Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Categories:

"Играет радиола" и "контора по сбыту кишек": листаем справочник Минска за 1951 год

Казалось бы: обычный адресно-телефонный справочник Минска за 1951 год, а ведь из него можно почерпнуть уйму всего интересного: и как рекламировались товары, и как назывались конторы и организации, и какие действовали нормы орфографии, и какие существовали услуги, почти полностью исчезнувшие из современного быта минчан.


Внимание! Фотки некликабельны, но если скопировать их URL-адрес и открыть в новом окне, то картинка откроется в немного большем размере. Полные размеры фотографий доступны на сайте с оригиналом статьи.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

"Главсоль", "Главсахар" и "Главмука"

В фильме Эльдара Рязанова "Служебный роман" на фасаде учреждения можно заметить таблички "Главкость", "Главспецшерсть" и "Мосрыбстрой". Это, конечно, гипербола, особенно при взгляде из сегодня, но в послевоенные годы подобные конторы на самом деле имелись в разных городах.
Так, в Минске существовали: "Главмука" (Обувная, 65), "Главсахар" (Обувной пер., 14), "Главсоль" (2-й Григорьевский пер., 7), "Главтабак" (Грушевская, 2), "Главрыбсбыт", "Главрыбтара", "Главшахтолес" и так далее.
Некоторые учреждения профилем своей деятельности могут загнать в тупик современного горожанина. "Белбродтрест" (Белорусский бродильный трест Министерства пищевой промышленности БССР), "Белскототкорм" (Белорусская межобластная контора Министерства мясной и молочной промышленности СССР), "Консерволес" (Минское межобластное отделение Главконсерволеса, Москва), "Союзкишпродукт" (Белорусская республиканская контора по сбыту, обработке и реализации кишек Всесоюзного треста Союзкишпродукт), "Электрочасофикация", Трест показательных ресторанов, Школа десятников строителей… А Ушосдор – это Управление шоссейных дорог, которое подчинялось Министерству внутренних дел.
Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

Погребальная контора "Милости просим", или агрессивный советский нейминг

В подзаголовок вынесено название бюро ритуальных услуг из книги И.Ильфа и Е.Петрова "Двенадцать стульев". В советском Минске, кажется, подобного паноптикума не наблюдалось, но все же названию некоторых заведений позавидовали бы иные современные креативные неймеры и одаренные создатели брендов.
В начале пятидесятых в Минске было много рабочих артелей, названия которых могут навести на мысль об ильфо-петровских проделках. Многие из них имели в названии слово "красный": "Красная звезда" и "Чырвоная зорка" (это две разных артели – полиграфическая и парикмахерская соответственно), "Красный Октябрь", "Красный металлист", "Красный обувник", "Красный партизан", "Красный транспортник", "Красный трикотажник" и даже "Красный утильщик". Артель "3-я Пятилетка" была художественной, а вот "4-я Сталинская Пятилетка" – мебельной и жестяной. Швейно-ткацкая артель называлась "Пролетарий", обувная - "Стахановец", бондарно-токарная – "Ударник", а "Тракторист" была артелью не автотракторного комбината, а сапожно-швейной мастерской, а название свое получила за то, что находилась в поселке тракторного завода. Пожалуй, самым длинным названием стоит признать "Белтекстильтрикотажпромсоюз".
Отдельной строкой упомянем ресторан "Сосисочная" (Ул. Янки Купалы, 4, т. 2-06-31).

"У меня правильнописание хромает…"

Поглядишь на иные слова из справочника – и поневоле припомнишь слова Винни-Пуха. Многие слова нам сейчас непривычно видеть в том написании, в котором они встречаются в справочнике. "Диэтическая столовая" и "диэтические блюда", "гидрометиослужба", "Белсортсемовощь", "телеграммы с оплоченным ответом", "картинная галлерея", "блок-ноты" и так далее. Отдельно укажем, что тогдашняя улица Опанского (вот уже двадцать лет мы ее знаем как Кальварийская) тогда писалась так: Апанского. А улица Аранская была улицей Аранского. В справочнике за 1967 год, кстати, эти улицы уже пишутся так: Опанского и Оранского (последняя, вероятно, названа в честь нидерландского правителя Вильгельма Оранского).

Забытые услуги

Продвинутые горожане в современном мире отоплением квартир управляют через смартфоны, тексты пишут на компьютере, а сломанные калькуляторы просто выбрасывают. То ли дело было 60 лет назад! В списке различных услуг или заведений узкого профиля можно найти такие, которые нынешним минчанам давно уже не нужны. На улицах Малявщинской, Дзержинского, Высокой и Железнодорожной находились дровяные склады; а на Танковой, Долгобродской и Чкалова – мельницы. В мастерской промкомбината при Театре оперы и балета можно было почистить и покрасить одежду; артели "Красный Октябрь" и "Освобождение" осуществляли стяжку одеял; мастерская "Мехбытремонт" на Немиге ремонтировала патефоны; эта же контора, а также часовая мастерская на Вокзальной площади заправляли авторучки; в Доме правительства и четырех других мастерских можно было починить пишущие машинки и арифмометры; вездесущий "Мехбытремонт" предлагал никелировку и лужение металлических изделий.

Неточные адреса

Интересно, что во многих справочниках вплоть до конца шестидесятых не указывается точный адрес организации, учреждения, магазина, а дается лишь название микрорайона или улицы – дальше, мол, сами найдете. "Скупка утиля – на Грушевском поселке", "ресторан "Беларусь" – улица Кирова", "цех инпошива – Добромысленский переулок", "сапожная артель – Сухая ул. и уг. Республиканской", "магазин торговой артели инвалидов "Зорька" – по Революционной ул.", "Гостиница при Автозаводе – Могилевское шоссе", "дровяной склад гортопа – Дзержинского", "мастерская Велозавода – Ул. Мясникова", "районная ветеринарная поликлиника – Грушевский поселок", "детский сад №1 – Малая Слепянка", "школа рабочей молодежи №5 – Красное Урочище", "клуб имени Ильича – Товарная станция"… Подобных примеров десятки, причем нередко рядом с таким неточным "адресом" даже номер телефона не указывался. Существует версия, что этакое запутывание намеренно проводилось в целях борьбы со шпионами.

Реклама – электромотор и динамо торговли

Наши читатели знают, как рекламировали товары и услуги сто лет назад и к каким поэтическим средствам прибегали, чтобы торговля шла лучше. Уличные рекламные конструкции мы тоже изучали по фотографиям. В справочнике 26 страниц отведено рекламным объявлениям.
Целых две странички занимает реклама страхования жизни, здоровья и имущества. Оказывается, застраховать можно было не только ценные вещи, но и обувь, продукты и топливо.
Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
Почтовые отделения принимали подписку на газеты и журналы, а рекламно-справочная контора "Мингорсправка" (заведение помещалось по улице Демьяна Бедного, 11) принимала подписку на газетную информацию: по вашему заказу сотрудники, вооружившись ножницами, вырезали из газет заметки на интересующую вас тему. К таким услугам часто прибегали учреждения – например, больницы.
Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
Эта же "Мингорсправка" призывала покупать бланки объявлений и давать рекламу на специально установленных тумбах. А тем, кто делал это в обход "Мингорсправки", угрожали - нет, не милицией, - а тем, что реклама не достигнет цели.
Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
Фабрика-кухня завлекала гостей музыкой ("Играет оркестр или радиола") и уже упоминавшимися "диэтическими" блюдами.
Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
Хотите, чтобы у дверей вашего учреждения висели красивые электрические часы? Тогда вам надо обратиться в Минский участок Киевской межобластной конторы "Часофикация". Поговаривают, что существует всемирный заговор часовщиков: во всей печатной рекламе часы всегда показывают одно и то же время – 10:08 (или 10:10). В киевско-минском случае это не так: все изображенные часы показывают время 12:13.
Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
Выше мы уже упоминали артель "Красный утильщик" (она, кстати, представлена и отдельной рекламной страничкой), но главная городская контора "Главутильсырье" подробно расписывает, что принимается в скупку: это не только старая одежда, обувь и макулатура, но и, к примеру, кости.
Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
Артель инвалидов "4-я Сталинская пятилетка" занималась электроаппаратурой. Тривиальные электромоторы и динамо тоже нуждались в рекламе.
Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
Буквально в каждой второй рекламе встречается слово "всевозможный", иногда его умудряются поместить дважды в одном рекламном тексте.
Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
Три последние странички отведены алкогольным напиткам: пиву Минского завода "Беларусь", ликеру и наливкам Минского ликеро-водочного завода и плодоягодным винам Минского винодельческого завода. Ликеро-водочный призывал покупать "Крыжачок" (в девяностые за этой наливкой закрепится выражение "танец смерти"), а Минский винодельческий утверждал: "Вина Минского завода содержат в себе витамины, яблочную и лимонную кислоты и другие полезные для организма вещества". Словом, покупайте – здоровее будете.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

http://news.tut.by/society/384836.html

Tags: tut.by, Минск, бренды и реклама, городская жизнь, журналистика, книги, старые вещи, стацця, чудеса
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments