Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Category:

Голые и красивые: наверное, самый полный гид по скульптурной "обнаженке" Минска

Летом 2011-го, накануне «Дажынак», в Молодечно разгорелся скандал: мол, скульптура Владимира Жбанова «Золотой трилистник» (парень и девушка среди папоротников на празднике Купалье) излишне эротична и развращает молодежь. Гневные граждане даже подписи против установки собирали. Изваяние все же установили, хотя автору пришлось «приодеть» парочку водорослями. С чего же «уважаемые жители города, художники, врачи, психологи, священники, люди среднего возраста и молодежь» ополчились на скульптуру? Ведь даже в строгие советские времена обнаженные формы спокойно воздвигали на улицах и площадях. Мы изучили металлическое наследие даровитых художников.

CityDog.by отыскал, пожалуй, все металлические городские скульптуры в Минске, на которых изображены обнаженные люди и персонажи. Самой старой уже перевалило за сто сорок лет, самой молодой – всего три года.


СТАРЫЕ И НАГИЕ

ДЕМЕТРА С ПЛУТОСОМ И ПЕРСЕФОНОЙ

пр-т Независимости, 15, верхняя часть фасада

Павел Лук, Алесь Дранец, июнь 2004 г.

В 1915 году на средства Минского земледельческого товарищества взаимного страхования построили здание для этого заведения по проекту архитектора Гая. Украшала его скульптура Деметры (богини плодородия) с детьми. Во время послевоенного ремонта здания скульптуру упрятали под крышу, где она и провела еще полвека. А в нашем тысячелетии во время реставрации изваяние обнаружили. Оно было в плачевном состоянии, и скульпторы решили воссоздать его из силумина. И вот дети Деметры – Плутос и Персефона – предстают в обнаженном виде. Символично: до войны в здании размещалось НКВД, а Персефона – богиня царства мертвых.

«ВЯНОК»

парк им. Янки Купалы

Анатолий Аникейчик, Лев Гумилевский, Андрей Заспицкий, 1972 г.

Одна из самых известных скульптурных «обнаженок» в городе. Первоначально, кстати, девушки были намного более упитанные и дородные, но после различных худсоветов и согласований пришлось срезать лишние килограммы – пока девушки не обрели теперешний приятный вид. Вот тогда их и усадили в фонтан пускать венки. А современные шутники нередко красят им красной краской губы и ногти.

«ЮНОСТЬ»

Партизанский пр-т, 81

Вадим Ларченко, 1973 г.

Увидеть и сфотографировать эту скульптуру непросто: она хоть и находится под открытым небом, но за закрытыми дверьми – во внутреннем дворике гостиницы «Турист», куда не так-то легко и попасть. Почему голый парень с огромными конечностями сидит на краю бассейна и отчего хлопает в ладоши – загадка юности.

«ФИЗКУЛЬТУРА»

Куйбышева, 57, ФК «Горизонт»

Про эту скульптуру подробностей мы сообщить не можем. Даже название – и то условное. Есть сведения, что автор группы – Юрий Любимов, и прикреплены эти пять фигур к фасаду спорткомплекса еще в 1973 году. Сейчас они скрыты от горожан строительным забором и обильно разросшимися кустами, но все же видно, что парочка девушек как будто совсем без одежды, а парень немного прикрыт полотенцем.

«ЮНОСТЬ» («ЖИЗНЬ»)

ул. Свердлова, 4

Анатолий Аникейчик, 1978  г.

Автор скульптурного фонтана «Вянок» изобразил еще одну обнаженную парочку в скверике за Красным костелом и тоже усадил их в фонтан. Изначально вода из блюда парня лилась в блюдо девушки, символизируя бесконечность любви и жизни на земле.

«ИГРАЮЩИЕ ДЕТИ»

ул. Веры Хоружей, 16

Николай Кондратьев, 1981  г.

Эта забавная композиция из кованой меди показывает нам шестерых играющих детишек. В народе скульптура получила название «Девочка, отбирающая трусы у мальчика»: тряпка, которая соединяет руки мальчика и девочки, действительно напоминает деталь туалета, тем более что мальчик-то абсолютно голый. На старых фото заметно, что изначально этой тряпки не было, а мальчик тянется к девочке за мячиком. Но, возможно, без этого связующего элемента мальчик то и дело норовил грохнуться навзничь. Еще одна сидящая девочка тоже голая, но прикрыта полотенцем. Кто-то размалевал детишкам глаза и губы белой краской, отчего они в сумерках напоминают зомби.

ИКАР

ул. Интернациональная, 20

Евгений Колчев, начало 1980-х

Голый и крылатый Икар установлен в постоянно темном фойе кинотеатра «Победа» – почему именно здесь, сказать сложно. Говорят, что это дипломная работа скульптора.

«ГОЛЫЙ МАЛЬЧИК»

пр-т Независимости, 44а

Скульптура, про которую абсолютно ничего не известно: ни названия, ни авторства, ни времени установки. Один из источников утверждает, что изваяние выполнено в 1980-х группой скульпторов под руководством Александра Финского и с тех пор стоит на лужайке перед костелом святого Роха на Золотой Горке.

АФРОДИТА

ул. Воронянского, 50/1

Еще одна скульптура с тайной – название мы придумали сами, а в авторы люди от искусства прочат того же А. Финского. Из-за строительства третьей линии метро скульптура куда-то подевалась. Может, отправили на реставрацию, потому что хулиганы постоянно разрисовывали ее красками и писали непристойности прямо на теле.

СТАРЫЕ И ПРИКРЫТЫЕ

Некоторые скульптуры были нагими не полностью: авторы прикрывали интимные места то фиговым листочком, то тряпицей. Перечислим их вкратце.

«МАЛЬЧИК С ЛЕБЕДЕМ»

Александровский сквер, 1874 г.

Долгое время считалось, что автор скульптуры – Джованни Лоренцо Бернини, но со временем выяснилось, что настоящий автор оригинала – Теодор Эрдманн Калиде. Стыд мальчика прикрыт листком. В отличие от всех остальных скульптур нашего обзора, эта выполнена не из металла.

ОРФЕЙ

ул. Грибоедова, 22, музучилище им. М. Глинки

Валентин Занкович, 1979  г.

Бедра музыканта прикрыты лентой. В том же году скульптура с таким же названием – «Орфей» (автор Борис Марков) – появилась в сквере по улице Железнодорожной, который сейчас носит имя полководца Жукова. От этой скульптуры осталась лишь крохотная фотография в справочнике, по которой сложно понять, был юноша наг целиком или же частично.

МЕРКУРИЙ

Ул. Орловская, 71, стоянка БелЭКСПО

Юрий Любимов, 1988 г.

Скульптура-флюгер отличалась витражами и жезлом кадуцей с серпом и молотом, но осенью 2012-го ее демонтировали, и теперь на месте колонны – флагшток на площади Государственного флага.

НОВЫЕ И ГОЛЫЕ

В современной Беларуси обнаженные скульптуры тоже устанавливают, правда, советская гигантомания закончилась: нынешние голенькие изваяния, как правило, небольших размеров.

«ПЛАЧУЩИЙ АНГЕЛ»

река Свислочь, остров Мужества и Печали

коллектив авторов под руководством Юрия Павлова, 3 августа 1996  г.

Столичные молодожены завели идиотскую «традицию» натирать ангелу до блеска причинное место. Уважаемые! Он стоит тут не для того, чтобы у вас дети завелись.

«КУПИДОНЫ»

сквер Старостинская Слобода

Леонид Яшенко, декабрь 2003 г.

Этот сквер, частенько называемый Пушкинским, – одно из популярных мест отдыха горожан. Купидоны глядят с высоты ротонды на дорожки: в кого бы это выстрелить? Автору позировал годовалый сын Никита.

«ДРЕВО ЖИЗНИ»

бульвар Тракторостроителей, 5

Камиль Камал, апрель 2004  г.

Подарок азербайджанского народа минчанам пронизан религиозной тематикой. Например, 33 птички указывают на возраст Христа. Правда, за десять лет число птичек поуменьшилось. А на самой вершине композиции сидит голый ребенок.

«КУПАЛЬЩИЦА» («АФРОДИТА»)

Центральный Ботанический сад

Вадим Мацкевич, апрель 2010 г.

Во время реконструкции озерного комплекса Ботанического сада три античные скульптуры появились на острове, а на берегу другой скульптор усадил прелестную даму. Автор говорит, что это просто купальщица, хотя кое-кто может усмотреть в ней и Афродиту, выходящую из пены.

«МУЗА»

пр-т Независимости, 81

Алена Липинская, 2010  г.

Выпускница Академии искусств стала одной из немногих, чью дипломную работу увековечили в силумине во дворике учебного заведения. Через год после установки некий голодный вандал отломал половинку яблока, которое лежало тут же, на лавочке. Вот Муза и сидит грустная. Но девушке нет-нет то платок накинут, то галстук.

МОЛОДЫЕ И СКРОМНЫЕ

Часть скульпторов нашего времени наготу своих работ прикрыли: «Олимп» (ул. Притыцкого, 60/2, Валентин Занкович, 1995 г.), «Укрощение огня» (ул. Серова, 22, Игорь Голубев, 2000 г.) и скульптура под условным названием «Мальчик с рыбой» (во дворике итальянского посольства по ул. Освобождения, 9а) от неизвестного нам автора.

ГОЛЫЕ И БЕСПОЛЫЕ

По крайней мере две современные скульптуры изображают вроде как обнаженных мужчин, но начисто лишенных половых признаков. Зато часть из них рукокрылая.

«ТРИУМФ»

пр-т Победителей, 111, «Минск-Арена»

Сергей Бондаренко, ноябрь 2009  г.

«СХВАТКА»

пр-т Независимости, 146, спортивный центр БНТУ

Виктор Заведеев, июнь 2012  г.

http://citydog.by/post/naked/


Tags: citydog, Минск, городская жизнь, журналистика, стацця, творчество
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments