Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Category:

Ольманские болота - 2014. Полный отчет. Часть 1

Ольманские болота - крупнейший в Европе комплекс верховых, переходных и низинных болот, сохранившийся до наших дней в естественном состоянии. На территории болот в белорусской части создан заказник площадью 94.219 гектаров, - это как три Минска, вместе взятых.

На длинные ноябрьские выходные 2014 года мы снова отправились туда, чтобы пересечь болота с востока на запад. Я был в тех местах неоднократно: в 2009 году мы с Альгердом впервые прошли болота насквозь и повторили это большой группой в ноябре 2011-го; в 2010 и 2013 мы ходили в поход вдоль Ствиги: из-за высокого уровня воды и нехватки времени пришлось отложить пересечение заказника. Снежана Инанец была с нами в походах 2011 и 2013 годов. Сергей Чернобай и Настя Москалева в этих местах были впервые, небольшой опыт ходьбы по болотам у них был.

Поход был рассчитан на 4 дня:
1 день – заброс и лесная часть похода
2 и 3 дни – болотная части похода
4 день – небольшой болотный кусочек и выброс

Обычно мы собираемся в деревне Букча Лельчицкого района (каждый добирается самостоятельно) и потом все вместе идем по протоптанному маршруту, успевая к вечеру добраться до ЗиЛа (все важные места и названия объясняются в тексте). В этот раз, ввиду малочисленности участников, Саша Гриб согласился нас забросить на машине в деревню Корма – она находится между Букчей (в 3 км от нее) и лесом, почти необитаема, магазинов нет.

Текст Снежаны набран курсивом, в остальных случаях его написал я, Алекс "Диггер" Лычавко.

Примечание. Все путевые точки отмечены на карте "в трех ипостасях": на карте Генштаба 1974-1979 гг., на карте РККА 1931-1933 гг. и на космоснимке GoogleMaps 2013-2014 гг. Километраж представлен в виде записи (+Х км =У км), где Х - расстояние от предыдущей точки, а У - расстояния от старта маршрута (дер. Корма). Расстояния между точками приведены по кратчайшему треку нашего пути, без учета ошибочных блужданий по "вилочным ответвлениям".

Кликайте на карту (сразу три в одной) - она откроется в полном размере (4.679х2.470 пикселей, 6,32 Мб).



Вступление. Как мы в поход выбирались

Поход был под угрозой, потому что до самого выхода из дома и еще чуть-чуть мы с Сашей не знали, едет ли с нами кто-то вообще. Альгерд, знатный ходок по Ольманам, до последнего думал: то ли с нами, то ли в Карпаты. Кажется, выбрал Карпаты, кажется – и туда не попал. Женя Голуб очень, очень хотел в Ольманы. Женька вообще болотный ценитель, и если у него не получается пойти в болото, или в походе внезапно болота не оказывается (и такое бывало), он очень печалится. К чести Жени сказать, он до последнего надеялся вырваться в Ольманы. Даже зная, что у него на полдень понедельника – билет на самолет в Турцию из "Минск-2", он все звонил Саше и пытался прикинуть, успеем ли к тому времени вернуться. Шансы обернуться по Ольманам за три дня были, но прецедентов таких в нашей практике не было, а потому обнадеживать Женю наверняка так заранее не мог никто. Болото все-таки. Еще должен был пойти в Ольманы Саша Петухович (Гриб). Собирался, надеялся. Но передумал и сказал "А поматрасничаю-ка я дома". Однако Саша в этом походе все равно нам несколько раз чрезвычайно помог. Сережа Чернобай все уговаривал спутницу Настю пойти с ним, но тоже было непонятно, идут ребята в поход или нет.

И вот стоим мы с Сашей дома и думаем, как рюкзаки паковать.
- А вдвоем если – пойдем? – спрашивает у меня Саша.
- Пойдем.

Говорю так, а сама думаю: идти вдвоем в Ольманы – это, конечно, романтично, но вытащить в случае чего своими силами Сашу из болота вряд ли смогу. А места там глухие, как бы не стать там современными полесскими робинзонами. Ехать мы собирались с вечера автостопом до Солигорска, вписываться у Саши Гриба. Он любезно предложил подкинуть нас аж до Букчи в качестве компенсации за то, что сам на поход подзабил. На остановке "Институт культуры" мимо нас проехал автобус. Саша посмотрел на него и говорит: «Ааа, там внутри Настя с Чернобаем! Кажется…».

Оказалось, что они там и правда были. И они как раз в этот же момент, как и мы, в темноте осеннего вечера, ехали на трассу, к выезду из города. И жизнь как-то сразу заладилась и стало понятно: поход будет, вчетвером же!


День  первый. Есть ли жизнь после ЗиЛа

Саша Гриб отвез нас не просто до Букчи, а за нее - аж на северо-западную окраину деревни Корма. Таким образом, задолго до обеда мы проделали уже значительную часть пути в сторону Ольманских болот, а не зависли где-нибудь в Букче, как уже бывало в 2011-м. Распрощались с Грибом, который выдал Сергею и Насте палатку, и начали поход.



Саша Гриб, Настя Москалева, Алекс Диггер, Снежана Инанец, Сергей Чернобай. Прям "Тайна перевала Дятлова" какая-то.

WP01 Старт (0,00 км)
Северно-западная окраина деревни Корма. Дальше дорога идет на запад полем, вдоль канала, а потом нужно нырнуть в заросли - там будет мостик через еще один канал. Вскоре после этого выходим на песчаную горку с лесом (справа) и огороженным загоном (слева). Это Дворец Волопасов.

WP02 Дворец Волопасов (+1,768 км = 1,768 км)
Раньше здесь стоял небольшой грузовой автоприцеп, домик на колесах, в котором жили (или просто пребывали время от времени) пастухи. Его мы с Альгердом и называли Дворец Волопасов. Вагончика давно нет, а название осталось. Здесь надо пойти направо, на северо-запад, по хорошей наезженной дороге, к Стульчикам.

WP03 Стульчики (+0,825 км = 2,593 км)
Здесь развилка дорог, в развилке стоят несколько выпиленных из колод стульчиков (гниют потихоньку, но мы тут иногда перекусываем), тут же, справа от дороги, - беседка. Нужно выбрать левую дорогу (то есть, чтобы стульчики остались справа-сзади) и идти дальше на запад. Хорошая наезженная лесная дорога без развилок приведет нас к Вагону.

Очень часто на деревьях можно увидеть борти. Похоже, древний промысел в этих краях до сих пор местные жители используют широко. Смеемся, что надо попробовать залезть - поискать там меда… и пчел.



Саша, как всегда, не может пройти мимо "чернильных" бутылок. Сам не пьет, но за бутылками гоняется, из-за ярких названий на этикетках, порой совершенно лирических и незабываемых. Вот тогда коллекция пополнилась элегантным "Мадерное".



Поскольку компас с собой у нас был один (не считая двух GPS-навигаторов), то сильно не хватало второго. Обычно, если в походе два компаса, вероятность заблудиться возрастает: какому верить, если показания отличаются? Мы шли, шутили об этом и… нашли второй компас. Саша нашел. Правда, оказался он почему-то разобранным, но все равно перекочевал в рюкзак нового хозяина.



WP04 Вагон (+9,855 км = 12,448 км)
Немного к северу (справа) от дороги, на какой-то не то просеке, не то бывшей дороге (судя по космоснимку, это одна из старых дорог на Мерлинский полигон) стоит полуразваленный вагон непонятного предназначения без колес, - один остов сохранился от него, да на земле валяются оторванные двери. Пол местами прогнил - ходите осторожно. Вагон этот виден с основной дороги. Здесь уже недалеко до Ствиги, но пока что будет еще один небольшой мостик.



WP05 Мостик (+0,788 км = 13,236 км)
Справа (к северу) от дороги, в нескольких десятках метрах, виден мост. Этот мост стоял некогда над, надо полагать, одним из старых русел Ствиги у деревни Колки и вел на полигон, но сейчас русло, похоже, превратилось в затоку. Мостик основательно прогнил.



На западном берегу рядом с мостом растет груша - если вы придете сюда в сентябре-октябре, то сможете набрать маленьких, терпких ядреных груш. Мы с Альгердом в октябре 2009-го набрали их множество.


Снежана сидит под грушей

WP06 Мост через Ствигу (+0,427 км = 13,663 км)
Еще в 2011 году мы смогли переправиться по самому мосту, но с тех пор несколько секций окончательно прогнили и рухнули, и теперь через реку нужно переходить по броду, немного южнее моста, - туда ведет дорога, и видно, что бродом активно пользуются как пешеходы, так и на машинах (тем более что тут и джип-триал проводили).





Какое блаженство: пройдя с десяток-другой километров, разуться и, надев на распаренные уставшие ноги рыбацкие сапоги, пойти через реку вброд. Мы с Настей были в полном восторге, потому как бодрит это примерно как приятный душ после сложного дня. Идешь - а сапоги под давлением сжимают прохладой ноги.



Отшагав более половины задуманного на сегодня пути, устраиваем обед-перекус. Все четыре дня похода у нас будет соблюдаться такой режим: утром и вечером готовим еду на костре, а на обед делаем перекус без готовки, но с чаем-кофе из термосов. Так экономим время и силы: во время обеда охота посидеть, вытянув ноги, а не ходить туда-сюда за дровами.



Вскоре после моста дорога под острым углом вливается в другую дорогу, и нужно свернуть направо, на северо-запад. А еще через полтора километра снова будет эпохальная развилка.

WP07 Развилка в квадрате 133 (+1,544 км = 15,207 км)
Лесной квадрат №133 (если верить генштабовской карте), развилка равнозначных дорог. Нужно выбрать ту, что правее. Интересно, куда ведет более левая.

WP08 Сгоревший мост (+2,528 км = 17,735 км)
Мост через один из каналов - притоков Ствиги. Примерно в 2010-2011 годах мост сгорел, в 2011-м мы уже шагали по обуглившемуся. Но пройти еще можно.



WP09 Задний Мост (+3,233 км = 20,968 км)
Еще один мост через канал, здесь мы набираем воду для ночевки (само место ночевки чуть дальше). Вода проточная, но в период засухи и низкой воды она не течет бурно через опоры моста, а где-то невидимо просачивается. Тем не менее, она чистая, ее можно спокойно пить. В 2009-м мы с Альгердом заметили в воде у моста какие-то детали подвески автомобиля - мы предположили, что это автомобильный задний мост. Таким образом, и сам мост через канал получил название Задний Мост. А само традиционное место ночевки - в 300 метрах севернее, у развилки, которая называется ЗиЛ.

WP10 ЗиЛ (+0,374 км = 21,342 км)
Прямо (на север) уходит дорога на Теребличи, а налево (на запад) - в Ольманские болота. Здесь хорошая песчаная горка, удобное место для ночевки. Место получило название "ЗиЛ" в честь крышки от капота грузовика "ЗиС" (скорее всего, модели 151), которая здесь валялась по крайней мере с 2008 по 2011 годы. Так что правильнее было бы назвать и само место - "ЗиС", но в своем отчете 2009 года я написал рифмой, виртуально обращаясь в Гаврилу Ноговицыну, который прошел тут годом ранее и сфотографировал эту крышку от капота, - "Гавриил, вот ваш ЗиЛ". Так что за местом закрепилось название ЗиЛ. В этот раз (ноябрь 2014) мы крышки от капота уже не нашли. Может, утянул на память кто-нибудь из тех, кто здесь гонялся во время джип-сафари. Крышки нет, а топоним прижился.


Место ночевки у ЗиЛа


Крышка от капота в 2011 году. Фото Александра Петуховича

Если не тупить и если воды на дороге немного, то за один ходовой день можно целиком пройти участок Корма - ЗиЛ. Более того, можно еще успеть доехать до деревни Букча, что перед Кормой. Так, в октябре 2009 года мы с Альгердом проснулись у поворота с трассы Р128 (от Турова на Лельчицы), проехали автостопом 24 км до Букчи и прошли пешком до Кормы и дальше до ЗиЛа, причем к месту ночевки пришли еще засветло. В ноябре 2011 года мы с Леной стартовали у поворота на рыбхоз озера Белое (это еще на трассе М10, между Микашевичами и Житковичами) и проехали автостопом еще больше: 85 км, и в тот же день группой из шести человек пришли к ЗиЛу, при этом Сгоревший мост переходили уже в темноте. В обоих случаях воды на дороге было немного. А вот в ноябре 2010 года нам и ехалось слабо, и воды на дороге было полно (застаивается в ямах), поэтому мы много времени тратили на преодоление этих огромных луж, и в итоге за световой день не успели даже до Ствиги дойти. Словом, раз на раз не приходится, но если идти ударно и нигде не задерживаться подолгу, то за день можно пройти весь участок от цивилизации до ЗиЛа.


День второй.  Где находится Крэнберри Плаза

Во время завтрака пришлось провести ревизию всех съестных припасов и точно распределить, что в какой день будем готовить. Оказалось, что еды ровно-ровно впритык. Позже выяснится, что к тому же часть еды (например, тушенку, на которую мы рассчитывали) Серега забыл у Саши Гриба дома. Не страшно, но у меня, как ответственной за кухню, некоторую тревогу ситуация с провиантом вызывала.

Утром второго дня, через 15 минут после выхода с ЗиЛа, мы проходили развилку с большой противопожарной просекой. Здесь я неправильно поставил путевую точку, и верные координаты не зафиксировал. Просека (как видно - недавно обновленная) тут неспроста, потому что примерно от Заднего Моста лес справа от дороги (то есть, к востоку и северу) основательно подгорел, запах пожара стоит до сих пор. Еще чуть более чем через 20 минут после просеки нас ждет очередная развилка и Клюквенный Шалаш.


Видны следы лесных пожаров

WP11 Клюквенный Шалаш (+2,730 км = 24,072 км)
Дальше подобные строения нам будут попадаться еще не раз, но пока что это первый Клюквенный Шалаш. Назван он так потому, что их строят сборщики клюквы и живут в них неделями и даже месяцами. В отличие от Клюквобазы (встретятся позже), этот шалаш можно назвать базой с большой натяжкой, потому что возле него мы не встретили колодца. Да и шалаш уже давно не шалаш, а просто перекладина с жердями, а укрывающий целлофан не то сгнил, не то сожгли или просто утащили. Здесь развилка дорог: вправо (на север) уходит просека, а налево (на юго-запад) и прямо (на запад) - дороги. Очень скоро, почти сразу, дорога прямо переходит в заболоченную просеку. Нынче здесь совсем не было воды, и мы прошагали ее в ботинках, но в прошлый раз приходилось переобуваться в сапоги. Заболоченный участок совсем небольшой, и вскоре наша дорога вливается в другую, походящую слева.



WP12 Вливание просеки в дорогу (+0,283 км = 24,355 км)
Слева подходит дорога - возможно, это вливается та дорога, которая на развилке у Клюквенного Шалаша уходила влево. Карта Генштаба утверждает, что в этом месте должно быть и разветвление: прямо (на запад) уходит просека, а направо (на северо-запад) - тропа. На самом деле ничего подобного мы не заметили, и после примыкания дорога продолжает идти прямо, на запад. Вскоре нашу просеку пересекает другая, основательно заросшая, уходящая на север. Мы прошагали по этой просеке на север примерно с километр в надежде пересечь нарисованную на карте тропу, пересекающую нашу заросшую просеку с востока на запад, но никакого намека на тропу нет. Пришлось возвращаться к нашей прежней просеке и идти по ней дальше на запад. Очень скоро просека перешла в открытое болото. На болоте растет высохшая трава - очень высокая, в человеческий рост, а кочки то и дело уходят под воду. Довольно сложное для прохождения болото.





Один ольманский житель описал такие высокие заросли на болоте словом "нетра". А вот канал, нарисованный на карте, наоборот, оказался крохотным ручейком в ступню шириной. В целом скорость передвижения была очень низкой. После болота мы продолжали идти по азимуту, потому что просека иссякла еще перед болотом. Но вскоре нам повезло, и мы вышли на тропу, - она подошла к нашему азимуту откуда-то слева. В этом месте я снова ошибся в манипуляциях с навигатором и поставил точку не в том месте. Несмотря на то, что по карте тропа идет почти строго на запад, на деле же она огибает местность с севера, делая этакую огромную букву "П". Примерно на полпути этой "П" мы встречаем колодец.

WP13 Колодец (+2,628 км =26,983 км)
Первый колодец на нашем пути. Правда, сейчас он высохший, но не в такую засушливую осень наверняка наполнен водой.

WP14 Перекресток (+1,292 км = 28,275 км)
В этом месте, скажем, у основания левой "ножки" нашей большой "П" наша тропа пересекается с большой тропой. То есть, ситуация соответствует генштабовской карте. Вот только непонятно, почему мы не смогли найти эту большую тропу, будучи восточнее, сразу после выхода из болота-"нетра"? А вот некто Андрей "Bravo913" Земцов из Гомеля, прошедший через Ольманы в октябре 2013-го, смог выйти на эту большую тропу, но он подошел к ней с юга. Можно предположить, что эта большая тропа начинается "ниоткуда", из болота. Как бы то ни было, идем дальше, уже по нормальной широкой тропе.

WP15 Колодец (+0,731 км = 29,006 км)
Еще один высохший колодец. Но уже через несколько сот метров нас ждет нормальный колодец.

WP16 Колодец (+1,030 км = 30,036 км)
Справа (к северу) от дороги, буквально пяти метрах. В эту засушливую осень в этом колодце была вода - желтоватая, но прозрачная, можно пить не опасаясь. Вскоре после колодца начинается высокая вытянутая на юго-запад гряда, и хоть на карте тропинка нарисована по самой вершине, на самом деле она идет у подножия гряды, по краю болота. Эта гряда называется урочище Колокол.

WP17 Развилка (+1,917 км = 31,953 км)
Развилка двух тропинок - мы выбираем ту, что отходит вправо. Между тем стремительно смеркается.



WP18 Cranberry Plaza (+0,555 км = 32,508 км)
Cranberry Plaza - это большая, капитальная база клюквенников. Здесь основательный навес из бревен, переложенных мхом и целлофаном; свежий, выкопанный в песке колодец с абсолютно чистой водой (рядом еще один свежий, но там вода помутнее; в прошлый раз рядом с этой базой был старый колодец с довольно желтой водой); выкопанный в земле холодильник (даже банка с соленьями нашлась). Под навесом хранятся с полдюжины армейских котелков, немало фарфоровой посуды и ложек-вилок, можно найти еду и приправы, а за навесом скопилось с десяток пустых стеклянных банок.









Место очень предрасполагает к ночлегу, тем более что сюда мы пришли уже в сумерках. Сама база находится чуточку в сторонке от тропы.



Благодаря  этой клюквобазе удалось немного пополнить свои съестные припасы. Из-за забывчивости Сережи с Настей еду, напомним, делили очень строго. Тут же нашлись соль, лук, сахар, полбуханки высохшего хлеба и пригодная для еды рыбная консерва. По всей видимости, клюквенники набирают столько ягоды и уходят с Ольманских болот в таком хорошем настроении, что тащить с собой хозяйственные мелочи и остатки еды нет никакой нужды. Клюквенникам следующего сезона, кстати, мы оставили благодарственную записку.



Место уютное настолько, что Сергей Чернобай ночевал в самом шалаше, укутавшись в ватные одеяла клюквенников. Впрочем, выглядели сами одеяла не очень презентабельно.



Если в первый день мы прошли больше 22 километров, то во второй – только 13. Но устали сильно -  наверное, выбили из сил именно "нетра". Вечером со стоянки, кстати, позвонили Жене Голубу. Он тогда в Турцию еще не улетел. Рассказали про знатное место, на котором ночуем, поделились радостью и подразнились немного заодно. Тут же мы нашли для него подарок – красивую фарфоровую тарелку, расписанную "под гжель", но изготовленную в Украине.

Окончание отчета здесь:
http://incopolis.livejournal.com/251191.html
Tags: Беларусь, Ольманы, болото, карты, навигация, походы, снаряжение, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments