Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Categories:

Дешево лететь, сложно уехать. Выгодно ли белорусам добираться в Москву через аэропорт Жуковский?

Подмосковный аэропорт Жуковский в понедельник, 12 сентября, принял первых пассажиров — туда начала летать авиакомпания «Белавиа». Билет в одну сторону стоит от 34 евро. Но получится ли сэкономить, выбирая такой маршрут, и как быстро пассажиры смогут добраться до Москвы? Я протестировал работу нового терминала.


Фото автора и Евгения Ерчака

Внимание! Фотки некликабельны. Фотографии полного размера доступны на сайте с оригиналом статьи

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

Сто дней без самолетов

Долгое время аэродром в Раменском обслуживал несколько авиационных институтов, военных и МЧС. С 2014 года аэропорт начали реконструировать в гражданский. Уже 15 марта 2016 года его открыли для международных полетов, но официальное открытие состоялось лишь 30 мая. Поначалу предполагалось, что первый рейс выполнит чартерная компания iFly, затем — что киргизская Air Kyrgyzstan и казахская SCAT. Однако целых 104 дня аэропорт проработал, не приняв и не отправив ни одного пассажирского рейса. Первой стала авиакомпания «Белавиа».

Российские компании «ВИМ-Авиа», «Нордавиа», «Ямал» и «Уральские авиалинии» получили допуски на регулярные полеты из Жуковского в двадцать один город четырнадцати стран: Австрия (Вена), Азербайджан (Баку, Гянджа), Болгария (Бургас, Пловдив), Венгрия (Будапешт), Германия (Мюнхен, Франкфурт-на-Майне), Грузия (Тбилиси), Израиль (Тель-Авив), Казахстан (Актау, Алматы, Астана), Кипр (Ларнака), Китай (Пекин), Кыргызстан (Бишкек, Ош), Таджикистан (Душанбе, Худжанд), Турция (Анталья), Чехия (Прага). Кроме того, вместо Air Kyrgyzstan национальный конкурс на полеты в Жуковский выиграла киргизская компания Air Manas. Не стоит, впрочем, думать, что разрешения на полеты в Жуковский дают всем подряд налево и направо. Скажем, Росавиация отказала «ВИМ-Авиа» в заявке на полеты в Кыргызстан и Таджикистан, а «Уральским авиалиниям» — в Париж и Прагу.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

Похоже, вот-вот в Жуковский начнут летать уже пять-шесть авиакомпаний, доставляя пассажиров из Европы и Азии. Однако это «вот-вот» наступит лишь к концу октября — с вводом зимнего расписания перевозчиков. А до того момента — еще месяц, а то и полтора — единственными регулярными рейсами останутся В971/972 и В973/974 из Минска.

Плацкарта до Москвы — 33 евро, перелет до Жуковского — 34

При перелете в Жуковский авиакомпания «Белавиа» предлагает расценки значительно более низкие, чем при рейсах в другие аэропорты Москвы. Так, в одну сторону перелет в Жуковский обойдется минимум в 34,44 евро, а рейс той же «Белавиа» в Домодедово — минимум в 66,44 евро. Улететь «ЮТэйром» во Внуково можно от 72 евро по стандартному тарифу или от 62 евро по тарифу «лайт» без багажа; билет на рейс «Аэрофлота» до Шереметьево стоит от 83,94 евро. Для сравнения: в сентябре на поездах до Москвы самое дешевое сидячее место стоит 61 рубль (почти 28 евро), плацкарта — 72 рубля (33 евро), купе — 137 рублей (62 евро), спальный вагон — 275 рублей (125 евро).

Таких низких тарифов удалось добиться в том числе и за счет более низких аэропортовых сборов в Жуковском. На сайте самого аэропорта нужных цифр найти не удалось; кроме того, известно, что для разных авиакомпаний устанавливаются разные расценки на обслуживание, но по данным со страниц заказа авиабилетов можно приблизительно прикинуть эти расценки.

Так, при покупке билета в Жуковский в одну сторону величина сборов составляет 4,44 евро как в одну сторону, так и в обе. Для рейса той же «Белавиа» в Домодедово цифры значительно вырастают: 17,44 евро в одну сторону и 30,44 евро «туда-обратно». У «Аэрофлота» на рейс в Шереметьево это, соответственно, 23,94 евро и 27,87 евро.

Видно, что разница в аэропортовых сборах не так велика по сравнению с разницей в цене самих билетов. Директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев считает, что снижение цены билета почти в два раза — это больше маркетинговый ход, и не стоит рассчитывать, что и другие компании при полете в Жуковский снизят свои расценки вдвое. Но некоторая скидка, конечно, будет.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

Магазины и кафе в аэропорту есть, но все закрыто

Лишь к концу третьего месяца своей работы, в самом конце августа, у аэропорта Жуковский появился свой официальный сайт. На нем можно найти очень детальную схему аэровокзала. Согласно этой схеме, в здании аж четыре этажа. Забавно, что сами работники аэропорта говорят «два этажа с мансардой». Потому что, например, второй этаж — это никак не полноценный этаж, а лишь балкончик с кафе и комнатой матери и ребенка над первым этажом.

Кликая по иконкам на схеме аэровокзала, можно узнать, что здесь есть немало магазинов и кафе, время работы каждого из которых указано так: «В часы работы аэропорта». Когда же мы прогулялись по этажам, то только и дело упирались в закрытые двери.

Представители пресс-службы объясняют: мол, со стороны аэропорта никаких препятствий нет: торговые площади выделены, электричество подведено. А то, что заведения закрыты, — так это временно, нужно только подождать. Вон уже и товары на полках есть, и вывески повесили. Сколько ждать? Может, пару дней, а может, до открытия новых рейсов. Поди, невыгодно держать магазин открытым весь день, если за весь этот день прилетает лишь один самолет.

Кафе на четвертом этаже (в «мансарде») было закрыто, магазин Travel Value Zhukovsky (аналог «дьюти-фри», только для внутренних рейсов) — тоже, а вместе с ними кафе «Шоколадница» и «Кофе Хауз», цветочная лавка и пункт обмена валюты… На третьем этаже вдруг оказались открытыми двери салона сотовой связи МТС, но кассир с грустью рассказал, что у него не загружается касса и потому ничего продать он нам не сможет. На первом этаже работала еще одна операторская точка — TELE2, совсем крошечная, и газетный киоск «Грань». Туалеты тоже работали, стенки в нем выкрашены в «васильковый» цвет. На этом все.

На двух этажах работали также несколько вендинговых автоматов (с традиционно высокими, «аэропортовскими» ценами) и терминал по продаже билетов на электричку.

ZIA — это вообще где?

Во время полета мы поинтересовались у пассажиров, почему они купили билет именно на этот рейс и как собираются добираться из аэропорта до Москвы. Для кого-то факт прилета в Жуковский стал сюрпризом: мол, просто выбрали в списке направлений Москву и купили самый дешевый билет, — они тут же начали сами спрашивать у нас, как доехать до города. Двое других пассажиров сказали, что вызовут такси Uber. Первая пассажирка рейса — Оксана Капельчик — тоже не знала, как выбраться. Еще несколько человек ответили, что попробуют уехать маршруткой. Среди вылетающих из Жуковского в Минск пассажиров лишь один мужчина ответил, что очень легко добрался до аэропорта на электричке и затем на автобусе.

Несмотря на то, что новый аэропорт не относится к Московскому авиационному узлу (код ИАТА — MOW), в который входят аэропорты Шереметьево, Внуково и Домодедово, на странице заказа билетов на сайте «Белавиа» Жуковский прячется как раз под графой «Москва (MOW)». И среди обилия индексов DME (Домодедово, куда «Белавиа» летает 7 раз в день) малоопытному туристу легко не обратить внимание на индекс ZIA.

«Бесплатный автобус» за 100 рублей

На сайте аэропорта в разделе «Как добраться» сказано: «От ж/д станции „Отдых“ с 12.09.2016 шаттл-басы до аэропорта, интервал движения — 15 мин.». Незадолго до первого рейса пресс-служба «Центральной пригородной пассажирской компании» сообщала: «Планируется запуск шаттлов с началом движения за 3,5 часа до начала регистрации на рейс. Прилетевшие пассажиры смогут воспользоваться услугами шаттла и доехать до станции „Отдых“ в течение двух часов после прилета».

Рейс из Минска стартовал с легким опозданием и прибыл в Жуковский в 9.50. Задержавшись в аэровокзале, изучая закрытые двери магазинов, мы узнали, что последний шаттл уехал к железной дороге в 10.50 и больше автобусов — ни до «железки», ни экспрессов № 441Э до станции метро «Котельники» — сегодня не будет. То есть уже через час после приземления самолета все автобусы разъехались.

Позже на сайте «ЦППК» мы узнали актуальное расписание: в понедельник, среду, пятницу и субботу автобусы будут перевозить пассажиров от платформы «Отдых» до аэропорта Жуковский c 7.50 до 10.50, в обратном направлении с 8.20 до 10.45 с интервалом движения 30 минут. Во вторник, четверг, воскресенье от платформы «Отдых» до аэропорта Жуковский можно будет доехать с 17.20 до 20.50, в обратном направлении - с 17.50 до 20.50 с интервалом движения 30 минут; примерное время в пути — 20 минут.

Представители аэропорта заверяли нас, что с посадочным талоном на самолет проезд на шаттле до электрички будет бесплатным. По словам мэра Жуковского Андрея Войтюка, стоимость билета на шаттл уже заложена в стоимость электрички. И то, и то оказалось неправдой. Мы изучили все способы оплаты: независимо от того, есть ли у вас билет на самолет или на электричку, проезд на шаттле стоит 100 российских рублей (1,5 доллара). При этом и в самом аэропорту, и на станциях «железки» можно купить совмещенный билет на шаттл и электричку — стоимость этих двух билетов просто складывается.

Экспресс-маршрутка № 441Э до станции метро «Котельники» стоит 79 рублей (1,2 доллара), но на скорость ее движения сильно влияет загруженность Новорязанского шоссе: если повезет — то доехать можно за 25 минут, а если будут пробки — то минут за 50.

Пешком и на маршрутке

Итак, если вы опоздали на шаттлы и экспрессы, то у вас остается еще один вариант добраться до Москвы на общественном транспорте: выйти за пределы аэропорта и сесть в маршрутки № 2 и № 6 до той же железнодорожной платформы «Отдых». Кстати, на остановке шаттла и экспресса расписания нет.

Чтобы попасть к маршруткам, нужно пройти с чемоданами мимо парковок, огороженной территории корпорации «Иркут» и выйти на улицу Наркомвод, — всего почти 800 метров. Вот тут и можно поймать маршрутку. Правда, здесь нет никакой оборудованной остановки — просто обочина и забор.

Лишь пройдя почти два километра вдоль промышленной ж/д ветки, вы увидите первый остановочный навес. Впрочем, если маршрутка встретится, ее можно остановить в любом месте пыльной дороги, если повезет — то сразу после выхода из аэропорта на улицу Наркомвод.

Маршрутка стоит почти втрое дешевле шаттла: всего 35 рублей (около 50 центов). Но при этом придется топать до нее через промзону, да и никто не гарантирует, что вы поместитесь в салоне со своим багажом. От ближайшей к аэровокзалу точки до платформы «Отдых» маршрутка идет 25 минут с промежуточными остановками.

Электричкой — до одной из шести станций метро

С остановки у железки попасть на саму платформу — та еще задача: никаких указателей нет, есть только дыры в заборе, через которые шмыгают люди, не желающие платить за билет на электричку. Оказалось, надо искать подземный переход среди нагромождения магазинов. Далее в кассе покупаете билет и, приложив его к турникету, поднимаетесь на саму платформу. На станции есть указатели на автобус до аэропорта.

От платформы "Отдых" можно добраться до Москвы несколькими способами:


  • Доехать до платформы "Выхино" и пересесть на одноименную станцию метро фиолетовой линии. На обычной электричке (нумерация 6ххх) это будет стоить 61,5 рубля (около доллара), время в пути — 30 минут; на экспрессе «Спутник» (нумерация 7ххх) — 123 рубля (около 2 долларов) и 20 минут;

  • Доехать до платформы "Фрезер" и пересесть на станцию Андроновка новой, 14-й ветки метро — Московского центрального кольца (МЦК). Билет будет стоить те же 61,5 руб., время в пути — 40 минут. Репортаж о работе МЦК читайте позже;

  • Доехать до платформы "Новая" и пересесть на станцию "Авиамоторная" желтой ветки метро (61,5 руб., 45 минут);

  • Доехать до платформы "Электрозаводская" и пересесть на одноименную станцию синей ветки метро (82 рубля, 50 минут);

  • Доехать до конечной — Казанского вокзала — и пересесть на станцию "Комсомольская" красной и кольцевой линий метро (103 рубля (1,6 доллара) и 57 минут на обычной электричке или 160 рублей (2,5 доллара) и 38 минут на экспрессе).

Экспресс-электрички «Спутник» начали останавливаться на платформе "Отдых" с 12 числа — аккурат с первого рейса в новый аэропорт. Но отдельная платформа для «Спутника» еще не готова, и, судя по всему, до конца обещанного третьего квартала строители не управятся.

…да рубль — перевозка?

«Аэроэкспресса» в Жуковском не видать до тех пор, пока не будет прямой железнодорожной ветки прямо к аэровокзалу. Замгендиректора корпорации «Ростех» Дмитрий Шугаев рассказал нам, что прорабатывается вариант строительства прямой ветки от станции Удельная (за три перегона от "Отдыха"). В принципе, почти от самой Удельной рельсы к аэропорту уже лежат — как раз те самые, вдоль которых мы шли, пытаясь поймать маршрутку. Но эта линия дюжину раз пересекает дороги общего пользования — для приема скоростных «Аэроэкспрессов» потребуется значительная модернизация.

До тех пор пассажирам придется добираться до центра Москвы с пересадками. Связкой маршрутка-электричка от аэропорта до Казанского вокзала ехать полтора часа, обойдется поездка в 138 рублей (около 2 долларов); связка шаттл-«Спутник» довезет за час и 260 рублей (около 4 долларов). Для сравнения: «Аэроэкспресс» прямо от аэропорта Домодедово (находится на 2 км дальше от МКАД, чем Жуковский) до Павелецкого вокзала идет 43−45 минут и стоит 470 рублей (7,3 доллара), обычная электричка — чуть больше часа (123 рубля, или 2 доллара).

Вообще, пассажиру попасть из Москвы в Жуковский намного проще, чем в обратном направлении. На железнодорожных станциях — наклейки, советующие покупать совмещенный билет на электричку и шаттл; на платформе "Отдых" — указатели на автобусы до аэропорта.

Станет ли новый аэропорт популярным, учитывая все сложности? Представители Жуковского и «Ростеха» утверждают, что до конца года собираются обслужить 350−400 тысяч пассажиров, в следующем — 2 миллиона, а к 2020 — 20 миллионов человек в год. Но пока что, до конца октября, единственным перевозчиком будет оставаться «Белавиа». В расписании заявлен Embraer E-175 вместимостью 76 человек — то есть до начала полетов других авиакомпаний Жуковский может обслужить лишь около 7 тысяч пассажиров.

http://news.tut.by/society/512150.html


Tags: tut.by, Минск, Москва, городская жизнь, журналистика, испытания, самолеты, стацця, транспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments