Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Categories:

Американские гонки: стартовал сезон Indycar'2015

Четыре года назад я сравнил основные гоночные серии с открытыми колесами, в мае того же года попытался выяснить, что же интереснее: Формула-1 или Индикар? Этот анализ я повторил три сезона спустя, в ноябре 2013-го, - все коренным образом поменялось!

Недавно стартовал очередной сезон автогонок Indycar, и я теперь пишу обзоры сезона этих гонок. Раньше я писал обзоры сезонов Формулы-1 на сайт Open.by, но с января 2015-го он закрылся, и теперь я могу пристрить свою гоночную аналитику на сайт Dealerhall.by. "Индикар" - очень интересная серия, не менее интересная, чем Ф-1. Жаль только, что русских трансляций почти не найти, да редко какой сайт пишет новости это серии. А я вот собрал основные сведения про сам чемпионат, команды и машины, пилотов и трассы, и написал предобзор сезона и краткие итоги первого этапа.

Интересно? Тогда читайте

В конце марта стартовал американский чемпионат по автогонкам с открытыми колёсами — Indycar. В Европе он не так сильно популярен, как «Формула-1», хотя ранее некоторые этапы серии проводились и на европейских трассах, а некоторые пилоты — выходцы из Ф-1. Давайте посмотрим, что готовит нам «Инди» в этом году.


У «Индикара» и «Формулы-1» немало отличий и общих черт. И там, и тут гоняются на высоких скоростях, машины похожи, трассы частенько — тоже. И несмотря на то, что в «Инди» команды не так вольны делать с техникой, что захотят (в отличие от Ф-1), зато на трассе и в рамках чемпионата вообще различных отклонений от строгости, свойственной «Формуле-1», достаточно.

Техника

Автомобили строятся не самими командами, а единым поставщиком шасси — компанией Dallara. Раньше в американских «оупенах» было ещё несколько поставщиков — Lola, Reynard, Panoz, — но с момента объединения серий CART и Indycar в плане шасси царит монополия. Зато что касается двигателей, то тут большее разнообразие: в чемпионате присутствуют Chevrolet и Honda. У японской компании дела здесь идут намного лучше, чем в Ф-1. В 2012 году одна из команд весь сезон использовала моторы Lotus: тогда у малайзийской компании были шапкозакидательские планы обеспечивать силовыми установками сразу несколько чемпионатов. Но ни в Ф-1, ни в «Инди» чуда не произошло, и лучшим результатом Lotus в Indycar стало лишь девятое место, а из четырёх клиентов к концу сезона у фирмы остался лишь один.

С тех пор поставщиков моторов осталось два, причем с нынешнего сезона они также предоставляют командам аэродинамические обвесы для болидов, да ещё в нескольких вариациях: для овальных трасс и для «роудкорсов» — автодромов европейского типа. Мотор имеет объём в 2,2 литра и, в зависимости от конфигурации для того или иного типа трассы, может выдавать до 700 л.с. мощности. За счёт того, что командам не приходится самим разрабатывать болид и мотор, стоимость основных компонентов является очень низкой на фоне «Формулы-1». Так, моторы на одну машину стоят около 700 тысяч долларов в год (в 2012-м руководство серии ограничило эту величину планкой в 690 тысяч), ещё примерно столько же стоит само шасси. А в «Формуле-1» в минувшем сезоне движки на год стоили от 15 до 23 миллионов евро.

Команды и пилоты

В прошлом году в чемпионате участвовало 13 команд. Правила разрешают участие не на полном расписании, а на частичном и даже на одной гонке чемпионата, — заработанные очки пойдут в общую статистику. Несколько команд каждый год заявляются только лишь на 500-мильную гонку в Индианаполисе. Машины необязательно должны иметь одинаковую раскраску — под каждого спонсора своя ливрея, а спонсор, как правило, спонсирует не всю команду, а отдельного пилота. Есть спонсоры — команда может выставить больше гонщиков, а нет — так и с одной машиной можно весь чемпионат успешно отыграть.

В прошлом году команда Andretti заявляла аж пять разных гонщиков, а у Chip Ganassi все четыре пилота приняли участие во всех гонках сезона. Привлечению спонсоров может способствовать и то обстоятельство, что в «Инди» получают очки абсолютно все пилоты, даже если они не смогли стартовать в самой гонке, но приняли участие в квалификации или практике. Таким образом, потенциальные меценаты напрямую и довольно легко могут сравнивать уровень выступления пилотов и команд: скажем, некто Джон Доу набрал за сезон 200 очков, а некто Билл Смит всего 100, — значит, первый гонщик успешнее. Согласитесь, это удобнее, чем высчитывать, кто показал в «Формуле-1» более высокий результат: Вася Пупкин, занявший в сезоне три восьмых и четыре пятнадцатых места, или Петя Иванов, занявший четыре девятых и пять двенадцатых мест.

В этом году участие подтвердили 12 команд, всего в заявочном списке на разные этапы числится пока 29 пилотов, из них во всех этапах примут участие 19 гонщиков (в прошлом сезоне из 36 гонщиков 21 соревновались на полном расписании). Так сложилось, что гонщики Indycar почти не добиваются успеха в «Формуле-1», а вот в обратном направлении удачи случаются чаще. В этом году четыре пилота, ранее соревновавшихся в Ф-1, будут участвовать в «Индикаре»: Такума Сато, Джастин Уилсон, Себастьен Бурдэ и Хуан-Пабло Монтойя (а Уилл Пауэр в 2004 году был тест-пилотом Minardi). Джастин Уилсон, например, в Ф-1 не поднимался выше восьмого места, а в ChampCar/Indy у него 7 побед и ещё 18 финишей на подиуме. Из чемпионов Indycar и ChampCar/CART прошлых лет на трассах можно будет увидеть следующих пилотов: Уилл Пауэр (чемпион 2014 года), Скотт Диксон (2003, 2008, 2013), Райан Хантер-Рей (2012), Тони Канаан (2004), Бадди Лазье (2000), Себастьен Бурдэ (2004-2007), Хуан-Пабло Монтойя (1999).

Также чемпионат может похвастаться тем, что в нём принимают участие женщины, — в отдельные годы одновременно на трассе было сразу пять пилотесс. В сезоне-2015 будет только одна дама: Симона де Сильвестро.

К сожалению, российский пилот Михаил Алёшин, который провел полный сезон в прошлом году за компанию Schmidt Peterson, в этом году участвовать не будет: санкции против России сказались на деятельности спонсоров гонщика. А ведь Михаил хорошо завершил сезон, семь раз финишировал в топ-10, лидировал в «Индии-500» и завоевал второе место на этапе в Хьюстоне, а в итоговом протоколе по итогам чемпионата занял 16 место — место выше пяти других пилотов, выступавших на полном расписании.



Пит-стоп Элио Кастроневеса. 2014

Трассы

Существует стереотип, что, мол, «Индикар» — это где только по овалу гоняются, знай себе поворачивай налево и ни о чем не думай. Но это расхожее мнение давно уже не соответствует действительности. Так, на этот год в календаре 16 этапов (первый этап — бразильский — отменили незадолго до старта чемпионата). Из них на овальных треках — 6 гонок, на «роудкорсах» (автодромах европейского типа) — 6 гонок, на городских трассах — 4 гонки. И те пилоты, которые традиционно сильны на овалах, зачастую менее успешно выступают на дорожных треках, и наоборот. Например, Уилл Пауэр считался специалистом как раз по «роудам» и «стритам», что долгое время не позволяло ему успешно выступать на овалах и стать чемпионом серии.

И если в «Формуле-1» средняя дистанция гонки составляет около 300-310 км, то в «Инди» и 500 км не редкость, а этап «500 миль Индианаполиса» — это все 800 километров, и таких пятисотмильных гонок в календаре на этот год значится три. Общая дистанция всех 19 Гран-При Формулы-1 в 2014 году составила 5.717 км, а 18 этапов «Индикар» — 6.968 км; то есть, в среднем один этап Ф-1 имел протяженность 301 км, а один этап «Инди» — 387 км.

Заодно скажем и про скорости. В прошлом году на квалификации «500 миль Индианаполиса» обладатель поул-позиции Эд Карпентер показал скорость в 371,866 км/ч, а победитель гонки Райан Хантер-Рей — среднюю скорость 300,244 км.



Борьба Дарио Франкитти и Скотта Диксона

Конкуренция

Интересно ли смотреть гонку зрителям? Не приходится ли видеть, как один герой раз за разом выигрывает этапы, а все остальные где-то плетутся в хвосте? Возьмем статистику за последние два года и сравним с «Формулой-1».

Formula 1:


  • 2013 5 победителей из 4 команд


  • 2014 3 победителя из 2 команд


Indycar:


  • 2013 10 победителей из 7 команд


  • 2014 11 победителей из 7 команд (при этом у 5 команд более чем по одной победе).


Получается, что в «Инди» в последние годы побеждал каждый третий-четвёртый пилот из каждой второй команды. Словом, интриги в заокеанских гонках хватает, особенно если поглядеть, как часто сменяются лидеры на каждом этапе.

Вероятно, чтобы ещё больше подогреть интерес болельщиков к чемпионату, в конце января объявили, что на пост гоночного директора вернется Брайан Барнхарт. Он уже занимал эту должность с 1997 по 2011 год, и его отправили в отставку под давлением общественности: болельщикам пришлись не по нраву спорные, противоречивые и не вполне адекватные решения чиновника. Если он возьмётся за старое — то непредсказуемость в сезоне обеспечена.



Уилл Пауэр стал чемпионом в 2014

Мировая экспансия

Когда серия Indycar создавалась в противовес серии ChampCar/CART, организаторы хотели сделать из неё чемпионат североамериканских пилотов, на американских машинах, с американскими двигателями и на традиционно «американских» трассах — овалах. Правда, оказалось так, что значительное число гонщиков представляло Латинскую Америку, а без дорожных трасс обойтись не удалось. Шасси строит итальянская фирма, да и двигатели не очень американские: часть обеспечивает Honda, а часть — Chevrolet, но эта американская компания строит их в тесном сотрудничестве с английской компанией Ilmor. И это, пожалуй, неплохо, потому что таким образом чемпионат поддерживает интерес болельщиков со всего мира, а не только самих США, как это в значительной мере происходит с кузовным первенством NASCAR.

Сейчас в чемпионате лишь один этап проходит за пределами США: в канадском городе Торонто. До объединения двух американских чемпионатов по автогонкам с открытыми колёсами — Indycar и ChampCar/CART — в календаре последней были этапы в Канаде, Мексике, Бразилии, Японии, Австралии, Бельгии, Германии, Голландии, Испании. Поговаривают, что эти дальние вояжи как раз и сгубили «Чемпкар». С другой стороны, объединённый чемпионат Indycar ранее имел два этапа в Канаде, один в Японии и один в Бразилии. В 2012-м даже была заявлена гонка в китайском Циндао, но за месяц до события её отменили.

В конце марта промоутер серии Марк Майлз заявил, что Indycar может выйти за пределы Северной Америки и прийти на те автодромы, для которых «Формула-1» слишком дорога. Было бы здорово, если бы «Индикары» пришли на Нюрбургринг, Имолу, Кьялами или Зандфорт, которые лишились места в календаре «Ф-1», но М.Майлз сказал, что на данный момент руководство серии подыскивает трассы, которые могли бы принять гонки в феврале и марте. Это значит, что почти наверняка кандидатами на вхождение в чемпионат станут не европейские, а ближневосточные государства и страны азиатско-тихоокеанского региона — например, те же Мотеги (Япония) и Сёрферз-Парадайс (Австралия), где когда-то гонялись «Чампкары», или трассы в Турции, Индии, Корее и Аргентине, где когда-то гонялись болиды «Формулы-1». Или тот же Циндао в Китае.

«Формула-1» не так популярна в США, как местные чемпионаты. Несмотря на то, что с 2012 года появился этап в США, а команда Haas готовится к дебюту в «Больших призах» в 2016-м (в том же году должен пройти ещё один этап в Штатах), в целом интерес можно назвать не слишком сильным, но все же растущим. И американских пилотов давно уже нет в «формульных конюшнях». С другой стороны, «Индикар» мало популярен в Европе, но в сезоне-2015 чемпионата Indycar будут гоняться три англичанина, два итальянца, два француза, швейцарка и монегаск. Похоже, руководство Indycar не зря поглядывает за океан.



Уилл Пауэр. 2014

Сезон начался

Сезон начался 29 марта гонкой по городским улицам в Сент-Питерсберге. Этап прошёл при практически полном доминировании команды Penske: значительную часть дистанции четыре её пилота шли на первых четырёх местах пелетона. Из 110 кругов 75 лидировал действующий чемпион Уилл Пауэр, но в ходе пит-стопов его обогнал Хуан-Пабло Монтойя, который и победил. Между парами пилотов «Пенске» вклинился гонщик команды Chip Gannassi Тони Канаан и стал третьим, а Элио Кастроневес и прошлогодний напарник Алешина француз Симон Пажено заняли, соответственно, 5 и 6 место. Замкнули десятку Себастьен Бурдэ (KVSH Racing), Райан Хантер-Рей (Andretti), Джек Хоксворт (A.J.Foyt) и Лука Филиппи (объединённая команда пилотов Сары Фишер и Эдда Карпентера CFH Racing). Бывший «формулец» Такума Сато разместился на 13-м месте. Лучшим новичком стал венесуэлец Габби Чавес (17 место), единственная пилотесса Симона де Сильвестро расположилась следом, а за ней ещё два новичка: американец Сейдж Кэрам (хотя он и не «чистый» новичок: в прошлом году участвовал в «Индии-500» и занял 9-е место) и подданный Монако Стефано Колетти. Всего стартовало 24 пилота.

Гонка запомнилась большим числом небольшим контактов и столкновений. И хоть серьёзных аварий не было, но новые аэродинамические обвесы разлетались вдребезги словно стеклянные, чем доставили немало неудобств пилотам и маршаллам, вынужденным их убирать. Обломки несколько раз перелетали через забор, отделяющий трассу от зрительских мест, а один из обломков попал в голову болельщице Бриджит Хоффстеффер, — девушка попала в госпиталь с переломом костей черепа. На тестах пилоты машин как с моторами Chevrolet, так и Honda хвалили новые аэродинамические обвесы и говорили, как много прижимной силы они создают.

Но на тестах гонщики ездят по практически пустому автодрому, а в реальных боевых условиях выявилась вся хрупкость антикрыльев и их опасность для самих пилотов и зрителей. «Коушены» — жёлтые флаги, сигнализирующие об опасности на трассе — объявлялись пять раз, в общей сложности болиды ехали за пейс-каром на протяжении 22 кругов, то есть ровно одну пятую часть дистанции. Похоже, первый сезон подтвердил результаты тестов и в отношении поставщиков двигателей: «Шеви» пока обгоняет «Хонду» (лучший результат «японцев» в гонке — 7 место).

Интересно, что победитель этапа Хуан-Пабло Монтойя с 2006 по 2013 годы участвовал в кузовных чемпионатах и, несмотря на несколько побед, в целом в сезонах сколько-нибудь внушительных результатов не добился. А в сезоне-2014 вернулся в «Индикар» и в гонках за команду Penske одержал победу на 500-мильном «треугольном» треке в Поконо, завоевал ещё три подиума и ещё пять раз финишировал в десятке. Нынешняя победа как будто говорит о том, что «Палыч», как его называют русские болельщики, снова обрёл себя.

Уже 12 апреля пройдёт второй этап — в Луизиане. Трасса NOLA Motorsports Park открылась в 2011 году и до сих пор гонок «Индикар» не принимала. А 19-го числа состоится ещё один уличный этап — в Лонг-Бич в Калифорнии.

http://dealerhall.by/news/sport/amerikanskie-gonki-startoval-sezon-indycar-2015/

Tags: dealerhall, indycar, гонки, журналистика, машинки, стацця
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments