Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Categories:

Куда пропал Староборисовский тракт?

Указом Президента Республики Беларусь от 7 мая 2005 г. № 216 "О переименовании некоторых проспектов и улиц в г. Минске" в ознаменование 60-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне Староборисовский тракт переименован в улицу Франциска Скорины. Топоним "Староборисовский тракт" перестал существовать. А если приглядеться повнимательней, то и самого тракта почти не осталось. TUT.BY походил по бетонке, полазил по буеракам и свалкам и посмотрел, что осталось от некогда главной дороги на Москву.


Я походил по бетонке, полазил по буеракам и свалкам и посмотрел, что осталось от некогда главной дороги на Москву.
Топоним "Староборисовский тракт" встречается еще на картах Минска семидесятых годов, а сама дорога на Борисов возникла, конечно, намного раньше. Ее можно видеть на карте 1821 года, а на знаменитой "трехверстке" (ориентировочно 1865 год) она показана подробно, с прилегающими деревеньками и хуторами.

Дорога на Борисов начиналась от Комаровской развилки, рядом с большаком находились деревни и хутора Комаровка, Рай, Слепня и Слепянка, Озерище и Постойка, дальше дорога огибала Колодищи с севера
В начале тридцатых годов строится новая дорога на Борисов – прямая, которая сегодня является частью проспекта Независимости от автовокзала Московский и далее на северо-восток. На советских картах 1931 года новой дороги еще нет, а на картах 1933 года она уже нарисована. Получается, что Староборисовский тракт утратил свое основное транспортное значение аккурат 80 лет назад и со временем стал довольно заштатной дорогой. Любопытно, что на одной из немецких карт 1941 года, срисованной с польской карты 1933 года, новое шоссе еще не значится. Со временем бывший Борисовский тракт стали называть Староборисовским.
Мы отправились по бывшему Староборисовскому тракту, начиная с того места, где он ответвлялся от проспекта Независимости. Для ориентирования мы загрузили в навигатор подробную карту Минска 1933 года.


Примерно отсюда когда-то начинался тракт на Борисов. После постройки новой трассы развилку несколько раз перекраивали, в последний раз – при обустройстве подъездных путей к автовокзалу "Московский".


А вот так он начинается теперь: Т-образным перекрестком с улицей Филимонова.


Речка Слепня не всегда была похожей на речку. До начала тридцатых небольшой ручеек пролегал через заболоченную долину. Потом в районе современной улицы Парниковой устроили запруду, и к югу от дороги на Борисов образовалось озеро, отмеченное на карте. На спутниковом снимке Минска 1964 года озера нет. А в ходе строительства Слепянской водной системы в семидесятых годах вдоль реки сделали каменную набережную, и от пруда почти ничего не осталось.


Дорога, соединяющая бывший проспект Франциска Скорины и нынешнюю улицу Франциска Скорины (на фото справа, вдоль забора), когда-то шла в деревню Слепня, на месте южной части которой стоит Национальная библиотека.


В том месте, где сейчас стоит газовая заправка, болото когда-то вплотную выходило к Борисовскому тракту. Собственно, заправочная станция как раз и стоит на месте бывшего болота. Дома строящегося квартала "Магистр", которые видны на снимке на заднем плане, - тоже.


Сразу за болотом, через лес, шла дорога в деревню Озерище. Деревня была так названа, вероятно, потому, что стояла на южном берегу озера, отдельные постройки окружали водоем с севера. Сейчас на месте озера – основная часть Музея валунов, на месте же самой деревни расположились часть музея под названием "Петрографическая коллекция" и перелесок, густо заросший кустарником. Можно проследить по крайней мере два начала этой дороги, в нескольких десятках метров друг от друга: один сильно зарос, через него и человеку сложно пройти; на другом заметна накатанная машинами колея, этим въездом активно пользуются любители побродить по лесу. Но уже через пару сотен метров петляния по лесу накатанная колея распадается на несколько пеших тропок, а большая дорога исчезает – без долгого изучения всех вариантов сложно прикинуть, каким путем она дальше шла в деревню. На американской карте 1958 года Озерище еще значится, а на американских же шпионских спутниковых снимках середины шестидесятых деревни уже нет.




Дальше бывший Староборисовский тракт упирается в МКАД. Когда-то их пересечение было сделано в одном уровне, потом поток машин увеличился, и на кольцевой пришлось сделать мост. Пока Академгородок был довольно пустынным уголком города, этого хватало. Но с открытием Парка высоких технологий развязка перестала справляться с трафиком: машины, выруливающие с МКАД, улицы Купревича и Франциска Скорины с утра до вечера создают здесь длительную пробку. Когда заселят все восемь высотных домов для программистов, возможно, и вовсе транспортный коллапс наступит на этом участке ближнего "замкадья".
Улица Скорины продолжает идти на восток, по левую сторону выстроены какие-то склады для грузовиков и несколько научных институтов.


По правую руку – опытное поле института сои. Далее современная улица сворачивает налево, а старый тракт шел прямо. Возможно, парковка либо Институт химии новых материалов (на фото справа за кадром) построены как раз на бывшей проезжей части дороги на Борисов.


Сразу за институтом начинается лес, просеку в котором можно было бы принять за бывший тракт. Однако карты говорят, что в этом месте ширина дороги должна быть 12 метров, следовательно, дорога все же шла левее.


Вскоре бывшая дорога упирается в насыпь. Судя по карте, в этом месте находились отдельные постройки коопхоза "Промхарч". Вот перед насыпью даже валяется вросший в землю большой кусок бетона – возможно, как раз часть этих построек.
Насыпь – это танковая дорога, как ее называют местные, по которой тяжелая военная техника перебирается через железку на полигон у Липок. На мосту, конечно, нет твердого покрытия, вся дорога разбита гусеницами. Дорога направо, ведущая на полигон, когда-то была обычной полевой "межколхозной" дорогой. Налево – наш многострадальный Борисовский тракт.


Следующие несколько сот метров тракта, разбитого БМП, БМД и БТР, превращены в свалку: тут валяются вырубленные деревья, охапки листьев, военные ящики, разное тряпье, бутылки и прочий бытовой мусор вплоть до огородных пугал. Тракторы снуют регулярно: привозят очередную порцию отходов. Кое-кто, наоборот, выковыривает среди хлама металлолом.








Вот такая перспектива открывается теперь на бывшую главную дорогу до Москвы:


Уже много лет этот участок Староборисовского тракта не имеет никакого транспортного значения. Но если повезет, то можно увидеть колонну военной техники.


После даже небольшого дождя дорогу основательно размывает, она превращается в непроходимую грязевую кашу. Чтобы хоть бронетехника могла пройти, отдельные рытвины и ямы ремонтируют "суровым челябинским" методом: просто накидывают гору кирпичей.




Судя по карте, в этом месте, недалеко от станции Озерище, раньше была конечная станция узкоколейной железной дороги, которая шла через теперешний военный городок и далее вдоль улицы Гинтовта к аэроклубу на Боровой. В отличие от другой узкоколейки, торфовозной, которая начиналась из болот примерно в том же месте, но шла в центр города к электростанции, по этой, судя по всему, вывозили лес. На карте можно видеть обозначение "Пильн." – пильня. Далее распиленный лес перегружали на дорогу широкой колеи. Кстати, станция Озерище тогда называлась просто "разъезд Постойка".


В этом месте слева к бывшему Борисовскому тракту примыкает небольшая дорожка, которая сейчас идет между лесом и гаражами. Ранее эта дорога шла на деревню Озерище и далее на Уручье. Сейчас отсюда открывается вид на все восемь "домов для программистов" по улице Франциска Скорины.


Вскоре по левую руку появляется заброшенная стройка – она покинута уже не первый десяток лет назад, и одинокий собранный подъемный кран на многие годы стал памятником успешного строительства сильной и процветающей страны.





А вот уже слева примыкает улица Стариновская. Бывшая дорога на Борисов в этом месте выложена бетонными плитами. Когда-то, похоже, около двух десятилетий назад, параллельно ей проложили новую, асфальтовую дорогу, но бывший выезд Стариновской на бетонку еще просматривается.


Теперь гражданский транспорт ездит по асфальту, а военный - по бетонной дороге.




Еще через несколько сот метров слева примыкает улица Героев 120-й дивизии - тут, на перекрестке, стоит заколоченный КПП. Как раз в этом месте лесопильная узкоколейка пересекала Борисовский тракт.

Панорама перекрестка. Вперед уходит бывшая дорога на Борисов. Автобус проезжает КПП у пересечения с улицей Героев 120-й дивизии. Справа – улица Основателей поселка Озерище. Со стороны двух желтых березок в самой правой части снимка выходила узкоколейная железная дорога.

Дальше Борисовский тракт идет вдоль задворков Военного городка (бетонка лежит параллельно асфальту), а затем переходит в улицу Минскую и затем Промышленную в поселке Колодиши, а потом просто теряется среди дачных участков и не соединяется со своим же продолжением за железной дорогой и Волмой. Теперь проехать по бывшей главной московской дороге из Минска в Борисов невозможно. А на отдельных участках в пределах города – там, где дорога превращена в свалку, - ехать хоть и можно, но неприятно.
Староборисовский тракт на космическом снимке 1964 года (отмечен красным). По клику открывается в большом размере

http://news.tut.by/society/371238.html



Так сейчас выглядит некогда главный тракт Минск - Москва.
Tags: tut.by, Минск, городская жизнь, журналистика, история, стацця, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments