Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Categories:

Как дорожал проезд в Минске: полная история

С 25 мая снова дорожает проезд в общественном транспорте Минска. Это будет первое подорожание за почти 8 месяцев. По сравнению с 2011-м, когда тарифы поднимали аж 4 раза, так и заждались даже. Сколько таких подорожаний пережила столица за годы существования независимой Беларуси? А сколько составляет пресловутая себестоимость проезда? Покопался в старых подшивках и новостных сообщениях и поработал с калькулятором.

С небольшим опозданием (был вдали от интернета) предлагаю почитать.


Советские годы: незначительные колебания

До конца 1957 года в Минске действовала зонная система оплаты проезда: чем больше проехал, тем больше платишь. Так, пассажир самых первых автобусов (которые начали ходить в Минске с 1924 года) мог проехать маршрут от вокзала до Комаровки за 24 копейки. С января 1958 года в советских городах ввели единую систему оплаты, вне зависимости от расстояния. Проезд в белорусской столице стал стоить 40 копеек. К тому времени в Минске курсировали не только автобусы и трамваи, но и троллейбусы. В 1961 году в СССР провели денежную реформу, в ходе которой не только деноминировали рубль и ввели новые купюры и монеты, но и повысили цену проезда на автобус: 5 новых деноминированных копеек, билет на троллейбус стоил все те же 4 копейки. В 1972 году в автобусах и троллейбусах появились компостеры, а в газетных киосках – новые талоны и проездные билеты. Талон на проезд в автобусе и троллейбусе стоил 4 копейки, в трамвае – 3 копейки. Месячный проездной на автобус (троллейбус) и трамвай стоил, соответственно, 2 рубля 40 копеек и 1 рубль 80 копеек, то есть цена проездного была рассчитана из стоимости 60 поездок. Проезд в метро, которое открылось в столице БССР в 1984 году, стоил 5 звонких копеек.
Фото с сайта forum.privet.com
Фото с сайта forum.privet.com

Девяностые: за 10 лет – в 4 миллиона раз

Такое спокойствие продолжалось до начала лихих девяностых. Со 2 апреля 1991-го стоимость проезда в минском метро внезапно выросла в три раза: с 5 до 15 копеек (в турникет можно было бросать сразу одну "пятнашку" или три "пятачка"); по некоторым данным, автобус подорожал до 15 копеек еще раньше, 15 марта. Городская газета "Добры вечар" писала, что из-за этого подорожания число пассажиров подземки сократилось с 420 тысяч до 270 тысяч в месяц – на треть!
В 1992 году появились не только "зайчики", но и жетоны на метро (о них мы расскажем подробно отдельной статьей) и проездные на подземку. В том же 92-м тариф на проезд успел подорожать еще раз – на этот раз до 40 копеек; оплачивать проезд в метро нужно было двумя монетами по 20 коп. Параллельно с новыми белорусскими деньгами имели хождение советские монеты и купюры в 1, 3 и 5 рублей. С декабря 1992-го, как пишет Minsk-old-new, проезд в Минске стал стоить 3 рубля. Как видно, за несколько месяцев рубль "просел" почти в 10 раз. В июле 93-го советские дензнаки прекратили хождение, а талончик подорожал до 10 рублей. В декабре – уже до 50 рублей. Спустя еще полгода, в июле 94-го, проезд уже стоил 200 рублей. То есть в связи с обесцениванием "зайца" за 2 года проезд подорожал в 500 раз.
Двадцатого августа 1994 года в Беларуси прошла странная деноминация: с купюр убрали несуществующие нули. Одновременно еще вдвое подняли тариф на проезд - теперь талончик стоил 40 деноминированных рублей. Но деноминация не остановила инфляцию, и уже в октябре талончик стоил 100, а в ноябре – 200 рублей. За следующие три года, к июлю 97-го, проезд подорожал до 2000 рублей. Доллар в том месяце стоил 27 тысяч рублей, то есть на один "бакс" можно было прокатиться 13,5 раз. За последующие почти 4 года проезд подорожал еще в 10 раз, а 1 января 2000-го в стране снова прошла деноминация: "убрали" по три нуля. Таким образом, в начале двухтысячного проезд в Минске стал стоить 20 рублей. А менее чем за 10 лет, с 1991-го, проезд подорожал в 4 миллиона раз.

Двухтысячные: лучше поменьше, но почаще

Все дальнейшие увеличения тарифов мы свели в наглядную таблицу: можно проследить, на сколько рублей и на сколько процентов подняли цену и сколько стоил талончик по отношению к доллару. Так, вскоре после деноминации проезд подорожал сразу вдвое - с 20 до 40 рублей.
Дата подорожания
Новая цена проезда в Минске, руб.
Увеличение цены по сравнению с предыдущим тарифом
Официальный курс доллара на день ввода нового тарифа, руб.
Талонов на 1 доллар
15 мая 2000
40
100%
515
12,88
20 января 2001
60
50%
1.198
19,97
10 ноября 2001
80
33,3%
1.519
18,99
1 февраля 2002
120
50%
1.641
13,68
1 августа 2002
150
25%
1.830
12,2
1 октября 2002
180
20%
1.865
10,36
20 января 2003
200
11,1%
1.950
9,75
1 июля 2003
220
10%
2.060
9,36
2 октября 2003
250
13,6%
2.110
8,44
10 июля 2004
300
20%
2.159
7,19
20 ноября 2004
360
20%
2.175
6,04
28 июня 2005
400
11,1%
2.149
5,37
20 декабря 2005
460
15%
2.151
4,68
28 июля 2006
500
8,7%
2.142
4,28
30 августа 2007
600
20%
2.147
3,58
1 марта 2010
700
16,7%
2.930
4,19
2 апреля 2011
850
21,4%
3.045
3,58
4 августа 2011
900
5,8%
4.972, рыночный курс до 10.000
5,52 – 11,11
10 сентября 2011
950
5,5%
5.271, рыночный курс до 8.000
5,55 – 8,42
1 ноября 2011
1.300
36,8%
8.450
6,5
5 апреля 2012
1.500
15,3%
8.140
5,43
3 октября 2012
1.700
13,3%
8.410
4,95
25 мая 2013
2.000
17,6%
8.680
4,34
Получается, что с лета 2003-го по лето 2007-го проезд подорожал ровно в три раза, притом что доллар вырос лишь на 4%; а с лета'2002 по лето'2007 проезд подорожал ровно в пять раз, хотя доллар вырос лишь на 17%. С момента начала последней девальвации (весна 2011-го) и до нынешнего времени проезд подорожал в 2,85 раза и ровно в столько же раз вырос курс доллара. Видно, что если в начале двухтысячных на один доллар можно было прокатиться 10-20 раз, то последние лет восемь этот показатель держится в районе 4-5 раз.
За последние 14 лет тариф на проезд повышался 23 раза. При этом легко заметить, что нет никакой закономерности в выборе месяца или даты повышения цен: талончик дорожал как в начале месяца, так и ближе к середине или в конце. Прирост цены колебался в среднем от 5% до 15%, изредка доходя до планки в 20 и более процентов. Но наполовину или на все 100%, как в начале "нулевых", уже десять лет как цены не задирают.

Себестоимость проезда

Чиновники разных уровней и ведомственной принадлежности регулярно повторяют, что белорусы оплачивают далеко не полную себестоимость проезда и что именно поэтому талончик будет дорожать и впредь. Зачастую эти чиновники противоречат друг другу. Мы проанализировали десятки высказываний чиновников за последние несколько лет: в разных интервью они заявляют, что горожане оплачивают от 30 до 50 и более процентов себестоимости услуг. Еще в 2009-м, когда проезд стоил 600 рублей, себестоимость называлась в районе 1630 – 1800 рублей (талончик возмещал 33-37%); в 2010-м проезд стоил 700 рублей при себестоимости в 1800 (возмещение 39%); в 2011-м проезд дорожал 4 раза, и себестоимость росла в течение года с 1800 до 3000 рублей (возмещение до 55% стоимости).
В прошлом году, когда курс валют колебался очень незначительно, чиновники и вовсе стали называть невероятные цифры: мол, себестоимость составляет от 3480 до 6100 рублей. При этом себестоимость поездки в наземном транспорте составляет 6100 рублей, а в метро, по последним сведениям, - всего 3780 рублей. Себестоимость изготовления самого жетончика при этом составляет 1650 рублей, так что, похоже, проезд в метро тоже должен стоить около 5,5–6 тысяч рублей.
Словом, картина ясна: горожане злостно недоплачивают, а город компенсирует до 65% себестоимости проезда (при этом умалчивается, что "город компенсирует" – это значит, что компенсируют сами горожане своими же налогами).

Между тем в Барановичах, например, горожане компенсируют аж 70% себестоимости проезда, притом что и цена талончика там поменьше, чем в столице. Напомним чиновникам, что в Барановичах до сих пор на маршрутах работают прожорливые "Икарусы", а в Минске – новенькие МАЗы с двигателями "Евро-5".
Чиновники любят приводить в пример европейские города, в которых проезд стоит очень дорого, - вот, мол, к чему надо стремиться. Мы в ответ приведем им другую статистику. В городах Молдовы (Бельцы и Кишинев) проезд на троллейбусе стоит 2 лея (1400 руб.), на маршрутке – 3 лея (2100 руб.); в Тирасполе билет на троллейбус стоит 2 приднестровских рубля (1560 бел.руб). В Черновцах талон на троллейбус стоит 1,25 гривны (1330 руб.), маршрутка – 2,5 гривны (2650 руб.); трамвай в Одессе – 1,5 гривны (1600 руб.), маршрутка – 2,5 гривны (2650 руб.); в Киеве наземный транспорт стоит 1,5 гривны (1600 руб.), городская электричка – 1,7 гривны (1800 руб.), метро – 2 гривны (2130 руб.), маршрутки – от 2 до 3 гривен (2130 – 3190 руб.) И если про общественный транспорт еще можно возразить, что он дотируется государством, то частники-маршрутчики себе в убыток работать не станут. Цены в Киеве и особенно в Кишиневе при этом вполне сравнимы с минскими, а бензин что в Молдове, что в Украине стоит значительно дороже, чем в Беларуси.

Эта песня хороша – начинай сначала

Два года назад в письме белорусских властей на имя председателя совета Антикризисного фонда ЕврАзЭС (именно оттуда ожидали кредита на 3 миллиарда долларов) Алексея Кудрина говорилось: "Тарифы на услуги пассажирского транспорта будут последовательно повышаться до уровня, обеспечивающего к концу 2011 года 70% затрат на их оказание, в 2012 – не менее 85%, в 2013 – не менее 90%". Это значит, что уже к концу этого года проезд в Минске может подорожать сразу до 5500 рублей. Правда, ни в прошлом, ни в позапрошлом году эти предкредитные обещания не были выполнены. Можно надеяться, что если в нынешнем году цены на талончики еще поднимутся, то не до 5,5 тысяч, а где-нибудь этак до 2200 – 2300 рублей.
И еще один положительный момент нынешнего повышения тарифов. Сорок лет назад, в 1972-м, цена первых месячных проездных билетов была рассчитана исходя из стоимости 60 поездок для проездного на 1 вид транспорта, 90 поездок – для двух видов и примерно 110 поездок – для трех видов транспорта. Сейчас, по новым тарифам, проездной на 1 вид стоит 90 000 рублей (45 поездок), на 2 вида – 120 100 руб. (60 поездок), на 3 вида – 143 200 рублей (почти 72 поездки), на 4 вида – 162 000 руб. (81 поездка). А это значит, что правительство идет навстречу своему народу, снижая стоимость проездных. Только и делов-то, что дорожает проезд по нескольку раз в год.
Читать полностью:  http://news.tut.by/society/350099.html



Tags: tut.by, городская жизнь, деньги, журналистика, стацця, транспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments