Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Category:

Газетная реклама конца 90-х: обнаженка, чудовищные заголовки, поддельные "объявы" и заказные статьи

В Америке на телевизионную рекламу во время Суперкубка тратятся многие миллионы долларов (в этом году показ 30-секундного ролика стоил 4 миллиона долларов), а в это время по белорусским каналам крутятся ролики про истинную силу, лишающие вирусы побед. А как обстояло дело с печатной рекламой почти двадцать лет назад? Был ли креатив в конце девяностых? Я отправился в библиотеку и полистал старые газетные подшивки.

Девяносто седьмой – год в экономическом плане неспокойный (впрочем, как и другие годы тех самых "лихих девяностых"): доллар за год подорожал ровно вдвое, цены скачут чуть ли ежедневно, но в Беларуси активным спросом пользуются дорогие вещи – радиотелефоны, видеомагнитофоны и видеоплейеры, видеокамеры и "видеодвойки"...

Среди школьников и других людей, чья психика еще не до конца сформировалась, огромную популярность приобретают электронные игрушки типа "Тамагочи"...

Пока дети балуются игрушками, у взрослых, судя по всему, одна глобальная головная боль: как похудеть. Отдельные заголовки просто повергают в ступор. Тогда еще в обиход не вошли слова "трэш" и "жесть" в значении "какой ужас!"...

А знаете ли вы, что тогда Минкульт Беларуси фактически легализовал порно, придумав аж девять различных градаций эротической продукции, которая была вполне легальной?

Внимание! Фотки некликабельны, но если скопировать их URL-адрес и открыть в новом окне, то картинка откроется в немного большем размере. Полные размеры фотографий доступны на сайте с оригиналом статьи.

Девяносто седьмой – год в экономическом плане неспокойный: доллар за год подорожал ровно вдвое, цены скачут чуть ли не ежедневно, но в Беларуси активным спросом пользуются дорогие вещи – радиотелефоны, видеомагнитофоны и видеоплееры, видеокамеры и видеодвойки. Крупные производители техники могли запросто напечатать рекламу на половину полосы (то есть один рекламный модуль занимал формат А3). Так, в одном из объявлений рекламный слоган гласит: "Миллионы лет из хаоса создавался порядок. Купите видеодвойку, чтобы не проходить этот путь обратно" (под словом "обратно" имеется в виду "снова"). Видеодвойка – это телевизор с вмонтированным видеоплеером. Два в одном – и никаких лишних проводов, которые повергают мир в хаос. Порой печатная реклама обладает очень интересным сюжетом, как, например, в этой большой рекламе фотоаппаратов. Выезжающий зум-объектив, автофокус, встроенная вспышка… Сейчас все это можно найти в некоторых моделях мобильников, тогда же продвинутая пленочная "мыльница" превращала ее владельца в героя вечеринок и "сладких столов" в школе.



В 1993 году в Беларуси появилась собственная мобильная сотовая связь от "БелСел". Телефон все еще могут себе позволить лишь единицы, но оператор рекламирует его в городской газете, номер которой стоит как один талончик на трамвай и которую, возможно, никто из "новых белорусов" и не читал. Новинка компании – фиксированная сотовая связь, она же стационарный сотовый телефон, этакий "таксофон без проводов". Можно устанавливать на даче, например. К сожалению, в начале нынешнего года оператор вынужден был свернуть всякую деятельность.


Кто не мог позволить себе сотовый телефон – покупал пейджер. Сейчас про пейджеры уже мало кто помнит, но в "золотые пейджинговые годы", в начале двухтысячных, у нас было восемь пейджинговых операторов. Нередко объявления разных операторов помещают рядышком. Подумать только: 140 долларов за аппарат и месяц обслуживания! Сейчас за эти же деньги можно купить пять новеньких двухсимочных сотовых телефонов, и еще останется на жетончик метро.


Среди школьников и других людей, чья психика еще не до конца сформировалась, огромную популярность приобретают электронные игрушки типа "Тамагочи". Кто-то даже сводил счеты с жизнью, когда питомец на экране умирал. Быстро рынок наводнили многочисленные подделки, которые продавались под разными забавными именами – был даже аппаратик под названием "ТомаГоша".



Пока дети балуются игрушками, у взрослых, судя по всему, одна глобальная головная боль: как похудеть. Различные "суперсжигатели жира" и "хочешь похудеть – спроси у меня как" заполонили все страницы газет, столбы и остановки общественного транспорта. "Гуо-экстракты", чай для похудения в капсулах и прочие "патентованные средства", каковые продаются только у "настоящих американских дилеров", не давали спокойно спать различным Татьянам Л. и Клавам К., "подлинные" истории похудения которых обильно печатались в газетах. Тут же публиковали снимки домохозяек до похудения и после – как в полный рост, так и фрагментарно. Отдельные заголовки просто повергают в ступор. Тогда еще в обиход не вошли слова "трэш" и "жесть" в значении "какой ужас!".



В стране, где в поликлиники было не пробиться из-за очередей, вызванных нехваткой персонала, внезапно развелось огромное число доморощенных врачей, которые рекламировали те или иные препараты. В газетах появляются заказные статьи под рубриками вроде "Советы врача" или "Рекомендует доктор", прославляющие великолепные свойства различных биологически активных добавок. А еще вроде как одни знаки зодиака более предрасположены к недугам, чем другие.




Кстати, рекламные статьи, один из примеров которых виден на фото выше, тоже становятся все более популярными. Рекламщики не стесняются ни в заголовках, ни в содержании, ни в объемах. Вот, например, целая газетная страница, сплошь заполненная рекламными статьями.



Вот интригующая статья, рекламирующая электрошокеры. Более того: вырежи эту статью – и получи скидку. Кстати, автор с помощью подобной вырезки когда-то действительно получил 10-процентную скидку на популярную модель шокера.



А вы тоже ходите полоть грядки вместе с электрошокером?



А вот вообще уникальный рекламный трюк. В тот год несколько раз очевидцы сообщали в газету, что ночью с балкона видели в небе НЛО: они детально описывали, как выглядел и как двигался загадочный объект. Рекламщики времени зря не теряли и живенько сварганили статейку, которую можно поначалу принять за очередное свидетельство очевидца. Прочитайте заметку внимательно до середины второго столбика.



В газетах тех лет запросто в рекламе использовали обнаженку. Различные центры красоты прописывались даже в государственных клинических больницах.



С 1 августа 1997 года были введены новые временные правила, регулирующие продажу продукции с элементами эротики. Согласно этим правилам, все массовые периодические издания неэротического характера могут публиковать фотографии, коллажи, рисунки, статьи, рекламу с эротикой, но при этом общий объем обнаженки не должен быть больше, чем 5% от общего числа публикаций. Иными словами, на каждые 100 квадратных сантиметров лишь 5 из них могут быть с элементами эротики. Некоторые издания поняли правила по-своему и утверждали, что процент обнаженных участков тела не может быть больше пяти – а это, мол, лишь один нос какой-нибудь или ухо. Но вскоре все разъяснилось. Интересно, что к продукции сексуального назначения Минторг причислил и санитарно-гигиенические принадлежности. До выхода свежих правил реклама этих предметов пестрела большими блоками едва ли не на каждой странице газет.



В одном из номеров журналист пишет, что Республиканская экспертная комиссия по предотвращению пропаганды порнографии, насилия и жестокости при Минкульте фактически легализовала откровенное порно, придумав аж девять различных градаций эротической продукции: "специфическая продукция, рассчитанная на пациентов сексологов", "эротическая продукция, включающая отдельные фрагменты натуралистического плана", "продукция, носящая эротический характер с элементами крутизны", "эротическая продукция, близкая по исполнению к крутой эротике", "крутая эротика", "откровенно крутая эротика", "крутая эротика, на грани порнопродукции", "крутая эротика, близкая по исполнению к порнопродукции", "крутая эротика, близкая к порнографии". Но только не порно! В свете этих классификаций становится удивительным, как это в те годы в республиканских общественно-политических газетах не печатали откровенную "порнушку", но с оговоркой, что это "крутая эротика, близкая к порнографии". Так что "сиськи" в рекламе центра пластической хирургии – это совсем мелочи.

Помимо частных медицинских центров, в городе начинают появляться частные школы и негосударственные гимназии. Одна из самых известных – "Мока", которая размещалась в здании бывшей школы-интерната № 4 (ул. Менделеева, 36) – сейчас здесь один из корпусов БГЭУ. Элитарное обучение, многолетний опыт преподавания, целевая установка на поступление в вузы… Интересно, а в частных школах в столовой тоже было какао с пенками?



Проблемы с алкоголем? Попробуйте чай "Петрович" – и через неделю рука уже не тянется к рюмке.



Нужно украсить магазин? Купите "юбилейные" наклеечки.



Магазины площадью едва более ста "квадратов" преподносятся как нечто невиданное.



Мужик-зомби приглашает посетить филиал Торгового дома "На Немиге".



В тот год в городе открылся новый "МакДональдс" (на вокзале) и начал строиться еще один. Гамбургеры в одночасье становятся мегапопулярными, и вот уже пекарни предлагают купить для них булочки. Также один за другим открываются "хотдожечные" киоски – и для них найдется товар.



Пока граждане поглощают буржуйские булочки, правительство все еще не знает, как разобраться с чеками "Имущество". Зато деляги из различных инвестиционных фондов знают.



Элемент креатива в печатной рекламе. А цены-то, цены!..



В одном из номеров и вовсе детективную рекламную историю можно прочесть. Вот натыкаемся на такое объявление.



Отлистываем несколько номеров назад и видим то самое "поддельное" объявление, которое проглядели корректор и редактор газеты. Конкуренты постарались на славу.



А закончим мы нашу подборку удивительными ценами на офисы в центре города. Девяностые принято называть "лихими", но как же интересно их сейчас вспоминать!



http://news.tut.by/society/392416.html


Tags: tut.by, бренды и реклама, городская жизнь, журналистика, стацця, чудеса
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments