Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Categories:

Надуть воздушный шар и догнать его по кукурузному полю: как мы волонтерили на фестивале авиаспорта

На фестивале авиационного спорта мы записались в волонтеры и провели несколько дней, надувая и сдувая воздушный шар и догоняя его на машине по полям. Сколько весит аэростат и почему организаторы не виноваты в том, что в пятницу никто не полетел?

Внимание! Под катом 57 фотографий с разрешением 1.200 пикселей по большей стороне!


В фойе гостиницы "Славянская" волонтеров "прикрепляют" к пилотам, и после инструктажа и брифинга экипажи выезжают в аэропорт Минск-1 на первый старт воздушных шаров. Мы попали в экипаж одного из организаторов фестиваля – Дмитрия Бондаренкова. Машины с прицепами паркуются у ВПП, некоторые экипажи раскладывают оболочки своих аэростатов на земле. Но очень сильный, порывистый ветер не дает полетать, и сотни зрителей, которые медленно просачиваются через зоны досмотра, наблюдают в отдалении лишь пилотов и их помощников – а ни один шар так и не взмывает ввысь. Кто-то из волонтеров запускает воздушного змея, кто-то катается на самокате, десятка два играют в футбол. Наконец, несколько экипажей делают попытку надуть аэростат, чтобы зрители видели: в такой ветер это нереально. Оболочка шара изгибается ложкой, ветер просто выдавливает из нее нагнетаемый воздух. Фал, прикрепленный к "макушке" шара, с силой удерживают четверо человек.





Через некоторое время поднимается черный флаг: сегодня полетов не будет. Экипажи разъезжаются, чтобы завтра к шести утра снова собраться в аэропорту. В комментариях к новости об отмене полетов наши читатели заявляли: "Прочухарить, простите, по пробкам через весь город и кольцевую приехать и "поцеловать" ничего. В надежде болтаться рядом, ожидая хоть каких-то новостей. И уехать с полным обломом почти в 10 вечера. Отсекли моментом большую часть зрителей" и "Только для людей информации о реальности и возможности проведения данного шоу было ноль. И притащив туда семью с двумя детьми, положившись только на интуицию, в 19-30 я сказал: все, ничего не будет, поехали домой". Обиду людей понять можно, но не стоит сваливать вину на организаторов или пилотов: ветер – явление капризное. Погоду можно предсказать на неделю или пару дней вперед, но угадать ветер на ближайшие час—два – очень сложно.

На следующие утро экипажи бодро подтягиваются к аэропорту: погода солнечная, ветер несильный. Очень скоро оболочки вытягиваются у взлетной полосы и начинают расти ввысь.







Кажется, что происходит это за пару минут, но на деле нам, пилоту и нескольким волонтерам приходится повозиться. Сначала надо достать из прицепа корзину, потом мешок с оболочкой и расстелить ее на земле, равномерно растягивая за стропы. Некоторым кажется, что шар делают из плотной прорезиненной ткани, а на ощупь он должен быть как футбольный мяч. На самом деле, оболочки шьют из нейлона или полиэстера (те же ткани применяют, скажем, для пошива туристических палаток и курток-ветровок), иначе они бы весили очень много. Наш шар – один из самых больших на фестивале: 4.000 кубометров, его оболочка весит около 150 килограммов. Разложить можно и в одиночку, но для наполнения воздухом понадобятся несколько человек. Вообще же чешская фирма Kubiček (наш аэростат сработан ею) выпускает оболочки шаров более сорока моделей: от махонькой на 900 кубометров и массой в 35 кг до огромной на 14.200 "кубов" и массой в 450 кг. Несколько компаний делают аэростаты в России.





В гондолу устанавливаем крепление для горелки и саму горелку (чуть более 20 кг). Наша корзина представляет собой стальную раму с ротанговой оплеткой и весит, в зависимости от модификации, 100-120 килограммов, вмещает она запас газа, пилота и до пяти пассажиров. В шарах объемом до 6.000 кубометров применяют сдвоенную горелку, в больших – строенные и счетверенные.





По заказу компании Kubiček газовые баллоны изготавливает немецкая фирма Schroeder. Баллон поменьше весит 16 кг и вмещает 21 кг газа, баллон побольше весит 19 кг и содержит 30 кг газа. В нашей корзине установлены четыре баллона разных размеров – полностью заправленные они прибавляют корзине еще 180 кило веса. Заправляют их на обычной автомобильной заправке. За один час полета расходуется около 100 килограммов газа.



Корзину можно дооснастить множеством приспособлений, повышающих удобство пользования: дополнительными ручками, тепловыми экранами, ремнями безопасности, сиденьями, ступеньками, карманами и прочим. После того, как корзина собрана, мы опрокидываем ее набок и с помощью карабинов цепляем к оболочке. Еще одним тросом крепим корзину к раме автомобиля, чтобы при наполнении воздухом резкий порыв ветра не унес наш шар раньше времени.



Аэростат, аналогичный нашему (оболочка на 4 тысячи "кубов", корзина на шестерых, четыре баллона и горелка) без дополнительных аксессуаров стоит у производителя около миллиона чешских крон (примерно 40 тысяч долларов). Фирма продает и подержанные аэростаты – полный набор можно получить за сумму, в несколько раз меньшую. Наш шар в сборе, с четырьмя заправленными баллонами и шестью человеками в корзине весит этак 900 кило и больше. Нужно обладать немалым опытом, чтобы управлять такой махиной.

Теперь можно приступить к заполнению оболочки воздухом. В этом нам поможет вентилятор, - этот агрегат с бензиновым мотором Honda в 9 лошадиных сил тоже предлагает производитель воздушных шаров.





Вот теперь нужны все свободные руки, которые только есть. Включаем вентилятор, хватаемся за нижний край оболочки и раскрываем ее пошире, чтобы воздух нагнетался вовнутрь. Первые несколько минут особых усилий не требуется: знай себе держи оболочку руками да придерживай одну из строп ногой.



Тем временем шар потихоньку растет, а пилот время от времени включает горелку и подогревает воздух внутри оболочки. Вскоре приходится упираться изо всех сил:  шар хочет вырвать ткань из рук и сбросить ноги со строп. Наконец один из волонтеров приотпускает фал, шар поднимается, а мы ставим корзину в вертикальное положение и удерживаем ее весом своих тел. Пассажиры запрыгивают внутрь, пилот поддает газу, а мы спрыгиваем – и шар тут же поднимается вверх.







Вокруг нас все небо уже усеяно аэростатами, но нам особо любоваться некогда: надо прыгать в машину и ехать "подбирать" наш шар.





Ветер гонит аэростаты в сторону Мачулищей, и автомобили с прицепами живо покатили по Слуцкому шоссе. Затем сворачиваем с трассы на местную дорогу, продолжая движение за шаром. Через километр дорога уходит на городок, влево, а нам надо вправо – за аэростатом. В этом месте от асфальтовой дороги ответвляется проселочная дорожка – сомнительная, но накатанная. Рискуем, сворачиваем на нее и оказываем среди кукурузного поля, зато очень близко к шару.



Конечно, среди кукурузы аэростат сажать нельзя, и пилот подыскивает подходящую площадку, не занятую сельхозкультурами, а мы продираемся за ним сквозь заросли, но едем все еще по тропе. Внезапно тропа обрывается: впереди только стена кукурузы, а шар улетает дальше.



С напарником Сергеем отправляемся сквозь заросли: метров через сто они заканчиваются, а дальше – некое подобие вересковой пустоши. Володя на машине разворачивает машину и отправляется в объезд. Пройдя сквозь кукурузу, мы оказываемся на обширном поле, поросшим клевером высотой по колено. Вспоминаем, как перед стартом члены некоторых экипажей таскали с собой резиновые сапоги: в восемь утра полным-полно росы, и через пару минут обувь и шорты почти до пояса промокают насквозь. По пути наблюдаем около двух десятков шаров, которые, похоже, полетят еще дальше.



Наш аэростат уже успешно приземлился в нескольких десятках метров от дороги у деревни, соединяющей Мачулищи и деревню Котяги. Чуть позже сюда подъезжает Володя, а мы пока что вместе с пассажирами собираем оболочку.



Вскоре к нам присоединяется экипаж севшего неподалеку аэростата, и пилоты устраивают для "перворазников" посвящение в графы. Говорят, Людовик XVI так был впечатлен полетами на первых монгольфьерах, что повелел всем аэронавтам присваивать графский титул и дарить земли. Три года назад корреспондент TUT.BY уже удостоился титула "граф Новодворский" (по названию местности, где произошло приземление). Претендентов на дворянство заставляют стать на колени, им шуточно поджигают волосы и так же шутейно тушат их шампанским. После чего раздают памятные сертификаты.











Время – полдесятого, утренний полет завершен, экипажи разъезжаются.

В пять вечера мы снова собираемся у КПП: еще один плановый полет. На этот раз зрителей на летное поле аэропорта не пускают, и они смотрят на запуск из-за забора. Зевак в разы меньше, чем было накануне вечером: место старта перенесли внезапно, буквально за час до обозначенного в программе времени.



Здание аэровокзала фасадом ориентировано строго на север, поэтому удобно прикинуть, куда понесет шары. Ветер поменялся: теперь его курс – 30-35 градусов. Это значит, что аэростаты со старта потянутся в сторону Боровой, где зрители сегодня соберутся понаблюдать за гонками на вертолетах. Вот специалисты с помощью теодолита определяют направление и силу ветра и заносят результаты в компьютерную программу.



Вскоре шары надуваются, отрываются от земли и проносятся прямо над зрителями. Мы стартуем позже всех остальных – снова распаковываем оболочку, собираем корзину и со всей силы упираемся ногами, чтобы шар нас не оторвал от земли, пока оболочка еще лежит. Организаторы заявляли, что взлетели 54 шара, но мы смогли насчитать лишь 45 аэростатов (еще 9 взлетели с Боровой).















Снова прыгаем в машину и едем за аэростатом. По пути отмечаем, как красиво смотрятся шары над улицами города и как удивленные прохожие показывают пальцем на яркие точки в небе.





Пока едем по проспекту Независимости, наш шар бело-голубой расцветки с регистрационным номером EW-428SL находится у нас на правом траверзе. В районе площади Якуба Коласа мы вырываемся вперед, а аэростат в это время пересекает проспект и движется дальше в сторону Боровой. Минут через пятнадцать-двадцать наши курсы пересекаются, и мы проезжаем аккурат под шаром на кольцевой в районе Зеленого Луга. Володя, исполняющий роль водителя, приехал волонтерить аж из Рязани; он рулит, а я "штурманю". Организаторы подготовили для воздухоплавателей полетную карту Минска и окрестностей, на которой отмечены линии электропередач, а также закрытые для полетов зоны. Эта карта есть в распечатанном виде на борту аэростата и в нашем навигаторе в автомобиле; поддерживая связь с пилотом, мы отслеживаем его передвижение. Дмитрий передает по рации: "Летим в сторону деревни Малиновка, будем садиться на поле за лесом и деревней Дроздово". В этот раз мы уже не плутаем по кукурузному полю и едем к предполагаемому месту посадки, не теряя шар из виду.



К аэростату наш автомобиль подъезжает спустя буквально пару минут после посадки, незадолго до девяти вечера. Здесь уже собралось и несколько местных жителей, они интересуются особенностями полета и конструкцией аппарата. Мы шутим, что в пути на одном газовом баллоне жарим картошку, а на втором кипятим чай. Под шутки и прибаутки быстро сворачиваем оболочку и грузим ее и корзину в прицеп.



После двух полетов нас ждет последнее на сегодня мероприятие с аэростатами: так называемое свечение у стелы "Минск – город-герой". Пока милиция выставляет оцепление, мы снова – уже в третий раз за день – расстилаем оболочку, цепляем ее к корзине и надуваем воздухом. Часть зрителей была уверена, что шары взлетят и будут красиво светиться в ночи. Но, во-первых, ночные полеты запрещены, а, во-вторых, аэростаты надували всего в нескольких десятках метров от уличных фонарей, и резкий порыв ветра мог бы на взлете бросить шар на мачту. Диме, удерживавшему фал нашего шара, и так приходилось несладко: чем ближе к ночи, тем сильнее крепчал ветер. К счастью, ливень со шквалистым ветром налетели только в воскресенье, и на свечении удалось "отыграть" световую программу. Вот как это выглядело из кабины аэростата.





Назавтра фестиваль продолжился на аэродроме Боровая соревнованиями по вертолетному спорту. А мы с другими волонтерами отправились отсыпаться. Шутка ли: три раза за день собрать-разобрать 500-килограммовый аэростат!































Эта же статья с меньшим числом фотографий:
http://news.tut.by/society/457499.html


Tags: tut.by, журналистика, испытания, самолеты, своими руками, стацця, чудеса
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments