Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Categories:

«Не выбрасывайте кости», «сдавайте цветущие растения», «требуйте мебель» – Минская реклама 1958 года

Сейчас минчане получают рекламные листовки в почтовый ящик и выбрасывают их, не глядя. А когда-то издания с рекламой лежали в квартирах на видном месте. Я изучил столичную печатную рекламу, которой перевалило за 55 лет.
   
        Специализированные рекламные издания, столь популярные сегодня (как правило, эти журналы чаще всего посвящены косметике), в советской семье полвека назад точно не водились. Зато во многих семьях имелся квартирный телефон, а значит, и место для телефонного справочника тоже имелось. И если справочник Минской городской телефонной сети за 1951 год представлял собой книжицу размером и толщиной с блокнот, то аналогичный справочник за 1958 год – это уже солидная книга размером почти с лист А4 и толщиной в 448 страниц. Причем почти треть его занимает коммерческая и социальная реклама.
   
       
   
        На более чем ста рекламных страницах чаще всего встречаются текстовые рекламные модули, иногда заключенные в рамочки или мелкие узоры, чтобы выделить важные слова на странице. Социальная реклама и коммерческая не отделены одна от другой: призыв покупать салаку в масле может соседствовать с призывом своевременно платить за телевизор. Социальная реклама направлена как на обычных граждан, так и на управдомов и комендантов жилых зданий.


«Одна не утепленная вовремя водопроводная труба может лишить водоснабжения население целого квартала и даже улицы. Струйка воды толщиной в спичку дает утечку до 40 ведер воды в сутки, неисправность бачка – до 1 000 ведер в сутки».

«Если вы хотите знать, как вырастить здорового ребенка, как предупредить заболевания, как сохранить свое здоровье, – посещайте кинолекторий Дома санитарного просвещения, где каждый четверг читаются публичные лекции на медицинские темы и демонстрируются научно-популярные кинофильмы».

«Граждане! Ведите постоянную, систематическую борьбу с грызунами (крысами и мышами) и бытовыми паразитами (клопами, тараканами, мухами и др.), которые являются переносчиками инфекционных заболеваний».

Несколько страниц отведено правилам дорожного движения, поведению детей на дорогах и правилам пользования городским электротранспортом. Правда, ретушер так хотел показать на одном снимке многообразие минского городского электротранспорта, что «нарушил» ПДД (один из участников явно движется на запрещающий сигнал), а трамвай КТВ-55 как будто и вовсе едет по рельсам встречного направления!

Вот образчик социальной рекламы, рассчитанной «на конечного потребителя»: «Граждане! Не реже одного раза в два месяца очищайте дымоходы от сажи. За услугами по очистке дымоходов от сажи обращайтесь в Добровольное пожарное общество г. Минска. Заявки принимаются в письменной форме с указанием количества топок и адреса дома».

А вот уже для управдомов: «Вовремя утепляйте водомерные колодцы, водоразборные колонки и водопроводные трубы, проходящие в подвалах, на лестничных клетках и в других неотапливаемых помещениях. Бережно относитесь к водопроводным приборам».

На нескольких страницах граждан призывают не выбрасывать всякий мусор, а сдавать его в утиль, причем не только металл и бумагу, но также и «изношенную одежду и другое тряпье» и даже кости (в городе работал и трест «Жиркость»): «Не выбрасывайте вторичное сырье, как ненужные предметы, а полностью собирайте и сдавайте по заготовительным ценам ближайшим заготовительным ларькам и разъездным сборщикам потребительской кооперации».

Вот где поучиться сегодняшним пропагандистам раздельного сбора мусора! Любопытно, что можно было сдавать не только утиль в заготконтору или лекарственные растения в аптеки. Так, Трест зеленого строительства Управления коммунального хозяйства и благоустройства Мингорисполкома поместил такое объявление: «В целях развития цветоводства среди населения города Минска трест производит скупку у населения цветущих и декоративных растений».

Различных артелей по раскройке тканей и пошиву модной одежды в Минске было, похоже, пруд пруди; немало среди них было артелей инвалидов. Хочешь тебе – покрывала жаккардовые, хочешь – комбинации вискозные, хочешь – изготовление плиссе и гофрировки и так далее. Почти каждое ателье, цех или артель предлагают «ремонт чулок капрон».

А модельная одежда из шелка и штапеля!..

Сразу три мебельные фабрики разместили свою рекламу: «Родина» (ул. Опанского, 85), мебельная артель имени Димитрова (ул. Старовиленская, 103) и Минская мебельная фабрика №2 (ул. М. Горького, 81). Вы все еще покупаете «икеевскую» мебель?

На вашей фабрике завалялся вагон велосипедов или пара ящиков рыболовных крючков? Оптовая база Главкультторга выкупит это добро и потом перепродаст в магазины.

Главное слово в рекламе – «Требуйте!»: требовать нужно буквально все – от баночки консервов до шкафов (так и написано: «Требуйте мебель артели имени Димитрова во всех мебельных магазинах»).

Универмаги предлагают всевозможные товары. Кстати, слово «всевозможные» встречается так же часто, как «требуйте».

А если нет нужды (или средств) приобретать товары в вечное пользование, всегда можно взять «предметы хозяйственного и культурного обихода» напрокат.

Но уж, конечно, игрушки нужно только покупать, а не брать напрокат. Может, кто-нибудь из читателей пояснит, что такое «Тележки с кирпичом» и «Будь осторожен», которые «вырабатывает» артель «Культпром»?

И не забывайте вовремя страховать ваше добро! Причем застраховать можно не только радиолу, велосипед или ковер успешного человека, но даже книги и ноты!

Немало места занимает реклама продовольственных товаров. Снова «Требуйте во всех магазинах», ведь обеды из консервов экономят труд и время трудящихся, а плавленые и пластические сыры содержат до 40% жира. Печень трески и вовсе на складах имеется в неограниченном количестве. Спустя пару десятилетий она станет дефицитом.

Многие объявления, как вы заметили, перегружены сложными конструкциями или просто написаны «кондовым» языком. Даже реклама минералки – это не просто «Пейте “Минскую”!», а непременно подробный состав, рекомендация хранить в лежачем положении и применять «преимущественно при пониженной кислотности или отсутствии свободной соляной кислоты в желудочном соке». Интересно, что пивоваренный завод относился к организации под названием «БелБродТабакТрест».

А хладокомбинат тогда назывался словом «холодильник».

Насытившись, самое время культурно провести время. Так, с детьми можно сходить на Детскую железную дорогу – она действовала уже четвертый год.

А можно было сходить и в кинотеатр «Детский» (ул. Энгельса, 12), ведь там в фойе «работают читальня, массовик, уголок аттракционов, буфет». К слову, многие кинотеатры старались завлечь зрителей не только фильмом, но и чем-то другим. Так, «перед началом вечерних киносеансов периодически выступают коллективы самодеятельности, артисты Белгосэстрады и Белгосфилармонии»; можно почитать газеты и журналы. А кое-где даже есть магнитофон!

И, конечно же, рекламная часть не могла обойтись без призывов покупать облигации трехпроцентного государственного займа. Эта реклама была выделена цветом и помещена на форзаце справочника – не всякий рекламодатель может себе такое позволить. Можно было выиграть аж сто тысяч рублей – этого бы хватило, например, на сто тысяч детских билетов на ДЖД, на 6 944 годовые подписки на издание ЦК КПБ «Блокнот агитатора», на абонементную плату за квартирный телефон коллективного пользования в столице на двести лет вперед или на поездку на такси «Победа», «Волга» или «ЗиМ-12» протяженностью целых 66 666 километров.


http://citydog.by/post/ads/
Tags: citydog, Минск, бренды и реклама, городская жизнь, журналистика, книги, старые вещи, стацця
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments