Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Categories:

Странные цены, бумажные талончики и больше 200 тарифов – как решить проблемы минского транспорта

Система оплаты городского общественного транспорта в Минске сложна и запутанна: перед покупкой чего-то большего, чем талончик, нужно сильно подумать. Можно ли реформировать эту систему, чтобы стало проще, а «зайцы», с другой стороны, наконец-то стали платить?

Талончик на одну поездку обычный, талончик для автобусов-экспрессов, талончик для продажи водителем, талончик для продажи водителем в автобусе-экспрессе, карточка на несколько поездок, карточка на месяц… Голова кругом идет! А ведь в качестве одной из причин внедрения электронных карточек называли как раз возможность избавиться от кучи вариантов проездных. Я прикинул, как упростить всю эту громадину тарифов и проездных.



В ноябре 2014 года, накануне введения возможности записать на карточку проездной на автобус-экспресс, «Минсктранс» обрадовал: «В Минске будут введены в действие новые виды проездных: к 205 существующим добавятся еще 25 вариантов билетов». Год спустя, в декабре 2015-го, сделали разную стоимость проезда на метро и в трамвае – число различных проездных выросло еще больше. В этом году обещают ввести почасовые проездные и проездные на сутки. Сколько ж это вариантов билетов будет? Сотни под три?

Мы смогли насчитать «всего лишь» 167 видов проездных билетов на городском транспорте и еще 11 тарифов на пригородные перевозки. Черт ногу сломит! Поэтому «как самые умные» вносим свои предложения по упрощению и улучшению системы оплаты.




Проблема: поездка на автобусе-троллейбусе-трамвае стоит 5 000 рублей, на метро – 5 500 руб., на автобусе-экспрессе – 6 500 руб., на т.н. городской электричке – 8 800 (в пределах города).

«Минсктранс» говорит, мол, поездка на метро – услуга более высокого качества. В таком случае трамвайный талон надо сделать дешевле билета на троллейбус, а билет на троллейбус – дешевле, чем жетончик на метро.

Решение: напрочь забудьте про раздельные проездные для разных видов общественного транспорта. Просто остановитесь на одном понятии: «поездка». Поездка на автобусе, трамвае, троллейбусе, автобусе-экспрессе, метро, городской электричке, грядущем электробусе (которые продвигает председатель горисполкома Андрей Шорец), а если построят – то и на канатной дороге и монорельсе. Везде поездки должны стоить одинаково.

Подходит мне этот автобус – еду на автобусе и плачу за это, годится троллейбус – еду на нем и плачу за то же самое: за поездку, а не за то, что у троллейбуса есть «рога».




Проблема: «Минсктранс» изобрел сотни вариаций проездных вроде «экспресс – метро – трамвай – троллейбус – городская электричка». Даже специальный калькулятор тарифов придумали – иначе голову сломаешь!

Решение: поскольку разделение на виды транспорта отменяется, то теперь не нужно изобретать сотни вариаций проездных. Отныне любой проездной может действовать как проездной на все виды транспорта.

Сейчас самый дешевый месячный проездной на один вид транспорта стоит 225 000 рублей, а самый дорогой на шесть видов транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, метро, автобус-экспресс, городские электрички) – 556 200 руб. Конечно, нельзя заставить всех пассажиров платить полмиллиона рублей за наш «единый» проездной нового образца.

С другой стороны, чиновники наверняка не допустят, чтобы такой «единый» проездной стоил как сегодняшний проездной на один вид транспорта. В качестве компромисса можно предложить тариф двух видов транспорта: 300 тысяч рублей. Когда вещь доступна – ее покупает большее число людей. Пусть восемь из десяти человек купят «единые» проездные по 300 тысяч, чем два из десяти – по 500 тысяч, а остальные ездят «зайцем».

Проблема: вы покупаете талон перед подорожанием, но после подорожания он действует только 10 дней.

Решение: срок действия талонов и проездных на число поездок должен быть большим – скажем, год с момента покупки.

Сейчас разовый талон действителен в течение срока действия тарифа и еще максимум 10 дней после введения нового тарифа. Это нечестно и просто неэкономно – зачем каждый раз печатать новые талоны?

Транспортники оправдываются: после подорожания получается, что пассажиры пользуются услугами транспорта по заниженной цене. Но если я купил сегодня талончик, то оплатил услугу – деньги ушли транспортникам, они их вложили в развитие дела. И неважно, когда я воспользуюсь своим правом на поездку, ведь услугу я уже оплатил. Иначе получается полная белиберда.

Посмотрите на пример метро: жетончики в ходу уже двадцать четвертый год, и метрополитену не приходит в голову объявлять старые жетоны недействительными и требовать доплатить за новые.

Проблема: карточки во многом недружелюбны к пассажиру: неудобно пополнять и проверять баланс, а прикладывать надо каждый раз. И еще у них нет красивого названия.

Решение. Как же повысить доверие к пластиковым карточкам и улучшить удобство их использования? Этот большой пункт включает в себя сразу несколько мероприятий:

а) Оставить в обороте только один вид карточек (сейчас в обороте два вида: от «Минсктранса» и от Минского метрополитена). Залог за карточку можно вернуть в любом киоске, который ими торгует, причем не только за карточку, но и за неиспользованные поездки (возможно, с некоторым штрафом: скажем, из 8 оставшихся поездок возвращать деньги только за 7). И чтобы в случае выхода карточки из строя пассажиров не отправляли менять ее в головную контору на Партизанском проспекте, а принимали тут же, в киоске.

б) Объявить конкурс на звучное, емкое и запоминающееся название для карточек. В Москве они называются «Тройка», в Санкт-Петербурге – «Подорожник», в Тбилиси – MetroMoney, в Лондоне – Oyster, в Нью-Йорке – MetroCard, в Гонконге – Octopus, а в Минске – БСК. Немало можно придумать хороших названий: «Вандроўка», «Прыпутнік», да хоть «Падарожнік» позаимствовать но не оставлять эту неуклюжую аббревиатуру. А дизайнерам заказать красивый и в чем-то функциональный внешний вид.

в) Сделать максимально доступной информацию о балансе карточки. Почему в магазинах уже много лет вешают считыватели штрих-кодов, чтобы покупатель сам мог узнать цену товара, а для уточнения остатка поездок на проездном надо просить кассира? Чтобы решить эту проблему, надо для начала повесить аналогичные приборы хотя бы в каждом вестибюле каждой станции метро. А еще лучше – и в каждом киоске с талончиками: так, чтобы можно было приложить свою карточку с улицы и через стекло увидеть баланс.

Да, мы в курсе, что после оплаты поездки нужно приложить карточку еще один раз – и узнаешь оставшееся количество поездок. Но вспомните, сколько раз бывало: вы заходите в автобус, двери закрываются, вы прикладываете БСК – а там ноль поездок.

г) Ввести наконец возможность оплаты не только за себя, но и «за того парня». Для этого можно приспособить к валидатору кнопку: приложил карточку один раз – списалась поездка, приложил еще раз – увидел баланс, а если приложил повторно и нажал кнопку – списалась еще одна поездка.

д) Избавить пассажиров от необходимости всякий раз прикладывать сроковый проездной к валидатору. Купил проездной на месяц или на 10 дней, первый раз приложил к валидатору – карточка активировалась. Дальше можно месяц ездить и не создавать очереди на входе в салон. А проездные на число поездок или на час-два нужно будет и впредь прикладывать при каждом входе в салон.

е) Опыт внедрения наших БСК в пригородных автобусах показывает, что на карточку можно зачислять не поездки, а напрямую деньги. Правда, у наших транспортников эти зачисленные деньги именуются очередной корявой аббревиатурой: ТТЕ – «транспортная тарифная единица» (а в инструкциях можно прочесть «Как приобрести и (или) пополнить БСК государственного предприятия “Минсктранс” ТТЕ?»). То же самое можно со временем сделать и для городских перевозок: вместо продажи поездок зачислять сразу деньги. И тогда при очередном повышении тарифа не будет паники «поездки сгорят!» и народ не станет выстраиваться в многометровые очереди, только чтобы купить 10 поездок на 5 тысяч рублей дешевле.

Конечно, вместе с этим нужно дать возможность пополнять баланс отовсюду: из дома через интернет, через банкоматы и инфокиоски, через терминалы в метро и на автостанциях. Это позволит существенно уменьшить очереди в метро.

Проблема: многие пассажиры, чтобы не разбираться в сотнях тарифов проездных, по старинке покупают талончики. И неэкономно, и мусора полно.

Решение. Оставить бумажные талоны только для продажи водителем, стимулировать пассажиров покупать проездные на карточках.

Эта мера позволит избавиться от покупки и обслуживания тысяч электронных компостеров по 734 доллара за штуку и от необходимости печатать бумажные талончики миллионными тиражами.

Если сейчас разовый билетик стоит 5 000 руб., то при продаже водителем сделать, скажем, 8 000 рублей. Дороговато? Да, но тем самым мы меньше будем отрывать водителей от основного дела: управления транспортом, и будем побуждать пассажиров заботиться об оплате проезда заранее.

На карточке пассажир сможет купить хоть одну поездку, но при этом он будет вынужден заплатить залоговую стоимость и за саму карточку, - получается 5 000 рублей + 12 000 рублей. Зато две поездки уже обойдутся дешевле, чем 10 000 рублей, а 5 поездок – дешевле, чем 50 000 рублей, и так далее.

Таким образом, при покупке карточки на одну поездку пассажир будет экономить по сравнению с покупкой талона у водителя, но необходимость также оплачивать залоговую стоимость карточки подтолкнет его покупать сразу несколько поездок. А когда от покупки поездок перейдем к прямому зачислению денег на счет – станет еще проще.

Конечно, при этом надо обеспечить киосками или терминалами с карточками максимально возможное число остановок. Сейчас, например, по проспекту Победителей от МКАД до остановки «Крупцы» (6 остановок) нет киосков с талонами, хотя пассажиропоток там, у «Минск-Арены», гипермаркета «Арена-City» и физкультурного университета, большой.

Проблема: проездные билеты на городской транспорт продают на декаду, полмесяца и месяц. А сроковые проездные, совмещенные с городскими электричками, – на 3, 5, 10, 20 и 30 суток. Зачем так все усложнять?

Решение: сроковые проездные для всех видов транспорта разработать с большим запасом: 1 час, 2 часа, 1 день, 2 выходных дня, 5 дней, неделя, 10, 15, 20, 30, 60, 90 дней. Возможно, понадобятся билеты со сроком действия больше двух часов, но меньше суток.

Конечно, в случае часового билета его срок действия должен заканчиваться не через час после покупки и не через час после его первой активации. Часовой билет – это значит, что в течение часа я могу сделать сколько угодно пересадок, и продолжать движение на последнем транспорте до нужной мне остановки. Скажем, в 12:00 я сел в автобус и активировал свой проездной. В 12:15 я вышел из автобуса, в 12:20 пересел на метро. В 12:50 вышел из метро и в 12:55 сел на троллейбус. Так вот в троллейбусе я могу ехать не пять минут, а сколько угодно – вплоть до его конечной. Конечно, при каждом заходе в салон мне придется прикладывать карточку к валидатору.

Что еще неплохо было бы сделать

- пустить ночные автобусы по обычной цене (как это сделано в Москве, Санкт-Петербурге и других городах);

- вернуть льготы студентам;

- сделать трамвай действительно скоростным, а электричку – действительно городской;

- строить метро там, где это действительно нужно;

- вовремя включать в салоне автобусов отопление;

- бесплатный Wi-Fi в метро и так далее.

Не транспорт стал бы – сказка!

http://citydog.by/post/transp/

Tags: citydog, Минск, городская жизнь, журналистика, стацця, транспорт
Subscribe

  • Не доверяйте инженерное дело дизайнерам!

    В Минске и Гомеле есть вагоноремонтные заводы, которые делают капитально-восстановительный ремонт вагонов для родной БЖД. Ремонтируют неплохо,…

  • Чтение без рамок: Самые интересные книжные серии

    Знаете, что такое "рамка"? Это обиходное название книжной серии "Библиотека приключений и научной фантастики", она выпускалась с…

  • Minsk на кассетах

    Много чего в мире названо в честь Минска (когда-нибудь расскажу подробно). А пока что расскажу и покажу одну классную вещь. Есть в глубинке США, в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments

  • Не доверяйте инженерное дело дизайнерам!

    В Минске и Гомеле есть вагоноремонтные заводы, которые делают капитально-восстановительный ремонт вагонов для родной БЖД. Ремонтируют неплохо,…

  • Чтение без рамок: Самые интересные книжные серии

    Знаете, что такое "рамка"? Это обиходное название книжной серии "Библиотека приключений и научной фантастики", она выпускалась с…

  • Minsk на кассетах

    Много чего в мире названо в честь Минска (когда-нибудь расскажу подробно). А пока что расскажу и покажу одну классную вещь. Есть в глубинке США, в…