Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Category:

Анатомия полета. Как аэропортовые сборы влияют на цену авиабилетов

Мы продолжаем цикл статей о самолетах и полетах и обо всем, что не видят и не знают обычные пассажиры. Вы уже знаете, какую предполетную подготовку проходят сами лайнеры и как до и во время полета готовятся и работают члены экипажа. В этот раз мы немного коснемся экономики авиарейса, а конкретнее – цены на билет и аэропортовых сборов.

Аэропортовый сбор – это платеж, который взимается с пассажира и поступает в доход аэропорта. Аэропортовый сбор складывается из нескольких платежей; в каждом аэропорту свои собственные тарифы и правила взимания таких сборов. Чаще всего в величину аэропортовых сборов закладываются следующие тарифы: сбор за взлет-посадку (начисляется исходя из максимальной допустимой массы самолета), сбор за обслуживание пассажиров (начисляется на каждого пассажира рейса), сбор за обеспечение безопасности (может начисляться как на каждого пассажира, так и исходя из максимальной массы самолета), сбор за использование аэропортового комплекса (направляется на модернизацию аэропорта, строительство новых ВПП и так далее; начисляется на каждого пассажира). Помимо этих сборов, могут начисляться и другие: топливный сбор, экологический, сбор за стоянку и т.д.

Какой аэропорт за свои услуги берет 2 евро, а какой - более 600?

За что аэропорт берет деньги

Цена на авиабилет, в отличие от цены на трамвайный талон, не фиксирована. Формированием тарифов любой авиакомпании занимается не один человек, а особый отдел - служба управления доходами. Причем цены на тарифы она устанавливает не самостоятельно, а с помощью системы бронирования билетов. Авиакомпания "Белавиа" использует систему компании Sabre Airline Solutions. Система эта учитывает около пятидесяти различных параметров: популярность рейса в предыдущие месяцы и годы, выходные и государственные праздники в разных странах, крупные мероприятия вроде чемпионатов Европы и мира, конкуренция на данном направлении, планируемый пассажиропоток и многое другое. Все эти параметры позволяют сформировать сетку тарифов, которых по каждому направлению около двадцати. Пассажир же при заказе билетов через сайт видит лишь пять групп тарифов: специальное предложение, ограниченный эконом, полугибкий эконом, гибкий эконом, бизнес-класс. Подробнее об этом мы поговорим в другой раз, а сейчас разберемся в такой важной составляющей стоимости авиабилета, как аэропортовые тарифы и сборы.

Фото: Airline costs

Аэропортовый сбор – это платеж, который взимается с пассажира и поступает в доход аэропорта. Аэропортовый сбор складывается из нескольких платежей; в каждом аэропорту свои собственные тарифы и правила взимания таких сборов. Чаще всего в величину аэропортовых сборов закладываются следующие тарифы: сбор за взлет-посадку (начисляется исходя из максимальной допустимой массы самолета), сбор за обслуживание пассажиров (начисляется на каждого пассажира рейса), сбор за обеспечение безопасности (может начисляться как на каждого пассажира, так и исходя из максимальной массы самолета), сбор за использование аэропортового комплекса (направляется на модернизацию аэропорта, строительство новых ВПП и так далее; начисляется на каждого пассажира). Помимо этих сборов, могут начисляться и другие: топливный сбор, экологический, сбор за стоянку и т.д.


На сайте авиакомпании "Белавиа" по поводу сборов сказано так: "Сборы и таксы не являются постоянной величиной и могут меняться в зависимости от маршрута авиаперевозки. Сборы и таксы могут складываться из топливного сбора, аэропортовых такс и сборов за обслуживание пассажиров, государственных, иммиграционных такс и сборов за безопасность в зависимости от маршрута поездки и страны вылета или прилета, других сборов и такс".

Пример наиболее полных тарифов можно посмотреть на сайте киевского аэропорта "Жуляны" - там перечислены как обычные сборы, так и узкоспециализированные, например за предоставление регистрационных стоек, буксировочного водила, уборку самолета или даже стирку 1 салфетки.

Тайна минских тарифов

Как правило, все эти расценки не являются секретом, и их легко можно найти на сайтах аэропортов. Например, на сайте международного аэропорта Кишинева большая кнопка-ссылка на страницу с тарифами расположена в верхней части главной страницы сайта. На сайтах большинства других аэропортов эти данные можно найти в один-два клика: в разделах "Партнерам", "Авиакомпаниям" или "В2В". А вот на сайте Национального аэропорта "Минск" мы не найдем таблицу тарифов аэросборов. Необходимые данные можно найти в глубине сайта государственного предприятия "Белаэронавигация", но цифры эти запрятаны так глубоко, что найти их сможет только специалист. Обычному пассажиру, не знакомому со специальной терминологией, не разобраться. Мы поинтересовались в службе сервиса авиакомпаний аэропорта "Минск-2", с чем это связано. Нам ответили следующее:

- Аэропортовый сбор с пассажиров мы не взимаем, у нас он отсутствует. Аэропортовые сборы, которые вообще существуют, – это вопрос переговоров между авиакомпанией и аэропортом, вот там они могут оговариваться. Есть договор о наземном обслуживании между авиакомпанией и аэропортом, и тогда авиакомпания устанавливает свою таксу.

Ситуацию пояснил гендиректор Национального аэропорта "Минск" Дмитрий Меликян:

- У нас все тарифы регулируются Министерством экономики. Тарифы есть на сайтах тех аэропортов, которые сами их регулируют. Поэтому какой смысл перепечатывать постановление Минэкономики и держать его у себя на сайте? Сейчас у нас готовится документ, который подразумевает, что аэропорт большинство тарифов будет формировать сам, - тогда мы, естественно, все это опубликуем.

Фото: Airline costs

Калининград "собирает" 2 евро, а Абу-Даби – более 600

Несмотря на то что аэропорты или вышестоящие организации устанавливают четкие тарифы, не всегда они находят прямопропорциональное отражение в билете. Так, возьмем, к примеру, московский аэропорт Домодедово. С сайта "Домодедово" берем цифры аэропортовых сборов (тарифы основных сборов аэропорта "Минск" и крупных городов в соседних странах смотри в таблице в конце статьи) и начинаем высчитывать, насколько дороже должен стать билет для пассажира за счет этих дополнительных плат. Обслуживание пассажиров - €3,2, обеспечение безопасности - €4,56, использование аэропортового комплекса - €6,08. Итого: €13,84. Но если мы попробуем заказать билет в Москву на сайте "Белавиа", то увидим, что величина дополнительных сборов составляет 12 евро.

Что касается Национального аэропорта "Минск", то, поискав билеты на сайтах российских авиакомпаний из Москвы, увидим, что величины аэропортовых сборов таковы: "Аэрофлот" – €3,7; UTair – 1123 российских рубля (€24,9), в том числе "Airline Charge" – 891 руб., "такса" – 125 руб., "Terminal Use Fee Белоруссия" – 179 руб. (€3,98). А по официальным цифрам на каждого пассажира должно приходиться (см. таблицу) по €19,5.

Полистаем страницу заказов "Белавиа" и посмотрим, сколько составляют сборы на разных направлениях. Калининград: €2; Вильнюс: €3; Вена: €5; Екатеринбург, Киев, Москва, Новосибирск, Рига, Санкт-Петербург: €12; Ашхабад, Батуми, Кутаиси, Тбилиси: €14; Будапешт, Варшава, Прага, Сочи: €17; Белград, Стокгольм, Хельсинки: €22; Ереван, Париж: €24; Ларнака, Стамбул: €25; Берлин, Ганновер, Самара, Франкфурт: €27; Амстердам, Баку, Барселона, Женева, Лондон, Манчестер, Милан, Рим, Тегеран, Тель-Авив: €29; Астана, Караганда: €34; Абу-Даби: €111-161.

Интересно, что при заказе билетов в обратную сторону величина аэросборов может быть существенно выше. Так, на рейсе Берлин – Минск дополнительные сборы составят уже не 27, а 50 евро, а на рейсе Париж – Минск – 76 евро вместо 24. А при бронировании рейса Абу-Даби – Минск (полет выполняется совместно с компанией Etihad) сборы составят 636 евро при цене билета в 2300–7700 евро. Очень часто сайт выдает нулевую величину сборов для пассажиров бизнес-класса.

Фото: Airline costs

Авиакомпании выбивают скидки

Пассажиру в одиночку практически невозможно понять, по какой схеме и с какими особенностями формируется величина аэропортовых сборов. Помочь нам разобраться в этом вопросе постарался заместитель гендиректора компании "Белавиа" Игорь Чергинец.

- Несмотря на четкие тарифы на сайтах аэропортов, верно ли, что в каждом конкретном случае авиакомпания и аэропорт договариваются об особых расценках?

- Тарифы надо делить на две части. Те тарифы и сборы, которые вы видите в билете, - это одно. А есть еще те сборы, которые авиакомпания платит аэропорту, - эти цифры вы в билете не увидите. Это, например, плата за взлет-посадку. На определенные услуги аэропорт идет навстречу авиакомпаниям по-разному. Допустим, у аэропорта в Вильнюсе договор с Ryanair не такой, как с "Белавиа": Ryanair однозначно меньше платит, чем мы. Лоукосты "выжимают" скидки. Приходят, скажем, к директору аэропорта и говорят: "Вы нам даете 80% скидку, а вот за эти и эти услуги мы не платим. Если нет – то мы будем летать к соседям". Очень эффективные управленцы, менеджеры у них. Но по факту, например, тот же аэропорт Вильнюса – уже несколько лет как убыточное предприятие.

- Какую в среднем долю от стоимости билета составляют аэропортовые сборы?

- По-разному. От нескольких процентов и даже до сотен процентов. У лоукостов при цене билета в 1-10 евро аэропортовые сборы могут быть и 100 евро. У авиакомпаний классической модели сам тариф на билет выше, поэтому аэросборы при той же величине в процентном отношении намного меньшие. Вот у театральной труппы второй год подряд в Париже гастроли, их 93 человека. Мы ввели специально для них тариф: 220 евро "туда-обратно". Аэропортовые сборы в Париже составляют 100 евро - в целом почти треть от общей стоимости билета выходит (билет в бизнес-классе в Калининград в один конец стоит 220 евро, а аэросборы – €2, менее 1% от общей стоимости билета.TUT.BY).

- Могут ли в некоторых случаях аэросборы не назначаться совсем?

- В большинстве случаев сборы не назначаются на детей до двух лет. Есть в Европе два аэропорта, не помню точно какие, которые совсем не берут сборы с авиакомпаний. Более того: появляются аэропорты, которые сами немножко доплачивают авиакомпаниям, лишь бы те у них приземлялись. Модели меняются. Аэропорты все больше и больше пытаются заработать не с авиакомпаний, а с пассажиров, за дополнительные услуги: кофе, дьюти-фри, массаж, бассейн, сауна… В среднем обычный западный аэропорт, хорошо организованный, зарабатывает около 50% доходов от неавиационных услуг. И сейчас новые аэропорты, терминалы проектируются под это: как организовать, "заставить" пассажира потребить дополнительные услуги.

- Какие существуют особенности взимания аэропортовых сборов? Какие-то аэропорты работают не как все? Существуют ли экзотические сборы, грубо говоря, "налог на воздух", которые взимаются только в избранных аэропортах?

- Если не ошибаюсь, то в Париже разные сборы для пассажиров эконом- и бизнес-класса: для бизнес-пассажиров эти сборы выше. Но это исключение из правил. Есть аэропорты и страны, где система взимания сборов "перевернута": при выписке билета аэропортовый сбор не назначается, а в аэропорту перед вылетом пассажир должен сам подойти к окошечку и заплатить эти сборы. Такой порядок в Канаде, и, по-моему, так было в Ереване – нужно было лично заплатить 20 долларов. Человек, летящий в первый раз, не знает этой системы и может перед вылетом потратить все деньги, а тут такая ситуация. В Польше был так называемый правительственный сбор – 2% от тарифа.

Выходит, каждый аэропорт, несмотря на заявленные тарифы аэропортовых сборов, по-своему регулирует этот вопрос с авиакомпаниями, а сами авиакомпании уже по-своему распределяют часть этих тарифов на пассажиров. И чтобы не запутаться, авиакомпании выстраивают этакую сетку аэропортовых тарифов и группируют их в блоки. Как мы перечислили выше, у "Белавиа" около дюжины таких блоков аэропортовых расценок (при заказе билетов в одну сторону), а ведь самих по себе тарифицированных услуг в аэропорту может быть до сотни.

"Минск – дорогой город"

Мы свели в единую таблицу величину типичных аэропортовых сборов в Минске и в столицах и крупных городах близлежащих стран. Тарифы в аэропортах Варшавы, Вильнюса, России и Украины пересчитаны из национальной валюты или долларов в евро по актуальному курсу. За обслуживание самолетов в ночное время, как правило, применяются повышающие коэффициенты - посадочный сбор ночью обычно на 20-40% выше дневного; кроме того, может применяться наценка до 5% за посадку в часы пик.

Аэропорт
Посадочный сбор,
€/1 тонна MTOW
Обслуживание пассажиров,
евро/пассажир
Обеспечение безопасности,
€/вылетающий пассажир
или € за 1 тонну MTOW
Использование аэропортового комплекса
(на модернизацию аэропорта),
€/вылетающий пассажир
Сверхнормативная стоянка
(свыше 3 ч
для пасс. самолетов),
€/1 тонна MTOW
Нац. аэропорт "Минск"
13,61
10,46
5,11 за 1 пассажира
3,93
1,37 за сутки
им. Фредерика Шопена (Варшава)
9,57 за каждую из первых 40 тонн MTOW, 10,76 за каждую последующую тонну MTOW
14,35 (в терминале А)
Вместо платы за обеспечение безопасности и за использование аэропорта взимается плата за шум – в зависимости от времени посадки/взлета и класса самолета – от 0 до 43,07 за 1 тонну MTOW
-
1,31 за сутки
Храброво
(Калининград)
5,35 для российских а/к, 12,5 для иностр. а/к
1,64 на внутр. рейсах, 2,96 на межд. рейсах для российских а/к; 3,31 для иностр. а/к
5,98 за 1 тонну MTOW для российских а/к, 9,63 за 1 тонну MTOW для иностр. а/к
1 на внутр. рейсах, 2,09 на межд. рейсах для российских а/к; 3,75 для иностр. а/к
5% от суммы посадочного сбора за 1 час для российских а/к; 20% от суммы посадочного сбора за сутки для иностр. а/к
Вильнюс
2,02 на внутр. рейсах, 7,24 на межд. рейсах
1,16 на внутр. рейсах, 6,37 на межд. рейсах
-
0,16
10% от суммы посадочного сбора за сутки
Рига
2,05
3,1
6,5 за 1 пассажира
-
Н.д.
им. Леннарта Мери
(Таллин)
6,71 на внутр. рейсах, 8,31 на межд. рейсах
5 на внутр. рейсах, 7,03 на межд. рейсах
-
-
0,64-1,53 за сутки
Пулково
(Санкт-Петербург)
6,35 для российских а/к; 7,73 для иностр. а/к
3,68 на внутр. рейсах, 4,68 на межд. рейсах
5,62 за 1 тонну MTOW для российских а/к; 5,26 за 1 пассажира для иностр. а/к
1,2 на внутр. рейсах, 1,83 на межд. рейсах для российских а/к; 8 для иностр. а/к
5% от суммы посадочного сбора за 1 час для российских а/к; 15% от суммы посадочного сбора за сутки для иностр. а/к
Внуково
(Москва)
3,69 для российских а/к; 7,61 для иностр. а/к
2,82 на внутр. рейсах, 3,2 на межд. рейсах
3,06 за 1 тонну MTOW для российских а/к; 4,56 за 1 тонну MTOW для иностр. а/к
1,01 на внутр. рейсах, 1,67 на межд. рейсах для российских а/к; 6,09 для иностр. а/к
5% от суммы посадочного сбора для российских а/к; 10% от суммы посадочного сбора для иностр. а/к
Домодедово
(Москва)
4,11 для российских а/к, 7,61 для иностр. а/к
2,82 на внутр. рейсах, 3,2 на межд. рейсах
3,03 за 1 тонну MTOW для российских а/к, 4,56 за 1 пассажира для иностр. а/к
1,01 на внутр. рейсах, 1,67 на межд. рейсах российских а/к; 6,08 для иностр. а/к
5% от суммы посадочного сбора за 1 час для российских а/к; 10% от суммы посадочного сбора за сутки для иностр. а/к
Шереметьево
(Москва)
3,63 для российских а/к, 5,8 для иностр. а/к
1,71-2,82 в зависимости от терминала на внутр. рейсах, 2,02-3,2 в зависимости от терминала на межд. рейсах для российских а/к
1,13 за 1 тонну MTOW для российских а/к, 1,88 за 1 тонну MTOW для иностр. а/к
1,01-2,33 в зависимости от терминала на внутр. рейсах, 1,67-7,78 в зависимости от терминала на межд. рейсах для российских а/к; 6,08–10,5 в зависимости от терминала для иностр. а/к
5% от суммы посадочного сбора за 1 час для российских а/к; 1-1,5% от суммы посадочного сбора за 1 час для иностр. а/к
Борисполь
(Киев)
5,33-7,61 в зависимости от числа рейсов а/к за месяц;
12,32
2,89 за 1 пассажира
-
0,29 за 1 час
Жуляны
(Киев)
3,62 на внутр. рейсах; 5,07 – 10,14 на межд. рейсах в зависимости от числа рейсов а/к за месяц
1,81 на внутр. рейсах; 5,07-10,87 на межд. рейсах в зависимости от числа пассажиров а/к за месяц
0,72 за 1 пассажира на внутр. рейсах; 2,17 за 1 пассажира на межд. рейсах
-
0,15 за 1 час
Харьков
3,31 на внутр. рейсах, 9,93 на межд. рейсах
2,94 на внутр. рейсах, 10,3 на межд. рейсах
1,1 за 1 пассажира на внутр. рейсах, 3,97 за 1 пассажира на межд. рейсах
-
0,22 за 1 час
Кишинев
7
6,2
2,5 за 1 пассажира
9
1,71 за сутки
Сравнивая тарифы, можно заметить, что минский аэропорт по одним параметрам обходится для авиакомпаний дороже, а по другим – дешевле, чем другие воздушные гавани. Так, посадочный сбор и сбор за обслуживание пассажиров примерно вдвое дороже, чем в других городах; а вот плата за использование аэропортового комплекса или за стоянку сравнима или даже дешевле, чем у соседей.

В США на сборы идет 14% от стоимости всех билетов

Журналисты Wall Street Journal совместно с авиакомпанией US Airways и консалтинговой фирмой Oliver Wyman подсчитали, как распределяется доход от продажи авиабилетов. Правда, при этом подсчеты велись для гипотетического рейса внутри США. На борту – сто пассажиров, каждый заплатил 146 долларов за билет в одну сторону и 18 долларов различных сборов. Двадцать девять пассажиров ценой своего билета возместят затраты авиакомпании на керосин, еще 20 оплатят зарплату персоналу, 16 покроют расходы на владение парком самолетов и приобретение новых машин, 14 пассажиров "оплачивают" все налоги и сборы – на обеспечение безопасности, за пользование терминалом и пр.; 11 пассажиров оплатят текущий ремонт и обслуживание техники, 9 – прочие расходы вроде бортового питания, страховки за потерянный багаж и рекламу. И лишь один пассажир из ста свои деньги отдает в доход авиакомпании.



http://news.tut.by/society/382054.html

Tags: tut.by, деньги, журналистика, самолеты, стацця
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments