Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Четырехкратный Феттель: завершился очередной сезон автогонок Формулы-1

В минувшее воскресенье состоялся последний, 19 этап чемпионата мира по автогонкам класса Формула-1. Чемпионом мира ожидаемо стал немец Себастьян Феттель, попутно собравший несколько рекордов. Накануне сезона мы подготовили традиционный предобзор чемпионата, где поделились некоторыми прогнозами экспертов. Кое-что из этих прогнозов сбылось, а что-то, наоборот, не оправдалось. Почему не заладилось у одних и в чем причина успеха других?

Чем запомнился сезон и что интересного случилось, какие рекорды были поставлены и какие возможности упущены - расписал подробно.

Конкурс прогнозов

По предсезонным тестам можно было предположить, что в числе фаворитов окажутся команды Lotus и Mercedes. Состав пилотов Lotus остался прежним: Кими Райкконен и Роман Грожан, а в Mercedes взамен окончательно ушедшего на покой Михаэля Шумахера взяли Льюиса Гамильтона, который расстался с местом в Mclaren. Пару ему составил Нико Росберг, который до этого на протяжении нескольких сезонов подряд набирал примерно вдвое больше очков, чем его напарник Шумахер. Эксперты и аналитики считали, что чемпионом в этом году должен стать Фернандо Алонсо: в прошлом сезоне он до последнего круга боролся за чемпионский титул, и в этот раз ему нужно было лишь немного поднажать. Что интересно, на тестах в Барселоне Жюль Бьянки из команды-аутсайдера Marussia показал самую высокую скорость на прямой - 320,5 км/ч, а чемпион последних трех лет Себастьян Феттель – самую низкую: всего 306,8 км/ч. Находились и такие, которые считали, что в этом году Red Bull уже не будет столь блистать, как предыдущие годы.


Начало сезона

Первый же этап подтвердил данные предсезонных тестов: Кими Райкконен выиграл Гран-При Австралии, вторым стал Алонсо, а Феттель занял только третью ступень пьедестала почета. Но уже вторую гонку выиграл Феттель, а третью – Алонсо, потом еще по разику Феттель и Алонсо. К маю стало понятно, что борьбу за титул будут вести три этих пилота: Льюис Гамильтон занимал лишь третьи и пятые места, а напарники претендентов – Марк Уэббер (Red Bull) и Филиппе Масса (Ferrari) и вовсе отсиживались где-то в районе второй половины десятки. Новая заявка прозвучала на этапе в Монако, который неожиданно выиграл Нико Росберг на Mercedes. Еще через один этап Росберг снова выиграл гонку – в Англии. На минуточку показалось, что он станет четвертым пилотом, который станет бороться за титул, тем более что в Англии Феттель вообще не набрал ни очка, а Кими в Монако и Канаде завоевал лишь три балла в сумме. Но Феттель все же был лидером чемпионата и опережал ближайшего преследователя на 21 очко.


Европейская середина

Летом чемпионат поехал по городам Европы (последний европейский этап состоялся в начале сентября в Италии, а там уже Формула-1 перебралась в Азию и обе Америки). В Германии снова победил Феттель, а в Венгрии, впервые с начала сезона, - Гамильтон. Феттель оставался лидером чемпионата – у него было 172 очка, на втором месте шел Райкконен – 134, потом Алонсо – 133, и затем Гамильтон – 124 балла, на пятом месте с далеким отставанием расположился Марк Уэббер – 105 очков. До конца сезона оставалось еще 9 этапов, и математические шансы на победу в чемпионате имели абсолютно все участники. И хоть группа Райкконен-Алонсо-Гамильтон отставала от лидера на четыре десятка очков, теоретически каждый из них мог нивелировать это отставание за две гонки, так что все были полны надежд и решимости.


Пресная концовка

Но потом фанаты Формулы-1 будто бы снова перенеслись в начало двухтысячных, когда победы одну за другой штамповал Михаэль Шумахер. Оставшиеся девять гонок все до единой выиграл Себастьян Феттель. С каждым этапом он отрывался от конкурентов, шансы которых все более падали. Еще в Индии, за три этапа до конца сезона, Феттель обеспечил себе чемпионское звание, но и после этого все равно завоевал еще три победы. Фактически, во второй половине чемпионата не осталось главной интриги, и все внимание было сосредоточено на втором месте. А Феттель в четвертый раз подряд стал чемпионом мира, завоевав 13 побед по ходу одного сезона (такой рекорд был и у Шумахера), из которых 9 – подряд. Более того, даже только своими очками (а их он набрал 407) Феттель обеспечил бы команде Кубок Конструкторов, если бы за Red Bull не выступал еще и Марк Уэббер.

За один этап до конца сезона Фернандо Алонсо обеспечил себе второе место в личном зачете, а всего по итогам года у него стало 242 балла. Теперь уже интрига была только в определении бронзового призера чемпионата. На третье место претендовали три пилота, в результате триумфатором стал Марк Уэббер (199 очков), четвертую строчку занял Льюис Гамильтон (189), пятую – Нико Росберг (172).

Успех

Самой прогрессирующей командой чемпионата можно, без сомнения, назвать Mercedes. Кроме Red Bull, только ее пилоты завоевывали поул-позиции (Гамильтон – 5 раз, Росберг – 3 раза). Три победы, одно второе и пять третьих мест, - набранных очков хватило, чтобы обеспечить команде второе место в Кубке Конструкторов (Red Bull: 596, Mercedes: 360, Ferrari: 354). И если ранее Нико Росберг регулярно оказывался впереди напарника Михаэля Шумахера, то теперь партнер ему попался по силам, да такой, что Нико по итогам года даже уступил ему 17 очков.

Ни шатко, ни валко

Две "конюшни" провели сезон на уровне топ-команд, но из-за нестабильности пилотов упустили второе место в командном зачете. Фернандо Алонсо из Ferrari завоевал две победы, пять вторых и два третьих места, но дважды вовсе не набирал очков. Фелипе Масса добился лишь одного третьего места, зато трижды привозил "баранку" и по итогам сезона занял лишь восьмое место. У пилотов Mercedes тоже были "нули" (три на двоих), но выступали они ровнее, благодаря чему и опередили Ferrari, Алонсо же снова пришлось довольствоваться лишь вторым местом в личном зачете.


Еще одна команда, которая тоже боролась за второе место в Кубке Конструкторов, - Lotus. Еще с начала сезона у нее были проблемы с финансированием, и это под конец сезона сказалось на результатах. Начали-то за здравие, с победы Райкконена, но больше выигрышей не было. Кими еще шесть раз занимал второе место и однажды – третье. Роман Грожан, прошлогодний дебошир и "автор" таранов, шесть раз за этот сезон не набрал очков. Но под конец года он неожиданно "раскатился", взял три третьих места и одно второе (в придачу к двум "бронзам" в первой половине сезона). К сожалению, отсутствие Кими на последних этапах (об этом скажем чуть ниже) не позволило команде занять ни второе, ни третье место в командном кубке: 315 очков, четвертое место.

Провал

Провал года – это, безусловно, McLaren. Не Гамильтоном единым, конечно же, но стоило тому уйти в Mercedes (да еще прихватить кое-кого из технических специалистов), как у "серебряных стрел" как будто совсем опустились руки. Вместо Льюиса в этом году они взяли вчерашнего новичка мексиканца Серхио Переса, который по ходу сезона звезд с неба не успел нахватать (8 гонок без очков, всего 49 баллов, 11-е место по ходу сезона). Но вместе с ним же работал напарник Дженсон Баттон, чемпион мира 2009 года. Дженсон остался без очков "всего" 5 раз, и с 73 баллами занял 9-е место. Удивительно: если в сезоне-2012 у пилотов McLaren на двоих было 7 побед и 6 финишей на подиуме, то в этом году лучшим результатом были пятые (!) места в Китае и Индии, и лишь на последнем этапе в Бразилии Баттон смог занять четвертую позицию. Всю первую половину чемпионата команда McLaren уступала даже "конюшне" Force India, но под конец года взяла себя в руки и смогла набрать 122 балла – бесконечно далеко от лидеров, но хотя бы и намного впереди команд "второго эшелона".


Середнячки

Кстати, о "втором эшелоне". В этом году в нем оказались Force India, Sauber и Toro Rosso. До самой осени казалось, что индийцы смогут занять пятое место в Кубке Конструкторов, но этим надеждам не суждено было сбыться, и команда снова завоевала шестое место, повторив свой рекорд. Пол ди Реста один раз даже на четвертой строчке протокола оказался. У Sauber, наоборот, до середины сезона дела шли из рук вон плохо, но под конец Нико Хюлькенберг разошелся и за один месяц в четырех гонках набрал 32 очка. Но если сравнивать с прошлым годом, то нынешние достижения этих двух команд тоже можно описать как провал, хотя и не такой шокирующий, как у McLaren: Force India и Sauber как были, так и остались этакими середнячками, но при этом набрали существенно меньше очков: 77 у индийцев (годом ранее было 109) и 57 у швейцарцев (в 2012-м было 126). Что касается Toro Rosso, то, набрав 33 очка, команда показала примерно свой прошлогодний уровень.


Аутсайдеры

Если бы в нынешнем сезоне не было Red Bull и Феттеля, то чемпионат был бы очень интересным, и коллизии с командами только усилили бы зрелищность. Про "маков" мы уже рассказали – теперь давайте взглянем на еще один полный провал: команду Williams. В 2010 году команда набрала 69 очков и закончила сезон шестой. В 2011-м она плелась где-то в хвосте пелетона и набрала аж 5 очков. В прошлом году произошла невероятная метаморфоза: 1 поул-позишн, 1 быстрый круг, 1 победа и 76 очков по ходу сезона. Нынешний год – очередной скачок, но снова вниз: полгода – без единого очка, потом один балл и еще полсезона "всухую", пока на предпоследней гонке дебютант Вальттери Боттас не принес сэру Фрэнку Уильямсу 4 очка. На этом все. Команда снова скатилась до уровня аутсайдеров – Caterham и Marussia. И если в предыдущие три года Caterham-Lotus оказывалась впереди Marussia-Virgin, то сейчас, выгнав Виталия Петрова, "зеленые" не смогли подняться выше последнего места в Кубке Конструкторов.

Ушел, высоко держа голову

Марк Уэббер еще в середине сезона объявил, что завершает карьеру в Формуле-1. к сожалению, ни до, ни после этого заявления он не смог одержать победу в чемпионате-2013. На втором этапе в Малайзии он чуть было не выиграл, но Феттель ослушался командного приказа, обогнал Уэббера и победил. Как обычно, немцу все сошло с рук, и отношения между пилотами окончательно испортились. И пусть Марк не выиграл гонок в этом году, но последний этап он закончил на втором месте, а весь сезон – на третьем. На круге почета австралиец снял шлем и ехал последние сотни метров, не склонив головы. Пожелаем ему удачи в гонках на выносливость в Ле-Мане, куда он собирается вернуться, потому что "там остались кое-какие дела".


Ушел, громко хлопнув дверью

Как мы помним, в прошлом году Кими Райкконен умудрялся держаться на третьем месте в общем зачете, не имея за плечами ни одной победы. Потом он все-таки победил и завершил сезон на третьем месте, за счет потрясающей стабильности опередив обоих пилотов McLaren, у которых было 7 побед на двоих. Казалось бы, в этом году можно было ожидать, что финн останется таким же стабильным и прибавит немножко, чтобы бороться за титул. Почти так оно и было, но вот в Бельгии из-за проблем с тормозами сошел, на следующем этапе в Италии занял лишь 11 место и не набрал очков, в Абу-Даби из-за столкновения сломал подвеску и выбыл вскоре после старта. В довершение всего выяснилось, что команда не платила ему зарплату с начала года, и Кими подписал контракт с Ferrari, с которой он уже выиграл титул в 2007 году. Lotus не спешил с выплатами и в дальнейшем, поэтому Кими вполне в своем духе устроил саботаж: объявил, что ему необходимо лечь на операцию по поводу болей в спине, из-за чего не сможет участвовать в двух последних гонках сезона. Участвуй финн в последних гонках, он мог бы потягаться и за второе место в личном зачете, а так одной победы, шести вторых и одного третьего места (и еще шести результативных финишей "по мелочи") хватило лишь на пятое место в личном первенстве. Кими ушел, громко хлопнув дверью, а Lotus из-за жадности упустил если не второе, то верное третье место в Кубке Конструкторов.


Несколько рекордов

О рекордах Феттеля мы уже упомянули, теперь скажем еще о двух рекордсменах. Кими Райкконен из-за своего схода в Бельгии прервал серию из 38 финишей подряд, причем в 27 последних гонках этой серии финн набирал очки. Другой рекордсмен – новичок Макс Чилтон из Marussia. Кто бы мог подумать, но англичанин – единственный пилот, который в этом году проехал абсолютно все 19 гонок от старта до финиша.


Что год грядущий нам готовит?

Прогноз сезона-2014 мы будем делать весной, но и сейчас уже можно кое-что рассказать о чемпионате будущего года. В этом году трансферы из команды в команду начались довольно рано. Вместо Марка Уэббера напарником Феттеля станет Даниэль Риккьярдо, который перейдет из "младшей" команды Toro Rosso. На место Фелипе Массы в Ferrari придет Кими Райкконен, а бразилец перейдет в команду Williams на место Пастора Мальдонадо. Серхио Перес всего после одного года участия за Mclaren уволен, на его место берут новичка Кевина Магнуссена. Lotus, Force India, Sauber, Caterham и Marussia еще не объявили окончательный состав пилотов. Известно, что в Toro Rosso на место Риккьярдо придет даровитый российский гонщик Даниил Квят, который на тренировке перед Гран-При Бразилии показал восьмое время и даже опередил на полсекунды своего будущего напарника Жана-Эрика Верня. Сохраняется вероятность, что место в Sauber займет еще один россиянин – Сергей Сироткин; пока что процесс застопорился, но молодого Сергея нельзя сбрасывать со счетов. Виталий Петров говорил, что тоже может вернуться в 2014-м в состав одной из команд. Вот оно, полноценное русское присутствие в Формуле-1: российская команда Marussia, Гран-При России в Сочи 5 октября и – теоретически – сразу три российских пилота! Отвлечемся и поведаем читателям, что еще один российский гонщик - Михаил Алешин – заключил контракт на полноценное выступление в крупнейшей американской серии автогонок с открытыми колесами – легендарном чемпионате Indycar.


И не забываем, что в 2014 году нас ожидает смена техрегламента: вместо 2,4-литровых моторов V8 команды будут использовать 1,6-литровые моторы V6, а это кардинальным образом может сказаться на расстановке сил. Вспомните, как в 2009 году команда Brawn GP, вчерашний записной аутсайдер Honda, выиграла чемпионат. Так что нас ожидает очень увлекательный год, тем более что в рабочем расписании значатся аж 22 этапа (хотя, возможно, в окончательном варианте их останется снова 19).

http://news.open.by/auto/116117

Tags: open.by, гонки, журналистика, машинки, стацця
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments