Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Categories:

БЫСТРО НЕЛЬЗЯ ИНТЕРЕСНО

БЫСТРО НЕЛЬЗЯ ИНТЕРЕСНО
или
Двое в шляпах на третьих гонках

Между Первыми и Вторыми Беларусскими Автостопными Гонками по Ломаной Траектории прошло почти полтора года. В марте мы покатались в Любчу и думали, что теперь-то вот еще годик о гонках слышно не будет. Ан не там-то было! Уже через два месяца, в середине мая, на очередной посиделке в деревянной хатке состоялось обсуждение Третьих гонок. У меня не повернется клавиатура написать, что заседание было долгим: объявили маршрут да подняли руки те, кто собирался ехать. На том и разошлись под ливень.

Часть 1.
Гонки и их трассы

25 мая состоялись два главных спортивных состязания года: Монако и Индианаполис. То есть Гран-При Монако в гонках класса "Формула-1" и этап "500 миль Индианаполиса" в заокеанских гонках Indy Racing League. ГП Монако - это медленная городская трасса, являющаяся, тем не менее, легендой автоспорта. Инди - также легендарная трасса, знаменитая "старая кирпичница" овального типа. "Джентльмены, заводите моторы!" - именно эта фраза является сигналом к началу соревнований. Наши автостопные гонки получили название "От моря до моря": предстояло проехаться от Минского Моря к Лукомльскому озеру.

Тут призадумаешься. Хоть организаторы - Леша с девушкой (угу, те самые Пыжики v2.0) - и говорили, что вариантов добирания множество, при взгляде на карту седалищный нерв начинал подавать в мозг тревожные сигналы: а как ехать-то? Смотрим карту, ориентируемся на Минск. Отыскиваем Новолукомль. И видим, что город этот находится в створе двух трасс: М3 (Витебская) и М1 (Московская), примерно на равной удаленности от обеих. Следовательно, можно ехать по этим двум дорогам - вот вам и отсутствие доминирующего направления. Ко всему прочему, есть еще старая московская дорога Р53 (через Смолевичи-Жодино-Борисов), есть железная дорога от места старта до Минска, от Минска вдоль М1, от Лепеля на Чашники и грузовая ветка от Чашник до Новолукомля. Стало быть, организаторы постарались на славу, хорошо проработали дороги и варианты подъезда. Но все же есть один недостаток: место старта. Возьмем три точки: место старта, центр Минска (вокзал сгодится) и выезд на М3 (Экспобел), проведем через них две линии и увидим, что угол между этими путями составляет примерно 90 градусов, даже чуть меньше (а вот с выездом на М2/Р53 - Военный городок - как раз 90 и будет). Эти девяносто градусов и есть слабо проработанный пункт в трассе организаторов. Чем меньше будет этот угол, тем больше вероятность того, что как раз этим путем и воспользуются. Кроме того, сказывается близость самой столицы: проще потратить время на менее скоростном городском общественном транспорте, но зато оказаться на выезде из Минска; а ведь на любом из 9 основных выездов из города поток всегда хорош. И коль скоро угол с М3 меньше, чем с М2/Р53, то и более высока вероятность того, что команды поедут именно по Витебской трассе. Выходов из такого положения два: либо отодвигать место старта от города-магнита на возможно большее расстояние, либо довести указанный угол примерно до 180 градусов. Иллюстрируем: для первого варианта местом старта следовало избрать точку примерно посередине между Молодечно и Радошковичами, то есть - Красное. Тут и трасса, и железка в обе стороны, а в Радошковичах дорога раздваивается, и можно выбрать любое направление. Можно поехать и в обратную сторону, на Молодечно и дальше на Вилейку: по Р63 хороший грузовой поток из Прибалтики на Москву, и можно с дальнобоем добраться до М3 или по М1 аж до Бобра. Иллюстрируем второй вариант: местом старта можно было назначить Птичь или Фаниполь: очень большой угол с возможными трассами выезда из Минска и, опять-таки, железка и несколько направлений взад-вперед. Хочешь - езжай через Минск и выбирай любое шоссе, хочешь - езжай в столбцовском направлении, достигни мостовой развязки с М1/Е30, разворачивайся и дальше дуй себе на северо-восток. Не случайно Альгерд, третий раз стартующий не в то время и не в том месте, уговаривал оргов проложить в следующий раз трассу так, чтобы не пришлось возвращаться в Минск, иначе зачем тогда из города выезжать? Но организаторы решили все же сделать маршрут таким. Это прямо заговор какой-то.

Поэтому виделось мне, что все наши гоночные экипажи с места старта вернутся в Минск и уже оттуда будут двигаться по Витебской трассе. Загруженность позиции на выезде из города автостопщиками мне не нравится, езда по одним и тем же трассам тоже, рубиться через город желания особого нет, поэтому следовало подумать о каком-то ином пути - таком, чтобы и интересно было, и сильно в сторону не отклоняться: у нас же все-таки гонки. Если не ехать в Минск - значит, нужно ехать в другую сторону. Вариантов, один другого достойных, было несколько. Первый: доехать на собаке до Молодечно, там пересесть на полоцкий дизель и ехать себе до станции Парафьянов, откуда 10 километров до Докшиц, а там уже Бегомль-Лепель и дальше по Р15. Но старт был назначен на ранее девятичасовое утро, а поезд из Молодечно уходил лишь в 12.35. Другой вариант предусматривал достижение того же Молодечно (любым путем), а оттуда автостопным образом приезд в Вилейку, где, пройдя все 365 домов по улице Стахановской, можно было оказаться на восточном выезде. Там через пару километров дорога вливается в Р63, что идет вдоль Вилейского водохранилища (на берегу коего, кстати, еще и бабушкина деревня), а трасса эта, как вы уже знаете, любит пропускать по себе транзитный прибалтийский TIR-Carnet. Третий вариант предполагал объехать Заславское вдхр. с восточной стороны, а там уже выбраться на какую-нибудь дорогу - Р58 или М3 или даже М2, глядя по обстоятельствам. Наконец, четвертый вариант - достигнуть города Радошковичи (не путать с одноименной ж/д станцией: между этими двумя объектами дюжина верст), а оттуда движение на М3. То есть сначала на север, а потом на юго-восток - для того, чтобы оказаться лишь в 15 км от МКАД. До Радошковичей же можно добраться тремя способами. Способ "а" - по железной дороге до станции Радошковичи (г.п. Петришки), а оттуда по межколхозной дороги до города. Способ "б" - по железке до Заславля, потом нужно пройти пешком пару километров до трассы и уже по Р28 доехать до нужного города. Способ "в": весь путь пройти стопом. Больше всего я склонялся к нему, то есть наиболее вероятный маршрут кодируется так: 4"в". Вряд ли он окажется скоростной, зато нетривиальный; к тому же, я еще не ходил по трассе от Радошковичей до Вишневки, что на Р58. Словом, преодолеть всю дистанцию до Новолукомля можно двояко: либо быстро, либо интересно. Мы выбрали второе.

В напарницы мне подобралась девочка Лена, с которой мы вместе ездили осенью на Эльбу. Позвонив ей в пятницу, предупредил:
- Посмотри внимательно на карту и придумай, каким маршрутом мы поедем. И если твой вариант окажется хуже моего, то поедем именно по твоему маршруту, в противном случае выберем мой.
Лена решила не искать сложных путей и нарисовала три варианта, которые все сводились к тому, что с начала нужно вернуться в Минск.

Часть 2
На старт - внимание - вон!

- У тебя шляпа есть?
- Зачем?
- Обязательно: мы едем в шляпах.

Утренней собакой в 8.22 большинство участников приезжает на станцию Минское Море. Там уже находился Эраст, который накануне вечером отправился с группой сослуживцев в Вязынку, разбил вдребезги лагерь, а теперь, доверив мою палатку личной ответственности каждого из оставшихся, приехал на электричке на место старта. Там же, на старте, уже находилось несколько человек с рюкзаками, которые не проявили к нам никакого неподдельного интереса (а лишь поддельный) и узнавать "а чё ваще" не подошли. Итак, кто же приехал поездом на 8.22? подходим к группе автостопщиков:
- Знакомьтесь: это... Это... Короче, эта со мной поедет.

Вот так сразу же со старта похохотали и начали знакомиться. Конечно, были здесь Сергей и Аня Пыжики - победители Первых Гонок и организаторы Вторых. Был здесь и сергеев брат Леша с барышней - победители прошлых гонок и, соответственно, организаторы нынешних. Была здесь красивая рыжая девочка Марина, с которой приехала большая сумка. Эту сумку привез парень (очень умный, приучен к трассе, откликается на имя Паша). Пока мы на старте решали всякие стартовые вопросы, Паша пытался грамотно упаковать в сумку спальник, но у него получалось лишь безграмотно. Альгерд по привычке в положенное время в положенное место не явился и сказал, что будет стартовать из Минска в час, когда приедет ближайшая с Минского Моря собака. За это ему (Альгерду) вверили девочку Надейку, которая где-то заблудилась в столичных хитросплетениях панельных домов и железных дорог.

С тем и разошлись в разные стороны. Пыжики пошли на трассу в торону Минска, а мы перешли дорогу под землей и стали на позицию в сторону от Минска. Надел я шляпу. А надо сказать, что Лена была одета в синюю кофту поверх черной кофты, и голову ее украшала черная шляпа с синей лентой, из-за чего Лена моя была ой как похожа на миссионерку. Причем пресвитерианскую миссионерку, о чем я ей и сказал. Тут же весь стройный поток машин исказился пробкой: мимо в комплекс "Линия Сталина" ехало полтора десятка автобусов в сопровождении милиции, и ехали они медленно, а в сотне метров от нас им вздумалось остановиться и сходить (всеми пятнадцатью автобусами) в лесной туалет. Из-за чего машины двигались еле-еле, а мы смотрели на них и изредка стопили. Изредка - потому что большинство машин ехало на дачи и в них сидели разные бабушки с клунками, из-за чего места двум настоящим автостопщикам совершенно не оставалось.
По причине высокого парапета нам не было видно тех, кто хочет уехать на Минск, были видны лишь их ноги. Видим - останавливается машина, уезжает, а ноги все равно на трассе стоят! Поначалу подумали, что это их не взяли, но потом пришли к выводу, что это еще один гоночный экипаж ждет своей машины до столицы. Эраст сел на электричку и приехал на вокзал, где ему удалось погрузиться в 515-ый автобус, в коем не было тетушки, одержимой духом компостера. Но он так радовался этой своей бесплатной удаче, что не сообразил ехать на автобусе до поворота на Боровляны (М3), а вышел у Московского автовокзала и там связкой городских автобусов 51-71-15 выбрался-таки на 9-ый километр, на трассу М2/Р53. Первая же машина завезла его по аэропортской дороге на трассу М1/Е30 и высадила у Бобра, у поворота на село Замки, что стоит на дороге Р62. В том самом месте, которое иногда называют "Поворот 3Б": там стоит указатель на три города, начинающихся с "Б" и стоящих на все той же 62-ой трассе: Бобр, Березино, Бобруйск.

А мы прождали 20 минут, когда автобусы уже загадят весь лес и уедут, и тогда сами снялись с позиции и поехали на Опеле вперед. Если бы машина шла в Вилейку, мы бы и ехали дотуда, но поскольку водитель сказал "Молодечно", то решено было выйти у южного въезда в Радошковичи и пройти к северо-восточному. Посмотрели издалека костел, прошли по городу (один за другим сменились три объекта, говорящие о жизненном цикле горожан: школа-больница-кладбище) и заняли хорошую нескоростную позицию. С левой стороны у нас текла речушка, а с правой было какое-то поле. Тут мы повисели минут 25: машин было мало, а стоялось хорошо. Бывает, что в таком положении девушки начинают ныть. Лена не ныла, а просто стала злиться: чегой-то мы пошли на эту глухую дорогу, надо было как все и такое прочее. Но тут вмешался мой капитанский произвол, и я сказал, что мы не ищем легих путей, и что тут замечательное место, и что скоро мы всех их обгоним. А пока ждали машинку, щипали себе придорожный щавлик. В 10.50 нас взял "Москвич-412" и привез в деревню Рогово, пообещав скорую маршрутку до Минска. Маршрутка меня не интересовала, а вот название "Рогово" позабавило. Те, кто с нами ирают в "ОТрыв", помнят, что на выездной игре в Гомеле у нас был один такой КП - "улица Рогово". На самом-то деле улица называется "Академика Рогового", но во всех атласах допущена такая неточность. Мы зашли в магазин и взяли минералку "Ждановичская", которая известна тем, что обладает легким ароматом и вкусом дюшеса. Тут же у Лены прекратился припадок злости, она наконец поняла, что все хорошо и что иногда лучше хорошо стоять, чем плохо ехать, и снова стала улыбаться. Через минуту некий Nissan провез еще несколько километров и высадил в деревне Новый Двор, также пообещав маршрутку. Но ее мы не дождались, потому что не прошло и десяти минут, как нас взял некий деловой человек на Opel Astra и повез вперед, куда нам и нужно было, и высадил у Вишневки на трассе Р58 (там где кафе-самолет и поворот на водохранилище Вяча). Еще несколько минут - и Hyundai Lantra везет нас по дороге Р80, вдоль Вячи и участников какого-то лесного ориентирования. Высаживает на старой логойской трассе Р40, и мы километр идем пешком до бетонки М3.

И вот: проехались по четырем дорогам и оказались всего лишь чуть севернее кольцевой. Ну да ладно, тут тоже позиция хороша, солнце светит, поток приличный. Прошло всего несколько минут - и нас увозит "копейка" с водителем-турком, который все время слушал Таркана и гнал хорошенько 120-130 км/ч. Вы, конечно, помните, что на логойской объездной вовсю работает технологический транспорт: делают новую дорогу, новые мосты, расширяют полосность, так что движение там кучное, машинам не разминуться. В такие моменты наш турок лихо лавировал и снижал скорость до 110 км/ч. Мы ведь все-таки на гонках! Кстати, правого зеркальца заднего вида на этом "жигуленке" не было. Как вы думаете, почему? Едем.
- Вас гидэ Лагойск висадыть?
- Да нам дальше по трассе, на Лепель...
- Я Плэщэныцы еду. Автосытанцыя харашо?
- Нет, нас на трассе лучше.
- Панатно.
Завез нас за второй въезд в поселок (там, где Р63 под мостом проходит) и даже до заправки добросил; развернулся и уехал. Пока Лена телефонила и выясняла свои заграничные дела, я походил по свежевзросшему полю, вернулся и взял еще одну Hyundai Lantra. У этой была отличительная особенность: во всем салоне только одно сиденье. Водительское. Так что устроились мы на полу, на лонжероне, и поехали вперед. Двигались примерно с такой же скоростью: 110-120 км/ч, но вот драйва уже не чувствовалось почему-то. Парень высадил нас на первом повороте Лепельской объездной - это как раз и была трасса Р15, что ведет далеко-далеко на Оршу и еще дальше, через Горки и Мстиславль в Кричев. Поэтому на километровых столбиках мы видели такие большие числа как "265". Тут же, на повороте, нашли мы две толстенные папки с ксерокопиями брошюрки под названием "Стрельба агитационными, дымовыми и зажигательными боеприпасами". Там было написано много интересного: как стрелять по наводке репера, каков расход (в человеках) стрельбы, какие благоприятные условия для стрельбы агитматериалами и проч. Тут же, на повороте, позвонил Эраст и сказал, что он уже 13 минут назад финишировал, что там на почте никого нет и что он, по всей видимости, первый. Это вселило в нас невиданную ранее надежду: раз уж мы столько времени потратили на свои Радошковичи и теперь уже в Лепеле, за 45 км до финиша, то есть неплохая возможность, что мы окажемся вторыми. Так что нужно было и дальше ехать в гоночном темпе, причем не только ехать, но и уезжать. И мы тут же застопили один Пассат-универсал, в котором ехала семейная пара: вела она, а передачи включал он (у них там со второй какие-то сложности были, а про четвертую она иногда забывала, и мы тащились со скоростью 70 км/ч). Ехали прямо в Новолукомль, а по пути я обозревал грузовую железную дороги и тепловозы на ней, намереваясь назавтра уехать в кабине поезда. Добрые водители подвезли нас прямо к почте (которая в картах и атласах нарисована совершенно не там, где она стоит на самом деле). Время нашего финиша - 14.30, только вылазим из машины - а тут уж и Альгерд с Надейкой, приехали по М1 и Р62 пять минут назад. И Эраст как раз подошел. Похоже, мы приехали третьими. Оставили свои яркие марки на почтовом ящике, рядом с наклейкой Эраста, и пошли гулять по городу.

Часть 3
Где ваш тренер?

И отправились мы погулять по магазинам. Лена хотела найти кувшинчики (у каждого свои кувшинчики в голове), а я просто хотел посмотреть, что есть в этом населенном пункте. Больше всего нам понравилось в хозмаге. Вот, например, лежат на витрине два одинаковых велосипедных трапециевидных зеркала. На одном написано - "зеркало для велосипеда", на другом - "зеркало заднего вида", и одно стоит вдвое дороже другого. Или вот: стоит скейтборд, а на нем табличка: "Коврик для ВАЗа". Еще продаются медаль и ленточка к ней: 3.610 рублей и 1.390 рублей соответственно, а вместе выходит ровно пять тыщ. Местные магазины еще не забыли такой пережиток прошлого, как обеденные перерывы, и иногда может повезти так, что перерывы не совпадают, и можно пройтись сначала по одному отделу, а потом по другому. Наконец Лена нашла себе кувшинчик, а Альгерд нашел себе алюминиевую пудру, но я отговорил его таковой пудриться, ведь все равно скоро купаться. После посещения книжного магазина (продавщица оценила мою шляпу) мы вернулись к почте и увидели там еще троих финишантов - Марину, Пашу и их большую сумку. Отправили и их вешать наклейку на ящик. А тут и еще подъехади две девочки: Кася и Оля, которые стартовали из Минска и позже остальных. Дали и им ярко-зеленую наклейку. Затем мы прочитали все, что написано на больших щитах у почты. А написано там, что изыскательские работы для Ново-Белорусской ГРЭС начали проводить в 1961 году, что в 64-ом тут уже был поселок, которому присвоили статус городского поселка, что в 1980 году он стал городом, что первая труба ГРЭС имеет высоту 250 метров (вот бы забраться!), что на месте пустыря построена вторая школа, что детский отдел городской библиотеки был преобразован в отдельную детскую библиотеку, а разместилась она в кабинете пения 2-ой городской школы, что с 1968 года существует ж/д ветка на Чашники, что имеется городской клуб туристов и завод керамзитового гравия и еще какой-то военный заводик. Очень интересно и познавательно время провели. А вот через дорогу сидели гопники, которые время проводили вот как: окликали Лену да меня - с ней хотели познокомиться, а у меня взять шляпу померить. Еще в городе оказался неизвестный нам человек с рюкзаком, но все наши попытки привлечь его внимание остались безрезультатными. Потом мы осмотрели церковь, а еще потом - костел, который совсем новый, настолько новый, что еще даже не достроен. Как только вернулись с костела (а и он, и церковь находятся в четырех шагах от почты), подошли Сергей с Аней и Леша с не-Аней.

Оказалось, что Сергей и Аня финишировали первыми, в 12.38! Ох уж мне этот семейный подряд! Они очень быстро доехали до Минска, там по МКАДу до М3 и дальше по Витебской трассе. А Пыжики v2.0 приехали после Эраста. Таким образом, финишная таблица выглядит таким образом:
1. Сергей и Аня
2. Эраст
3. Пыжики v2.0
4. Альгерд и Надейка
5. Алекс Диггер и Лена (242 км за 4ч. 50м., средняя скорость 50 км/ч)
6. Марина, Паша и Сумка
7. Кася и Оля

Те, кто еще не видел костела, сбегали и посмотрели его, а затем все двинулись в продуктовый магазин. В этом магазине нам пришлось стать участниками импровизированной сценки "Спортсмены, их Тренер и Пылкая Воздыхательница". Несколько человек пошли в торговый зал, а остальные остались сидеть на рюкзаках у входа. Я барабаню по кружке, отбиваю ритм. В магазин входит какая-то бабуля.
- Ой, спортсмены! Вы спортсмены?! У меня дети тоже спортсмены! А вы какие спортсмены?
- Пловцы мы, синхронное плавание.
- А где ваш тренер?
(указываем на Лешу)
- А где вы будете выступать? Я хочу к вам прийти посмотреть, раз вы спортсмены, так что вы обязаны сказать, где в будете, раз вы спортсмены, а то вот и дети мои тоже спортсмены, и вы скажите, где вас можно посмортеть, раз вы спортсмены...
(Этот малоосмысленный разговор продоложался минут десять, пока не пришел Сергей и не принес корзину продуктов).

Затем мы собрались, упаковались.
- Ну давай, тренер, веди нас!
Леша где-то в лесу знал хорошее место, и мы отправились пешком по улице Набережной, которая переходит в межколхозную трассу к какому-то пионерлагерю. Судя по карте, идти нам пришлось бы километров 9-10. И вот шли мы себе, шли, отставали и подтягивались, говорили и молчали, бегали и обливались водой. Со второй попытки (после продолжительного туппинга "Идите сюда!" - "Нет, вы сами идите!") нашли хороший заход в лес и пошли по тропинке, когда вдруг один из нас (как сейчас, помню: это был Диггер) увидел на земле ежика. Он сидел себе и боялся потихоньку, а как Альгерд взял его в руки, так и вовсе пожалел о том, что в свое время не попросил себе ядовитые иголки. Один из нас (как сейчас, помню: это был Диггер) предложил сделать из его шкуры рукавицы, другие - сварить суп, третьи в это время массово атаковали ежика светом фотовспышек. Наконец с ним все наигрались и отправились искать хорошее место для стоянки.

Через некоторое время таковую нашли, и трое из нас отправились купаться, а девочки почему-то купаться отказались, хотя Аня несколько раз говорила, что полезет в воду. Ну да ладно. Ах да! Мы ж не сразу стали на хорошее место. Сначала мы нашли другое хорошее место, но оно оказалось занятым одной машиной, а другое место, еще лучше, оказалось также занятым - тоже машиной. Ребята высказали предположение, что те скоро поедут домой (палаток нет, только столики с едой), и решили немного подождать, пока они все-таки уедут. Ане не нравилось разбиваться рядом с этими рыбаками, и она предлагала уйти в иное место; а Паша наконец оставил свою сумку и стал таскать хворост - мол, в темноте будет сложнее отыскать новый хворост, чем перетащить этот на иное место. Скажу вам сразу: те две машины не уехали до следующего полудня, а мы перешли на 20 метров и там занялись делами. Так вот, трое из нас сходили искупались, а девчонки в воду не полезли. Потом - конечно же - стали делать костер, а Паша стал таскать нам дрова и ветки, только они почти все были зелеными, и мы попросили его больше зеленых не таскать, а таскать сухих.

Организаторы раздали победителям подарки (пятому месту - то есть нам - достались вафли, Альгерд попытался их отобрать, и мне пришлось жевать их вместе с бумагой). Атлас опять вернулся к Пыжикам - ох уж мне этот семейный подряд! Наверняка они как-то сговорились, чтобы не отдавать его в чужие руки. Быть может, тут даже что-то нечисто было. Вон ведь в прошлый раз Анин отец провез их какое-то расстояние, - а ну докажи теперь, что это он случайно. Короче, тут, определенно, какой-то семейный клан действует. Заговор какой-то. Впрочем, задумываться над этим времени не было: приближалось лето, и нужно было его достойно встретить. Что мы и сделали: сидели и барабанили по кружкам и в мараккас, а Альгерд в это время играл на оральном баяне и на флейте. И через час лето наступило!

Часть 4
Попробуй-ка выберись!

Лучше день потерять, а потом за час долететь (м/ф "Крылья, ноги и хвосты").

Пока мы с Альгердом ходили поутру купаться, кто-то вытянул из его рюкзака сгущенку и уже успел влить ее в котелок с рисовой кашей. Говорю вам: тут заговор. Я откапал в лесных зарослях ботинки, покрытые мхом, и подарил их Альгерду - в утешение за сгущенку. А после завтрака все вдруг разъезжаться начали. Сначала одни, потом другие с третьими, потом еще. Леша с девушкой хотели поначалу поехать глухими тропами через Холопеничи, Сергей с Аней тоже что-то такое говорили. Мы же остались последними с Альгердом, не спеша доели еду, допили чай, рассовали по своим рюкзакам оставшиеся продукты (ведь всегда в любом походе или Эльбе остаются продукты, и тем, кто уезжает последним, приходится их забирать с собой). Вот около часу дня выходим и мы на трассу. Выходим - а вот и Пыжики стоят на трассе, стопят, но у них пока слабо получается. Зашли мы с Альгердом за них, стопим тоже, но слабо. Тут едет хипповоз (микрик), забирает Пыжиков; мы стопим его, а он проезжает мимо. Но мы-то ясно видели: в салоне еще уйма свободного места, а там только Сергей с Аней. Это они специально сказали водителю, чтоб тот нас не подбирал. Говорю же вам: тут заговор!

Стопим еще немного, и Ал уходит, а я остаюсь. Не успел он отойти на сотню метров, как едет легковушка, меня не взяла, вильнула в сторону, а потом остановилась чуть дальше за Альгердом; водители поменялись местами, а когда Альгерд подошел к ним, произошел такой диалог:
- А тот с тобой?
- Да.
- Зови его сюда.
Едем мы себе, едем, и видим, что в деревне Посемковичи стоят Леша с девушкой, причем стопят они в сторону Новолукомля, а примерно в полукилометре за ними ведь есть межколхозная дорога, ведущая на Холопеничи. Что, раздумали ехать? Больше по трассе никого из наших не видели. Высадили нас у самого выезда из города, и пошли мы с Альгердом на товарную станцию, изучать возможности тепловозного уезда. Прошли немного на север и увидели дорожный знак, обозначающий достопримечательности, и на нем таковые были перечислены: "ГРЭС, уникальное озеро".

Кстати, а вы знаете, для чего у Новолукомля есть железка, причем исключительно товарная? Вот ГРЭС - она что вырабатывает? Правильно: электричество. Так вот в товарняках энергию и вывозят, а потом уже распределяют ее по домам и предприятиям. И вот: пришли мы на станцию, увидели пять тепловозов: четыре были сцеплены, а один - маневровый - носился туда-сюда и собирал вагоны. Мы разговорились с местным служащим, который тут уже 35 лет работает, и он нам поведал, что весь Союз объездил, а такого еще никогда не видел: чтобы станция аккурат под проводами ЛЭП находилась. А ведь так оно и было. Также он нам рассказал, что с 1968 года никогда здесь не было пассажирского движения, что об этом сотни раз писали, а воз (то есть - тепловоз) и ныне там. Сказал, что негде сделать станцию: болота, дескать, и что это тупиковая ветка, и кто тут, вообще, будет ездить.

Но я с этим в root'е не согласен. Давайте-ка расмотрим похожие примеры тупиковых веток и посмотрим, как там организовано движение. Хойники: тупиковое ответвление от Василевичей, трижды в день организованы дизеля Гомель-Хойники. Солигорск: тупиковое ответвление от Слуцка, организованы дизеля Осиповичи-Солигорск. Во многих других местах в стране ж/д линия тянется в соседнюю страну, но для наших локальных беларусских дизелей является тупиковой, и тем не менее поезда ходят, по нескольку раз в день. А типичнее типичного является пример с городом Белоозерском: ведь это практически близнец Новолукомля: тоже есть озеро, и также на озере организована ГРЭС, и также город стоит в стороне от трассы, и тоже имеется тупиковая ветка, и по ней ходят поезда. А поезда эти ходят таким хитрым образом: из Березы отправляется собака до Бронной Горы, там меняет номер (но сам состав при этом не меняется) и дальше уже следует в Белоозерск, и так несколько раз в день. Такую же штуку можно было бы сделать и с Новолукомлем. Судя по табличке расписания на остановке, в день из Новолукомля до Чашник ходит 9 автобусов - государственных. Кроме того, конечно, имеется какое-то количество частных маршруток. Следовательно, потребность в транспорте есть. Да и как не быть: город находится в подчинении у райцентра Чашники и, конечно же, поток пассажиров будет. Согласен: делать рейс Орша-Новолукомль не слишком разумно по причине сильной удаленности второго от первого; но организовать маршрут Лепель-Новолукомль пару-тройку раз в день будет благом: связь с райцентром и связь Чашник с более крупным городом - Лепелем - и с трассой М3. Для тех, кто хочет попасть в столицу, расширяются возможности: добрался до Лепеля - а там уже всяких своих и проходящих автобусов до Минска побольше, чем из самого Новолукомля. Если все же пускать отдельный пассажирский состав из Лепеля окажется невыгодным, то можно организовать грузопассажирский поезд, такой, как ходит из Осиповичей в Гродзянку дважды в день. Насчет того, что станцию негде построить по причине болот, то это сегодня не проблема: сделать новую насыпь и продлить ветку до самого города (сейчас она доходит до ГРЭС, а потом сворачивает на другие предприятия). Словом, я за то, чтобы через 40 лет исключительно товарного железнодорожного сообщения в Новолукомле появились и пассажирские составы.

И вот рабочий на станции нам сказал, что машинисты могут взять, а могут и не взять (это нам и так известно), что поезда на Чашники ходят нечасто, что сегодня будет один - составной - отправлением в 15.25 (почти через час), и что эти четыре тепловоза поедут в Чашники, там разделятся по два и дальше поедут, собирая на каждой промежуточной станции вагоны, каждый в свою сторону: один - на Оршу, другой - на Лепель. А тут как раз из здания машинисты выходили. Мы поговорили с ними, но они были непреклонны: "Сейчас кто угодно может состав остановить и проверить", взять нас отказались и посоветовали обратиться к машинисту маневрового тепловоза: вот он, говорят, уже 35 лет ездит по станции "Новолукомль-Сортировочный", к нему и проситесь. Что ж, мы слегка лишь расстроились и вышли на трассу, благо до нее было 20 метров. Зашли мы за провода, свисающие над трассой, и я говорю:
- Ну что, давай стопить?
- Нет, здесь позиция плохая. Ты что, не знаешь: стопить нужно по позициям.
- Неправда твоя, Альгерд: стопить нужно по понятиям.

И мы прошли еще с километр или два и дошли до того места, где город начинает огибать трасса Р62. Оказалось, что поток на этом Т-образном перекрестке движется, в основном, так: либо из города направо, либо из "направа" на Чашники (транзит с юга). Удивило то, сколько машин из Новолукомля сворачивало направо на трассу: ведь разумней было бы сразу из города выезжать строго на восток и через деревню Старые Лавки попадать уже на Р62. Но позже мне рассказали, что по этой дороге много всяких ям и колдобин, дорога разбитая и непрямая, и что лучше сделать крюк в 8 километров, но зато все время двигаться по хорошему покрытию. Альгерд не знал, куда ему больше хочется ехать: то ли по Р62 и М1 (через Бобр), то ли по Р15 и М3 (через Лепель), но потом все же решил ехать сначала на север. Время тепловозов подходило, но они еще не ехали, а мы зашли за перекресток и заняли позицию у заправки. У этой же заправки стоял огромный бигборд с рекламой Солигорского калийного комбината. Альгерд пояснил:
- Это баннерообменная сеть. Там в Солигорске, значит, будет стоять щит с рекламой Новолукомльской ГРЭС.

Тепловозы все не появлялись, а мы уже сели в машину и поехали. Альгерд вышел на перекрестке с Лепель-Кричевской трассой Р15, а я поехал с ребятами дальше - они, как мне и нужно было, въехали в город не по главной дороге, а со стороны объездной. В середине объездной я вышел, прошел по городскому ответвлению по другую ее сторону (улица Чернышевского), забрался за поворот на льнозавод и занял позицию. Невдалеке несла свои воды река Улла, но подступов для купания нормальных не проглядывалось, и я остался сух. А позиция, которую я занял, находилась на Трассе Имени Ханты-Мансийских Лесозаготовителей - Р86. Эта трасса, тянущаяся из Мяделя аж до трассы Е95 на участке между Оршей и Витебском (целых 255 км!), очень непроста для автостопного прохождения. В отличие от многих других трасс республиканского значения, эту не строили специально, а просто задним числом присвоили старым междеревенским трактам индекс "Р". Дорога проходит через множество деревень, в нескольких местах на ней не растет асфальт, машины даже между двумя соседними городами редкость, а уж прямая от начала до конца - и вовсе фантастика. С сельским колоритом. Словом, читайте мой отдельный трактат об этой великой трассе, а пока что поверьте на слово: прохождение даже участка Р86 несет трудности и яркокрасочно обещает долгое простаивание. И вот я себе то стою, то сижу, батон и печенье ем. И машины реееедко-редко проезжают, за целый час, что я на трассе провел - ну буквально штуки 4, из которых один молоковоз, тут же вернувшийся обратно. Остановилась одна машина и предложила завезти к повороту на Паулье (9 из 30 км до Лепеля), но я отказался: хотелось бы по крайней мере до Заслоново, иначе потом, в случае дальнейшего зависания, придется потратить часа полтора, чтобы пешком выйти на Р15. Отпустил я эту машину, стою дальше. Час прошел, уже и 5 вечера наступило, и я решил поехать по другой дороге - по Р62 на север, до ее пересечения с М3 у деревни Бочейково.

Вернулся на Чашникскую объездную, стал у кладбища, играю на гармошке. Трафик вроде поживее, но все равно достаточно вял. А вот идет автобус МАЗ-152 маршрутом "Новолукомль-Витебск". Останавливается.
- Здравствуйте, подбросите до Бочейково?
Водитель в течение четырех секунд разглядывает меня, потом кивает:
- Садись.
Пытаюсь пройти в середину заполненного салона, слышу голос водителя:
- Подожди: билет надо...
- Не, давайте без билета: я на денежные знаки небогатый.
Открывает дверь:
- Лови грузовую.

Вышел я из салона, сел на пенку, дашльше машину жду. А вот и машина - дедушка с бабушкой - завезли меня в соседнюю большую деревню Иванск и высадили у себя в огороде. И тут со мной случилось вот что. На Руси очень популярно имя Иван, поэтому и в Беларуси, и в России есть город Иваново. А в Армении очень популярно имя Ашот, поэтому у них есть городок Ашоцк. Но у нас Иванов много, поэтому понадобилось вот тут еще сделать деревню Иванск. И вот иду я по деревне, иду, прошел административное здание, в котором прописались одновременно и сельсовет, и милиция, и еще какая-то контора, и даже Иванский Дом Фольклора, и выжу указатель, извещающий меня о том, что в трех километрах есть деревня, в коей, очевидно, живут еще одни очень популярные у нас в Беларуси представители. А деревня та называется - Медведск! Не дошел я еще до края Иванска, как меня подобрала машина и увезла, и я даже не успел задуматься о том, знает ли Медвед, как пропатчить KDE2 под FreeBSD. Кстати, для тех, кто не знает, это делается вот как:
/usr/ports/x11/kde/
make install clean
portupgrade -NRP kde
portupgrade -NRP kdebase
portupgrade -NRP kdenetwork
pkg_add -r kde
$ pkg_info -Ia | grep kde
kde-3.3.0 The "meta-port" for KDE
$
portupgrade -rR kde

А машинка высадила меня в соседней деревне Демидовичи. В этой деревне настигла меня одна интересная картина: слева от дороги стоит колодец-журавль, а прямо напротив нее - водонапорная колонка; можно в одном кадре оба объекта уловить. Вскоре я уехал и из этой деревни - водитель ехал в Витебск, а слева от дороги были пейзажи совершенно в стиле одной дурацкой операционной системы. И вот оно, Бочейково. Пожалуй, самое лучшее место на всей М3: высокое место, по южную сторону трассы простираются красивые дали (тоже в стиле той самой ОСи), а в небе нередко можно увидеть аиста.

Белый аист летит, все летит над родными полями,
Землю нашей любви осеняя большими крылами.

А место здесь и впрямь высокое: в двух километрах находится деревня Высокая Гора, а такие названия неспроста давали.
Обнаружилось, что отсюда на Чашники сворачивают дальнобойщики. Также обнаружилось, что мне не дали полюбоваться красивыми пейзажами: меня забрал паренек на машинке, слушал музыку в стиле Gregorians и предложил поспать, а через два часа пути высадил меня в моем районе на проспекте пямо возле алого СААБа. Как, вы не знаете легенду и истину про алые СААБы? Тогда читайте вот здесь:
http://incopolis.livejournal.com/17954.html

А наши гонки на том закончились. Но уже совсем скоро мы включимся в очередной спектакль, срежессированный семейным кланом Пыжиков - мол, погоняйтесь и попробуйте выиграть атлас. Но нам-то давно заранее известно, кто в очередной раз выиграет эти гонки. Говорю вам: это заговор!

Tags: Беларусь, автостоп, гонки, железка, походы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments