Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Categories:

Теперь все ясно: почему в Беларусь не приходят лоукостеры

«Почему в Беларуси нет лоукостеров?» – обязательный комментарий под любой статьей или новостью об авиации в нашей стране. Я постарался разобраться, стоит ли ждать бюджетных перевозчиков в аэропорту «Минск-2».



Лоукост, он же лоукостер, – это бюджетная авиакомпания, которая позволяет летать на сотни километров за пару десятков евро и еще дешевле. В аэропорты соседних с Беларусью стран летает немало европейских и азиатских лоукост-авиакомпаний: Ryanair, EasyJet, WizzАir, Pegasus, Norwegian Air Shuttle, Vueling, Air Berlin, Germanwings, Smartwings, Air Arabia, FlyDubai и другие.

Лоукост-авиакомпании привлекают дешевыми билетами, но зачастую этот плюс сглаживается другими особенностями: минимальным расстоянием между креслами, повсеместной рекламой, нередко прилетом в удаленные от городов аэропорты. И, конечно, дополнительными сборами: за оплату кредиткой, регистрацию билета в аэропорту, регистрацию багажа и даже ручную кладь и его перевес, проход в салон вне очереди и выбор места в салоне по своему усмотрению, питание на борту.

Как ни странно, в Беларусь лоукостеры летали, летают и планируют летать. Например, до 2011 года работала компания «Гомельавиа», которая хоть номинально и не была лоукостом, но предлагала действительно очень дешевые билеты на рейсы внутри страны: билет Минск Гомель на Ан-24 стоил всего 11 евро.

С июля 2013 года в Минск летает испанский лоукостер Vueling. Было заявлено, что минимальный тариф в одну сторону составит 150 евро, но таких билетов оказалось очень мало и остальные продавались по 230410 евро (багаж нужно было оплачивать отдельно). Сейчас можно найти билеты Минск Барселона от 135 евро. В общем, это такой лоукост, у которого не всегда дешевые тарифы.

Летом прошлого года Минск появился в перечне планируемых направлений новой грузинской бюджетной компании FlyVista. Правда, начав летать, перевозчик просуществовал всего 67 дней, после чего обанкротился, так ни разу и не прилетев в Беларусь.

В апреле министерство инфраструктуры Украины сообщило, что компания «Атласджет Украина» (украинская «дочка» турецкого лоукостера AtlasJet) начинает выполнять регулярные рейсы примерно по тридцати направлениям, в том числе в Минск. Но в департаменте по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси нам не подтвердили эту информацию. На сайте «Атласджет Украина» Минска в списке городов нет.

Кстати, осенью директор департамента по авиации Владимир Костин рассказывал, что турецкие инвесторы хотели открыть авиакомпанию в Беларуси, но потом от своих предыдущих договоренностей отказались и предложили в кратчайшие сроки организовать рейсы Стамбул Минск компанией AtlasJet, даже предоставив план расписания.

Возможно, заявленный лоукост-рейс Киев – Минск так и останется на бумаге, тем более что в апреле на маршруте появился второй перевозчик – «Международные авиалинии Украины».

По словам авиаспециалистов, заявок от других лоукост-компаний (кроме Vueling) белорусским авиационным властям за последние годы не поступало.

Придерживаться принципа открытого неба. Представители Ryanair неоднократно заявляли, что если Беларусь не начнет придерживаться принципа открытого неба, когда полеты в аэропорт смогут осуществлять любые иностранные перевозчики почти без ограничений, нашей стране на ирландского лоукостера рассчитывать нечего.

С другой стороны, подписание этого договора между ЕС и Украиной откладывалось вплоть до нынешнего года, хотя лоукост WizzAir начал полеты в украинские аэропорты еще в 2008-м.

Много пассажиров, много перелетов. Заместитель генерального директора по маркетингу «Белавиа» Игорь Чергинец рассказывает, что для открытия рейса лоукост-компании нужен устойчивый пассажиропоток с высокой частотой полетов – каждый день и желательно два-три раза в день. Например, «Белавиа» летает в Лондон четыре раза в неделю – и это почти после двадцати лет полетов, причем в основном на «Эмбраере» на 76-97 кресел. Иными словами, если «Белавиа» может перевезти в Лондон примерно 300-350 человек в неделю, то лоукостам нужен поток минимум в 1 300 человек.

Упрощение визового режима. Лоукосты появились в Прибалтике лишь после того, как эти страны вошли в Евросоюз. Это не значит, что Беларусь для появления лоукостов должна войти в Шенген – можно хотя бы упростить визовые процедуры.

Скидки и бонусы. Серьезные лоукост-компании «выбивают» из руководства аэропортов серьезные скидки – в противном случае они отказываются открывать рейс. Один из экспертов украинского авиарынка рассказывает: «Ryanаir захочет к нам летать при условии практически бесплатного обслуживания. Пример: одна из их баз находится в аэропорту Братиславы. Сборы за взлет-посадку, хендлинг и даже обслуживание пассажиров в терминале 95% скидки от утвержденных расценок аэропорта сроком на 5 лет».

Государственные субсидии. Игорь Чергинец считает, что все лоукост-рейсы для аэропорта Вильнюса убыточны, – эти убытки компенсирует правительство Литвы. Правительство осознает, за что платит, и понимает, что в целом страна получает прибыль за счет новых рабочих мест и оставляемых туристами деньгах в гостиницах, барах и магазинах.

И другое. Среди других условий для прихода лоукостов называют быстрое обслуживание самолета (до 25 минут между прилетом и вылетом), «пешую» посадку (без необходимости доставлять пассажиров от аэровокзала к самолету на автобусе), дотации от аэропорта или региона и их участие в раскрутке рейсов.

В 2012 году через Вильнюс улетело примерно 90 000 белорусов (около 10% от всех вильнюсских пассажиров); в 2014-м через Вильнюс и Каунас улетели уже почти 300 тысяч белорусов (около 8% от всех пассажиров литовских аэропортов).

За прошлый год через национальный аэропорт «Минск» прошло 2 593 559 пассажиров. Если бы и те триста тысяч белорусов летели не из литовских аэропортов, а из «Минска-2», то впервые за много лет минский аэропорт обогнал бы вильнюсский по пассажиропотоку (в 2014-м аэропорт Вильнюса обслужил 2 942 670 пассажиров). Зато Минск опережает Вильнюс по среднему числу пассажиров на один самолетовылет: 129 против 79.

Почему бы и нет. В декабре 2013-го Совет Республики Национального собрания Беларуси одобрил поправки в Воздушный кодекс страны, которые позволяют устанавливать невозвратные тарифы (не более чем для 30% билетов). В планах «Белавиа» – запустить на борту самолетов беспошлинную торговлю Duty Free. Эти и другие меры могут привести к снижению цен на авиабилеты. Уже сейчас перелет по некоторым направлениям из Беларуси стоит дешевле, чем поездка по тому же маршруту на поезде.

Чтобы вы не расстраивались: в соседних с нами странах с собственными лоукостерами тоже не все хорошо.

Польша: в 20052009 годах были лоукосты Air Polonia (4 самолета Boeing 737-300/400 и 2 самолета Let L-410) и Centralwings (11 самолетов Boeing 737-300/400 и 1 самолет McDonnell Douglas MD-80). Оба закрылись по экономическим причинам: первая компания самостоятельно, вторая – по решению родительской авиакомпании LOT.

А вот нашумевший в прошлом году лоукостер 4You Airlines оказался фирмой-«пустышкой»: компания продавала билеты по 47 злотых (примерно 15 долларов), не имея разрешений на регулярные полеты.

Литва: в 2009-2010 годах тут работала бюджетная авиакомпания Star1 Airlines (1 самолет Boeing 737-700). Единственный самолет компании был арестован в Дублине из-за долгов перед ирландским аэропортом, и вскоре лоукостер обанкротился.

Украина: с 2008-го по апрель 2015-го у наших южных соседей функционировала авиакомпания WizzAir Ukraine (4 самолета Airbus A320). Компания закрылась из-за девальвации гривны и «неопределенности новых порядков для авиации».

Россия: в 20072011 годах тут летали лоукосты «Авианова» (6 самолетов Airbus A320) и Sky Express (8 самолетов Boeing 737-300/500 и 3 самолета Airbus A319), в 2014-м два месяца выполняла полеты компания «Добролет» (2 самолета Boeing 737-800). Компания спешно закрылась из-за санкций ЕС, введенных за полеты в Крым.

Сейчас из всех соседних стран собственный лоукостер летает только в России: «дочка» компании «Аэрофлот» под названием «Победа» (10 самолетов Boeing 737-300). Кроме того, в Латвии работает авиакомпания гибридной модели AirBaltic это скорее не лоукост, а бюджетный перевозчик, такие компании еще называют Low Fare («низкие тарифы»).

.http://citydog.by/post/vsio-jasno-ryanair/


Tags: citydog, Беларусь, журналистика, самолеты, стацця
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments