герои светят только амулетом-фонариком Ксюши, хотя у Андрея смартфон Nokia 5500 Sport, в котором есть фонарик, включаемый одним нажатием "звездочки"?

Радует то, что в фильме напрочь отсутствует продакт-плейсмент, что при бюджете в 9 миллионов долларов выглядит удивительно. У Ирины - iPhone, у Андрея - Nokia, у Константинова - какой-то еще телефон, который быстро разрядился. На работе у Ирины компьютеры Mac, ездит она на Hyundai, Константинов - на Mercedes. Кабы фильм снимал Бекмамбетов, нам бы по полминуты демонстрировали названия торговым марок, - и тогда у всех поголовно были бы "айфоны".

Заканчивается фильм хэппи-эндом, - ведь аудитория это любит. Жена вернулась к мужу, собачка Тявка спасена, над всей Москвой безоблачное небо. А если вдаваться в детали, то фильм заканчивается никак. Андрей и Константинов, еще полчаса назад избивающие и пытающиеся утопить друг друга на "Бородинской", расстаются на поверхности вообще без каких-либо слов. Просто разъехались - и все. На Константинова даже метеорит не упал.

Фильм - интересный. Снято - классно. Косяков - немного. Компьютерная графика - незаметна. Юмор - есть. Сходите.

http://news.open.by/culture/99803


Tags: open.by, журналистика, кино, стацця
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments