Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Category:

Diallog, "Джинсы", "Оптимы" и "Старты". Вспоминаем десятилетие сотовой связи в Беларуси

И снова мы взялись за старые подшивки газет для изучения старой рекламы сотовой связи. Ранее мы узнали, что «Белсел» продавал телефоны по 1.800 долларов, что Velcom за непонятную операцию «тестирования» брал 100 долларов, узнали, какие рекламные войны вели между собою операторы. Сегодня мы выясним, с каким багажом мобильные операторы пришли к первому десятилетнему юбилею сотовой связи в стране.


Внимание! Полноразмерные фото можно посмотреть по ссылке в конце записи. Также можно вручную скопировать URL-адрес каждой фотографии и вставить в адресную строку браузера, - тогда картинка откроется в полном размере.

В феврале 2003 года оператор МТС продлил свою акцию «Переходим вместе!» до конца лета (изначально, осенью 2002-го, предполагалось, что цена минуты внутрисетевого разговора в 30 рублей снова вырастет после 31 марта).

Оператор velcom после этого заявления перестал «троллить» конкурента слоганом «Что останется весной от сезонных обещаний?» и провел несколько интересных, но кратковременных акций.

Настоящее цифровое качество

Тем временем 6 февраля — по расписанию, как и предполагалось еще минувшей осенью, — оператор «БелСел» запустил сеть CDMA2000 (IMT-MC-450). Таким образом, «БелСел» стал оказывать услуги сразу в двух сетях: устаревшей NMT и современной и перспективной сети третьего поколения CDMA2000.

Сеть работала пока под своим старым названием, но в бело-голубую цветовую гамму добавили красных тонов.

Тогда же запустилась и телереклама (несколько роликов), в которых рассказывалось, что абоненты других, «желто-красных» операторов, платят и абонплату, и за возможность совершать звонки, и за сами разговоры — даже внутри сети; абоненты же «синего» оператора платят только за разговоры с абонентами других сетей.

Для новой сети разработали четыре тарифных плана: «Юнион», «Классик», «Оптима» и «Максима». Расценки на звонки оказались «вменяемыми», тем более что абоненты могли воспользоваться и несколькими «плюшками»: тарификация по 12 секунд; с 22 до 8 часов в будни, а также в выходные и праздники скидка 25% на все направления; бесплатные внутрисетевые звонки; мобильный интернет с посекундной тарификацией, причем первые 12 секунд — бесплатно.

А за дополнительные 20 000 рублей можно было подключить прямой городской (короткий) номер, но тогда входящие звонки на них становились платными.




Центральный офис «Белсел» на Золотой Горке, 5.


Но не обошлось и без особенностей, которые, скажем так, не способствовали быстрому притоку абонентов.

Оператор вводит такое понятие, как «минимально приобретаемое количество минут». Это не абонплата: деньги не «сгорают» лишь за то, что оператор тебя обслуживает, — эти деньги тратятся на разговоры с абонентами других сетей. Так, на тарифном плане «Классик» абонент должен был каждый месяц покупать по 200 минут и платить за это 50 тысяч рублей (25 долларов!). В качестве ложки меда оператор дарил столько же минут доступа в интернет.

На тарифе «Юнион» минуты покупать не надо было, но от абонента требовалось вносить предоплату в размере 30 000 рублей (что все же меньше, чем было тогда у МТС — 42 000, и чем у velcom — 60 000). Плюс ко всему на «Юнионе» внутрисетевые звонки были платными.

Кроме того, с новыми абонентами тарифов «Классик», «Оптима» и «Максима», а также теми, кто перешел со старого стандарта NMT и подключается на тариф «Юнион», оператор заключал соглашение сроком на год. То есть абонент принимал на себя обязательство оплачивать связь в течение целого года.

И здесь таился еще один подвох: если у МТС пеня за просрочку оплаты составляла 0,3% от суммы в день, а у velcom — 0,5%, то у «БелСел» — аж целый 1%. А это значит, что если завозился с оплатой, скажем, на месяц, то пени за этот месяц набегало еще почти на треть от суммы долга.

Главный минус «БелСела»

Но был и самый «жирный» минус у нового стандарта и новых тарифов. В отличие от стандартов GSM и даже NMT на CDMA2000 нельзя было подключиться с любым телефоном, который поддерживал этот самый стандарт.

Аппараты завозились в страну централизованно самим оператором, проходили тестирование — и только их и можно было купить. К запуску сети оператор успел завезти только одну модель: Curitel H100. За этим неизвестным у нас названием скрывался концерн Hyundai.




Фото с сайта vse-4×4.ru


В салонах связи GSM-операторов простейшие модели мобильников тогда продавались примерно по 135−180 тысяч рублей (67−90 долларов).


У «БелСел» же единственная модель телефона стоит огромных денег: в зависимости от тарифного плана — от 200 тысяч (~ $ 100) на «Максиме» до 500 тысяч рублей (~ $ 250) на «Юнионе». Абоненты NMT при переходе на CDMA2000 получали скидку: для них телефон стоил от 105 тысяч (~ $ 53) до 400 тысяч рублей.

А ведь «куритель», как прозвали Curitel H100, не имел даже вибровызова! За 250 долларов, которые вынужден отдать абонент «БелСела» на тарифном плане «Юнион», в сетях GSM можно себе позволить и аппарат бизнес-класса вроде Nokia 6510. Рынка «бэушных» CDMA-телефонов в стране по понятным причинам еще нет.

Нет вибровызова, зато есть почтовый клиент и браузер Microsoft Mobile Explorer 3.0, благодаря чему на экране телефона можно смотреть полноценные Web-страницы, а не адаптированные WAP-сайты. Минута доступа в интернет (сверх того, что включено в пакет трафика) стоит 60−80 рублей — при скоростях до 153 Кбит/с за пару минут можно успеть прочитать свежую почту. Объем потребленного трафика при этом не учитывался.

17 тарифных планов на 3 оператора

На момент запуска «БелСелом» нового стандарта и новых тарифов другие тарифные планы всех трех операторов выглядели так:

Таким образом, в стране три сотовых оператора, действующие в трех различных стандартах, и на троих у них 17 тарифных планов.

Расценки «Белтелекома» на звонки с домашнего телефона на сотовый такие: на «БелСел» — 147 рублей в будни днем и 108 рублей в будни ночью, а также по выходным и праздникам; на МТС и velcom — 258 и 129 рублей соответственно. Дополнительно взимается плата за местные звонки (то есть каждая минута обходилась примерно на 7 рублей дороже).

«БелСел» выдает бодрые пресс-релизы и обещает до конца года покрыть CDMA-сетью территорию, где проживает 90% городского населения страны. Такой скорости собираются добиться за счет того, что новое оборудование монтируют на старые сайты с NMT-антеннами, а также благодаря тому, что максимальный радиус действия одной CDMA-станции почти вдвое выше, чем у базовой станции GSM (теоретический предел — 60 км против 35 км).

В прессу запускается реклама со словами о доверии и взаимопонимании. Кроме того, в телевизионной рекламе делается упор на то, что телефоны CDMA2000 имеют намного меньшее излучение, чем GSM-трубки, а значит, более безопасны для организма. Обилие теле- и печатной рекламы оператора можно изучить вот в этой презентации.



«Областные» и «Старты»

В мае все три оператора активизируются и запускают новые тарифные планы. velcom вводит ТП «Старт» и увеличивает число своих тарифов сразу на 50%. «Старт» предназначен для тех, кто говорит не более 60 минут в месяц. Одновременно оператор снижает стоимость звонков внутри сети на «Стандартном» и «Бизнес+», правда, незначительно: от 2% до 14%.

МТС запускает тарифный план «Областной», рассчитанный на жителей областных и районных городов.

Этот тариф отличается двумя особенностями: во-первых, в абонентскую плату включены 35 минут разговоров (тут оператор пошел по стопам «БелСела»); а во-вторых, позвонить на другие сети, находясь в столице, будет дороже, чем находясь в регионах.

Через несколько лет velcom на припейд-планах семейства Privet сделает похожее разделение, но доведет его чуть ли не до абсурда из пяти (!) разных ценников: стоимость звонка мало того что отличается в зависимости от того, где находится вызывающий абонент (облцентр, райцентр, деревни), так еще и в разных областях — разные тарифы.

«Джинс» и «Джаз»

Второй новый тариф от МТС носит звучное имя «Джинс». Этот припейд-тариф построен на отдельном биллинге, имеет посекундную тарификацию и не имеет абонентской платы, позволяет чуть ли не мгновенно узнавать расход денег и остаток на счете.

В Беларуси «Джинс» неотделим от МТС, а вот в Украине, например, позиционировался как отдельный оператор. Плюс нового тарифа не только в «посекундке», но также и в низком входном пороге: предоплата составляет 16 000 рублей, из которых 12 тысяч сразу поступают на счет абонента. Одна секунда внутрисетевого разговора стоит всего 1,28 рубля.

А вот серьезный минус состоит в том, что платежи, которые надо вносить на счет заранее (на то он и припейд-тариф, то есть предоплатный), имеют ограниченный срок действия: скажем, сумма от 2300 до 6899 рублей «живет» 3 дня, от 6900 до 11 499 — 7 дней, от 11 500 до 18 999 — 14 дней и так далее.

После этого срока деньги со счета не исчезают, но предоплата считается несовершенной. То есть телефону регулярно надо «скармливать» деньги и не забывать при этом следить, чтобы они не «протухли».

А «БелСел» в мае запускает тарифный план «Джаз», который очень скоро становится лидером подключений. Он занимает промежуточное место между «Юнионом» и «Классиком»: за 27 000 рублей абонент получает 100 обязательных минут трафика и столько же минут доступа в интернет. Телефон для абонентов этого ТП стоит 300 000 (~$ 150), что выглядит намного более адекватно, чем 250 долларов на «Юнионе» или 200 долларов на «Классике».

В конце месяца «БелСел» заключает первое в мире роуминговое соглашение между сетями CDMA-450 — с питерским оператором SkyLink (тем временем абоненты GSM-операторов пользовались роумингом по всему миру уже годы).

Интернет — быстрый и медленный

С начала лета velcom запускает в коммерческую эксплуатацию доступ в интернет по технологии GPRS (бесплатная тестовая эксплуатация началась в феврале).

Оператор разрабатывает три тарифных плана, которые можно «прикрутить» к любому из голосовых ТП. Младший подойдет тем, кому требуется менее 1 мегабайта (!) трафика в месяц, старший — тем, чьи потребности превышают 85 Мб в месяц. Активация GPRS — по письменному заявлению абонента.

Тем временем в самом конце мая оператор завершил покрытие связью всех станций метрополитена — на это ушло ровно два года. В рекламной статье по этому поводу читаем: «Ведь сегодня с телефоном velcom можно даже проверить свою электронную почту […]. Так что, если вы увидите человека, сидящего на скамеечке посреди станции, увлеченно стучащего по клавишам компьютера, — не удивляйтесь: это абонент velcom».

Абоненты «БелСел» уже четыре месяца могли делать то же самое, но на втрое более высоких скоростях.

В мае 2003 года белорусской сотовой связи исполнилось 10 лет. На пресс-конференции по этому поводу представители «БелСела» показали инженерный образец телефона ZTE N500 (впрочем, он все равно еще не скоро добрался до прилавков). На самое начало июня у velcom — 500 000 абонентов, у МТС — 153 000, у «БелСела» — около 20 000. Таким образом, совокупно в стране на тот момент было чуть менее 700 тысяч абонентов.

МТС радостно рапортует, что вышел в лидеры по числу подключений. Это не значит, что он обогнал конкурента по числу абонентов (цифры выше говорят сами за себя), — оператор радуется, что с начала года к нему подключилось больше человек, чем к velcom (97 тысяч против 95 тысяч). Теперь темпы подключения к МТС очень часто будут превышать таковые у главного конкурента.

Не политическая акция, а ребрендинг

Главный среди операторов ньюсмейкер июля и всего лета вообще — «БелСел». С начала месяца в газетах появляются огромные кричащие заголовки: «Столько-то дней до начала Диалога». Некоторые принимают это за очередную политическую акцию.

Оказывается, это оператор запускает новую торговую марку для сети CDMA2000 — Diallog (интересно, что летом 2012-го оператор задумает отказаться от этого бренда — мол, чтобы не распыляться и путаницу не плодить, но это его уже не спасет).

Название красивое и интересное: тут тебе и само слово «диалог», и выделенные жирным буквы allo в логотипе; бренд можно даже разложить на два английских слова dial и log — получается нечто вроде «список набранных номеров». Новые корпоративные цвета — зеленый и оранжевый.

Реклама оператора пестрит сразу несколькими слоганами: и «Мобильная связь для родных, друзей, коллег», и «В кругу семьи!», и «Как дела?». Подразумевалось, что теперь абоненты будут звонить друг другу, просто чтобы поинтересоваться, как жизнь. Но все же несколько слоганов вносят некоторую путаницу.

Новой сетью покрыта территория, где проживает около 50% городского населения. В то же время старая сеть NMT покрывает 61% территории страны, где проживает 72% населения, в том числе 79% горожан.

Специально под новый бренд разрабатывается и новый тарифный план «Джаз+»: нет обязательно приобретаемого пакета минут, но есть абонплата в 10 000 рублей. При подключении на этот тариф до конца лета абонентам в течение трех месяцев дарят по 100 межсетевых минут ежемесячно. Абонентам других ТП (кроме «Юнион») предоставляется скидка в 50% на пакеты трафика.

Проблемы с телефонами продолжаются

Наконец, мобильник можно купить в рассрочку: отныне не надо отдавать от 200 до 500 тысяч рублей сразу — можно за полгода выплатить 7 траншей по 45 тысяч рублей (итого получается 315 000 рублей). Теперь трубки нередко покупают сразу парой: для него и для нее, чтобы болтать между собой бесплатно.

Но вопрос с завозом новых телефонов все еще стоит остро. В феврале, на презентации сети, показали инженерный образец Synertek S200 — продажи его начались только к августу.

Он стоит 490 тысяч рублей (почти 250 долларов), а по функциональности недалеко ушел от бюджетных «звонилок» стандарта GSM, которые стоят втрое дешевле. У румынского CDMA-оператора Zapp те же телефоны Hyundai H100 и Synertek S200 продаются примерно за 30 и 50 долларов соответственно.

Оператор завозит и сертифицирует телефоны крайне медленно, а стоят эти трубки в несколько раз дороже своих GSM-аналогов. При этом трубки часто «глючат» и выпущены какими-то неизвестными доселе производителями: Curitel, Synertek, AnyData, Gtran, Zakang, Ubiquam, Hisense, JOA, Unimobile, Teleepoch и так далее.

Проблему с трубками можно понять вот по этой заметке из журнала «МС»:

Появляется понятие «белселовка»: абоненты оператора регулярно собираются, обмениваются опытом, ищут недокументированные возможности телефонов, исправляют огрехи ПО. А вот линейка телефонов оператора спустя полтора года после запуска сети:

И это был 2004 год, когда абоненты GSM покупали телефоны с цветными дисплеями и камерами — Motorola Razr v3 и E398, Sony Ericsson K700 и сенсорный P900.

Через несколько лет в российской сети SkyLink появятся двустандартные CDMA/GSM-мобильники и даже CDMA-смартфоны на базе Windows Mobile, но стоят они очень дорого даже по сравнению с обычными CDMA-звонилками («двустандартник» Ubiquam U520 — 600 долларов, не самый передовой смартфон AnyData ASP-500GA — 1000 долларов).

Еще через несколько лет ушлые китайцы начнут выпуск подделок под крутые GSM-аппараты, но только работающие в сетях CDMA-450, и даже освоят Android-смартфоны, но время будет безвозвратно упущено, и сети частоты 450 МГц потихоньку начнут сворачивать. Хотя и сегодня некоторые из них еще живы — вот, например, весь модельный ряд трубок монгольского оператора G-Mobile (в переводе получаем от 30 до 45 долларов).

Первый миллион абонентов

В сентябре МТС модифицирует тариф «Джинс»: снижается (совсем незначительно) цена минуты разговора, добавляется вид тарификации «посекундная со второй минуты» (абонент может выбрать сам), а сроки действия платежей становятся более «человечными».

Теперь при посекундной тарификации, начиная с первой минуты, одна минута разговора внутри сети стоит 75 рублей (было 77), на городскую сеть — 540 (было 555), на других сотовых операторов — 600 (было 655).

При посекундной тарификации, начиная со второй минуты, вызовы обойдутся соответственно в 55, 380 и 420 рублей. Срок действия платежа до 5 тысяч рублей — 1 день, до 10 тысяч — 1 неделя, до 15 тысяч — 2 недели, и так далее вплоть до 20 недель (от 60 тысяч рублей и выше).

Следующий ход сделал velcom: с 11 октября в очередной раз снизил цены на внутрисетевые звонки, местами удешевление составило до 50%. За 15 месяцев, прошедших с момента запуска МТС, это уже четвертое снижение цен.

Если в июне 2003 цена минуты внутрисетевого разговора на тарифе «Стандарт» стоила в будни днем 230 рублей, а на «Бизнес+» — 170 рублей, то в октябре 2004 — 77 и 56 рублей соответственно. То есть цены за это время снизились ровно втрое.




А современные абоненты МТС и velcom помнят хоть одно снижение цен? Напишите нам в комментариях.



В ноябре происходит знаковое событие: число абонентов сотовой связи в стране достигает 1 миллиона. У velcom — 600 тысяч человек, у МТС — 385 тысяч, у «БелСел» — около 20 тысяч. У оператора проводной телефонной связи «Белтелеком» в одном только Минске 715 тысяч абонентов (телефоны стоят в 98% столичных квартир). Напомним: до прихода МТС общее число абонентов сотовой сети едва превышало 200 тысяч.

Покрытие сети velcom — 36% территории страны, на которой проживает 93% городского населения; у МТС покрытие составляет 30% — тут живет 82% горожан; сеть CDMA2000 охватила 27% территории страны, где живет 73% городского населения. Все операторы отстают от доведенных планов по расширению сети.

В Беларуси будет третий GSM-оператор

Тогда же происходит еще одно событие, о котором сегодня без смеха сложно читать: с 14 ноября 2003 года «БелСел» в бесплатном тестовом (!) режиме запускает возможность отсылать и принимать СМС внутри сети CDMA2000.

Да-да: передовая функция появилась лишь на десятом месяце существования новой сети. Про отсылку сообщений абонентам других сетей речи пока не идет.

Когда автор в салоне дилера оператора на улице Свердлова интересовался у менеджера о сроках полноценного запуска услуги, тот отвечал: «А зачем вам СМС? Внутрисетевые звонки и так бесплатные». Это при том, что у половины операторских телефонов даже не было вибровызова. Видимо, консультанту не приходило в голову, что абоненты могут нуждаться в связи в местах, где шуметь запрещено.

И третье эпохальное событие ноября: Александр Лукашенко одобрил приход в страну третьего GSM-оператора. ЗАО «Белорусская сеть телекоммуникаций» начнет подключать абонентов в декабре 2005-го.

Новый виток конкурентной борьбы

Год принято завершать различными акциями и нововведениями. В начале декабря «БелСел» вводит новый тариф «Фаворит» (абонентская плата 7900 рублей, льготные расценки на звонки на городскую сеть «Белтелеком»), делает бесплатные входящие звонки на прямых городских номерах, а новым абонентам дарит по 60 минут звонков в другие сети в течение полугода.

Между прочим, оператор не забывает развивать и старую сеть NMT. Появляются новые точки на карте покрытия, а некоторые города попадают в так называемую льготную зону тарификации: жители пострадавших от Чернобыля районов, а также некоторых других, не сильно развитых регионов, имеют возможность звонить на городские телефоны по сниженным тарифам. Окончательно сеть NMT свернут в марте 2006-го.

МТС запускает сразу линейку тарифных планов под общим названием «Оптима». Поначалу появляются «Оптима +35», «Оптима +60» и «Оптима +120» с предоплаченным трафиком (фактически это аналог линейки тарифов «БелСел»), к концу месяца добавляются «Оптима +10 Областной» и «Оптима Рациональный» (последний — без предоплаченного трафика).

Вы заметили, что уже больше года оператор выдает рекламные модули со скошенным углом? Это такой намек на форму SIM-карты.

Слоган «Всегда точно» — это продолжение войны с velcom. В 2002—2003 годах среди абонентов velcom существовало «народное поверье», что со счетов непонятным образом пропадают деньги (на самом деле вопрос был в технических особенностях биллинга оператора). Этим и пользовался МТС в своих рекламных материалах, постоянно говоря о точности своих расчетов.

velcom снижает на 25% размер абонентской платы: теперь на «Старте» она составляет 7500, на «Стандарте» — 11 350, на «Бизнес+» — 16 400 рублей. Некоторое время конкуренция будет идти именно таким образом: МТС выводит все новые и новые тарифы (на конец 2003-го их у оператора уже 11), а velcom то и дело снижает то абонплату, то цену на звонки.

Конкурентная борьба породит к концу года практически одновременный запуск одной и той же услуги двумя операторами: возможность отправлять СМС с сайта. Вот только у velcom эта услуга бесплатная, а у МТС — платная.

Тем временем специалисты отрасли, а вместе с ними и простые абоненты обсуждают, введут ли для пользователей НДС в 20% и надо ли будет платить за пользование частотами, которых сильно не хватает.

«БелСелом» начали — «БелСелом» и закончим

Общее число абонентов оператора на конец года — около 20−22 тысяч, из них примерно 11,5 тысячи в стандарте CDMA2000, а 10,5 тысячи — в стандарте NMT. Пик абонентской базы настанет в 2005 году, когда число пользователей достигнет почти 100 тысяч человек.

Незадолго до закрытия сети CDMA2000 в январе 2014-го число абонентов снова будет крутиться около отметки в 10 тысяч человек, многие из которых используют сеть только для выхода в интернет.

Некоторые подспудные причины упадка мы уже отмечали выше: дороговизна и ограниченность трубок, медленное построение сети. Спустя несколько лет руководство оператора вдруг перестало общаться с журналистами и больше не публиковало данные о числе абонентов.

Можно сказать, «БелСел» перешел в какой-то замкнутый внутренний режим, когда об операторе знали только те, кто «в теме», ведь случайных прохожих по минской улице Золотая Горка было немного.

Некоторые акции оператора тоже вызывали недоумение. Например, 2003 год «БелСел» закончил вот такой поистине уникальной рождественской акцией.

На конец года у трех операторов, работающих в трех стандартах связи, в сумме двадцать шесть тарифных планов. До прихода «БеСТа» оставалось ровно два года.

http://42.tut.by/492008


Tags: tut.by, ОпСоСы, бренды и реклама, журналистика, история, стацця, телефоны
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments