Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Минчанин за 15 лет собрал 150 видов талонов на проезд

Минчанин Владимир Буйко – перидромофил. Нет, это не ругательство и не болезнь, а термин, обозначающий коллекционера знаков оплаты проезда в общественном транспорте. За полтора десятка лет Владимир скопил полторы сотни минских билетов на проезд различных видов. Вы помните, как талончик стоил четырнадцать тысяч рублей? А как два билетика давались оптовому покупателю бесплатно? А как проездной можно было предъявлять не только контролеру, но и пассажирам?


Внимание! Фотки некликабельны, но если скопировать их URL-адрес и открыть в новом окне, то картинка откроется в немного большем размере. Полные размеры фотографий доступны на сайте с оригиналом статьи.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

Коллекционером можно быть "буйным", азартно-увлеченным, и собрать, как испанец Хуан Доминго Вентура, более 600 тысяч (!) билетов, или 35 тысяч – как киевлянин Алексей Бойко. А можно быть "тихим" собирателем и коллекционировать предметы, относящиеся к одной неширокой области, по мере их появления на свет. С девяносто восьмого года Владимир собирает минские билеты на проезд в городском транспорте, и его можно назвать как раз таким "тихим" коллекционером. Владимир рассказывает: "Когда-то коллекционировал белорусские марки, даже есть за пару лет полные комплекты, но потом бросил это дело, так как каждый год выходит около 20 выпусков марок, а иногда и больше. Это все отнимает время и деньги. Например, в 2008 году был выпущен маленький такой блок в 21 марку стандартного выпуска, а номинал каждой марки - 5000 руб., посчитайте…" На талончики много средств не нужно, купить их можно в любом газетном киоске, как только они появятся. Конечно, с совсем уж старыми билетами посложней, но зато пополнять коллекцию талонов куда проще и менее накладно, чем, скажем, коллекционировать банкноты. Впрочем, белорусские денежные знаки с момента появления первых "белочек" и "зайчиков" он тоже собирает.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

- Начал с того, что, будучи школьником, стал ездить на общественном транспорте, и заметил, что талончиков становится все больше. Вот тогда, с девяносто восьмого, и стал собирать осознанно. Поначалу это все, как у большинства начинающих коллекционеров, было в куче, потом уже стал раскладывать в альбомы. Бывало и так, что вводили новые талоны, а я еще не успел приобрести старые, - такие талоны отыскивать нелегко. В последнее время я слегка подзабросил коллекцию, собираю несистемно. Не всякий раз удается найти талончик, который продается кондуктором в автобусе-экспрессе: на экспрессах я и так езжу редко, а еще, бывает, и кондуктор тебе выдаст талон не того номинала, что требуется, или два старых вместо одного нового. Доплатные талоны на автобусы-экспрессы (если у пассажира есть проездной на обычный автобус) – еще большая редкость.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

По талончикам можно изучать изменение стоимости оплаты проезда. Мы уже подробно расписывали, как менялся тариф на проезд в Минске за последние полтора десятка лет, но коллекция Владимира помогла нам добавить некоторые факты, например, по 1998 году. С лета-97 по лето-99 проезд в столице дорожал шесть раз: с двух до шести тысяч рублей. Интересны билеты за август девяносто девятого: на талончиках выбиты цифры "10000" и "14000" (при продаже водителем) рублей. Это – самый большой номинал на минских билетах. Если тенденция подорожания проезда продолжится, а деноминации не будет еще годика два, то не исключено, что на билетах снова появятся такие огромные цены.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

- Мне нравятся первые талоны на автобусы-экспрессы, они чуть шире, чем остальные билеты, и на них изображены такие красивые узоры-розетки. Дизайн новых билетов для электронных компостеров мне тоже нравится. В 2011-м, после девальвации, появилась новая серия талонов с изображениями Национальной библиотеки, Ворот Минска и Троицкого предместья - их дизайн оставался в силе в течение всех подорожаний 2011-го и вплоть до мая 2013-го, то есть два года, только ценник менялся. Потом появились билеты в той же стилистике, но с новыми изображениями: снова, как в 98-м, нарисовали площадь Победы, также Оперный театр, позже – ратушу. Можно также видеть, как появились в 96-м году первые талоны с водяными знаками и как менялся рисунок самих водяных знаков.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

На некоторых талонах, помимо городских видов, можно рассмотреть образцы подвижного состава городского транспорта, в том числе те, которых в Минске никогда не было, - этим отличались льготные талоны на метро 99-го. Текст на обороте чаще всего выполнен красными или малиновыми буквами, изредка – черными и зелеными. Очень часто билеты выпускали разной ориентации – то горизонтальной, то вертикальной. На всех минских билетах из коллекции Владимира все надписи выполнены по-белорусски (за исключением слов "Подвиг народа бессмертен" на изображении полукруглых домов на площади Победы) - в отличие от проездных, здесь повода для возмущений нет. И всегда на билетах написано "білет", а не "талон". Орфографических ошибок Владимир на билетах не замечал.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

Когда проезд дорожал несколько раз за год, киоскеры продавали пассажирам старые билеты прежних лет – они снова становились действительными на какой-то период, пока не напечатают новых. Но, бывало, что новые так и не успевали появиться: проезд в очередной раз дорожал. Также не всегда печатали доплатные билеты на экспрессные маршруты для владельцев проездных на обычный автобус.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

По надписям на обороте можно проследить и некоторые правила пользования билетами. Например, на одном из билетов не сказано, что их запрещено подделывать. Частенько надписи предупреждают о том, что не стоит приобретать билеты с рук. У автора хранится старый проездной из Гомеля, на котором значится: "запрещено вкладывать в футляр и ламинировать". А вот у Владимира Буйко на старом минском проездном еще советской эпохи, которые, впрочем, использовались до конца девяностых, можно прочесть: "Войдя в салон предъявите билет водителю или пассажирам". Вспомните: в комедии "Джентльмены удачи" герой Евгения Леонова показывает свой проездной пассажиру-попутчику, герою Эраста Гарина.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

С этими же проездными связана и имевшаяся в те годы возможность экономить на проезде, если у вас был свой знакомый в транспортных органах. Как видно, на самом проездном не обозначен ни год, ни месяц, - дату помечали штемпелем. Если у вас был знакомый, ответственный за такую печать, то можно было свой проездной оклеить скотчем и ставить печати поверх него, а по истечении месяца смывать старый штамп и наносить новый.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

- А вот в девяносто восьмом были интересные талоны по цене в 2600 рублей. Их можно было покупать по отдельности, а можно – сразу блоком по 15 билетов, и тогда ты платил всего лишь как за 13 талонов, а два доставались тебе даром. На них надпись соответствующая есть: "Прэміяльны. Бясплатна". Да, было время, когда на транспорте хоть что-то было официально бесплатным…

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

http://news.tut.by/kaleidoscope/384109.html


Tags: tut.by, Минск, городская жизнь, журналистика, собирательство, стацця, транспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments