Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Category:

МТС против velcom. Как "воевали" сотовые операторы в начале 2000-х

Мы продолжаем изучать старую рекламу сотовых операторов и вспоминает, какими объявлениями привлекали абонентов 15−20 лет назад. Мы уже рассказали, как «БелСел» предлагал купить трубки всего за 1800 долларов и как velcom брал 100 долларов за «тестирование телефона». Сегодня на очереди — знаменитые «рекламные войны» сотовых операторов начала-середины 2000-х.


Внимание! Полноразмерные фото можно посмотреть по ссылке в конце записи. Также можно вручную скопировать URL-адрес каждой фотографии и вставить в адресную строку браузера, - тогда картинка откроется в полном размере.

Снижение тарифов и межоператорская блокировка

Второй GSM-оператор Беларуси — МТС — начал оказывать услуги 27 июня 2002 года. Как уже не раз бывало, это событие не нашло отражения на страницах главной городской газеты — «Вечернего Минска». Зато на событие откликнулся velcom: с 30 июня снизил цены, скидка на звонки доходит до 15%.

Теперь подключение производится бесплатно, плата за тестирование отменена до января, а абонплата не взимается авансом. Минута разговора на тарифном плане «Стандарт» стоит днем 235 рублей внутри сети и 290 рублей на другие сети, на «Бизнес+» — 160 и 220 рублей соответственно.

Чтобы вы могли сопоставить с сегодняшними ценами, напомним, что 1 доллар в июле 2002 года стоил 1800 рублей (сейчас — около 20 000).

Заметка про запуск второго оператора появляется лишь 8 июля 2002 года, спустя почти две недели после самого события. Там немало общих слов об инвестициях и перспективах, вкратце описываются тарифы. За первую неделю к оператору подключились 5 тысяч человек.

У граждан страны было немало причин, чтобы не подключаться на МТС. Одна из них — невозможность позвонить абонентам velcom, и наоборот!

Война операторов началась с самого первого дня. Правда, velcom разъяснял, что он ни при чем: это, мол, МТС никак не может вовремя направить обращение и не желает «подогнать» свой договор под действующее законодательство.

Проблема решилась лишь 12 августа, то есть спустя полтора месяца после запуска сети. К тому моменту velcom набрал 250 тысяч абонентов, а МТС — 9 тысяч.

Впрочем, проблема решилась лишь по голосовому трафику — а SMS абоненты разных операторов не могли отправлять друг другу еще несколько месяцев.

Забегая вперед, скажем, что в октябре того же 2002 года в газете на полполосы выйдет стенограмма прямой линии с гендиректором velcom Николаем Юшкевичем. Читатели затронут и вопрос интерконнекта. Директор пообещает, что ничего подобного в будущем не повторится.





Как говорится, запомните этот твит



Тем временем МТС предпочитал размещать в газетах не рекламу, а статьи и пресс-релизы, где, как и velcom, «мерился» числом инвестированных миллионов долларов и рассказывал, как хорошо станет в самое ближайшее время.

Местами журналисты пишут, как сказали бы современные форумные комментаторы, «толсто». Вот, например, в статье «Мобильная демократия» пишут: «В Беларуси пока всего лишь немногим более 2% населения пользуется мобильной связью. Связано это с тем, что в нашей стране компании, предоставляющие эти самые услуги — „БелСел“, МТС, velcom, — появились относительно недавно. Но все не так уж и плохо, особенно сейчас, когда в Беларуси начал работать второй оператор стандарта GSM — СООО „Мобильные ТелеСистемы“…»

«Местами тебя слышно»

В одной из статей, вышедших через месяц после запуска сети, читаем: «За прошедший месяц улучшилась связь в Сухарево, Малиновке, Уручье, Серебрянке, в районе Минского автозавода, в Чижовке, Курасовщине, Шабанах. К концу сентября общее количество базовых станций „МТС“ в белорусской столице и ее окрестностях достигнет семидесяти».

Низкое качество связи стало еще одной важной причиной, по которой люди не спешили подключаться к МТС. Появляются народные расшифровки аббревиатуры МТС — и «Местами тебя слышно», и «Мать твою, соедините», и другие.





Одна из белорусских команд КВН разыграла в то время сценку с примерно таким текстом:

В салоне связи.

— Дайте-ка мне карту покрытия. Хм… А что вот это у вас написано: «Советская, 9, квартира 5»?

— Там берет связь.

— А что — в квартире 6 уже не берет?

— Ну почему же? Выходите на балкон, перегибаетесь через ограду к балкону квартиры 5 и спокойно говорите…




После установления интерконнекта к velcom бросились подключаться еще быстрее. Когда МТС рапортовал о 10 тысячах подключенных абонентов (через месяц после начала работы), velcom подключал по 10 тысяч человек каждую неделю, и всего у них было уже 270 тысяч пользователей.


Тогда МТС работал только в Минске и лишь готовился прийти в Брест и Гродно. Velcom тем временем покрыл территорию, где проживало уже 86% городского населения страны.

Впрочем, и весь следующий, 2003 год у всех трех операторов будут сложности с покрытием автотрасс, и в пресс-релизах то и дело встречаются примерно такие показатели: «покрытие трассы Брест — Минск — Орша составляет 54%». Это значит, что связь могла обрываться чуть ли не ежеминутно.

Какое-то время операторы обменивались через прессу своими победными реляциями: столько-то новых абонентов, столько-то новых базовых станций, улучшилось качество связи в таких-то районах и т.п. Причем на количество абонентов упирал, конечно, velcom: 28 августа — 275 тысяч, 17 сентября — 300 тысяч, 4 октября — 315 тысяч, 29 ноября — 370 тысяч, 30 декабря — 403 тысячи абонентов.

Мешала поминутная тарификация

МТС такими темпами похвастаться не мог, его скорость подключения отставала в 8−9 раз. Еще одна из причин тому — поминутная тарификация звонков, в то время как у ближайшего конкурента разговоры тарифицировались по 12 секунд. Конечно, первый GSM-оператор страны не мог не «подколоть» оппонента на эту тему.

В 2011-м британские ученые рассчитают, что идеальная продолжительность телефонного звонка — 9 минут 36 секунд. А в октябре 2002-го средняя продолжительность звонка среди абонентов velcom — 40 секунд, звонки же длительностью более минуты составляют не более 7% от общего числа звонков.

«Это важная деталь, поскольку большинство новых абонентов просчитывают не абстрактную стоимость минуты разговора, а суммы своих будущих счетов за мобильную связь», — говорилось в рекламной заметке.

Кроме того, у velcom была градация по стоимости минуты разговора в зависимости от времени суток: дороже всего — в будни с 9 до 21 часа, дешевле — в выходные, еще дешевле — в будни ночью.

У МТС же тогда не было ни временной градации, ни дробной тарификации, и внутрисетевой звонок стоил минимум 90 рублей за минуту, у velcom — 95 рублей на тарифе «Бизнес+» и 125 рублей на «Стандарте».

Но при поминутной тарификации абонент МТС даже за самый короткий звонок заплатит все равно 90 рублей, а абонент velcom мог уложиться и в 19 рублей ночью. Напомним, что при курсе доллара примерно в 1800 рублей абоненту МТС 1 доллара хватило бы максимум на 20 разговоров, а абоненту velcom — на 95!

Надо было что-то менять

Становилось очевидным, что компания недополучает абонентов в том числе и из-за «поминутки». И надо было что-то менять.

С 7 октября на тарифном плане «Деловой» тарификация стала посекундной после первой минуты разговора (на «Рациональном» так и осталась поминутной). 10 октября (красивая дата: 10.10) МТС запустил новый тарифный план «Десятка» с тарификацией всего по 10 секунд (еще меньше, чем у velcom), а 28 октября — тарифный план «Санни» с льготной тарификацией ночью (с 20 до 8 часов) и «Любимым номером».

Таким образом, буквально за три недели МТС увеличил число тарифных планов вдвое: с двух до четырех, — и предложил абоненту возможность выбирать режимы тарификации.

Тогда же МТС вводит услугу «Обещанный платеж», а velcom начинает закрытое тестирование GPRS (скорости — аж до 48 кб/сек!). С февраля начнется бесплатный тест среди абонентов.

Так совпало, что незадолго до выхода этой статьи МТС решил вернуть поминутную тарификацию на всех тарифах, как это было в далеком 2002 году.

«Переходим вместе»

С 26 ноября 2002 года начинается новый виток операторских войн: МТС объявляет акцию «Переходим вместе!» и снижает стоимость внутрисетевого звонка с 90 до 30 рублей (на «любимый номер» — до 25 рублей) вплоть до конца марта 2003-го.

Акция должна была стимулировать массовый переход абонентов velcom — с дешевыми внутрисетевыми звонками было действительно выгодно «переходить вместе».

velcom на это откликается рекламой в печати и на радио со слоганом «Что останется весной от сезонных обещаний?» И тут же говорилось: «velcom не отбирает подарки!». С 1 декабря его тарифы снижаются бессрочно.





Реклама на радио была примерно такого содержания: приходит на Новый год к Васе Дед Мороз, вручает подарок и говорит: «Только не забудь весной вернуть», — понятно, это аллюзия на акцию МТС.




Рекламные заметки обоих операторов по-прежнему неумело маскируются под независимые журналистские эссе. Вот выдержки из статей про снижение «велкомом» тарифов:





«С чем связаны столь радикальные изменения в тарификации? Отнюдь не с банальной конкуренцией между операторами. Политика velcom направлена не на перетягивание абонентов, а на то, чтобы все больше белорусов получили доступ к мобильной связи».

«Что предложат абоненту завтра? Еще пяток базовых станций или что-то более серьезное, например, связь в метро, растущее покрытие и самые современные услуги, такие, как GPRS? И главное, сразу выбрасывать деньги за минуту разговора или благодаря 12-секундной тарификации без всяких ограничений пользоваться возможностью регулировать и выбирать, сколько платить за мобильную связь?»

«Абонентам мобильной связи нужны не банальные временно-рекламные акции, а кардинальное снижение тарифов, качественная и недорогая связь. И темпы роста абонентов у каждого из операторов показывают, кто лучше заботится об их кошельке и комфорте».

«Чем же грозят „сезонные скидки“, нетрудно догадаться, вспомнив не только чисто психологический момент, что тяжело возвращаться к старым тарифам, когда „разговоры без конца“ уже вошли в привычку».




В борьбу вступил «БелСел»

На стороне МТС в конце 2002 года были более гибкие тарифы и более низкие цены, на стороне velcom — лучшее покрытие и большая абонентская база.

В колонке тарифов velcom аббревиатура «ЧНН» обозначает будние дни с 9 до 21 часа (часы наибольшей нагрузки); «ОВ» — это «остальное время», а «НТ» — ночной тариф

Добавим, что расценки на звонки с домашних телефонов на сотовые были такими: на «БелСел» — 130 рублей за минуту, на МТС — 207 и на velcom — 232 рубля.

Неожиданно в рекламную войну операторов вмешался «БелСел» и с 1 декабря ввел услугу бесплатных звонков внутри сети (до этого минута внутрисетевого вызова обходилась в 80 рублей).

Лишь годы спустя нечто подобное появится у velcom (тариф «Privet Вам деньги!»), МТС («Абсолют») и life:) (сразу несколько тарифных планов, но при условии пополнения счета на определенную сумму).

Телефоны тоже дешевеют

С 14 по 31 декабря velcom предлагает купить телефоны со скидкой в 10-25%. В остальное время стоимость трубок такая:


  • Siemens A35 — 167 440 рублей (88 $)

  • Ericsson A3618s — 180 000 рублей (94 $)

  • Siemens A40 — 182 305 рублей (95 $)

  • Nokia 3310 — 230 525 рублей (121 $)

  • Nokia 3330 — 249 475 рублей (131 $)

  • Nokia 3410 — 300 000 рублей (157 $)

  • Nokia 3510 — 320 000 рублей (167 $)

  • Nokia 5210 — 370 000 рублей (194 $)

  • Nokia 6510 — 513 000 рублей (268 $)

  • Nokia 6310 — 600 000 рублей (314 $)

Во время этой акции телефоны по сниженным ценам купили 22 тысячи человек. Всего же за год число абонентов velcom выросло в 3,3 раза.

В январе 2003-го velcom тоже вводит услугу «любимый номер», причем сразу на всех (двух) тарифных планах. У МТС, как мы помним, «любимый номер» есть только на тарифе «Санни».


Февраль и март — время традиционных скидок и акций. Velcom опять распродает телефоны по сниженным ценам (правда, для этого надо подключить сразу два аппарата: для него и для нее), а 14 февраля все SMS для всех контрактных абонентов бесплатны.

С 10 по 16 февраля Nokia 3310 можно купить за 97 $, Nokia 3410 — за 133 $, Nokia 3510 — за 143 $, Nokia 5210 — за 169 $, Nokia 6510 — за 242 $, Nokia 6310 — за 286 $.

С 21 февраля цены на некоторые модели телефонов еще более снизились: Nokia 3510 стоит 109 $, Nokia 5210 — 140 $. Чуть позже, в марте, при подключении с 3 по 8 числа абоненты получали подарок в виде отсутствия абонплаты в течение месяца.

В Беларусь приходит Diallog

Между тем происходит важное, если не сказать — эпохальное событие: 6 февраля 2003 года оператор «БелСел» запускает сеть cdma2000 (IMT-MC-450). Пока что новая сеть действует под старым бело-синим названием (зелено-оранжевый бренд Diallog появится только летом).

И снова вдруг выяснилось, что абоненты — на этот раз «белселовцы» — не могут дозвониться абонентам «Велком», и наоборот.

Руководство «БелСел» утверждало, что это velcom заблокировал трафик, в velcom парировали, что это сам «БелСел» в одностороннем порядке расторг договор об интерконнекте, а вдобавок подал на СП «Мобильная цифровая связь» (ему принадлежит бренд velcom) судебный иск. Проблема, правда, решилась очень быстро — уже 12 февраля.

«Мобильный телефон студента»

Пока крупнейший на тот момент сотовый оператор выяснял отношения с оператором старейшим, самый молодой оператор ударил сильно и, как оказалось, надолго.

Как мы помним, МТСовская акция «Переходим вместе», запущенная в ноябре, обещала сниженные расценки на внутрисетевые звонки (25−30 рублей) только до 31 марта 2003 года. Март еще даже не наступил, а оператор объявил, что акция продлевается на всю весну и все лето.

Минимальный авансовый платеж при подключении у МТС с самого начала работы сети ниже, чем у velcom: 42 000 рублей против 60 000 рублей. А 10-секундная тарификация на ТП «Десятка» позволяла совершить телефонный звонок всего за 5 рублей. И поскольку такая картина обещала длиться еще с полгода, поток желающих подключиться сильно вырос.

Появляется новая расшифровка аббревиатуры: «МТС — мобильный телефон студента». Если еще буквально год назад студенты в общежитии покупали один пейджер на двоих-троих обитателей комнаты, то теперь каждый из них мог позволить себе мобильный телефон (не без помощи родителей, конечно).

В статьях про достижения оператора говорится, что МТС не стремится «урвать максимум средств с клиентов сразу» и что «адекватно отреагировать на предложения нового оператора никто из конкурентов не смог».

Очередным снижением тарифов и запуском нового плана velcom отреагирует лишь к лету, тогда же он запустит в коммерческую эксплуатацию пакетную передачу данных GPRS.

Сам МТС в годовщину своей работы запустит припейд-тариф «Джинс» с низким входным порогом, а «Белсел» выведет на рынок новую торговую марку Diallog и станет чуточку более активным.

Операторские войны с блокированием трафика в другие сети и высмеиванием акций друг друга поутихнут, конкуренция станет добросовестнее. До конца года общее число абонентов сотовой связи в стране превысит 1 миллион человек. Все это — тема нашей следующей статьи.

http://42.tut.by/491058

P.S. А вот и четвертая часть:
Diallog, "Джинсы", "Оптимы" и "Старты". Вспоминаем десятилетие сотовой связи в Беларуси


Tags: tut.by, ОпСоСы, бренды и реклама, журналистика, старые вещи, стацця, телефоны
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments