Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Проезд дорожает, но пассажиры все равно должны

С 1 декабря в Минске уже третий раз за год подорожает проезд. Транспортники жалуются: пассажиры оплачивают менее половины себестоимости талончика. Однако сколько бы раз не поднимали цену, все равно окупаемость пока недостижима. Есть ли предел поборам и не проще ли сразу поднять цену до, скажем, одного доллара?
     
        В этом году цену на проезд уже поднимали дважды: 25 мая (с 1.700 до 2.000 рублей) и 1 октября (с 2.000 до 2.500 рублей). Нынешний год вроде бы выдался стабильным, зарплаты растут, страна процветает, однако же третье подорожание за год напоминает 2011-й с его четырьмя подорожаниями. Как мы уже рассказывали, в переломный 2011-й, когда на белорусский рубль обрушились две девальвации, талончик дорожал четыре раза – в общей сложности на 85%. В этом году, без никаких девальваций, проезд в столице подорожал на 76%.
     
        За истекшие 25 месяцев – с октября 2011-го (когда успокоился валютный курс) по 1 декабря 2013-го – талончик дорожал 6 раз, за это время проезд вырос в цене с 950 до 3.000 рублей – в 3,15 раза. Курс доллара за это же время вырос лишь на 10%.

Сокращенную версию статьи читаем здесь:
http://news.tut.by/society/376780.html

А полную- прямо тут.

        Транспортные расходы
      
        Итак, рост цен на проезд опережает рост курса доллара более чем в три тысячи раз. Тогда почему же проезд дорожает-то? Транспортники жалуются, что, мол, топливо растет в цене – вот мы и вынуждены поднимать стоимость талончика. Проследим за изменением цены на бензин и солярку с той же середины осени 2011-го. С 16 октября 2011-го новые цены на топливо стали такими: бензин Нормаль-80 - 4.740 рублей, АИ-92 - 4.970 рублей, АИ-95 - 5.360 рублей, дизтопливо – 5.360 рублей. Последнее подорожание топлива в этом году было 17 сентября: Нормаль-80 стал стоить 7.200 рублей за литр, АИ92 – 8.400, АИ-95 – 9.100, "солярка" – 9.200. Получается, что горючее за последние 25 месяцев подорожало на 52-75%, но ведь не в три же раза?
      
        Не забываем, что только автобусы ездят на жидком топливе, а троллейбусы, трамваи и метро – на электричестве. На сайте концерна "Белэнерго" находим такой документ: "Декларация об уровне тарифов на электрическую энергию, отпускаемую республиканскими унитарными предприятиями электроэнергетики ГПО "Белэнерго" для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Вводится в действие с 1 сентября 2011 г.". В документе указаны тарифы в рублях за кВт*ч при соотношении курса белорусского рубля к доллару США 5107:1. Читаем: "Электроэнергия, расходуемая на работу электрифицированного городского транспорта – 603,3 руб". Особо разъясняется порядок пересчета тарифов с учетом изменения курса доллара. Формула сложная, с учетом коэффициентов на день оформления "платежки" и собственно сам день оплаты. Мы прикинем проще: если 603,3 рубля – это по курсу доллара в 5.107 рублей, то каков тариф на электричество по состоянию на середину октября и на нынешнее время? Единый валютный курс был установлен 20 октября 2011 года: 1 доллар стал официально стоить 8.680 рублей. Получается, что 1 кВт*ч электроэнергии для транспортников должен был стоить тогда 1.025 рублей. А сегодня этот тариф, исходя из курса доллара, должен составлять уже 1.102 рубля. Получается, что за последние два года электричество для транспортников подорожало примерно на 7,5% - далеко не на 315%, на которые подорожал жетончик в метро за это же время. Как бы то ни было, а в декабре прошлого года начальник минского метрополитена Ростислав Юреня говорил: "Кстати, энергоресурсы в наших затратах занимают пятую часть". Таким образом, и рост тарифов на электричество не должен был привести к троекратному подорожанию тарифов на проезд.
      
        Себестоимость проезда
      
        Одна из любимых мантр чиновников – "граждане должны оплачивать в полном объеме". Два с половиной года назад в письме белорусских властей на имя председателя совета Антикризисного фонда ЕврАзЭС Алексея Кудрина говорилось: "Тарифы на услуги пассажирского транспорта будут последовательно повышаться до уровня, обеспечивающего к концу 2011 года 70% затрат на их оказание, в 2012 – не менее 85%, в 2013 – не менее 90%". Быть может, троекратное подорожание талончика за последние два года связано именно с ростом возмещения себестоимости услуг по перевозке?
      
        Мы проанализировали сообщения чиновников о том, сколько же "недоплачивают" пассажиры. В октябре 2011-го "Минсктранс" сообщил, что при действующих тарифах население оплачивает лишь 45% себестоимости проезда. С 10 сентября и до конца октября 2011 года чиновники разных уровней (вплоть до мэра Николая Ладутько) по крайней мере в восьми выступлениях заявляли, что себестоимость проезда составляет от 2.000 до 2.600 рублей. Талончик тогда стоил уже 950 рублей – получается, что, по словам чиновников, пассажиры оплачивали 36-37% от себестоимости проезда.
      
        А вот и самые последние заявления. В конце августа начальник минского метро Ростислав Юреня сказал, что себестоимость проезда – 4.100 рублей. Месяц спустя министр транспорта Анатолий Сивак утверждает, что себестоимость разовой поездки – 6.000 рублей. До октябрьского повышения проезд стоил 2.000 рублей – получается, что граждане возмещали 33-48% от себестоимости поездки. Накануне теперешнего подорожания замгендиректора "Минсктранса" Ирина Якубовская озвучила свежие цифры: себестоимость проезда составляет 6.400 рублей. При "октябрьско-ноябрьской" цене талончика в 2.500 рублей выходит, что мы с вами оплачиваем 39% от себестоимости.
      
        Что же это получается такое? За два года проезд подорожал более чем втрое при почти не изменившемся курсе доллара, а пассажиры и тогда, и сейчас оплачивают чуть более трети себестоимости проезда. Причем эту же величину – якобы пассажиры возмещают лишь около 34-40% от себестоимости – нам говорят по крайней мере с осени 2009 года. Не забывайте, что недостающие проценты компенсируют не инопланетяне и не иностранцы, а мы же с вами путем уплаты налогов. Может, господа чиновники потрудятся объяснить, как так получается?
      
         Сравнение с соседями
      
        Чиновники от транспорта продолжают возражать, что, мол, разовая поездка в Беларуси все равно стоит гораздо меньше, чем в "этих ваших Европах". Давайте-ка напомним им, что, например, в Украине, Молдове и даже России маршрутки (которые точно уж окупаются) стоят в полтора-два раза дешевле, чем себестоимость талончика в Минске. А, между прочим, "солярка" на Украине стоит в среднем 9,8 гривен за литр (11.130 бел.руб.), в Молдове – 17,3 лея (12.290 бел.руб.).
      
        А также давайте напомним господам чиновникам, что у наших стран-соседок есть льготы для студентов и пенсионеров на проезд в городском транспорте. К вопросу о том, сколько разовых талончиков можно накупить на среднюю зарплату в Беларуси и соседних странах, мы еще вернемся, а пока что отметим такой факт. С учетом льгот месячный электронный билет на все автобусы и троллейбусы Вильнюса обойдется литовским студентам в 20 литов – на наши деньги 73.500 рублей; белорусский же студент, не имея льгот, за проездной на два вида должен отдать 180.200 рублей. Впрочем, даже обычный взрослый литовец, не студент, за месячный проездной заплатит 50 литов – 183.750 рублей. Будем и дальше хвалиться тем, что у нас проездной стоит пусть на один талончик, но дешевле?
      
        Ах да, в Варшаве именной месячный проездной билет со скидкой обойдется в 50 злотых – 151.100 белорусских рублей. За эти деньги студент может совершить неограниченное число поездок на автобусе, трамвае, метро и поезде городской железки. В Минске же проездной на три вида стоит 214.800 рублей, на т.н. "городскую электричку" проездных пока не придумали, несмотря на все потуги. И при таких тарифах мы по-прежнему оплачиваем лишь треть от себестоимости перевозок, ага.
      
       Любопытно, что с нового года в Киеве стоимость проезда в наземном транспорте вырастет вдвое: с 1,5 до 3 гривен (3.400 рублей). Но при этом стоимость проездных останется на прежнем уровне. В Киеве проездной на один вид стоит 95 гривен (107.900 рублей), а проездной на метро и один вид наземного транспорта - 150 гривен (170.400 рублей).
      
Сравнение с долларом

       Еще одна интересная закономерность: за один доллар в Беларуси можно купить все меньше талончиков. Во второй половине 2005-го, когда стоимость проезда повысили до 400 рублей, на доллар можно было позволить себе всего 5,37 талончика; в начале 2010-го при цене проезда в 600 рублей на доллар можно было приобрести 4,9 талончика. В "лихом" 2011-м, после выхода на единый курс, стоимость проезда поднялась до 1.300 рублей, и на 1 доллар можно было позволить 6,5 талончика. В октябре 2012-го при при цене проезда в 1.700 рублей на доллар, как и до девальвации, можно купить 4,9 талончика.

С 1 декабря этого года на 1 доллар можно будет позволить лишь 3,1 талона. А если бы пассажиры компенсировали полную себестоимость проезда, то на один "зеленый" можно было бы проехаться 1,45 раза...
Tags: tut.by, Минск, городская жизнь, деньги, журналистика, стацця, транспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments