?

Log in

No account? Create an account
23 авг, 2013 @ 11:28 "Беларусь - лучшее место в мире". Рассказ об исследователе железных дорог Сергее Болашенко
Москвич Сергей Болашенко - ферроэквинолог, то есть исследователь железных дорог. Двадцать лет назад он поставил перед собой цель: проехать по всем железным дорогам бывшего Советского Союза, включая узкоколейки, метрополитены и трамвайные линии. На днях Сергей в очередной раз заехал в Беларусь, чтобы попытаться попасть на две еще не обследованные им линии узкоколейных железных дорог. Я поговорил с этим незаурядным исследователем и предлагаю вам занимательное интервью.


Сергей - очень интересный человек, кое-где резковат в суждениях, но вот уже более двух десятков лет он работает ради одной цели: изучить все железные дороги бывшего СССР и рассказать о них людям. Такая целеустремленность достойна уважения.

фото
Сергей Болашенко с книгой "По рельсам и по земле" на станции "Заслоново" Минской детской железной дороги


Цитата с сайта Сергей Болашенко:

"Автор "Cайта о железной дороге" является самой неординарной в России личностью по нескольким признакам. Вероятно, единственный человек, который работает по 10-15 часов в сутки, не получая от этого абсолютно никакой прибыли (напротив, неся от этого немалые материальные потери). Без посторонней помощи создал крупнейший по объему русскоязычный (возможно, и мировой) железнодорожный веб-ресурс. На 2012 г. - около 150 тысяч фотографий. Объем текста таков, что читать его пришлось бы не меньше года. В "бумажном" виде только текстовый материал (без иллюстраций), по данным на 2011 год, составил бы как минимум двадцать средних книг, или несколько томов "Большой Советской энциклопедии". Фотографии, если их напечатать даже в самом маленьком размере, весили бы свыше 100 килограммов".

За двадцать лет Сергей побывал примерно на 80% всех железнодорожных систем бывшего Союза, в Беларуси - примерно на 97% железок. Оставшиеся 20% железных дорог в рамках СССР будет посетить намного сложнее, потому что многие из них находятся в погранзоне или в глухой тайге, куда забраться можно только вертолетом или по рекам.

- Я помню наизусть всю географию железнодорожной сети бывшего Советского Союза, могу по памяти нарисовать подробную карту железных дорог и по памяти помню, что посетил, а что не посетил. Поскольку сеть разветвленная, линии и участки пересекаются, то сложно сказать, сколько железок в числовом выражении всего имеется на земле и сколько мне осталось изучить. Один Донбасс чего стоит - там очень густая сеть и много "непроезженных" еще участков. Что касается узкоколеек, то на данный момент я проехал по 318 отдельным линиям. Если считать еще и разобранные линии, на которых я минимально побывал, то есть походил пешком и пофотографировал, то таких наберется где-то 1300; разобранных узкоколеек намного больше, чем действующих. Трамвайных систем я посетил свыше ста. В девяностые годы, насколько я помню, их было 113, сейчас около десяти уже закрыто. На некоторых из них я успел покататься. "Непроезженных" трамвайных систем осталось пять: Даугавпилс, Лиепая, Горловка, Усть-Катав, Усолье-Сибирское. К чести для Беларуси, скажу, что все четыре трамвайные системы страны находятся в идеальном состоянии. В России о таком можно только мечтать (тут автор рассказал Сергею о том, что неработающий тут или там трамвай - это практически визитная карточка столицы последних полдесятилетия, а после нашего разговора Сергей отправился в Серебрянку, чтобы проехать по последнему участку минской трамвайной системы, где он еще не ездил. - TUT.BY). Что касается метро, то в этом или в конце прошлого года были открыты новые станции метрополитенов Казани и Екатеринбурга - там еще не побывал, но по возможности стараюсь делать это быстро. Так, три новые станции минского метро я посетил через два дня после их открытия.

В Беларуси из пассажирских железных дорог Болашенко еще не побывал на линии Гродно - Учитель и Гродно - Узбережь. Там по поезду, предполагает Сергей, ходят пограничники, а гражданам России для посещения нашей погранзоны нужно выполнить ряд бюрократических процедур, которые сами пограничники не до конца понимают. Совсем недавно он два раза лично ездил в отделение погранкомитета в Витебской области, но оба раза тамошние служивые не смогли вразумительно сказать, какие точно требуются документы, из-за чего в итоге разрешение на въезд в погранзону ему так и не выдали.

В среднем в путешествиях Сергей проводит 90-100 дней в год. По его словам, он только этим и занимается, "все подчинено изучению железных дорог". Выходных дней практически нет, времени остро не хватает, и некоторые пункты планов на этот год еще не выполнены. Специального образования у него нету, Сергей говорит, что сразу после школы "пошел изучать железные дороги". Средства к существованию дает выпуск тематических книг, а также "некоторые другие источники, не связанные с железными дорогами". Также он иногда публикует статьи в газетах.

- Я автор десяти книг по этой теме. Ранее не очень успешно продавал… Раньше я выпускал книги большим тиражом. Например, книга "По рельсам и по земле" выпущена тиражом в 3 тысячи экземпляров. Поскольку там рассказы на разные темы есть, я думал, что она будет интересна многим, но это ожидание не оправдалось, ее упорно не хотят покупать. Зато теперь я выпускаю книги дорогостоящие. Вот, например, книга "Малая магистраль Твери" стоит 1000 российских рублей (около 30 долларов). Тот, кто является истинным любителем железных дорог, купит по любой цене, а минимальный тираж, как я убедился, для такой литературы лучше. В планах - еще выпуск нескольких книг, в том числе - по узкоколейным системам Беларуси.

Помимо существующих железных дорог, интересуют Сергея и некоторые разобранные пассажирские линии. В Беларуси такой интерес представляют бывшие железки Рабкор - Старушки и Полоцк - Россоны - Идрица. Эти линии были ликвидированы в ходе войны или сразу после нее, железнодорожных артефактов практически не осталось, и пока что можно потратить время на какие-то еще существующие железки, пока их не разобрали.

фото
Сергей Болашенко фотографирует прибытие поезда "Минский экспресс", ведомого локомотивом ТУ7А-3350, на станции "Заслоново" Минской детской железной дороги

Сергей запланировал в этот приезд в нашу страну посетить узкоколейную систему торфопредприятия "Неманское" в Столбцовском районе и предполагаемую систему Кобринского месторождения (пока доподлинно неизвестно, имеется ли там железная дорога). На "Неманском" Сергей уже был, но с тех пор линию перекроили почти полностью, рельсы теперь лежат в других местах - можно говорить, что это уже, по сути, новая система.


Цитата с сайта Сергея Болашенко: "Республика Беларусь - самая узкоколейная страна Европы. Узкоколейные железные дороги Беларуси при одинаковом назначении и подвижном составе разительно отличаются от аналогичных торфовозных узкоколейных железных дорог РФ и производят неизгладимое впечатление на каждого небезразличного к железным дорогам".

- В своих рассказах ты часто пишешь, что ночевал где-то в бараке, в заброшенном доме, под кустом, под мостом, под открытым небом, укрывшись целлофаном… Почему ты не пользуешься палаткой?

- Я считаю, что особого смысла в этом нет. Палатка - это лишнее время, надо найти место, где ее гарантированно не увидят; лишний вес, а после дождя она еще более утяжеляется, - в общем, все это лишние хлопоты. Летом, конечно, досаждают комары - приходится терпеть. Я же говорю, что поездки - дело тяжелое.

- Также ты говоришь, что автостоп - это самое противное занятие, которое только можно придумать.

- Да, я стараюсь всеми способами автостопа избежать и, к счастью, в последнее время прибегаю к нему все реже. Прежде всего, автостоп - это потерянное время: невозможно ничем своим заниматься, приходится сидеть и разговаривать с водителем. Кроме того, и подвозят плохо, очень часто приходится стоять часами, когда никто не желает брать. Наконец, зачастую, особенно в России, подвозят люмпены - низкокультурное население, с которым общаться нет никакого желания, а приходится. В то же время я с 1996 года езжу автостопом, проехал уже несколько сотен тысяч километров. Так, на Сахалин я туда и обратно проехал различными бесплатными способами, не будучи "зайцем". Сейчас, если позволяют расстояния (по европейской части России, в Беларуси и на Украине), я стараюсь пользоваться электричками. В России тарифы на электрички очень высокие, намного выше, чем здесь, но я подпадаю под одну из льготных категорий и потому езжу бесплатно. В электричках и поездах я время трачу с пользой: читаю что-либо, проверяю расписания, делаю заметки, набираю текст на электронном устройстве.


Цитата с сайта Сергея Болашенко: "Касательно автостопа... Не хватит всех известных ругательных слов, чтобы выразить отвращение к этому. Автостоп - худшее из возможных действий, которые приходится осуществлять в ходе рабочей экспедиции. Это мерзко, это унизительно и в высшей степени отвратительно. Автостоп - самый простой способ получить неприятности разного рода, сорвать все намеченные планы из-за отсутствия желающих подвозить, нарваться на криминальных личностей, тяготеющих к большим дорогам. Мало что в жизни вызывает такое омерзение и раздражение, как автостоп. По сравнению с 1990-ми годами (я проехал автостопом сотни тысяч километров в те далекие времена, хотя это не нравилось и тогда), автостоп потерял всякую эффективность. В 1990-е годы, прозванные сейчас "лихими" и "бандитскими", подвозили охотно. Среди тех немногих водителей, кто все же подвозит - существенный процент тех, кто делает это специально для того, чтобы выместить на бесплатном попутчике свое плохое настроение, порой обругать его за "неправильный образ жизни". НИКАКИХ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ СТОРОН У АВТОСТОПА Я НЕ НАХОЖУ. Автостоп - БЕЗУСЛОВНОЕ ЗЛО, большое зло. Избегайте его! Утверждения некоторых о том, что в этом есть какая-то романтика, сейчас считаю издевательскими. Хотя 15 лет назад так действительно казалось".


фото
ТУ6ДМБ-071 вблизи единственного производственного участка Докшицкого торфопредприятия

фото
Железнодорожная линия Алтайская - Артышта. Вокзал на станции Тягун

- Еще ты утверждаешь, что Беларусь - лучшее место в мире, а наш президент - идеальный правитель. Расскажи, почему у тебя такое мнение?

- Мои корни из Беларуси, хотя я родился и прожил всю жизнь в Москве. Я посещал все без исключения республики бывшего СССР, и не просто посещал, а находился там длительное время, общался с народом и знаю ситуацию изнутри. В России полная разруха, в провинции пьянство, деградация, люмпенизация и безнадега. Ситуация в России ужасна, если отъехать от областного центра, и ни малейшего уважения к тому, что делает власть, у меня нету. А в Украине - все то же самое, плюс еще проявляется национализм, страна не желает вступать ни в какие интеграционные объединения. В Казахстане все вышеперечисленное плюс традиционное восточное самодурство. Там сильна цензура, даже "Живой Журнал" заблокирован. Про Прибалтику и говорить нечего - все представляют, что там происходит. И только в Беларуси никаких признаков цензуры я не наблюдал: все оппозиционные сайты открываются - немыслимая ситуация в Казахстане или Туркменистане. В Беларуси село живет и развивается, узкоколейные железные дороги тоже развиваются, в отличие от всех остальных территорий бывшего СССР. У нас в Подмосковье еще 20 лет назад было 2 торфяные электростанции, еще 10 лет назад было около 100 километров торфовозных узкоколеек. В 2009 году закрыли последнюю. В результате торфяники забросили, они начали гореть, и вся Москва постоянно в дыму каждое лето. В России вообще трудно найти место, где я не был, особенно если там есть железная дорога. Есть изолированные узкоколейки, до которых не добраться ничем, кроме как вертолетом или кораблем. Словом, я побывал в глубинке и ситуацию знаю изнутри. Так что в Беларуси действительно лучше всего. Это не потому, что здесь все очень хорошо, а потому, что у соседей еще хуже.


Цитата с сайта Сергея Болашенко: "Как бы то ни было, Беларусь - лучшее место в мире. Каждое попадание в Беларусь - это "взрыв" радостных эмоций. Жизнь светлее только от того, что Беларусь существует! Я пересекаю границу (к счастью, административную по своей сути, не имеющую ничего общего с остальными границами в СНГ) - и сразу в лучшую сторону меняется настроение. Островок света в мире тьмы! Каждая поездка в Беларусь - это праздник! По насыщенности железнодорожной сети пассажирскими поездами, обеспеченности страны пассажирским сообщением Беларусь, возможно, находится на первом месте в мире. Зная, насколько ужасно обстоят дела с железной дорогой в других странах, в том числе соседних - Латвии, Литве, Польше, как стремительно ухудшается ситуация с железными дорогами Украины, становится грустно от осознания того, что Беларусь - исключение. Если в Беларуси резко сменится власть по сценарию Киргизии 2005 года - есть опасение, что под разборку пойдут все узкоколейные железные дороги. Так как они действуют благодаря имеющимся некоторым элементам социализма и плановой экономики (все они в госсобственности), я - яростный и убежденный сторонник А. Лукашенко. Я желаю ему как можно дольше оставаться на своем трудном и ответственном посту".

- В последние годы, несмотря на кризис и общую непростую экономическую ситуацию в таких странах, как Молдова, Узбекистан, Казахстан, там тем не менее строятся новые пассажирские дороги. Успел ли ты уже на них побывать?

- В Молдове побывал на одной линии (Ревака - Каинары), на другой (Кагул - Джурджулешты) пассажирское движение открыли, но вскоре закрыли из-за оползней, так что туда еще не добрался. В Казахстане уже на трех недавно открытых железных дорогах побывал: Чарская - Усть-Каменогорск, Алтынсарино - Хромтау и Дегелен - Аксу.

- Насколько часто строятся новые железные дороги?

- Крайне редко. В основном, строительство новых железных дорог осуществляется для того, чтобы исключить заезд в соседние страны, - это справедливо для Молдовы, Туркменистана, Узбекистана и Казахстана. В России есть несколько новых железных дорог, но две самые крупные из них - это еще советские проекты, которые только недавно, спустя 30 лет, закончили. Это линии Нерюнгри - Якутск, которую до самого Якутска так и не довели - мост не построили, и линия Обская - Карская, самая северная в мире. Там свыше девяти месяцев в году зима, вся территория - фактически собственность "Газпрома". Туда можно попасть официально только тем, кто работает, по пропуску, с тотальным досмотром всех вещей. И ходят там только грузовые и вахтовые поезда. Я понимаю, что попасть туда мне будет крайне сложно; можно будет попытаться объяснить, кто я и что делаю, или нелегально пойти по тундре пешком.

фото
Разъезд Русаново. Пригородный поезд Ржев - Великие Луки (РА1-0027). Разъезд является стыком регионов дороги, в связи с чем является конечным пунктом для утреннего поезда. Здесь один жилой (?) дом. На многие километры - глухие леса

фото
Дореволюционная деревянная постройка на станции Фариново. Типичный "бологое-полоцкий" стиль, особенно характерен для участка Бологое - Великие Луки

- Разборка железных дорог опережает по скорости постройку новых?

- Да, если учитывать также и узкоколейные железки, то с 1991 года в России разобрано было более десяти тысяч километров дорог, а построено - около тысячи всего лишь. Наиболее продвинулся в деле строительства новых железок Туркменистан, но это лишь формально - новые линии сооружены для того, чтобы исключить заезд в Узбекистан, с которым натянутые отношения. Международных поездов в стране нету, граница опутана колючей проволокой, и ради того, чтобы внутренние поезда не покидали пределов страны, в придачу к имеющимся двум тысячам километров пути проложили еще около тысячи. Также немало железок построил Казахстан, но и там это сделано по тем же причинам: чтобы исключить заезды в Россию. В Украине были построены лишь две короткие линии. Первая из них - это 15-километровая ветка Пироговка - Новгород-Северский (опять-таки, чтобы исключить заезд в Россию). Вторая - совершенно удивительная в своем роде железка, я сам до последнего не верил, что это правда. Это изолированная линия на Деснянском полигоне, построенная в 2001 году в Козелецком районе Черниговской области. Лишь две линии широкой колеи - эта и в Норильске - во всем бывшем СССР абсолютно изолированы и не подсоединены к остальной железнодорожной сети страны. Она предназначена для обучения военнослужащих железнодорожных войск и для доставки большого числа военнослужащих на полигон. По этой линии я тоже умудрился проехать; поезд раскрашен в камуфляжные цвета. В Беларуси единственная пока новая построенная дорога - Ошмяны - Бобровники, которую тянут к Островецкой АЭС.

- За долгие годы изучения железок ты научился безошибочно определять модель того или иного тепловоза или электровоза?..

- У меня есть почти вся литература по этой теме. Наиболее авторитетным считается Виталий Александрович Раков, издавший почти полную энциклопедию локомотивов и моторвагонного подвижного состава широкой колеи. По узкой колее есть справочные книги авторства Москалева и Кашина. Сейчас я могу по малоизвестным деталям отличить, скажем, тепловоз ТУ6А от ТУ7А, которые любому другому покажутся одинаковыми.

- Что ожидает узкоколейки дальше? Раньше локомотивы выпускал Камбарский и Калужский заводы, вагоны и автомотрисы поставляли Демиховский завод и польский Pafawag, а кто сейчас занимается производством узкоколейной техники?

- Камбарский завод в минимальном количестве и только для детских железных дорог за последние годы выпустил узкоколейные локомотивы и вагоны. Это единичный случай: РЖД решили обновить подвижной состав на детских железках и закупили тепловозы ТУ10 и вагоны ВП750. Заказ поступил - завод сделал, но основной профиль завода - ширококолейная путевая техника. Теперь, когда обновление закончено, больше их выпускать, похоже, не будут. Также около 10 вагонов построил для ДЖД Мытищинский машиностроительный завод. Демиховский завод полностью перепрофилирован и вряд ли будет выпускать узкоколейные вагоны. В Беларуси, знаю, есть планы строительства на военном 140-м ремонтном заводе в Борисове узкоколейных тепловозов с нуля. Осуществятся ли эти планы - сказать сложно, пока что там выполняют капитальный ремонт старых локомотивов. Новые вагоны при необходимости можно строить и на вагоноремонтных заводах. По крайней мере, грузовые вагоны в Беларуси как раз строятся; насколько я знаю, их выпускают два завода: в Минске и в Пинске. Технология производства грузовых вагонов достаточно проста.

- Торфовозные узкоколейки незаметны, - замечает Сергей Болашенко, - с ними, кроме местных жителей, мало кто сталкивается. Они живут своей жизнью, в Беларуси (и нигде более) еще и развиваются, обновляется подвижной состав. Но есть и исключения: узкоколейка предприятия "Осинторф", которую я еще застал, разобрана. Но остальные три десятка будут работать, по ним есть программа развития. Я приезжаю спустя несколько лет и вижу, что появились новые вагоны, отремонтированные тепловозы, пропитанные шпалы. В Беларуси мне очень понравилась узкоколейка в Житковичском районе, Червонского торфопредприятия. Я планирую туда еще не раз приезжать. Это идеал большой, активно работающей УЖД. После достройки новых участков протяженность системы составит более 70 километров! Возможно, это крупнейшая в мире торфовозная узкоколейка. Там есть вокзал, с которого отправляются пассажирские поезда, ими в том числе пользуются жители окрестных деревень.

фото
Мост через реку Чичкаюл у Францево (весьма крупный, по меркам узкоколейных железных дорог)

фото
Краснотурьинск. Самое маленькое на территории бывшего СССР здание трамвайного депо

фото
В заброшенном депо Пуксинка узкоколейной железной дороги. Тепловоз ТУ8-0154 без двигателя

фото
Алапаевская узкоколейная железная дорога. Пассажирская автодрезина на станции "Угольная"

фото
Последний пассажирский поезд прибыл на станцию Кия-Шалтырь. Тяжелое для жизни, труднодоступное место отныне будет почти полностью оторвано от большого мира

фото
Троллейбус маршрута "Вокзал - Россия". Такой маршрут упомянут в некоторых художественных произведениях. Он реально существует только в одной точке мира - в Твери

фото
Здание дореволюционной постройки на закрытой станции "Колонтаевка" Киево-Воронежской железной дороги

фото
Туристический поезд следует в Вохтогу

фото
Старый вокзал Костромы (действовал до 1932 года). Ныне - жилой дом и антикварный салон. Находится в стороне от путей

фото
Узкоколейный вагон ПВ40 в Тернополе, превращенный в кафе

фото
Редкий образец марийского языка - табличка на здании станции "Йошкар-Ола"

фото
Окрестности бывшей станции "Дудинка-Пассажирская". Вагоны электросекций Ср, использованные в качестве составных частей здания

фото
На станцию "Норильск-Сортировочная" доставлен паровоз Гр-274, стоявший у моста через реку Амбарная
Читать полностью:  http://news.tut.by/society/362911.html




Окрестности бывшей станции "Дудинка-Пассажирская". Вагоны электросекций Ср, использованные в качестве составных частей здания. Фото Сергея Болашенко.
Про эту запись
My World - My Future
[User Picture Icon]
From:incopolis
Date:Август, 23, 2013 08:45 (UTC)
(Permanent Link)
Nobody's perfect.
[User Picture Icon]
From:victogan
Date:Август, 23, 2013 10:16 (UTC)
(Permanent Link)
Давно слежу за этим человеком и даже немного общались. Впечатления двойственные. С одной стороны открытый (даже фотографии дал тех мест, что я у него просил), но ездит только один. Вроде занимается исключительно неденежным занятием, но считает это тяжелой неблагодарной РАБОТОЙ, которая не приносит ему ни денег ни мотивации. Не считает это увлечением или отдыхом. Надежда на то что он будет продавать свои материалы/книги направо и налево, по-моему, беспочвенны - нет такого спроса чтобы можно было реально много заработать, окупив все поездки.
Многие в среде ферроэквинологов считают его реально больным, хотя с виду вроде разумный человек. Лично я своего мнения пока не сформировал, будущее покажет.
[User Picture Icon]
From:incopolis
Date:Август, 23, 2013 10:23 (UTC)
(Permanent Link)
У него много резких и неоднозначных суждений (и тех, что привел в статье, и других, вроде того, что москвич без 3 детей к 30 годам - враг России), но в деле железок и путевой техники он, конечно, гуру. Ну а узкоспециализированные гении зачастую считались чудаками или вовсе людьми "с приветом".
[User Picture Icon]
From:victogan
Date:Август, 23, 2013 10:29 (UTC)
(Permanent Link)
Гугу, то гуру, но считает что для РЖД он враг №1. И ведь не работал на железке нигде и реально пользы для неё никой не принёс, кроме такого специфического пиара.
[User Picture Icon]
From:second_ju
Date:Август, 23, 2013 15:08 (UTC)
(Permanent Link)
"У него много резких и неоднозначных суждений (вроде того, что москвич без 3 детей к 30 годам - враг России)"
Получается, что враг России - он сам!
From:robustov
Date:Декабрь, 7, 2013 23:06 (UTC)
(Permanent Link)
имхо, он не очень здоров.
Скажем так- чрезмерно увлечен, т.е. одержим.
плюс резкие неоднозначные суждения.

Но благородно крышу сносит человеку)
на что он шляется по стране- загадка природы.
его бы энергию- да в мирное русло.
[User Picture Icon]
From:incopolis
Date:Декабрь, 8, 2013 07:08 (UTC)
(Permanent Link)
Его энергия и так направлена в мирное русло, не находите?
[User Picture Icon]
From:keen
Date:Декабрь, 12, 2013 12:20 (UTC)
(Permanent Link)
имхо, он не очень здоров.

вы правы - "льготная" категория, благодаря которой он ездит бесплатно на электричках, дана ему из-за диагностированного душевного нездоровья. шизофрения, короче, у него. зная это, гораздо проще на это на всё смотреть ;)`
[User Picture Icon]
From:А.Я.Дурак
Date:Август, 24, 2013 14:46 (UTC)
(Permanent Link)
Очень смешно. Так любого увлечённого можно подписать под этот диагноз, если его увлечение отлично от распития Яги у подъезда на лавочке.
[User Picture Icon]
From:ahitech
Date:Август, 25, 2013 23:39 (UTC)
(Permanent Link)
Поздравляю, и желаю много всего хорошего! :)
[User Picture Icon]
From:incopolis
Date:Август, 26, 2013 08:21 (UTC)
(Permanent Link)
Большое спасибо!
From:b_s_d_1
Date:Декабрь, 7, 2014 14:23 (UTC)
(Permanent Link)
Открыта страница http://infojd.ru/dop/poezdka2013byua.html о поездке, в ходе которой я с тобой встретился.
Она писалась больше года, и наконец «добита».

[User Picture Icon]
From:incopolis
Date:Декабрь, 7, 2014 15:51 (UTC)
(Permanent Link)
Отлично, сейчас изучим.