Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Categories:

Иностранные машины в советском Минске

На старых послевоенных фотографиях Минска советского времени нет-нет да и увидишь иностранные машины – где-то производства социалистических стран, а где-то капиталистических. Откуда они брались внутри нашего "железного занавеса" и что это были за модели?

Откуда вообще в Советском Союзе были иностранные автомобили? Несмотря на, казалось бы, закрытую границу и ограничение контактов с иностранцами, импортные автомашины появлялись в стране Советов несколькими путями. Даже если забыть про послевоенные репарации, то вот некоторые способы.


Во-первых, иностранные машины закупали (порой очень окольными путями) наши автозаводы, НИИ и конструкторские бюро для изучения технической начинки моделей, чтобы потом ее творчески переосмыслить и поставить на конвейер уже продукт советской разработки.

Во-вторых, по территории Советского Союза проходило немало международных ралли и отдельных автопробегов – тогда на наших улицах могло быть сразу несколько иномарок, если не десятков. Вот, например, в 1956 году французские журналисты из еженедельника Paris Match Доминик Лапьер и Жан-Пьер Педраззини с женами отправились в автопробег протяженностью 15 тысяч километров по маршруту Париж – Варшава – Минск – Москва – Горький – Харьков – Киев – Сухуми – Тбилиси – Сочи – Краснодар – Харьков – Москва – Минск – Париж. Подробно эту историю можно почитать здесь, а вот и фото универсала Simca Vedette Marly с французами на площади Победы в Минске.

«Первая русская толпа. Первый большой город: Минск, 600 000 жителей, столица Белоруссии. Люди обращаются к нам, особенно любопытен им автомобиль, окрашенный в два цвета». Фото с сайта Photosimca.free.fr.

В-третьих, иностранный автомобиль могли подарить какому-нибудь выдающемуся советскому гражданину. Скажем, Брежневу то и дело дарили представительские автомобили (частенько – руководители стран, в которые генсек прибывал с визитом), а Юрию Гагарину аэрокосмический концерн Matra подарил голубой спорткар Matra Bonnet Djet 5.

В-четвертых, иномарки приобретались киностудиями для съемки фильмов о зарубежье. «Семнадцать мгновений весны», «Приключения Электроника» и многие другие киноленты показывают нам забугорную жизнь с порой вычурными машинами, чуждыми советской школе автодизайна.

В-пятых, автомобили социалистической заграницы закупали партиями для работы в советских учреждениях, на заводах и фабриках, в автобазах и автопарках. Трамваи, троллейбусы и самосвалы Škoda и Tatra, автобусы Ikarus и так далее – пожалуй, это самые яркие примеры импорта иностранной автотехники из дружественных нам стран.

Вот на фрагменте известного фото 1964 года Жака Дюпакье мы видим улицу Захарова в Минске. За грузовиком достаточно редкой модификации ГАЗ-53Ф можно разглядеть легковушку с еще старыми, желтыми номерами. Это Škoda 1201, а третья фара над лобовым стеклом говорит нам, что это, скорее всего, автомобиль скорой помощи. На еще одном снимке Дюпакье можно разглядеть такую же «Шкоду», припаркованную у входа в Дом правительства.

В-шестых, иностранные машины могли привозить наши граждане из командировок или военной службы за границей. В конце восьмидесятых военные везли из Германии на родину «Трабанты» и «Вартбурги», кто-то где-то раздобывал румынскую «Дачию», ну а кто-то обходился машинами из и вовсе «не заграницы» – из Польши.

В Польше выпускалось немало автомобилей. Слагали анекдоты про «Малюх» – Polski Fiat 126р, но польская автопромышленность была представлена более широко. Polski Fiat 125p – почти близнец нашего «жигуленка», такие тоже встречались в Минске. Кому-то удавалось привезти Polonez.

Ниже на фото улицы Ленина аккурат под портретом вождя виден белый фургон. Это Nysa 521/522 – автомобиль из польского города Ныса, который выпускался на заводе Fabryka Samochodów Dostawczych (бывшей мебельной фабрике) также в пассажирском, милицейском, медицинском исполнении. «Ныса», получившая у нас ласкательное имя «нюська», официально экспортировалась в СССР.

А вот на фото у здания НИИ галургии (мы его знаем по ресторану «Белая вежа») по улице Максима Горького (сейчас – Богдановича) в сторону улицы Киселева едет еще один польский фургон – марки Żuk. Он выпускался в Люблине на заводе Fabryka Samochodów Ciężarowych в разных исполнениях и тоже поставлялся в СССР.

Еще из социалистических иномарок отметим фургон Avia семейства А15/А20/A30, выпускавшийся в Чехословакии. У нас эти машины были в основном синего цвета, нередко использовались как почтовые фургоны и как машины со звукоусилительной аппаратурой для митингов, демонстраций, концертов. Вот один такой синий красавчик рассекает пустой проспект Газеты «Правда» в сторону улицы Голубева.

Завершим разговор о машинах соцстран в Минске грузовиком Škoda 706RT, который выпускался на заводе LIAZ в 1958–1985 годах. Вероятно, это снимок Александра Моклецова, сделанный, как и однотипный с ним кадр, летом 1966 года. Мы видим, как чехословацкий грузовик везет газовые баллоны из города по Могилевскому шоссе.

От автомобилей соцстран перейдем к машинам государств капиталистических. И поможет нам в этом Ли Харви Освальд, предполагаемый убийца президента США Джона Кеннеди. Вот черно-белый снимок на Центральной площади Минска, где еще стоит памятник Сталину. Кто эти люди в окружении машины и не сам ли это Освальд стоит в клетчатой рубашке, можно почитать страничку из дела здесь.

Есть и увеличенный фрагмент цветной версии этого кадра. Мы видим, что автомобиль – кабриолет, что у него британские номера и что тем не менее руль у него расположен слева. С помощью блогера и любителя «автокорчей» Владимира Садовского мы разгадали, что это Singer Gazelle III, выпускавшийся с 1958 по 1963 год.

Фрагмент фото с почти пустым Ленинским проспектом, на котором всего лишь по две полосы движения в каждую сторону. Стоят еще обе «глушилки», ближе к монументу Победы можно разглядеть оранжевый «Икарус». В правой части кадра – красный Volkswagen Transporter T2 (1967–1979) с прицепом, на котором швейцарские номера.

Недавно CityDog.by писал о том, как московский диссидент Виктор Сокирко летом 1982 года приезжал с семьей в Минск. В статье сказано, что «Виктор Сокирко приезжал в Минск до и после этого путешествия и в этих поездках, видимо, также делал снимки города». На одном из кадров площади Ленина мы видим перед Домом правительства несколько автомобилей: «Москвич» и «горбатый “Запорожец”» слева, а также две иномарки справа. В белой иномарке легко угадывается французский Citroen DS, а модель правой четко определил Владимир Садовский: это Opel Rekord C (выпускался в 1966–1971 годах). Номера у «Опеля» тоже швейцарские.

Интересно, что точно такой же кадр, но сделанный с разницей в несколько секунд, нашелся в архиве РИА «Новости»: его авторство приписывается Ю. Иванову, а датировано фото сентябрем 1971 года. Обратите внимание, что справа в кадре виден и Volkswagen Käfer, он же «жук».

А вот фото из книги Василия Коледы «Мінск учора і сёння». Фотограф снимает площадь Ленина с подъемного крана, который возводит высотный корпус пединститута. В центре площади – ни много ни мало – двухэтажный автобус. Жаль, что сгиб на развороте книги мешает нам его рассмотреть детальнее.

Кстати, об автобусах. С 1957-го и по крайней мере по сентябрь 1960 года английская компания Excelsior European Motorways пускала автобусы по регулярному маршруту Лондон – Москва. Тур длился 15 дней, две ночи туристы проводили в Варшаве и шесть раз ночевали в Москве. По маршруту ходил автобус марки Bedford в исполнении кузовного ателье Plaxton. Вот он попал в кадр фильма 1958 года «Мы живем в Минске».

Закадровый голос говорит: «Старый английский рабочий Бурген из Манчестера был рад, что на улицах Минска он мог поговорить на родном языке. Бурген не случайно попал в Минск, ведь автобус Лондон – Москва курсирует теперь через наш город».

В этом же фильме мы видим и еще один автопробег – на знаменитых автомобилях «Дю-шево»: Citroën 2CV. В кадре их сразу четыре штуки. А вот приветливо машущие им минчане стоят прямо на проезжей части.

Закадровый голос: «Группа туристов совершает путешествие по Европе на этих автомобилях-лилипутах».

«А эти туристы торопятся на Детскую железную дорогу», – говорит закадровый голос. Детинушки на автомобиле почившей марки De Soto (модель Fireflite 1956 года) явно нарушают правила дорожного движения. К тому же едут в обратную сторону: сзади промелькнула башня КГБ, впереди их ждет площадь Ленина и, возможно, ресторан фабрики-кухни. В правой части кадра тоже какая-то иномарка.

А завершим рассказ об иномарках фотографиями знаменитого мотеля под Минском, на Брестском шоссе. Это хоть и не совсем в столице, зато там чуть ли не ежедневно в советское время можно было видеть зарубежные машины. Вот опять два снимка, сделанных с разницей в несколько минут. Похоже, фотограф словил момент то ли автопробега, то ли слета любителей Alfa Romeo: слева бордовая Alfa Romeo GT, затем зеленый Volkswagen Karmann Ghia (1955–1975), дальше зеленая Alfa Romeo Giulietta и две машины – зеленая и белая – опять-таки Alfa Romeo GT.

На этом фото Alfa Romeo Giulietta уже уехала, справа за белой Alfa Romeo GT припарковался какой-то седан, за которым – белый Fiat 500.

Наконец, третье фото – с иностранного аукциона. Сам придорожный кемпинг с рестораном не выжил, а остановка пригородных автобусов так до сих пор и называется – «Мотель».

Фотографий советского Минска с иностранными машинами больше, чем в нашей подборке. Но зачастую автомобили очень мелкие или нечеткие, - так, что их трудно распознать. Как, например, на этом снимке ГУМа. Видите эту черную машину справа?

http://citydog.by/post/auto/

Перепечатка: http://news.tut.by/society/490189.html


Tags: citydog, Минск, городская жизнь, журналистика, история, машинки, старые вещи, стацця, транспорт, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments