Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Categories:

Интерфейсы банкоматов и инфокиосков: кружочки, анимация и отсутствие логики

Банкоматы и инфокиоски десятка различных банков установлены по всему городу, и нет никакого единства в оформлении их интерфейса и принципов взаимодействия с клиентом. Я проверил несколько таких устройств и столкнулся не только с отсутствием логики, но и с полной неработоспособностью некоторых функций. Зато кое-где была радужная анимация и прочие украшалки интерфейса.


Внимание! Фотки некликабельны, но если скопировать их URL-адрес и открыть в новом окне, то картинка откроется в немного большем размере. Полные размеры фотографий доступны на сайте с оригиналом статьи.


Эпиграфом к нашей статье послужит "классификация животных по Борхесу".

Итак, все животные делятся на:

а) принадлежащих Императору,
б) набальзамированных,
в) прирученных,
г) молочных поросят,
д) сирен,
е) сказочных,
ж) бродячих собак,
з) включённых в эту классификацию,
и) бегающих как сумасшедшие,
к) бесчисленных,
л) нарисованных тончайшей кистью из верблюжьей шерсти,
м) прочих,
н) разбивших цветочную вазу,
о) похожих издали на мух.




Блогер vp в своем интернет-дневнике рассказывает, как он пытался пробиться сквозь логику создателей программной начинки банкомата:



"Получил психическую ИТ-травму. Переоформлял одну услугу на Космос-ТВ, нужно было через инфокиоск Приорбанка (относится к Raiffeisen) оплатить по номеру лицевого счета там же, на месте. Это просто какой-то капец:
1. Меню инопланетное. Стартовый экран предлагает оплатить карточкой или наличными. Дык вот, эти кнопки спрятаны… в рекламной картинке! Нарисована какая-то тетка, и такого же цвета, как она, нарисованы на ней же две кнопки!
2. Как вы думаете, в каком разделе нужно было мне искать нужный платеж? Вы догадались правильно: "Популярные услуги". Это же самоочевидно!
3. Инфокиоск показал мне в поле "сумма" вместо пустого значения то значение, которое поставщик услуги мне насчитал за прошлый месяц. Его стереть - задача нетривиальная. На экране присутствует кнопка, очень похожая на Backspace (забой символа), но она, как вы догадались, выкидывает на главный экран.
4. Невзирая на то, что сумма к оплате была скорректирована, инфокиоск при нажатии "Оплатить" мне написал выставленную сумму вместо той, что я ввел! Я вводил два раза - все равно старая сумма. Потом рискнул, платеж прошел, и сумма оказалась верной. УЖАС".




Буквально в тот же самый день корреспонденты TUT.BY столкнулись с похожей проблемой, но уже в инфокиоске БПС-Сбербанка на станции метро "Академия наук". Нужно было всего-то оплатить телефон в одном из поселков Витебской области. Очевидное решение – выбрать в меню что-нибудь, похожее на "оплатить телефон". Такой пункт действительно нашелся, но кроме просьбы ввести номер телефона, не сообщалось вообще ничего – ни в каком формате можно ввести номер, ни какие города участвуют в системе. Наш длинный номер из витебской глубинки никак не воспринимался. Мы сделали вывод, что через этот пункт меню можно оплатить только телефон в Минске. Неюзабельность некоторых пунктов разработчики постарались скрасить анимированным интерфейсом: при нажатии кнопки на экране от пальца расходятся красивые концентрические круги.

Продравшись через дебри меню, нам все же удалось найти нужный раздел, где можно было ввести и номер любого другого населенного пункта, кроме столицы. Рано радовались! Терминал выдал нам буквально следующее: "Введите  1 или 2 по… города и свой номер телефона… номер стал семизначным", "АВАНС: 23 BYR АБОНПЛАТА: 8310 BYR" и так далее.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

В справочной службе банка нам сказали, что новые терминалы только недавно начали устанавливать на станциях метро, и пока их не установят все, техники не получат ключи для обслуживания агрегатов. Правда, завершить все работы нам обещали очень скоро. Возможно, наше обращение как-то повлияло на ситуацию, потому что день спустя злополучный инфокиоск не работал вовсе. Кстати, первые терминалы для оплаты коммунальных услуг в метро заработали с 15 января 2010 года.

В ЦУМе мы проверили банкоматы и инфокиоски еще от трех разных банков. На первом этаже стоят рядышком банкомат и инфокиоск Беларусбанка. Летом 2012 года сообщалось, что с 29 июня в банкоматах Беларусбанка нельзя будет оплачивать телефонную связь и интернет – якобы это связано с дальнейшим развитием интернет-платежей. К банкомату стояла очередь, а инфокиоск был свободен. Раздела с оплатой телефона мы с ходу не нашли – забегая вперед, скажем, что, возможно, "Белтелеком" скрывался в разделе "ЕРИП", но очевидным такое решение не назовешь. Зато вот раздел с оплатой сотовой связи находится сразу, и, что интересно, там можно попытаться оплатить услуги оператора "БелСел", который прекратил работу еще 24 января. Оплата коммунальных услуг возможна только для Минска и Витебска.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

На втором этаже находим банкомат Белагропромбанка. Пользование им оставляет двойственное впечатление. В соответствии с приведенным выше эпиграфом в меню "Оплата услуг" перечислены все области, Минск, тут же "Популярные услуги", "ЕРИП", "Интернет-провайдеры" и до кучи почему-то "Университет МИТСО". Или вот отсутствие единообразия в описании услуг: "МТС по N телефона" и "Life :) на номер телефона". С другой стороны, в этом банкомате отыскать раздел оплаты интернет-услуг оказалось проще простого: пункт "ByFly" нашелся и в "Популярных услугах", и в "Интернет-провайдерах", и в "Минске".

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

На третьем этаже стоят новенькие банкомат и инфокиоск Белинвестбанка. И здесь найти пункт оплаты телефона оказалось очень непросто. В разделе "Минск" видим только пункты "БРТИ" и "БГУ", а в разделе "Общереспубликанские платежи" – благотворительные платежи, кредит и отдельно кредиты Delay. Воспользовавшись поиском по платежам и введя слово "телефон", нашли нужный пункт внутри раздела "ЕРИП". Почему нельзя было сделать оплату телефона просто по номеру, как любой человек может заплатить на почте за любой, даже чужой телефон? Найти-то раздел мы нашли, но без дополнительных шагов он все равно отказывается выдавать нужную информацию. Так, в разделе "Поиск личного номера плательщика ЕРИП" отмечаем пункты, по которым будет осуществляться поиск: "Фамилия" и "Имя", во все остальные поля галочку не ставим. Терминал запрашивает имя, а затем все-таки отчество, хотя мы и не отмечали это поле. Ладно, пробуем найти номер плательщика ЕРИП по адресу. Система требует ввести номер корпуса дома. У нашего дома отдельных корпусов нет, поэтому оставляем поле пустым и жмем "Далее". Инфокиоск отображает ошибку и "выплевывает" карточку…

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

Интерфейсы подобных устройств широко обсуждаются в интернете. Блогер Ян из Гродно рассказывает, как он пытался оплатить телефон через терминал, установленный в почтовом отделении. После очередного обновления программного обеспечения терминала Ян смог оплатить и мобильник, и интернет, но теперь при оплате телефона терминал требует указать фамилию абонента и предупреждает: "При отсутствии фамилии претензии по ошибочному вводу номера телефона не принимаются". Ян пишет: "Кстати, кнопку "пропустить ввод фамилии" я заметил только сейчас, а вот от размещения кнопки "очистить" до сих пор в шоке… Зачем при наборе фамилии точка и запятая - тоже непонятно. Зато как поставить дефис, если у меня двойная фамилия, - разработчики не продумали. И это я еще не придираюсь…"

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

На интернет-форумах язвительно пишут, что разработкой интерфейсов для терминалов и банкоматов занимаются студенты – и поэтому, мол, такой недружелюбный к пользователю результат. В России частенько при создании таких интерфейсов прибегают к услугам именитых дизайнеров. Например, Студия Артемия Лебедева разрабатывала меню для банкоматов Альфабанка.

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

Но и там у крупных компаний порой случаются проколы. На популярном техническом сайте "Хабрахабр" пользователи иронично критикуют интерфейс банкоматов Сбербанка: "Перво-наперво надо на самые важные места вынести "Интернет-обслуживание" и "Мобильный банк" — ну конечно, любой пользователь банкомата в первую очередь полезет именно туда! Выдачу денег мы назовём "Операции с наличными" (ничего, что там наличные можно только снять, а чтобы положить — отдельные кнопки). Теперь попробуйте догадаться, где здесь баланс. Я тоже первый раз чесал репу и перебирал меню по порядку. Он в "Информации и сервисе", внезапно! Каким надо быть идиотом, чтобы самую часто используемую функцию засунуть во второй уровень меню с самым расплывчатым названием? Я представляю себе, как несчастные пенсионеры первый раз пытаются проверить, начислили ли им пенсию. Думаю, даже самые воспитанные в этот момент думают о разработчике этого интерфейса исключительно матом. А вся остальная очередь в этот момент клянёт тормозного пенсионера".

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY




Специально для разработчиков интерфейсов форумчане выводят базовые правила:

Кнопка "Баланс" должна называться "Баланс" и находиться на первой странице.
Кнопка "Выдача наличных" должна называться "Выдача наличных" и находиться на первой странице.
Кнопка "Завершение работы" должна называться "Завершение работы" и находиться на первой странице.
Из всех остальных кнопок можно сделать одно меню "Платежи" и не захламлять интерфейс".



А блогер Петр Диденко приводит идеальный, с его точки зрения, интерфейс банкоматов "Bank of America": "Во-первых, я как-то уже показывал какому-то банкомату "Банка Америки" эту свою пластиковую карту, и он запомнил, что когда её вставляют даже в другой банкомат, надо показывать русский язык - отлично. При этом вы видите, как легко переключиться на английский - есть специальная кнопка на видном месте, но вопроса про язык отдельно не задают. Во-вторых, это вот самый первый экран, который я увидел, когда вставил карту. Ни на какие другие вопросы я не отвечал. Этот экран даёт ввести пин-код, и далее вы видите 7 кнопок "ввод", которые делают разное. Можно написать пин-код и сразу нажать "хочу двести долларов", или ввести пин-код и выбрать "другие транзакции", где и скрываются нестандартные вещи. В данном случае мне как раз надо было двести долларов, так что я ввел пин и нажал "$200", и через секунду (!) вылезли деньги. От всовывания карточки в банкомат до выдачи денег прошло около 10 секунд".

Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

http://news.tut.by/society/390422.html


Tags: tut.by, гаджеты, городская жизнь, деньги, журналистика, софт, стацця
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments