Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Categories:

Магнитные проездные на метро: история длиной в 18 лет

С 1 апреля 2014 года перестают работать магнитные карточки для оплаты проезда в минском метро. Я вспоминал, когда они появились, чем запомнились и как долго "умирали".

Пресс-секретарь минского метрополитена Андрей Кузьмин помог нам разузнать, что первые магнитные проездные в столичной подземке появились 5 января 1996 года. То есть, они продержались в обращении 18 лет и 3 месяца, или, если хотите, 6.665 дней...

А как вам карточки, на схеме метро которых внезапно не оказалось станции "Парк челюскинцев"?


Внимание! Фотки некликабельны, но если скопировать их URL-адрес и открыть в новом окне, то картинка откроется в немного большем размере. Полные размеры фотографий доступны на сайте с оригиналом статьи.

Разовая поездка тогда стоила 1500 рублей – на один доллар можно было купить 7 жетончиков, и еще бы осталось немного. К слову, до самого конца девяностых проезд дорожал неравномерно: сначала повышалась цена поездки на метро, а несколько недель спустя – на наземном общественном транспорте. Так что пассажиры метрополитена во многих смыслах были первопроходцами. В том числе – и в плане оплаты проезда с помощью пластиковых карточек. Мы покопались в своей коллекции проездных, некоторые образцы предоставил коллекционер Эдуард Кравченко. Вот так выглядели первые магнитные проездные.

Из коллекции Эдуарда Кравченко Из коллекции Эдуарда Кравченко
Из коллекции Эдуарда Кравченко

Как видно, качество печати еще было очень невысоким, буквы "прыгали" и "плавали". В плане защищенности карточки от внешних раздражителей они тоже были далеки от идеала. Пассажиры нередко жаловались, что карточки размагничивались и переставали срабатывать от того, что находились в сумке вместе с ключами или иными металлическими предметами.

Чуть позже появились совмещенные проездные – метро-автобус и метро-автобус-троллейбус. С 1 февраля 1998 года ввели в обращение и проездные метро-троллейбус. Начальник отдела реализации билетной продукции Юрий Федоров рассказывал в интервью "Вечернему Минску" в январе 1998-го:


"Вообще управление транспорта и связи Мингорисполкома планирует поэтапно перейти на то, чтобы все виды проездных документов, связанных с метро, были электронными. То есть - в любых комбинациях. Но дело это дорогостоящее, потому и невозможно решить проблему сразу. Нынешние пластиковые карточки - высокоэрцитивные. Это значит, что они защищены намного лучше прежних и не будут размагничиваться, "повстречавшись", к примеру, с ключами или металлической расческой. А потом, с введением исключительно пластиковых карточек, в метро "зайцы" совсем переведутся".



Замысел, озвученный в 1998-м, воплотился в жизнь только в 2014-м…

Качество исполнения магнитных карточек повысилось. Вот так выглядел проездной примерно в девяносто восьмом.


На карточке есть надпись "Праязны бiлет мае залогавы кошт". Недавно мы в порядке эксперимента попытались сдать такую карточку в кассу метро, но у нас отказались ее принять: мол, такие карточки давно уже не используются. Зато сейчас такая карточка – коллекционная редкость.

У сотрудников метро были свои карточки для прохода через турникеты. Маркировка выполнялась краской через трафарет.

Из коллекции Эдуарда Кравченко
Из коллекции Эдуарда Кравченко

Позже принадлежность к служебным стали обозначать путем наклеивания бумажек.



Еще год назад работники метро все еще пользовались магнитными карточками.



Летом 2001-го сообщали о том, что уже в скором времени проездные билеты и жетоны заменят бесконтактные электронные карты.



"Оплата проезда в метро и в пригородных электропоездах скоро станет осуществляться при помощи бесконтактной электронной карты многократного использования, а стоимость проезда будет зависеть от расстояния: кто дальше едет, тот больше платит. К разработке таких карт приступили специалисты Научно-исследовательского республиканского унитарного предприятия "ЦНИИТУ" совместно с учеными НИИ ЭВМ. Как рассказал корреспонденту БЕЛТА заместитель директора ЦНИИТУ Дмитрий Вечер, новая технология оплаты очень удобна, ибо такую карточку нет необходимости доставать из кошелька или сумки, чтобы вставить в терминал при прохождении через турникет. Специальное устройство считает все данные без прямого контакта. Каждой электронной карточке присваивается свой номер, заложенный в память микросхемы, что защищает карточку от подделки. Новая система позволит резко повысить рентабельность перевозки пассажиров. Поможет она и проконтролировать правильность использования льгот для проезда, так как для каждой категории граждан, имеющей на них право, будет предназначен определенный вид карточки".


Карточки, которой можно платить как в метро, так и в электричке, в 2014-м все еще нет, хотя работы над этим ведутся. А величину оплаты в зависимости от расстояния, к счастью, пока еще не ввели.

7 ноября 1997 года была введена в действие станция метро "Автозаводская", а 5 сентября 2001-го – "Могилевская". В промежутке между двумя этими событиями в обращении были магнитные проездные двух дизайнов, отличающихся деталями – наличием красного цвета на лицевой стороне и иным вариантом размещения на схеме станций "Автозаводская" и "Могилевская".


После того как "Могилевскую" открыли, выпустили новые карточки. Невероятно, но факт: дизайнеры и приемщики готовых изделий проглядели, что на схеме напрочь отсутствует станция "Парк Челюскинцев"! Еще одна находка для коллекционера.



Будущая станция метро "Спортивная" еще обозначается как "Раковская". А "Красный Бор" нарисована как строящаяся. Сейчас, в 2014-м, этой станции все еще нет в твердых проектах ближайшего будущего.

7 ноября 2005 года открыли станции "Спортивная", "Кунцевщина" и "Каменная Горка", но, похоже, отдельных метрокарточек по этому поводу не выпускали – нам такие не попадались. Тем временем с 1 апреля 2007 года ввели лимит на число поездок по магнитным проездным: не более 120 в месяц (по декадному проездному – 42 раза). Ранее для магнитных проездных ввели также временное ограничение, своеобразный "таймаут": между срабатываниями должно пройти 5-7 минут. Сделано это было для того, чтобы по одному проездному пассажир не проводил всю свою семью, родственников и друзей. Что интересно, после того, как месячный проездной ограничили 120-ю поездками, необходимость в "таймауте" отпала, однако же это временное ограничение все равно осталось и перекочевало на бесконтактные карточки. Во время последней пресс-конференции начальник минской подземки Ростислав Юреня так и не смог внятно объяснить, почему до сих пор в силе это архаичное ограничение.

В том же 2007 году, опять-таки 7 ноября, открыли две новые станции на первой линии: "Борисовский Тракт" и "Уручье". По этому поводу все же расстарались на новые карточки.


С конца 2007 года в метро начали эксперимент по использованию бесконтактных электронных карточек. Правда, поначалу этими карточками пользовались только сотрудники самой подземки – около двух тысяч человек. Уже к марту 2008-го новыми считывающими устройствами были оборудованы все турникеты, но лишь в середине августа бесконтактные карточки стали продавать пассажирам, а действовать они начали с 1 сентября 2008 года. Новые карточки, как утверждалось, срабатывают в 3-4 раза быстрее, сложнее в подделке и долговечнее в эксплуатации. И их необязательно доставать из сумки. Жетончик стоил 600 рублей, залоговая стоимость магнитной карточки составляла 500 рублей, а радиокарточки – 2000 рублей. Начальник службы движения Минского метрополитена Григорий Якимков говорил, что вопрос дифференцированной оплаты проезда в метро (в зависимости от расстояния) пока не обсуждается: мол, это повлечет огромные затраты, ведь придется снова реконструировать все турникеты. А главный инженер службы движения Минского метрополитена Георгий Ткач рассказывал: "Планируем в будущем продавать бесконтактные карточки на определенное число поездок - 5, 10, 15…". Эти планы реализовались только весной 2014-го.

Вот как выглядели первые бесконтактные карточки минской подземки.

Из коллекции Эдуарда Кравченко
Из коллекции Эдуарда Кравченко

Год спустя, в ноябре 2009-го, перестали продавать магнитные проездные только для поездок в метро: карточки с черной полоской можно было получить лишь в случае покупки совмещенного проездного на несколько видов транспорта (например, автобус-метро). Все тот же Григорий Якимков рассказывал: "Введение бесконтактных проездных - шаг к дальнейшему развитию. Сейчас мы изучаем опыт других стран, чтобы в перспективе ввести проездные на определенное количество поездок. Правда, не в этом году".

В декабре 2009 дизайн магнитных карточек в очередной раз изменился – похоже, на сей раз это было связано с тем, что КУП "Минсктранс" Мингорисполкома сменил название на ГП "Минсктранс". Правда, на сайте организации форма собственности сейчас обозначена многосложно вот как: "Коммунальное транспортное унитарное предприятие "Минсктранс" (Государственное предприятие "Минсктранс")". Мало кто замечает, что рядом со словами "Схема линий" точками набрано слово "билет"

Из коллекции Эдуарда Кравченко Из коллекции Эдуарда Кравченко
Из коллекции Эдуарда Кравченко

В очередной "красный день календаря", 7 ноября 2012 года, открыли станции "Грушевка", "Михалово" и "Петровщина". По этому поводу были выпущены новые магнитные карточки. В последнее время их залоговая стоимость составляла 2000 рублей (при цене разовой поездки в 3000 рублей, назначенной с 1 декабря 2013-го), залог за радиокарточку был установлен в размере 10 000 рублей.


Любопытно, что почти всегда все надписи на карточках, за исключением собственно названия станций, были выполнены на белорусском языке. Жаль, что станцию метро "Малиновка" так и не успели открыть к первоначально обещаемому сроку – ноябрю 2013-го. Теперь уже эта станция не попадет на магнитные карточки.

С середины марта 2014-го, когда начали продавать проездные на апрель, кассиры окончательно перестали выдавать пассажирам магнитные карточки: теперь проход в подземку – только по радиокарточкам. А старые магнитные проездные были действительны до конца марта включительно. Забавно, что еще в выходные дни, 29-30 марта, со всех турникетов поснимали устройства, способные считывать магнитные карточки, поэтому в последний день марта пассажиры должны были показывать свои проездные с магнитной полосой контролеру в будочке, и та уже визуальным способом определяла, имеет ли право человек пройти на станцию.



Закончилась эпоха магнитных проездных в метро, но не закончилась эпоха магнитных карточек в подземке: с помощью банковской карты с магнитной полосой пассажир может купить себе новый проездной или пополнить баланс на радиокарточке.



http://news.tut.by/society/393112.html


На карточке есть надпись "Праязны бiлет мае залогавы кошт". Недавно мы в порядке эксперимента попытались сдать такую карточку в кассу метро, но у нас отказались ее принять: мол, такие карточки давно уже не используются. Это значит, что бывшее Производственное управления транспорта и связи при Мингорисполкоме воспользовалось нашими денежками и не выполнило своих обязательств по возврату залоговой стоимости. Зато сейчас такая карточка – коллекционная редкость.
Tags: tut.by, городская жизнь, журналистика, метро, собирательство, стацця, транспорт
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments