Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Categories:

Сотовая связь в начале 2000-х: 100 долларов за тестирование телефона и платные входящие

Мы продолжаем листать подшивки старых газет и разглядывать первую рекламу сотовых операторов в стране. В прошлый раз мы рассказали, как «БелСел» предлагал телефоны «всего» по 1800 долларов (и еще 500 надо было отдать за подключение). Сегодня посмотрим, сколько запрашивал со своих первых абонентов velcom.


Внимание! Полноразмерные фото можно посмотреть по ссылке в конце записи. Также можно вручную скопировать URL-адрес каждой фотографии и вставить в адресную строку браузера, - тогда картинка откроется в полном размере.

«БелСел» дешевеет

Компания «Мобильная цифровая связь» начала предоставлять услуги под маркой velcom с 16 апреля 1999 года. К тому времени уже шесть лет работал сотовый оператор «БелСел», да и «Белтелеком» пытался продвигать транкинговую связь через радиотелефоны дальнего действия.

В каком-то смысле velcom пошел по пути своего предшественника, потому что довольно долгое время в газетах не было его рекламы. Косвенным свидетельством того, что в стране появился новый оператор, можно считать объявления его конкурента. Весной-летом 2000 года «БелСел» провел несколько акций, предлагая скидки на подключение и на обслуживание.

В мае 2000 года 100 тысяч рублей — это 204 доллара США. А десятипроцентная скидка на звонки приурочена к годовщине компании.






Сотовик Benefon Dragon «всего за 298.000 рублей» — это 417 долларов по курсу июля 2000-го. По сравнению с тысячей-полутора несколькими годами ранее — огромное удешевление

А вот и одно из первых в «Вечернем Минске» объявлений, где встречается упоминание velcom. Правда, это реклама не самого оператора, а салона «Мир связи».






Объявление датировано сентябрем 2000 года, но изображенная модель Motorola CD930 вышла еще в 1998-м




Тестирование телефона за 100 долларов

По интернету гуляет файл с первыми тарифами оператора. В газетах мы его не видели, но цифры представляются нам правдивыми.

Сколько же стоили услуги от velcom? Было три тарифных плана: «Эконом», «Стандарт» и «Бизнес+» («Эконом» так и не запустили). Плата за подключение — от 250 до 500 долларов, еще 150 нужно было отдать за SIM-карту и 100 — за тестирование телефона.

Услуга по тестированию предоставлялась (если не сказать — навязывалась) тем абонентам, которые не покупали телефон в офисах оператора, а приходили со своим. Работник центра продаж вставлял «симку» в аппарат, включал его и проверял, ловит ли тот сеть и может ли совершать вызовы. И брал за это 100 долларов!

Абонплата — от 14,25 до 23,5 долларов в месяц, исходящие звонки по стране — от 10 центов ночью на «Бизнес+» до 48 центов днем на «Экономе», а минута связи с заграницей могла и на 2 доллара потянуть. Входящие звонки, в отличие от «БелСела», были бесплатными.

Дорогие «Приветы»

С 2001 года оператор начинает массированные рекламные кампании в печати. Одна за другой вводятся новые услуги и сервисы (так, в марте появилась возможность посылать и принимать SMS).

Подключение к припейд-пакету Privet — всего за 5 минут и 199 000 рублей (152 доллара). Этот «Привет», который появился в 2000-м, разительно отличался от контрактного подключения: оплачивать связь нужно было карточками, единица оплаты — непонятный «юнит», а тарификация — «невыгодная» 30-секундная. Зато никакого контракта, счетов и абонплаты. Ходил слух, что владельца «Привета» не могут отследить по телефону, и потому номера вида 601-хх-хх, 602-хх-хх и 603-хх-хх перепродавались втридорога.

В апреле 2001-го компания отмечает двухлетие и подключает 50-тысячного абонента, к июню связь появляется в метро (пока только на станциях «Октябрьская» и «Купаловская»), в продажу поступает простенький телефон Motorola T2288 по цене 125 000 рублей — всего 91 доллар.



Комплект Privet доступен по прежней цене: 199 000 рублей. Правда, теперь эта сумма не учитывает НДС и местные налоги (раньше НДС был включен в цену), зато «в коробке» абонент получает телефон Motorola M3888, SIM-карту с собственным номером и карту предоплаты на 2000 «юнитов» — как утверждалось, хватит более чем на 40 минут разговора.

«Рублевые тарифы относительно стабильны»

В июне 2001 в статье «GSM в Беларуси» журналист рассказывает: в конце 99-го у оператора всего 6700 абонентов (то есть, в течение первых семи месяцев набирали примерно по тысяче в месяц), в конце 2000-го — 32 000, а сейчас уже 60 000, и к концу года ожидается стотысячный пользователь.

Сетью охвачены трасса М1, все областные города, а также Бобруйск, Борисов, Дзержинск, Жлобин, Жодино, Заславль, Ивацевичи, Кобрин, Мозырь, Молодечно, Новополоцк, Пинск, Полоцк, Речица, Слоним, Слуцк, Солигорск, Столбцы и несколько поселков.

К концу года velcom будет работать на территории, где проживают 70% населения страны. В Минске — 31 базовая станция. За годы работы оператор снизил цену подключения с 500 до 70 долларов, отменена абонплата за международные звонки, а «рублевые тарифы относительно стабильны и находятся на среднем уровне по сравнению с операторами стран ближнего зарубежья».

В июле оператор выводит на рынок новый телефон: Ericsson A2628s стоимостью 155 000 рублей — это 111 долларов. У телефона даже нет вибровызова, зато есть голосовое управление и WAP-браузер.

Вместе с турагентством оператор каждые 2 недели разыгрывает по 2 турпоездки среди новых абонентов. Все, что нужно, — это подключиться и купить один из четырех телефонов: Ericsson A2628s и Nokia 5110 по уже упомянутой цене в 155 000 рублей, ставший культовым Nokia 3310 за 239 000 (169 долларов) или аппарат бизнес-класса Nokia 6210 за 429 000 рублей (303 доллара).

Снижение цен и антиопределитель номера

В августе 2001 оператор снижает плату за подключение почти вдвое — до 49 000 рублей (34,4 доллара) и запускает новые услуги: ИнфоТекст (прогноз погоды и курсы валют), конференц-связь, антиопределитель номера.

Тогда же среди газетной рекламы последний раз мелькает название Privet: его абонентов призывали переходить на обслуживание по контракту и за этот переход на два месяца освобождали от абонентской платы.

Саму припейд-линейку насильно не закрывали, но карты оплаты вдруг стало сложно купить, и абоненты сами потихоньку перешли на «контракт». В следующий раз тариф без абонплаты (под тем же именем Privet) оператор запустит лишь в 2006-м.

Тем временем в сентябре новое спецпредложение: «коробочное» подключение к сети всего за 179 долларов (оплата в рублях по курсу). Почти как Privet, только по контракту: при подключении абонент получал уже упоминавшийся телефон Ericsson A2628s, собственно тариф «Стандарт» и более трех с половиной часов внутрисетевых звонков.

В октябре 2001 — очередное снижение цен: теперь всего 29 000 рублей за подключение (19,6 долларов), в связи с чем и стоимость подключения с одновременной покупкой телефона упала до 155 долларов. А ведь еще несколько месяцев назад плата за подключение была более чем втрое выше — 70 долларов.

Кстати, номинальная начисленная среднемесячная заработная плата по итогам 2001 года в стране составила 123 021 рубль — или примерно 89 долларов по среднегодовому курсу. Т.е. даже после снижения сотовая связь оставалась дорогим удовольствием.

«Молчишь и ходишь? Говори и езди!»

Вообще число акций и спецпредложений от velcom в 2001 году невероятно высоко. В том же октябре под слоганом «Молчишь и ходишь? Говори и езди!» оператор разыгрывает среди новых абонентов автомобиль Volkswagen Bora; снижает стоимость SMS до 100 рублей, делает еще более дешевые звонки в ночное время.

В статье «Цель — 110 тысяч абонентов» автор пишет: «В отличие от других сотовых операторов, все входящие звонки у „velcom“ бесплатны». Улыбку вызывает слово «других», потому что этих других в Беларуси — всего один: «БелСел», входящие звонки для абонентов которого по-прежнему платные.

Кстати, в этой же статье читаем: «Совместное предприятие „Мобильная цифровая связь“ считает, что появление в Беларуси второго оператора GSM будет только способствовать здоровой конкуренции и развитию мобильной связи в нашей республике, станет дальнейшим стимулом для повышения ее качества».

К тому моменту уже было известно, что вторую лицензию на GSM-связь получили «Мобильные ТелеСистемы». Оператор МТС запустит свою сеть в июне следующего года, а стотысячным абонентом velcom станет 19 ноября 2001-го Денис Поздников из Витебска.

«Полтора» конкурента

До тех пор у velcom, можно сказать, «полтора» конкурента: «БелСел» и обычные пользователи «Белтелекома», которые покупали себе несертифицированные радиотелефоны дальнего действия Senao и Harvest.

Если вынести антенну из квартиры на крышу дома — то радиус охвата мог достигать полутора-двух десятков километров. Фактически можно было ходить по всему Минску и при этом оставаться на связи по своему обычному домашнему номеру.

К слову, прямой городской номер предоставляет и «БелСел». Причем оператор тоже время от времени проводит акции. Против него играет то, что входящие звонки все еще платные, а выбор NMT-трубок более скромный, чем среди GSM-аппаратов. Зато звонки с домашнего телефона на сеть «БелСел» и обратно обходятся дешевле, чем с домашнего на GSM и обратно.

В конце года при подключении абонент «БелСел» в качестве подарка может выбрать либо бесплатные входящие, либо прямой городской номер. И то, и другое — очень «сладкие» бонусы для пользователей. А к новому году можно еще и получить целый час бесплатных разговоров. Оператор предлагает 5 моделей телефонов и семь тарифных планов, включая свежевведенный «Деловой».


С 1 декабря 2001 velcom снизил тарифы. Если ранее рекламные модули оператора занимали лишь «шапку» в верхней части газетной страницы или броский квадрат на одной из внутренних страниц, то третьего числа «Вечерний Минск» на всей первой полосе помещает огромное объявление velcom.

Внутри газеты — подробные тарифы. Плата за подключение на тарифном плане «Стандарт» снижена до 15 000 рублей (10 долларов), еще 60 000 рублей (40 долларов) нужно иметь на счету в виде предоплаты за звонки. Тестирование телефона стоит 40 000 рублей (26 долларов), — через некоторое время сумму снизят до 10 000 рублей, а потом и вовсе отменят.

Абонплата на «Стандарте» и «Бизнес+» — 13 800 (9 долларов) и 19 900 рублей (13 долларов) соответственно, исходящие звонки по стране — от 85 рублей ночью на «Бизнес-+» до 300 рублей днем на «Стандарте». То есть, на 1 доллар можно было поговорить от 5 до 18 минут.




Цены продолжают падать

В 2002-м акции оператора продолжились. Но и «БелСел» не дремал: накануне 8 марта мобильник Tellit A77 подешевел со 199 000 рублей (119 долларов) до 90 000 (54 доллара), а плата за подключение была ниже, чем у конкурента: 12 500 рублей (7,5 долларов). И при этом абонент получает полчаса разговоров (скорее всего, внутрисетевых) в подарок.

Модель Tellit A77 отличалась отсутствием вибровызова и низкой мощностью передатчика — пользователи часто жаловались на проблемы со связью. Зато аппарат мог работать от двух пальчиковых батареек

velcom ответил на это введением карт экспресс-оплаты и месяцем бесплатных SMS для всех подключившихся с 4 по 10 марта.

В апреле в газетной статье «Телефон — совсем не роскошь» публикуются тарифы на обычную телефонную связь.

Установка телефона по очереди стоит 26 000 рублей (15 долларов), вне очереди — 180 000 (105 долларов), второй номер потянет на 140 000 (82 доллара).

Абонентская плата — смешные 684 рубля в месяц (40 центов), причем в эту сумму уже входит 60 минут вызовов по городу. Минута внутригородских разговоров стоит 3,36 рубля — ровно в 25 раз меньше самого дешевого тарифа velcom. А поскольку владельцев обычных проводных телефонов в любом городе и в целом в стране было намного больше, чем владельцев «сотовиков», то легко можно понять тех, кто стремился купить сверхмощный радиотелефон. Ведь с большой долей вероятности звонить все равно придется на стационарный, — так зачем же переплачивать в десятки раз за услуги сотового оператора?

В апреле 2002 velcom празднует третью годовщину работы и снова устраивает акцию: для существующих абонентов целую неделю ночные разговоры будут по 3 цента, а для новых абонентов — три дня бесплатных внутрисетевых звонков.

В июне в сети регистрируется двухсоттысячный абонент, в связи с чем оператор устраивает очередную акцию. Сетью на тот момент покрыты все города с населением более 40 тысяч человек; связь доступна на территории, где проживает 74% городского населения страны.

Месяц спустя оператор анонсирует новое снижение цен — на 15%, и новые же правила подключения к сети. Произошло это через неделю после того, как свою работу начал оператор МТС.

Но знаменитых «рекламных войнах» мобильных операторов мы расскажем в следующем материале. Следите за обновлениями на сайте!

http://42.tut.by/490153

P.S. А вот и третья часть:
МТС против velcom. Как "воевали" сотовые операторы в начале 2000-х

А вот и четвертая часть:
Diallog, "Джинсы", "Оптимы" и "Старты". Вспоминаем десятилетие сотовой связи в Беларуси


Tags: tut.by, ОпСоСы, бренды и реклама, гаджеты, журналистика, старые вещи, стацця, телефоны
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments