Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Category:

История Белорусской железной дороги на карте

У меня в архиве несколько тысяч старых и старинных карт. Не всегда на этих картах обозначен год. Как в таких случаях узнать, когда же карта была отпечатана? Помочь в этом могут железные дороги: зная время прокладки тех или иных линий, можно значительно сузить возможные варианты датировки карты. Или другой случай: карта является перепечаткой более ранней (в двадцатые-тридцатые годы карты РККА часто представляли собой перепечатку старых царских "верстовок"), и мы еще не видим на ней железной дороги, хотя вроде как давно уже должна быть. В этом случае тоже можем прикинуть: по состоянию на какой год нарисована местность?

В интернете и книгах можно найти несколько карт истории Белорусской железной дороги, но все они меня не устраивали, и я нарисовал свою.


Первая такая карта, на которую я наткнулся, нашлась на самом сайте БЖД (она и сейчас там лежит). Долгое время кроме нее у меня никакой другой не было. Какое-то время эта схема была вообще единственной картой БЖД на всем сайте БЖД - потому что якобы "сохранить карту было технически невозможно"!


Копия тут.

Потом товарищ tomkad выложил у себя в записи другую карту. Он утверждает, что она взята из национального атласа Беларуси, но я проглядел весь Атлас и не нашел там этой схемы. На этой карте даты введения некоторых участков не совпадают с датами на первой схеме.



Позже нашлась еще одна карта - Беларусь во второй половине 19 - начале 20 столетий. Кликайте - откроется в новом окне в полном размере (4.039х2.602 пикселя):


На ней нарисованы далеко не все железки, зато есть, например, Сувалкинское кольцо.

Весной я купил на аукционе книгу "Железнодорожная магистраль Белоруссии", и там есть схема, похожая на самую первую, но с некоторыми отличиями.

На Википедии нашлась анимировання gif-схема открытия участков, но без обозначения узловых пунктов (по клику - в полном размере: 750х670 пикселей, 1,62 Мб):



Таким образом, у меня было уже пять схем, которые друг другу много в чем противоречили.

Что ж, пришлось взяться за составление схемы самому. Сначала я составил хронологическую таблицу открытия новых участков железки на территории Беларуси с подробными пояснениями. А без них было бы непонятно: часть линий закрыли/разобрали/взорвали, часть перешили на широкую колею и т.п. И хоть работа была проделана немалая и очень полезная, все же с помощью такой схемы было не очень удобно датировать старинные карты. Поэтому я начал рисовать схему.

Сперва думал взять уже существующую карту БЖД и просто подписать даты, но потом убедился, что это неудобно: чтобы отразить все нужные станции, карта должна была бы быть очень большого размера. Так что пришлось нарисовать схему самому. Взял удобную подложку с районами и начал чертить. Почти все направления и расположение станций совпадают с действительностью, за небольшим исключением (скажем, Ивацевичи сильно смещены из-за прямоты линий). Отмечены закрытые и разобранные участки, а также наиболее крупные станции только с грузовым движением. Вероятно, надо внести дополнение в участок Волковыск - Черемха: пока точно не знаю, разобран ли участок на границе.

По клику откроется в полном размере (1.537х1.218 пикселей, 587 Кб).



С вниманием выслушаю ваши вопросы, предложения и дополнения. Прошу учесть заранее, что без упомянутой выше хронологической таблицы карта может вызвать у пользователя противоречивые мысли. Все пояснения предоставлю.

Обсуждение также ведется здесь:
http://forum.railwayz.info/viewtopic.php?p=72250#p72250


P.S. Ну что, БЖД и лично заместитель начальника Центра научно-технической информации БЖД Александр Казачок, не желаете ли купить у меня схему для своего сайта?


Карта с сайта "Белкартографии" - просто для иллюстрации. Все самое важное - внутри записи!

P.S. Release Candidate - список добавлений и исправлений.

Исправить:
*Витебск – Смоленск: 1868 (октябрь), а не 1867
*Невель – Витебск: 1904 (август)

Добавить:
*Старушки – Уречье: 1940-1944 (?) На картах РККА 1940 показана как широкая колея Старушки – Совхоз Сосны (совр. дер. Сосны) с УЖД ответвлениями: Ветчин – Малые Городятичи (вскоре после канавы Цартова в урочище Кадище показана разобранной) и Сосны – Колхоз имени БВО (совр. дер. Коммуна) и далее почти до дер. Нежин.
*Липа – Синявка – Буды, Синявка – Ганцевичи: 1916-1917, разобрана после 1930х, (восточный обход Барановичей).
*Годутишки - Диджясалис.

Сомневаюсь, добавлять ли Барановичскую систему пасс. УЖД (этакое Барановичское кольцо).

А теперь вот еще к вам вопросы. Изучил интересную карту железных дорог Беларуси, немецкую, 1941 года, и аналогичную 1944. Там нашел некие линии, про которые пока ничего не знаю:

*Городок - Привальни (деревня к С-В от Городка, примерно 20 км) - показана как широкая колея.
*Демехи - Горваль (тоже как широкая).
*Красный Брод - Глуск (еще одна широкая)
Подскажете, что за они?
Tags: Беларусь, железка, карты, своими руками, творчество, транспорт, я так подумал
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments