Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Categories:

Железка в аэропорт: рубка деревьев, редкие товарняки и "лишние" километры

Министр транспорта и коммуникаций Беларуси Анатолий Сивак 17 февраля сообщил, что пассажирские поезда в Национальный аэропорт Минск пойдут с 7 ноября. Еще в марте 2010-го говорили, что в перспективе городская электричка может связать столицу с аэропортом Минск-2. Анатолий Сивак заявил тогда: "Пока нет такого пассажиропотока в аэропорт, который позволил бы запустить туда электричку. Проект будет целесообразно реализовывать тогда, когда там появятся логистические центры и другие объекты, запланированные к строительству". Я припомнил, как развивалась эта затея, и прошелся по рельсам в сторону аэропорта.


Внимание! Фотки некликабельны, но если скопировать их URL-адрес и открыть в новом окне, то картинка откроется в немного большем размере. Полные размеры фотографий доступны на сайте с оригиналом статьи.

С 2009 по 2013 год пассажиропоток через воздушные ворота увеличился чуть более чем в два раза, с 1,029 млн до 2,182 млн пассажиров. В одном из интервью заместитель гендиректора "Белавиа" Игорь Чергинец говорил нам, ссылаясь на БЖД, что для успешной реализации этого проекта нужно принимать и отправлять через аэропорт минимум 4 миллиона авиапассажиров ежегодно. С нынешними темпами роста потока четыре миллиона могут набраться еще через 3-4 года. Быть может, тогда и логистические центры построят, пока же их там нет. Как бы там ни было, а пустить пассажирский поезд хотят уже через 8 месяцев.



В апреле минувшего года президент Александр Лукашенко поручил незамедлительно разработать проект железнодорожного сообщения Минска с аэропортом. "Надо посмотреть на существующие железнодорожные линии, отводы от них и срочно сделать этот проект, без промедления. Люди смогут больше пользоваться услугами аэропорта, потому что доехать к нему будет легко. Сейчас же это определенная проблема", - заявил он. Глава государства отметил, что делать это нужно оптимально, с учетом существующих железнодорожных линий. Даже стоит приостановить некоторые проекты государственных программ, чтобы направить средства на обеспечение движения пассажиропотока в аэропорт и обратно. Лукашенко добавил, что на реализацию проекта по организации движения из Минска в аэропорт понадобятся не такие уж большие средства, если за это взяться по-хозяйски.



В октябре Анатолий Сивак доложил президенту, что создание отдельной прямой пассажирской линии до Национального аэропорта Минск нецелесообразно из-за сравнительно небольших объемов пассажиропотока. Вместе с тем, отметил он, использование существующей железнодорожной инфраструктуры со строительством ответвления на аэропорт значительно удешевит проект.



Интересно, что была и альтернативная концепция прокладки железной дороги в аэропорт – через жилой комплекс "Ноттингем", для чего предполагалось сделать отвод от соединительной ветки между Колодищами и Шабанами. В этом случае путь по рельсам сократился бы на несколько десятков километров по сравнению с существующим железнодорожным путем.
Новые дороги в аэропорт. Черным цветом обозначены существующие железные дороги, оранжевым – автомобильные подъезды к аэропорту, красным – новая проектируемая автомагистраль, синим – планируемая ветка городской электрички


Однако идея с "Ноттингемом" отложена до неопределенных времен. А уже в этом году Анатолий Сивак сказал: "Проект по созданию железнодорожного сообщения с Национальным аэропортом Минск разработан, концепция согласована в правительстве. Работа ведется, и мы поставили себе задачу закрыть этот вопрос 7 ноября". Специалисты Минтранса уточнили, что на первом этапе будет организовано движение по имеющейся железнодорожной линии на современных дизель-поездах. Существующий железнодорожный путь будет продлен почти к самому аэропорту, а оставшиеся 550 метров до аэропорта пассажиры смогут преодолеть на автобусах или при помощи траволатора. Впоследствии планируется построить съезд с нынешнего железнодорожного пути и электрифицировать весь участок до аэропорта.



В этом заявлении есть одна особенность, которую не поймет неспециалист или человек, который ни разу не наблюдал ответвление на аэропорт из окна электрички. Сейчас объясним, что к чему.




Отправляемся на остановочный пункт Загорье – здесь ветка на аэропорт уходит от магистрали Минск – Орша. На картах нитка железной дороги в Минск-2 выглядит так, как будто именно в этом месте и происходит ответвление, на самом же деле в Загорье аэропортовская ветка лишь подходит к магистрали, но примыкания к путям здесь нет.
Остановочный пункт Загорье, вид в сторону Орши. Магистральная линия – в левой части кадра, ветка из аэропорта – в правой. Они не пересекаются до самых Смолевичей
В нескольких сотнях метров от пассажирского павильона в сторону Минска у аэропортовской ветки стоит километровый пикет с цифрой "4". Четыре километра – как раз от места разветвления веток. Это значит, что поезду в аэропорт нужно будет проехать лишних восемь километров и поменять в Смолевичах направление движения, чтобы привезти пассажиров к самолетам.
Загорье, вид в сторону Минска. Километровый пикет обозначает расстояние от начала аэропортовской ветки
Загорье, вид в сторону Минска. Окончательно ветки расходятся между Загорьем и Домашанами
Железная дорога на аэропорт старая – ее проложили, еще когда не было самого аэропорта. Но в ходе одного из ремонтов заменили рельсы (часто на маркировке можно заметить год "87") и шпалы: они теперь всюду бетонные, кроме одного мостика через локальную дорогу недалеко от Загорья. Столбики пикетов местами выполнены с рельефной красной звездой у основания.






Поначалу железка идет в глубокой выемке, по сторонам – крутые склоны. Несмотря на то, что тут рядышком находятся дачи и деревенские домики, на рельсах совсем не видать мусора, который обычно сопровождает железные дороги. Но ничего: пустят пассажирские поезда – и быстро появятся бутылки, сигаретные пачки и предметы гигиены, которыми наши граждане генетически закодированы засорять шпалы.



Вскоре после деревни железка выходит на открытую местность и дальше идет по насыпи. Вокруг открываются живописные виды.




Напомним: февраль по-белорусски будет "люты"
Нам начинают встречаться рабочие в форменных куртках БЖД с бензопилами – они спиливают деревья и кустарники вдоль железки. Стволы распиливают и грузят на тракторы, а мелкие ветки жгут тут же, у рельсов. Февральская распутица дошла до того, что один из тракторов с бревнами не мог взобраться на холм и постоянно буксовал. Нам встретилось 5-7 таких отрядов общей численностью до полусотни человек.





Железнодорожники рассказывают, что занимаются распилом древесины уже не первый день. Вдоль железки надо выпилить все деревья и кусты, чтобы потом расширить насыпь и установить на ней опоры для подвески контактной сети, - только после этого можно будет пустить в аэропорт электрички. Но до этого пройдет немало времени, потому что деревьев вдоль рельсов еще полным-полно, да и пни выкорчевывать кому-то тоже надо будет. Местами появляется забавный мусор: например, стоящая прямо у полотна дороги "люлька" от мотоцикла.



Через десять километров после ответвления в Смолевичах железка подходит к "олимпийке" – автотрассе на Москву М1/Е-30. Здесь железная дорога сдавлена с обеих сторон лесом.





У деревни Мостище, в стороне от дороги, видна аллея с небольшим сквериком – там оказывается памятник погибшим в Великой Отечественной. Памятник изрядно обветшал и потрескался, а у авторов красной таблички нелады с орфографией. Правильно пишется "брацкая магіла".


Железнодорожники рассказали, что по этой ветке проходит всего один поезд в сутки, ночью: доставляет в аэропорт топливо. Нам несказанно повезло, потому что недалеко от Шеметово навстречу проехал грузопассажирский поезд, ведомый "машкой" – тепловозом М62-1859. В составе поезда, помимо грузовых вагонов и платформы с экскаватором, было и два плацкартных вагона, в которых сидели люди.






После деревни Шеметово железка делает крюк, разворачивается на 180 градусов и подходит к аэропорту с юга, заканчиваясь где-то на задворках летного поля. В последних новостях сообщалось: "Существующий железнодорожный путь будет продлен почти к самому аэропорту, а оставшиеся 550 метров до аэропорта пассажиры смогут преодолеть на автобусах или при помощи траволатора". В октябрьских новостях была такая фраза: "к 2015 году до аэропорта проложат новый электрифицированный участок железной дороги, по которому пустят современные удобные поезда. Конечная остановка будет в считанных метрах от зала ожидания, а пункт отправления - на центральном минском вокзале". Пока нет точных данных, мы можем лишь предположить, что пассажирские поезда могут ездить не до конечной станции (она тоже называется Шеметово), а до одноименной деревни, откуда уже есть автомобильная дорога к аэровокзалу. Благодаря этому не нужно будет ехать на поезде лишние 7 километров.



Теперь самое время подсчитать километраж. От станции Минск-Пассажирский до Смолевичей – 39 км. Путь по "выделенному пути" до станции Шеметово – 24 км, итого в сумме получаем 63 километра и обязательную смену направления движения. Обычный дизель ДР-1А Минск – Гудогай на безостановочный участок Ждановичи – Молодечно (66 км) тратит ровно час. Дизель-поезд PESA региональных линий бизнес-класса, аналогичный тому, который будет ходить в аэропорт, проезжает 55 км от Чаусов до Кричева без остановок за 53 минуты; билет стоит 20,5 тысяч рублей. Это значит, что на длинных перегонах у нового польского дизеля скоростных преимуществ перед старым рижским как будто нет. Поезду в аэропорт, с учетом реверса в Смолевичах, понадобится примерно час, или около 55 минут, если пассажиров станут выгружать не на конечной, а возле деревни. Автобус № 300, который идет от автовокзала Центральный в аэропорт, проезжает свои 45 км ровно за полтора часа и 28,850 тысяч рублей (а от станции метро Уручье – 33 км и полчаса за 20,8 тысяч). Если поехать на своем автомобиле, то только от края города до аэропорта "спалишь" 4 литра бензина (справедливо для легковушки с двухлитровым мотором), а от центра – около шести литров, что обойдется примерно в 60 тысяч рублей. Таксисты хотят и вовсе от 300 до 450 тысяч.



Нередко можно слышать мнение, что, мол, "аэропорт пустой, рейсов мало, автобус не нужен, люди на своих машинах доезжают". Но случается и так, что автобус № 300 даже не может взять всех желающих. А в поезде с большим удобством можно будет пристроить весь свой багаж.


Если хотя бы просто сделать съезд со стороны Минска с железнодорожной магистрали на аэропортовскую ветку и обустроить посадочную платформу у деревни Шеметово, то тогда дорога растянется на 46-47 км, - соответственно, поезд будет в пути три четверти часа. Электрификация линии и подвод рельсов к аэровокзалу позволят "Штадлерам" довозить пассажиров за полчаса. Впрочем, это дело нескорого будущего, и даже сами железнодорожники, жгущие ветки, сомневаются, что из затеи с электрификацией и скоростными электричками по типу московских "аэроэкспрессов" будет толк. К слову, от начала работ по электрификации 42-километрового участка Осиповичи – Бобруйск и до пуска электричек прошло почти два года. Здесь надо будет провесить "конташку" на вдвое меньшем расстоянии.


Между прочим, БЖД могла бы на базе аэропортовского поезда наконец-то сделать по-настоящему городские электрички – скажем, по маршруту Ждановичи – Минск-Пассажирский – Аэропорт. Но ведь может получиться и наоборот: как бы по примеру оршанских электричек не назначили отправление "аэроэкспресса" с Минска-Восточного.


http://news.tut.by/society/388702.html




Tags: tut.by, Минск, железка, журналистика, самолеты, стацця, транспорт, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 56 comments