Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Categories:

Факты о Грузии, которые мы увидели сами. Часть 4

Мы со Снежаной ocherkistka пробыли в Грузии две недели в сентябре 2014 года. За это время мы проехали автостопом 890 километров (сменив при этом 21 машину), еще 380 км проехали на поездах (экспресс Батуми – Тбилиси и узкоколейная "кукушка" Бакуриани - Борджоми), еще примерно 150 км на пригородных/междугородних маршрутках и 40 км на такси между городами, - всего почти полторы тысячи километров. Мы беседовали с десятками водителей, попутчиков и пешеходов, продавцами магазинов, хозяевами хостелов и прочими людьми. Почти все нижеперечисленные факты мы видели сами, а большинство толкований различных явлений или событий нам рассказали сами грузины.

Часть 1 тут.
[Список тем]
Деньги
Грузинский язык и алфавит
Русский, английский и транслитерация
Туристы
Инфоцентры
Курорты и пляжи

Часть 2 тут.
[Список тем]
Полиция
Автомобили и водители
Таксисты
Магазины и обменники

Часть 3 тут
[Список тем]
Национальная еда
Кафешки
Минералка
Лимонады
Вода


Факты о Грузии, которые мы увидели сами. Часть 4
В этой части вы прочтете вот о чем:

Заводы
Мусор
Городской общественный транспорт
Канатные дороги


Заводы

Грузинских заводов осталось крайне мало, почти совсем нету их. Там и сям водители и пешие собеседники говорили нам, что заводы позакрывали, работать негде. Редкие работающие заводы, которые мы видели своими глазами, - это заводики по производству щебня. Обычно такой заводик находится у реки. На самом берегу реки, а то и просто – в реке, стоит экскаватор, он черпает со дна камни и нагружает ими грузовики. Грузовики въезжают по рампе и опрокидывают кузов в воронку, камни попадают на ленту транспортера, а потом исчезают в чреве дробильной машины. Вот так просто получается щебень. Если перемолоть камни получше – возможно, получится какой-нибудь компонент для производства цемента. Кстати, в Грузии много бетонных дорог: это связано с тем, что своего битума в стране не производится, его приходится привозить из Азербайджана за валюту, а вот дробильных установок много, и сделать дорогу из собственного бетона – намного проще. Поэтому асфальт кладут только на очень важные магистрали и городские улицы.

Еще один тип производства (назовем его так) – карьер по добыче песка. Мы сюда попали с водителями самосвала, которые пригласили поехать с ними и заодно по пути поглядеть Чиатуру с высоты. А карьер располагался где-то за Сачхере. Карьер работает днем и ночью, экскаваторщик продает песок "налево". Покупаешь этакий пропуск, действительный в течение дня, и один раз можешь наполнить машину. Но экскаваторщик-то в ночи не видит, что за машину он наполняет, поэтому некоторые успевают сделать по два рейса (нужно лишь доплатить вахтеру на въезде на карьер). Дорога к карьеру изготовлена из этого самого песка, отвратное сооружение, машины едут очень медленно и то и дело застревают, и их приходится выдергивать другим грузовиком или бульдозером.

Собственно, вот и все промышленное производство, которое мы видели в Грузии.


Мусор

В Грузии феноменально много мусора. Может, не так много, как где-нибудь в Индии или Египте, но для туриста из чистой Беларуси мусора здесь очень много. Там, где есть люди – обязательно будет мусор. А вот урны – явление нечастое, люди не спешат ими пользоваться. Один раз я здорово озадачил двух грузин тем, что не только выбросил пластиковую бутылку от минералки в мусорку, но еще и сплющил ее перед этим. В другой раз уже некий грузин меня озадачил. Это произошло в Чиатуре, на набережной черной от марганца реки Квирилы. Подошел некий гражданин и швырнул в реку пакет с мусором. К слову, в этой самой Чиатуре даже мусорные баки выброшены в огромную кучу – возможно, потому, что никто ими и не пользуется. А может быть, и наоборот: люди мусорят оттого, что мусорных баков не найти. Даже из окошек вагончиков канатной дороги народ бросает бутылки – мусором усеяны склоны, которые, разумеется, никто не убирает.





Мусором заполнены и редкие подземные переходы, причем не только мусором – грузины вполне степенно отправляются туда справлять нужду. В самый первый день нашего пребывания в Кутаиси мы воспользовались подземным переходом через улицу – и люди глядели на нас так, словно мы в этом переходе ночевали.

Города, туристические места, обочины и берега рек усеяны самым разным мусором. Даже в зарослях кустов вдали от дороги, где ищешь место для палатки, обязательно наткнешься на гору бутылок и бумажек.


Городской общественный транспорт

Городской общественный транспорт в Грузии представлен автобусами, маршрутками и метро (в Тбилиси). В целом отношение грузин к общественному транспорту можно описать так: раздолбать то, что осталось со времен Советского Союза, и забросить напрочь. Это относится и к городскому транспорту, и к канатным дорогам, и к железной дороге, о чем прочтете позже. Простой пример: в советское время троллейбусы были в 12 городах Грузии, сейчас остались только в Сухуми, в Абхазии, которая грузинскими властями не контролируется. Троллейбусные системы порезали в 2006-2010 годах, дольше всего продержался троллейбус в Гори. Представитель турфирмы уверял нас, что от троллейбусов избавились потому, что это неевропейский вид транспорта, - конечно, это совершенно надуманная причина. Основная причина - в каком-то транспортном раздолбайстве и халатности, свойственным грузинам.

Кое-где еще остались большие автобусы, хотя все чаще они заменяются маршрутками и китайскими бусиками, по размерам стоящими посередине между маршрутками и большими автобусами. Системы оплаты разнятся от города к городу. Как правило, в маршрутках платят сразу при посадке – обычно 70 тетри по городу и 2 лари в междугородных/пригородных. В кольцевом автобусе №1 в Кутаиси (он делает кольцо по городу, следуя по трем главным магистралям) платить можно и на ходу, но обычно все платят при выходе через переднюю дверь. В Тбилиси и Батуми устроены электронные системы оплаты – электрокомпостеры. Причем в Батуми это новые системы, информация на билетах дана на грузинском и английском, все понятно с первого раза. В Тбилиси, наоборот, все только по-грузински и максимально запутано, к тому частенько не работает как надо, - в одном из автобусов даже кондуктор не смог с первого раза пробить нам билет. При этом в Тбилиси предусмотрены льготы для студентов, со стороны это выглядит как шаманство: приложи карточку, нажми особую кнопку, брось монетки, - тогда с твоей карточки, как я понимаю, спишется не полная сумма. Контролер нам сказал: "Это для студентов, вам в это вникать не нужно". На билетах штампуется номер маршрута и время компостирования, только в Тбилиси еще и билеты сплошь на грузинском – кроме цифр, ничего не понять. Кстати, контролеры встречаются часто, могут один маршрут проверить два раза (с нами такое случилось: после первого контроля засунули билет в какой-то из карманов, а потом для вторых контролеров долго искали, в котором из карманов, но все же нашли и доказали, что мы не безбилетники). Контролерская бригада – это двое-трое мужчин, впрочем, и кондукторы тоже мужчины.



Грузинское метро интересно в первую очередь тем, что ни в вестибюлях, ни на станциях, ни в вагонах напрочь нету схемы линий! На станциях лишь висят таблички – до какой станции можно доехать, если сесть в ту или иную сторону, но как эти станции ориентированы в пространстве, в какой части города находятся – совсем понять нельзя. Что интересно, большинство карт Тбилиси, которые продаются в киосках (или выдаются в инфоцентре) захватывают лишь центр города, и понять, где находятся окраинные станции метро, тоже невозможно! В остальном – метро как метро, напоминает московское, только без излишеств, поезда привычные, но покрашены в цвета флага. Названия станций объявляют по-грузински и по-английски.

Вторая выдающаяся особенность – это карточки Metromoney, которыми можно также оплачивать проезд на канатной дороге и некоторых маршрутках. Выдающимися эти карточки делает система их возврата. На каждой кассе указано, что карточку после использования можно сдать обратно и получить 2 лари (чуточку больше 1 доллара). В последний день нашего пребывания в Тбилиси я попытался это сделать, но кассирша, лукаво усмехнувшись, сказала, что нужно предъявить паспорт и чек на покупку этой карточки. Поскольку мы все чеки сохраняли (для контроля расходов), то, порывшись в сумке, я его нашел и снова пошел в кассу. Кассирша снова лукаво усмехнулась, достала бланк размером с половинку листа А4 и заполнила в нем 9 (!!!) разных полей и дала мне расписаться, после чего я получил свои законные 2 лари. Прибыль невелика, зато я изучил эту систему в действии.


Канатные дороги

Насколько нам известно, именно в Грузии появились первые в СССР регулярные пассажирские канатные дороги, и произошло это в городе Чиатура в 1953 году. Нам довелось проехаться на канатках в Кутаиси, Чиатуре и Тбилиси, еще мы наблюдали канатку в Борджоми, но не катались по ней. Отношение к канатным дорогам у грузинских властей – как и к другому общественному транспорту: пока работает – ладно, когда состарится – забросим к черту. Так, в Тбилиси мы наблюдали заброшенную станцию канатной дороги в парке, где расположен этнографический музей, - от станции осталось только коробка здания. С другой стороны парка Ваке мы видели еще одну канатную линию, идущую к Черепашьему озеру (Кус Тба), – там еще сохранились провода, стекла в здании и сами вагончики (хотя и с выбитыми стеклами). Эта линия закрылась уж более чем несколько лет назад – и так и остается в брошенном состоянии. Властям и в голову не придет, что вагончики можно было бы отправить в Чиатуру, где новые (пусть им уже, наверное, пошел второй десяток лет) вагоны были бы очень кстати. Зато в 2012 году в Тбилиси открыли новую канатку, очень современную, которая ведет на крепость Нарикала и которую можно оплачивать карточками Metromoney (стоит 1 лари). И есть планы по постройке еще двух канатных дорог. Словом, хай-тек соседствует с заброшкой, и странно, что не доходят руки хоть как-то перераспределить излишки.





Столица канатных дорог – Чиатура. По разным сведениям, здесь действовало около двух десятков линий. Мы прокатились по четырем линиям – больше не нашли. В западной части города есть станция-хаб, откуда линии ведут сразу по трем направлениям, но в тот день работали только две линии. Проезд стоит 40 тетри (и вверх, и вниз, хотя кое-где указано, что вниз бесплатно), на одной из этих двух линий (ведущей на юг) используются очень вместительные вагончики: нас вместе со школьниками набилось 13 человек. Кондуктор – один на несколько линий: съездил по одной, перешел в вагончик другой станции, отправил-привез пассажиров. Специально для меня открыл на ходу дверь, чтобы я пофотографировал. В восточной части города – еще одна станция, самая старая, с большим медальоном, выложенном камнями и изображающим профили Ленина и Сталина. Эта станция открылась в 1953 году, и вагончики на одной из ее линий не менялись с самого открытия.





По этим линиям (которые ведут к марганцевым шахтам и общежитиям) проезд бесплатный, и школьники после уроков то и дело катаются вверх-вниз. Здесь ограничение по наполняемости – 6-7 человек вроде, на верхней станции вагончик стоит минут 10, тут же находятся микровагончики на одного человека – наверное, ремонтные. Вагончики идут прямо над автодорогой и выглядят как пепелацы из фильма "Кин-дза-дза". Недалеко от этой станции есть еще одна, тоже заброшенная, хотя трос и колеса еще остались, но вот вагончиков уже не было видно. Самая длинная линия – 280 метров (в западной части города), а самый большой перепад высот – 80 метров - в восточной, шахтерская линия с синими вагончиками с круглыми иллюминаторами. Ходили слухи, что канатки окончательно прикроют из-за сильных убытков; жители говорят, что вроде как французы решили построить новые линии.





Предлагаю посмотреть занимательное видео с чиатурскими канатными дорогами - я наложил на это видео пепелацовую музыку:



Канатная дорога в Кутаиси не столь живописна, в целом город более плоский, нежели Тбилиси или Чиатура, а грязный цвет реки и вовсе убивает впечатление от высотных панорам. На верхней станции находится парк аттракционов, и если эти развлечения вас не интересуют, то и поездка по канатке может показаться скучной. На верхней станции вагончик стоит минут 15, сами вагоны относительно новые (система открылась в 2008 году). Но при этом окна уже изрядно зацарапаны, фотографировать неудобно.



Часть 5 тут
[Список тем]
Железная дорога
Авиация
Мобильная связь и пополнение счета
Бездельники

Часть 6 тут
[Список тем]
Грузинские президенты и премьер-министры
Отношение к СССР, России и Беларуси, а также соседям
Войны
Некоторые обычаи
Всяк грузин свое Зугдиди хвалит


Tags: Грузия, городская жизнь, походы, старые вещи, транспорт, чудеса
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments