Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Category:

Бетонные скульптуры – наследие Советов

По архивным фотографиям видно, что лет пятьдесят назад бетонными и гипсовыми скульптурами и памятниками были богаты минские парки и скверы. Городская скульптура в советском Минске была очень развита: во многих тенистых уголках столицы горожане фотографировались рядом с пионерами и спортсменами. Наиболее богатыми на такие бетонные изваяния были Парк имени Горького, Пионерский парк, лестница по обеим сторонам улицы Карла Маркса от Дома Офицеров до парка Горького и бульвар по улице Олега Кошевого. Бетон – материал не очень-то долговечный, и большинство советских скульптур, изображающих простого советского человека, разрушились. Часть изваяний уже в наше время удалось восстановить из современных сплавов, а некоторые до сих пор украшают уголки города в неизменном виде. Я отыскал уцелевшие бетонные реликты советского времени, посвященные советскому гражданину и его делам.

Продолжается сотрудничество с интернет-журналом о городской жизни CityDog.by
Читайте и смотрите фотографии почти трех десятков советских бетонных скульптур

Городская скульптура в советском Минске была очень развита: во многих тенистых уголках столицы горожане фотографировались рядом с пионерами и спортсменами. Чего стоят бетонные изваяния в парке Горького, Пионерском парке (сейчас это сквер Марата Казея), лестница по обеим сторонам улицы Карла Маркса от Дома офицеров до парка Горького и бульвар по улице Олега Кошевого.

Лестница от ул. Маркса к парку Горького.

Парк Горького.

Пионерский Парк.

Парк имени 30-летия БССР (сейчас это парк имени Янки Купалы).

Дворик БГУ.

Кто охраняет ворота Минска

В конце 1940-х начали восстанавливать Привокзальную площадь, и в 1953 году были сданы в эксплуатацию два 11-этажных здания, построенных по проекту ленинградского архитектора Бориса Рубаненко.

На уровне девятого этажа «Ворот Минска» (ул. Бобруйская, 13 и 15) появилось по четыре скульптуры: крестьянка, солдат, партизанка и инженер. Их авторами стали Андрей Заспицкий, Виктор Завадский и Сергей Логвин. Но со временем скульптуры потрескались и начали крошиться: в начале 1970-х их пришлось демонтировать. А уже в начале 2000-х легендарные башни реконструировали, а скульптуры заодно с высокими шпилями, обрамляющими башенки, собрались восстановить. Андрей Заспицкий, автор «инженера», был еще жив, и под его руководством все восемь скульптур заново отлили из силумина – они получились легкими и крепкими. В 2004 году скульптуры заняли свои места.

Кто потерял голову от суворовцев

В 1953 году минские власти перестроили здание бывшей духовной семинарии и по проекту Г. Заборского возвели Суворовское военное училище (ул. Богдановича, 29). Крышу училища над главным входом украсили две скульптурные композиции авторства Виктора Попова и Андрея Заспицкого: слева – пехотинец и летчик, справа – рабочий и колхозница.

За полвека скульптуры сильно обветшали, а в начале тысячелетия у одной из них даже отвалилась голова. Во время реставрации училищу предложили сделать медные выколотки и покрыть ими изваяния. Но бетонные оригиналы все равно бы страдали от непогоды, военных и цивильных решили скопировать целиком, но уже из металла. Вскоре их водрузили на свои законные места.

Странности скульптур Белсовпрофа

А вот скульптуры Дворца культуры профсоюзов (в народе Белсовпроф) так и остались бетонными. Здание начали строить в 1949 году по проекту архитектора В. Ершова, закончили в 1954-м (современный адрес – проспект Независимости, 25). Портик над главным входом, а также крышу по углам и над входом украсили скульптуры, изображающие мирную жизнь советских людей. Всего оформители установили на здании 14 бетонных человек и двух голубей.

Эти скульптуры расположились над главным входом.

Что интересно: с обратной стороны здания стоят копии женщины с книгой и мужчины в переднике, но уже без своих пар.

В нише под крышей – женщина со скрипкой, ученик с глобусом, рабочий в робе, голубь, колхозница со снопом, пловчиха в купальнике с советским гербом на груди и кубком в руке, ученый муж с чертежами на коленях.

Авторы изваяний – С. Селиханов, А. Глебов и В. Попов (некоторые в соавторы приписывают С. Адашкевича и братьев Роберманов). Считается, что в фигуре интеллигента с чертежом Дворца авторы изобразили самого Владимира Ершова.

С 1995 по 2003 год Дворец был на реставрации, а восстановление скульптур состоялось только в 2008 году: кропотливая работа длилась почти полгода. Почему-то фигуры на лицевой стороне здания выглядят опрятнее, а вот те, что на тыльной, покрылись черными разводами.

Скульптуры на Ленина

В 1957 году, после восьмилетнего строительства, было завершено возведение нового здания Государственной картинной галереи БССР (ул. Ленина, 20) по проекту Бакланова. Фронтон здания венчает скульптура «Слава» работы Андрея Бембеля, а по бокам от входа в полукруглых нишах расположились изваяния «Скульптура» и «Живопись». С их авторством тоже не все однозначно. Сайт музея утверждает, что «Скульптуру» создал С. Адашкевич, а «Живопись» – П. Белоусов; журнал «Архитектура и строительство» же говорит, что Сергей Адашкевич и Павел Белоусов лепили «Скульптуру», а авторы «Живописи» – Марк и Лейба Роберманы.

Почти напротив музея, на доме по ул. Ленина, 13 (где находится отдел милиции Ленинского РУВД), над аркой – античное лицо, напоминающее театральную маску или даже римские «уста правды». До последней реконструкции Купаловского театра похожие маски (комическая и трагическая) были и на его фасаде.

Красный факелоносец

Во дворе жилого дома между площадью Калинина и улицей Сурганова находится старое довоенное здание Минского политехникума. Сейчас здесь Минский государственный политехнический колледж (проспект Независимости, 85). Здание сильно пострадало в войну, его восстанавливали по проекту Натальи Маклецовой. Во дворе политехникума есть стадион, в углу которого одиноко стоит старая потрескавшаяся скульптура факелоносца.

Кто-то от души побаловался красной краской, обрисовывая ступни, колени и форму. На выщербленном постаменте можно разглядеть слова «Ленхудож… Сыроежкин И.». Известно, что И. А. Сыроежкин – один из авторов мемориала «Ополченцы» недалеко от Санкт-Петербурга и памятника Ленину в Ангарске. А вот что было на соседнем пьедестале, уже неизвестно.

Ленин лыжник, Ленин сидит

Авторов следующих работ выяснить проблематично – скорее всего, это были типичные изваяния, которые сотнями устанавливались в разных городах Советского Союза.

На фасаде ГУМа скульптур мы не найдем (есть неброские барельефы мужчины и женщины, держащих венок), а вот внутри можно разглядеть небольшие, скорее всего гипсовые, фигурки рабочих с серпом, молотом и голубями. Разместились они под самым потолком четвертого этажа, на колоннах, которые обвивает главная лестница универмага.

Во дворах перед Центральным автовокзалом находится гимназия №75 (ул. Свердлова, 30). Перед ней находится скульптура сидящего молодого человека с устремленным вдаль лицом. Уже мало кто помнит, что юноша этот – Володя Ульянов, который вырастет и станет Лениным. Авторство изваяния узнать не удалось, но скульптор явно вдохновлялся работой В. Цигаля «Ленин-гимназист»: тот же гордый профиль и зачесанные назад волнистые волосы.

В 1954 году уже упоминавшийся нами Михаил Бакланов построил здания Минского областного статистического управления (сейчас – главное статистическое управление Минска, ул. Захарова, 31) и архитектурно-строительного техникума (сейчас – Минский государственный архитектурно-строительный колледж, ул. Змитрока Бядули, 7). Два этих здания находятся на соседних улицах, стоят буквально на одной оси и при этом невероятно похожи друг на друга. Фасады обоих украшают скульптуры. Так, на статистическом здании почему-то прописались мужчина и женщина с книгами и снопами.

На здании МГАСКа – мужчина с книгой, опирающийся на стальную конструкцию с двутаврами, и женщина с книгой, опирающаяся на изящную балясину. Косметический ремонт фасада колледжа, проводившийся недавно, скульптуры не затронул.

Недалеко от аэропорта «Минск-1», возле общежития по ул. Короткевича, 6, редкий прохожий заметит две интересные скульптуры. Юноша и девушка в спортивных костюмах держат в руках непонятные предметы, похожие не то на доски, не то на олимпийские факелы. Однако если обойти изваяния пару раз и напрячь воображение, то становится понятно: спортсмены держат в руках лыжи с палками. В ходе последней реконструкции ребятам восстановили лыжи, а сами скульптуры выкрасили в серебристый цвет. Как себе хотите, но парень очень похож на Ленина во дворе 75-й гимназии.

В 1955 году открылась Минская детская железная дорога. Красивое вокзальное здание станции «Заслоново» (проспект Независимости, 86), которая поначалу называлась «Парк Культуры», было построено по проекту архитектора Георгия Заборского. В ее вестибюле стоят две типовые фигуры: мальчик-футболист и девочка-теннисистка, выкрашенные в бронзовый цвет.

В разных местах города можно найти еще несколько советских бетонных скульптур, которые, впрочем, лишены того социалистического пафоса, каковым пронизаны описанные выше фигуры. Это в основном изваяния для детских площадок: олени, мишки с бочкой меда да мальчик на самокате…



http://citydog.by/post/bystro-ehkskursiya-skulptury/


Tags: Минск, городская жизнь, журналистика, старые вещи, стацця, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments