Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Categories:

Электронные компостеры в разных городах и странах: семь раз отмерь и быстро отрежь

С будущего года в Минске собираются внедрить систему оплаты поездки на городском транспорте в зависимости от времени поездки или пройденного расстояния. Пожалуй, лишь тогда появится насущная необходимость в электронных компостерах, которые впервые продемонстрировали ровно год назад и которые начали массово монтировать в трамваях в декабре прошлого года. TUT.BY разобрался, как и где внедряли аналогичные системы на постсоветском пространстве. Оказывается, еКомпостеры – затея далеко не популярная.

В Минске электронные компостеры испытывали сначала на всех трамваях – а это почти 140 единиц. Пассажиры не раз отмечали различные неудобства и недоработки, связанные с новой системой; компостеры то и дело выходили из строя.

Если транспортники внедрят систему оплаты в зависимости от времени действия талона, то тогда электронные компостеры будут действительно нужны: контролер сразу увидит, просрочил ли пассажир свой талон. Впрочем, еКомпостеры и сейчас помогают бороться с зайцами, но случаи передачи билетов пока еще довольно часты. А так ли необходима эта система вообще? Распространенная ли это практика, или в очередной раз мы пошли своим путем?


Внимание! Фотки некликабельны, но если скопировать их URL-адрес и открыть в новом окне, то картинка откроется в немного большем размере. Полные размеры фотографий доступны на сайте с оригиналом статьи

На территории бывшего СССР можно насчитать менее десятка успешных примеров внедрения электронных компостеров. При этом, как правило, внедряли их ограниченно: на отдельных маршрутах общественного транспорта или вовсе на нескольких машинах. А в двух прибалтийских столицах уже успели отказаться от еКомпостеров, которые проработали лишь несколько лет. Долго тестировать и быстро избавиться – семь раз отмерь и быстро отрежь.

Днепропетровск

В Днепропетровске электронные компостеры внедряли поэтапно: 10 декабря 2013 года они появились в трамвайных вагонах отдельных маршрутов. Для двухмесячной тестовой эксплуатации закупили более ста еКомпостеров харьковской фирмы "Лот", которыми поначалу оснастили 36 вагонов (по три на каждый). Стоимость одного компостера – около 6 тысяч гривен (730 долларов по курсу ноября 2013-го), а всего на программу "электронизации" компостеров было выделено 10 миллионов гривен.

Основная причина переоборудования – недостаточный штат кондукторов. И, конечно, борьба с теми из них, кто нечист на руку. Нередко кондукторы брали с пассажира деньги, но не выдавали билет. В городе также обсуждали возможность введения бесконтактных карт оплаты проезда, но тогда из-за несовершенства законодательства реализовать ее не удалось.

Для новых компостеров выпустили новые талончики на термоэлектронной бумаге. Спустя буквально пару дней после запуска системы компостеры начали сбоить из-за сильных морозов, а к началу марта, то есть почти за 4 месяца, пассажиры разбили и поломали 18 "электронных дыроколов". Интересно, что в инструкциях, развешанных в транспорте, было сказано: "Внимание! Неработающий компостер не является оправданием для неоплаты проезда!". Несмотря на сложности с внедрением технической новинки, транспортники все же надеются перевести "на новые рельсы" все трамваи города.
Фото: vk.com Фото: ourdnepr.blogspot.com

Донецк

В феврале 2013 года в троллейбусах Донецка появились компостеры, отсутствовавшие с девяностых годов. Электронные терминалы установили только на машинах маршрута № 2 – одного из самых загруженных в городе. Интересно, что первых два месяца, пока в салонах троллейбусов еще работали кондукторы, они продавали только по одному талону в руки – чтобы к концу смены баланс сошелся и число проданных талонов соответствовало числу пробитых. Но все равно находились такие, кто билет покупал, но не компостировал, а выходил на ближайшей остановке. Несмотря на то что данная система оплаты проезда вводилась постепенно, не обошлось без серьезных накладок: кондукторов из троллейбусов убрали, а автоматы по продаже талончиков, которые установили на потокообразующих остановках, оказались нерабочими. Донецкие талончики имеют не очень высокое качество, поэтому ушлые дельцы бросились их распечатывать на принтере.

Городские власти израсходовали 3,6 млн гривен, чтобы купить 146 чешских компостеров для всех машин второго маршрута (по три на салон), а также установить 10 терминалов по продаже талонов (стоимостью 181 тысяча гривен каждый). Получается, что покупка и установка каждого еКомпостера обошлась в 12260 гривен, что в ценах ноября 2012 года, когда закупали устройства, составляло 1497 долларов. А вы говорите, что минские электронные компостеры дорогие – аж по 734 доллара. Но зато донецкие еКомпостеры оснащены большим цветным дисплеем и, судя по обозначениям на корпусе, могут также работать и как валидаторы для электронных карт. Как бы то ни было, а донецкая администрация считает, что даже при таких ценах проект выгоден: мол, на кондукторов тратили 20-25 миллионов гривен в год, а проект по оснащению всех троллейбусов электронными дыроколами обошелся всего в 21 миллион гривен. С начала нынешнего года электронные компостеры начали ставить и в автобусы, к концу года планировали оснастить электронными компостерами и трамваи, а к концу 2015-го – целиком избавиться от кондукторов.
Фото: donbass-info.com Фото: dn.vgorode.ua

Киев

С весны 2013 года электронные компостеры начали испытывать в автобусах № 60 и 61 украинской столицы, а с июня новшество распространили и на другие маршруты шестого автопарка, демонтировав старые механические компостеры. К первому июля в автобусах установили 431 электронный компостер, на которые в совокупности потратили 2 058 000 гривен. То есть стоимость одного еКомпостера с установкой составила 4776 гривен, что по курсу весны 2013 года составляет всего 586 долларов – ощутимо дешевле, чем в Донецке.

Интересно, что киевские компостеры принимают не все талончики, а только нового образца, на термобумаге и со специальным контрольным квадратом. На старые талоны прибор либо не реагировал, либо зажевывал их и выходил из строя. Впрочем, и новые утолщенные билетики, которые в производстве оказались на 20% дороже старых (с голограммной полосой), часто оставались без отметки: из-за смещения датчика компостер просто не распознавал вставленный талон.

В Киеве система городской электрички интегрирована в структуру пассажирского транспорта, поэтому пришлось отпечатать три вида билетов: на обычный наземный транспорт, отдельно на городские электрички, и совмещенные - на "электрон" и специальные подвозящие маршруты автобусов, троллейбусов и трамваев. Помимо бумажных талонов, компостер-валидатор умеет списывать стоимость поездки с единого электронного билета и Карточки киевлянина. До конца нынешнего года оснастить электронными компостерами планируют весь муниципальный транспорт Киева.
Фото: forum.metropoliten.kiev.ua Фото: transphoto.ru Фото: transphoto.ru

Батуми

Несколько десятков автобусов грузинского Батуми были оснащены электронными компостерами 1 июля 2011 года. Компостеры абсолютно идентичны минским: они изготовлены польской фирмой R&G. Зато талоны выполнены намного лучше. Во-первых, батумские билетики напечатаны на достаточно плотной бумаге, и проблемы вставить его в компостер не возникает. В Минске же билеты печатают на такой же бумаге, что и раньше, и слегка измятый билет уже не хочет пролазить в щель.

Во-вторых, на батумских талончиках исчерпывающая информация по их использованию приведена на двух языках - грузинском и английском. Население города – в десять раз меньше, чем в Минске, но здесь действительно позаботились о туристах.

Зато вот в Тбилиси, где в сентябрьские дни туристов больше, чем было в Минске во время чемпионата мира по хоккею, система оплаты проезда далека от дружелюбности к иностранцам: и на автоматах, выдающих билеты прямо в салоне автобуса, и на самих талончиках все надписи выполнены только по-грузински.

Стандартный батумский талончик рассчитан на две поездки (или на одну для двоих пассажиров). Есть также талоны на 6 и 15 поездок – после сгибания для пропечатывания в компостере такие многоразовые талончики выглядят как гармошка.
Фото: Александр Лычавко, TUT.BY Фото: matvey.kiev.ua
Фото: Александр Лычавко, TUT.BY

Ни в Минске, ни в украинских и прибалтийских городах, где был внедрен электронный компостер, на талончиках не сделали надписей на английском языке. А вот в Праге, например, для удобства туристов тоже есть английский текст.
Фото: cvut.cz Фото: delcampe.net
А вот так выглядит вскрытый электронный пражский компостер. Как вы думаете, стоит ли его начинка 700–1500 долларов?
Фото: wikipedia.org
Фото: wikipedia.org

Таллин

Электронные компостеры появились в городском общественном транспорте Таллина еще в середине двухтысячных. До этого похожая система применялась в эстонских электричках: финские устройства отрезали уголок билета и проставляли дату и время. Прожили эти компостеры примерно до 2004 года.

Что касается еКомпостеров на городских маршрутах, то поначалу их установили на двух новых и двух старых троллейбусах, двух автобусах и двух трамваях, - если учесть, что общее число машин на всех маршрутах сейчас составляет около 500 единиц, то можно понять, насколько постепенным и ненавязчивым было тестирование системы.

По некоторым данным, первое оборудование обошлось в 60 тысяч крон (примерно 3830 евро). Талончик нужно было вставить в компостер, а затем сдвинуть влево, чтобы компостер поставил печать. Хитрые "зайцы" сгибали талончик так, чтобы штамп проставлялся на голографической полосе, откуда его можно было легко стереть пальцами. Для борьбы с этими уловками городское собрание законодательно запретило подобные хитрости.

С февраля 2010 года пассажиры с бумажными талонами могли входить только через переднюю дверь: билетами пользовались всего 7% пассажиров. Любопытно, что в киоске можно было купить оптом сразу 10 талончиков. Такая книжечка обходилась на треть дешевле, чем десяток билетов, купленных по отдельности. Наконец, с 1 января 2013 года в Таллине отменили все бумажные талончики и проездные, а для жителей столицы и всех эстонских учащихся до 19 лет проезд стал бесплатным.
Фото: ftour.otzyv.ru Фото: wikipedia.org

Рига

Несмотря на то что первая в Латвии система электронных компостеров в городском общественном транспорте появилась (и продолжает работать) в Лиепае, более интересным представляется узнать об аналогичной системе в Риге.

Осенью 2006 года в один из трамваев в качестве эксперимента установили три электронных компостера, в начале 2007-го началась их массовая установка (производства чешской компании Mikroelektronika). На 252 вагона потратили 365 тысяч латов – в среднем по 1412 латов на один трамвай, или 2993 доллара по тогдашнему курсу, . По утверждению транспортников, уже к концу года устройства окупились.

В апреле 2008 года еКомпостерами стали оснащать и троллейбусы: на 318 машин было выделено 500 тысяч латов, или по 1572 лата (3332 доллара) на один троллейбус. Самое интересное, что уже тогда, в начале 2008-го, было известно, что жить дорогим девайсам лишь до следующей весны. С 1 марта 2009 года в Риге была внедрена система "э-талон" (электронные карточки), и первые два месяца обе системы действовали параллельно, но уже с мая остались только валидаторы для электронных карт.
Фото: wikipedia.org Фото: wikipedia.org
Летом в салоны минских автобусов и троллейбусов стали возвращаться обычные механические компостеры. Быть может, не стоило и затевать всю эту дорогостоящую возню с электронными девайсами, раз уж мы оплачиваем не время поездки, а всю ее целиком? А чтобы бороться с теми, кто пробивает билет, лишь завидев контролера, можно было применить простую и дешевую систему, которая уже десять лет работает в Гомеле: обычные механические компостеры красного цвета, совмещенные с электрическим реле. Пассажир нажимает кнопку – компостер пробивает билет. А водитель из кабины может отключить все компостеры в салоне.

http://news.tut.by/society/419926.html

Tags: tut.by, гаджеты, городская жизнь, журналистика, стацця, транспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments