Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Categories:

Известный фотограф-коллажист отснял Брестскую крепость и Минск

Сергей Ларенков sergey_larenkov, известный своими историческими фотоколлажами на военную тему, приехал в Беларусь и отснял для будущих работ Брестскую крепость и Минск. Я целый день провел в компании фотографа, помогая опознавать исторические здания и отыскивать правильные точки съемки.





Сергей Ларенков работал штурманом и старпомом на судах загранплавания, а потом решил больше внимания уделять семье и нашел себе постоянную работу в родном Санкт-Петербурге - лоцманом в морском порту. Около 10 лет назад он заинтересовался старыми открытками Питера и попытался отыскать изображенные на них здания на местности - так появились его первые фотосравнения. В 2008-м задумал делать военные фотоколлажи, и уже в начале следующего года появилась первая серия снимков Петербурга. Тогда как раз праздновалось 65-летие освобождения города от блокады, Сергей выложил снимки в интернет, и они разлетелись по всему миру. Автор говорит, что сам не ожидал такой популярности, и что если сейчас набрать в поисковике слово "блокада", то сайт выдает его работы.



Потом Ларенков сделал серию фотографий в Москве, и появилось какое-то гнетущее чувство от множества фотографий с трупами на городских улицах, и Сергей поехал в Берлин, Прагу и Вену, - там он сделал коллажи с уже победными снимками, с радостными лицами солдат и горожан.

На сайте Красногорского архива кинофотодокументов (РГАКФД) Сергей берет фотографии-"превьюшки" и по ним ищет современные виды тех же улиц. Если получается отыскать ту же точку съемки, то потом в архиве заказывает полноразмерные снимки. Работники архива, увидев, какие работы создает Ларенков, предоставляют ему фотографии бесплатно, и это очень хорошо, потому как покупка оригиналов - удовольствие не из дешевых, замечает Сергей. Сергей отснял уже Санкт-Петербург, Москву, Выборг, Киев, Одессу, Севастополь, Симферополь, Керчь, Волгоград, Брест и Минск, после белорусской столицы собрался в Смоленск. А вообще он хочет отснять все города-герои, останутся только Тула, Новороссийск и Мурманск.

Фотографии-сравнения известны уже давно, наш портал тоже делал фотосравнения различных уголков города. Некоторые фотографы совмещают два снимка в одном, разрезая кадр посередине: слева - старый снимок, справа - современный. Некоторые показывают в кадре руку, держащую старый фотоснимок той же местности. Сергей Ларенков совмещает два изображения еще органичнее: выглядит так, как будто в современном снимке - дыра, или, если будет угодно, окно в историю. В интернете (в том числе на зарубежных сайтах) такой прием получил название "метод Ларенкова".

Лучше всего, говорит Сергей, снимать в апреле, когда еще нет листвы. И снега уже нет, и травка пробивается. "Вот этот танк, который мы снимали. В апреле "Опера" была бы видна идеально сквозь деревья, а сейчас - только кусочек. Вот это проникновение сквозь время - очень интересно, этот танк можно буквально осязать".



"Вот только Волгоград я снимал зимой, ведь основные события там проходили именно в зимний период времени. Было очень непросто, потому что Сталинград был разрушен больше всего, даже по сравнению с Минском и Киевом. Голое поле практически".

"Даже приходится иногда на дорогу выбегать. В Москве, где Садовое кольцо по семь рядов в каждую сторону, приходилось чуть ли не до середины бегать, потом обратно. Страшновато. Самое противное - это снимать спиной к автомобилям. Надо прибежать, остановиться, замереть хотя бы на секунду, пусть там и все настроено уже. Но вот эта секунда - самое неприятное".

Помимо упомянутых уже Берлина, Вены и Праги, Ларенков побывал и во Франции. "В Париже я снимал маленько, совершенно случайно оказался там. "Российская газета" пригласила организовать фотовыставку. Я попросил, чтобы меня четыре часа по Парижу покатали: больше времени не было, темнело уже. За это время я отснял несколько фотографий об оккупации и освобождении Парижа, даже видеоролик небольшой. Вот сейчас мы снова ездили в Европу, опять в Париже оказались. Там я очень интересную тему открыл: Первая мировая война. Там Русский экспедиционный корпус, царь-батюшка в шестнадцатом году прислал. Пока я фотографии еще никому не показывал, но там очень эффектно получилось: наши солдатики с винтовками, с барабанами шагают по Елисейским полям, трогательно очень".

- Сколько объектов вы стараетесь за один раз отснять в городе?

- Стараюсь, чтобы было хотя бы не меньше десятка. Но иногда случается, что из-за одной-единственной фотографии едешь за тридевять земель. Было у меня такое в Германии, в городе Форст. В архиве нашел фотографию очень интересную. Там была надпись: "Город Форст, наступление Первого Украинского фронта". И все. Наши артиллеристы подносят снаряды, взрывы там, стреляют, бегут. И здание, красивое немецкое здание видно. Я стал искать. Оказалось, что в Германии три города Форст, но в полосе наступления Первого Украинского только один - уже сузилась полоска поисков. А наши войска уже там, на снимке - значит, здание устояло. Ищу, глядь - одно риелторское агентство продает помещения в этом самом доме. Поехал искать, главный въезд в город был закрыт, пришлось объезжать, и только объехал, как уперся прямо в это здание.

Фото: sergey-larenkov.livejournal.com
Фото: sergey-larenkov.livejournal.com

"И много таких случаев было случайных. В той же Керчи… В Керчь мы отправились из Ялты, подъезжали уже в сумерках - что там искать? Но так получилось, что машина привела меня прямо в то место, где, собственно, эта фотография и сделана. Там на фотографии наш десант высаживается. Пулемет, стреляют, медсестра перевязывает, в окопе сидят, и видны очертания гор. Приехал - и сразу же те же очертания гор, и тот же окопчик нашел".

Фото: sergey-larenkov.livejournal.com
Фото: sergey-larenkov.livejournal.com

"А вот это интересная фотка в Вене - "Strauss Kin" написано. Стал искать в современной Вене. Видно, кинотеатр был - не нашел. Через отели стал искать - есть в Вене отель "Штраусс". Нашел его фотографию - очень похоже. Приезжаю - точно, все сошлось, даже пожарный гидрант: вот он наполовину от старой фотографии, наполовину от новой. Я эту фотографию в отеле показал - и мы заселились туда. Дорогой, правда, отель, ну одну ночь можно себе позволить было".
Фото: sergey-larenkov.livejournal.com
Фото: sergey-larenkov.livejournal.com

"А вот фотография, которую многие знают - Ялтинская конференция. Снято во дворике Ливадийского дворца. Мы приехали - конечно, все было закрыто. Но я договорился с охранником за сравнительно небольшую сумму. И я был очень рад сделать современный снимок - нашел и дорожку, и где ковер лежал".

Фото: sergey-larenkov.livejournal.com
Фото: sergey-larenkov.livejournal.com

- Сколько времени занимает последующая обработка фотографий?

- Дней десять…

- Все время, - смеется Сергеева жена Оля. - Работа забрасывается, по хозяйству ничего не делается - сидит и творит.

- В ходе своих фотосравнений вы научились разбираться в немецкой и советской военной технике?

- Да, это так. Впрочем, с советской и так все было просто, а с немецкой, по мере того, как делаются работы, что-то новое открывается. Как оказалось, немецкие танки очень легко различать. Раньше они все казались одинаково квадратными, а сейчас я различаю их легко, и самоходки тоже.

- Когда закончится с городами-героями, за что возьметесь дальше?

- Если фотография интересная, то даже не важно, что это за город. Главное, чтобы были ориентиры. Вот сегодня мы с вами снимали улицу Ленина - там ориентиров полпроцента всего: место, откуда сделан тот или иной снимок, можно вычислить абсолютно точно, но сейчас купола костела заслоняются современными зданиями, старые дома снесены - вообще привязки почти нет. Только направление улицы совпадает. Это не очень правдоподобно выглядит потом на коллаже. Вот я в Волгограде с таким столкнулся. Много фотографий, но там просто "виртуальные дома" - ничего не сохранилось, а я по аэрофотосъемке вычислял, откуда все было снято. А вот когда есть такие "ключи", которые из одного времени в другое переходят, - оно интереснее, живее получается.



Для работы по Минску Сергей отобрал около четырех десятков фотографий - частично с сайта Красногорского архива, частично из фотоэнциклопедии "Руины стреляют в упор". В жаркий августовский день мы прошли пешком от Академии наук, где во время оккупации было кладбище героев, до Центрального сквера, отсняли и Дом пионеров на Энгельса, и Театр имени Янки Купалы. Здесь к нам подошел охранник резиденции президента и сказал, что прилегающую к зданию местность снимать нельзя, но когда мы объяснили, что именно делаем, в духе Капитана Очевидность посоветовал нам "обойти вокруг театра и попытаться понять, с какой точки была сделана фотография". Далее мы прогулялись по улице Ленина к площади Свободы (здесь Сергей тоже неоднократно выбегал на дорогу в поисках правильной точки съемки), затем поднялись по улице Максима Богдановича к Оперному театру. Всякий раз Сергей стремился оживить кадр людьми или хотя бы современными машинами.









"Очень интересны моменты, когда люди случайно в кадр попадают. Оглядываются и смотрят, что я снимаю, и получается, что на коллаже они как будто глядят на этих старых солдат. Или фотографируют то же самое, что и я".

На следующий день Сергей в одиночку отправился снимать Дом правительства и улицы Советскую и Мясникова. Он говорил, что доберется до обработки брестских, минских и смоленских снимков только в сентябре, но по нашей просьбе смог "по горячим следам" сделать несколько впечатляющих фотоколлажей.

Защитники Брестской крепости, вид на Тереспольские ворота. С картины Петра Александровича Кривоногова.
Защитники Брестской крепости, вид на Тереспольские ворота. С картины Петра Александровича Кривоногова.






"Кладбище героев" у стен Академии наук. На этом кладбище позже был похоронен Ганс Вёльке, чемпион Олимпийских игр 1936-го года в Берлине по толканию ядра, гауптман 118-го охранного полицейского батальона вермахта. Вёльке уничтожили в штабной машине утром 22-го марта 1943-го недалеко от Хатыни. В тот же день произошла хатынская трагедия. В 1943-м немцы перенесли кладбище на новое место - примерно напротив нынешнего Московского кладбища.






14-15 августа 1941 года в Минске с визитом находился Генрих Гиммлер. Он посетил и картинную галерею, и лагерь военнопленных в пушкинских казармах, и с крестьянками в поле побеседовал, и в Оперный театр сходил. В то время в "опернике" фашисты складировали награбленные ценности.
Читать полностью:  http://news.tut.by/society/361728.html




Не забудьте добавить Сергея в друзья - он делает потрясающие вещи, и у него уже около 600 таких работ.

Tags: tut.by, Минск, Руины стреляют в упор, городская жизнь, журналистика, история, распознай-ка, стацця, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments