Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Category:

Найди десять отличий: Минск на почти одинаковых открытках

В СССР открыток с видами Минска, как и любой другой столицы союзной республики, выпускалось очень много. Некоторые виды – площадь Победы, площадь Ленина, Привокзальная площадь, площадь Якуба Коласа – сфотографированы по нескольку десятков раз. Другие объекты попадаются реже, какие-то – вообще в единичных экземплярах. Интересно, что на некоторых открытках встречаются почти идентичные, но все-таки чуточку разные кадры, которые отличаются малозаметными деталями. Я порылся в коллекциях открыток и нашли такие, которые с первого взгляда и не различишь.


Автором многих снимков Минска на советских открытках стал Г. Лихтарович. Также часто встречаются работы М. Ананьина, В. Барановского, П. Воробья, М. Минковича и других. Понятно, что многие объекты частенько снимались «в лоб» и оттого похожи на многих кадрах – например, Ворота города на Привокзальной площади, Оперный театр, памятник Ленину или Чырвоны касцёл. Но все же есть кадры, о которых можно абсолютно точно сказать: они сняты с одной и той же точки одним и тем же фотографом.

Возможно, почти полная «одинаковость» кадров на открытках объясняется тем, что фотограф делал сразу по несколько снимков одного и того же места, а потом отправлял фотографии по разным издательствам. В результате в наборы попадали очень похожие, но все же чуточку разные места. Причем печататься эти фотографии могли в промежутках до двух десятков лет.

Так, в 1972 году в издательстве «Беларусь» вышел фотоальбом А. Дрозда «Советская Белоруссия», где встречается вот такой фотоснимок Привокзальной площади.

В 1974 году этот же кадр, но по-другому обрезанный, попал в набор открыток. Можно заметить точно такое же расположение бело-красных «Икарусов» на проезжей части, ЛАЗов на переднем плане и пешеходов в районе бочки с квасом. В другом наборе открыток, который появился в том же 1974-м, мы видим похожий кадр, но, вероятно, снятый чуть раньше: «Икарусы» еще не забрали пассажиров с остановки, у зеленого ЛАЗа в правой части снимка открыта дверь.

Различных открыток и просто цветных фотографий площади Ленина существует больше сотни, среди них нелегко найти очень похожие. Однако вот два снимка, снятых с одной и той же точки – на это указывает, например, положение Чырвонага касцёла, Дома правительства. Но по теням от фонарей можно заметить, что между снимками прошло какое-то время.

Монумент Победы в обязательном порядке должен был быть изображен в любом наборе открыток. Впрочем, среди множества фотографий нашлись и две почти одинаковые – из двух разных наборов 1974 года. Пешеходы у памятника Победы разные, машины на дорогах – тоже. Кроме одной: ярко-голубой «Победы», припаркованной напротив магазина «Березка».

В фотоальбоме «Минск» (издательство «Беларусь», 1981) со снимками Г. Лихтаровича и В. Барановского можно найти несколько фотографий, почти полные копии которых встречаются на открытках. Возьмем, к примеру, снимок площади Мясникова из набора открыток 1979 года и фрагмент снимка той же площади из фотоальбома «Минск». Большинство машин разъехались, но можно увидеть, что в левой части все так же припаркованы желтый «Жигуленок» и белый «Москвич» перед ним, а в правой – зеленый автомобиль. Судя по не изменившейся тени от фонарного столба в центре кадра, времени между двумя снимками прошло совсем немного.

Фрагмент фото из открытки 1979 года, изображающей площадь Якуба Коласа со стороны дома работников завода «Ударник». И фрагмент фото с той же точки из фотоальбома «Минск». Транспорт уже другой, но на лавочках в передней части снимка засиделись все те же мужчина в черном костюме, женщина в красной юбке и голубом плаще и некто в черных брюках и белой накидке. Слева от этих лавочек все так же разговаривают две женщины в зелено-голубых платьях, а далеко-далеко на заднем плане подъемный кран развернул свою стрелу.

Вот вид с площади Якуба Коласа в обратную сторону – на филармонию. На открытке 1979 года – нестандартная композиция с тюльпанами. На фрагменте похожего снимка из фотоальбома «Минск» молодой человек в ярко-голубых брюках отвернулся в сторону, а его подруга надела пиджак и прикорнула у бойфренда на плече.

Парк Янки Купалы, перед памятником поэту собрался митинг, что и запечатлено на открытке из набора 1979 года. А вот Г. Лихтарович уже изменил фокусное расстояние объектива и сделал почти точно такой же снимок. Мужчина в синей тенниске и белых брюках и мужчина в синей рубашке и черных брюках в левой части снимка поменялись местами, а женщина в красной юбке справа подобрала ноги.

Мост через Свислочь по улице Янки Купалы попал в два разных набора открыток. Вот на открытке 1979 года катит автобус ЛиАЗ-677 по прозвищу «скотовоз». На открытке 1983 года – то же самое место и как будто бы тот же самый автобус. Но если приглядеться, то заметно, что здесь намного больше пассажиров в салоне. А вот задумчивый пешеход в черном на правом берегу Свислочи (рядом со светильниками на столбах моста) и впрямь, похоже, один и тот же.

Напротив Октябрьской площади стоит красивый желтый домик – часть бывшего комплекса Архиерейского подворья. В советское время с религией боролись и обустроили в здании Дом искусств – он несколько раз попал на открытки. Первое фото – с открытки 1979 года, фрагмент второго – с открытки 1993-го. У снимков очевидно одна и та же точка съемки, но как же понять, что это не просто совпадение? А вот как: приглядитесь к облаку в левой части снимка. Во время паузы между снимками оно немного пролетело по небу и слегка деформировалось ветром. Но все же сходство достаточное, чтобы понять: да, эти два кадра сделаны один вслед за другим. Кстати, снимок с открытки 1993 года тоже засветился в фотоальбоме «Минск» 1981-го.

Ботанический сад – излюбленное место фотографов. Вот и один из его уголков попал на открытки двух разных наборов 1974 года. На снимке видны одни и те же персонажи: девушка в желтом платье и жакете, мама в красном платье с дочкой, девушка в светлом платье с бордовыми полосками и девушка в пестром синем платье.

Вид на нынешнюю улицу Кальварийскую сделан, похоже, с высокого дома за кинотеатром «Беларусь». На то, что снимки с открыток 1979 и 1983 годов сделаны один вслед за другим, указывают по крайней мере два факта: слоняющийся парень в белой рубашке с пиджаком в руках перед фасадом с мозаичным панно и автоподъемник справа от дороги, перед домом с магазином «Радыётэхніка».

Проспект Рокоссовского на открытках 1979 и 1983 годов. В правой части кадра – знаменитый дом №114 с барельефами не то шахтеров, не то космонавтов (1975 года установки). Деревца на другой стороне дороги еще очень низенькие, а перед домом с барельефом и вовсе полупустыня какая-то. Не стоит удивляться: еще в шестидесятые на месте всей нынешней Серебрянки были поля фильтрации, которые только в начале семидесятых начали активно застраиваться. Фотограф сделал снимок, дождался, пока из поля зрения уйдут люди и уедут машины, и тогда сделал второй кадр. Но у крайнего подъезда справа можно заметить белую с голубым детскую коляску, которая так и осталась стоять на своем месте.

А теперь выберемся за пределы города и съездим на Минское море, в санаторий «Юность». На открытках 1977 и 1979 годов фотограф даже не стал долго ждать, чтобы пешеходы ушли из кадра: женщины в красном и бордовом пальто успели сделать всего несколько шагов.

Наверняка в ваших коллекциях найдутся и другие открытки – с почти одинаковыми, но все же чуточку разными видами нашего города.

http://citydog.by/post/10-otlichij/




Tags: citydog, Минск, городская жизнь, журналистика, распознай-ка, стацця, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments