Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Category:

Поезд самого дальнего следования: 876 км, не покидая страны

Беларусь – страна с хорошо развитым железнодорожным сообщением. Мы привыкли, что из столицы до областных центров можно добраться за несколько часов, а до отдаленных городов - максимум за ночь. Тем не менее, есть у нас поезда с рекордным пробегом по стране. Маршрут "Брест – Коммунары" – самый длинный из тех, что не выходят за пределы страны: целых 876 километров. Я проехался из конца в конец и узнал, чем живут пассажиры и проводники долгие 17 часов.


Внимание! Фотки некликабельны. Фотографии полного размера доступны на сайте с оригиналом статьи

Кругосветка по-белорусски

Первый заместитель начальника пассажирской службы БЖД Андрей Кашко утверждает: «Мы ездим не на такие большие расстояния, чтобы у нас использовалось большое количество вагонов с местами для лежания. Европа, увеличивая скорости, сегодня отходит от ночных поездов, от мест для лежания переходит к местам для сидения. Этот тренд наблюдается и у нас».

Однако поезд № 658 «Брест — Витебск» разбивает эти теоретические выкладки, ведь он сразу по нескольким параметрам рекордный. Во-первых, в его составе есть несколько прицепных вагонов «Брест — Коммунары», которые проходят 876 километров за 17 часов и 1 минуту. Во-вторых, в прицепном вагоне «Брест — Мурманск» пассажир от места старта до пограничной станции Езерище проведет 19 часов 46 минут — и это не покидая пределов Беларуси!

Поезд «Брест — Коммунары» появился в расписании в конце мая 2011-го, а с декабря 2015-го стал ходить ежедневно. Но раньше это был самостоятельный поезд, а сейчас — лишь прицепные вагоны к поезду «Брест — Витебск».

Поезд № 658 «Брест — Витебск» — один из тех, которые у нас называют «кругосветными». Такого же титула в народе удостоились поезда № 632 «Гродно — Гомель» (801 км, более 15 часов пути), № 606 «Брест — Витебск» (791 км, почти 17 часов пути), № 601 «Гомель — Полоцк» (616 км, двенадцать с половиной часов пути) и некоторые другие.

Фото: Александр Лычавко

Кстати, рекордная протяженность внутрибелорусского маршрута могла бы быть еще больше. Когда-то давно в расписании значился поезд «Гродно — Унеча». Унеча — это российский город примерно в 80 километрах за Коммунарами. Потом этот поезд сократили до белорусской приграничной остановки Журбин, потом еще чуточку — до станции Белынковичи, а потом и вовсе расформировали. Так вот, если бы сейчас поезд «Брест — Коммунары» продлили до последней белорусской платформы на этом направлении — Журбин — то протяженность маршрута выросла бы еще на 29 км, до потрясающих 905 км.

Коммунары — это где?

Пора бы уже сказать несколько слов и про саму станцию Коммунары. Станция эта находится на дальней северной окраине райцентра Костюковичи в Могилевской области. Линию Орша — Коммунары — Унеча начали строить еще во время Гражданской войны, в 1916 году. Строительство шло с перебоями, к 1917-му уложили лишь три десятка километров рельс от Орши и столько же от Унечи до Суража. Линию Унеча — Коммунары ввели в строй еще во время войны, в 1918-м, а от Коммунар до Орши — только в 1923-м.

Фото: Александр Лычавко

К истории про строительство линии и станции так и просится анекдот.

Эпоха освоения Запада. Подъезжает поезд, пассажир выходит из вагона. Домик вокзала, прерия — и больше ничего вокруг. Спpашивает y cмотpителя станции:

— Далеко ли до гоpода?

— Да миль шесть бyдет.

— А почемy вы не догадались постpоить вокзал ближе к гоpодy?

— Вначале мы так и хотели, но pешили, что лyчше постpоить вокзал ближе к pельсам.

Возможно, название станции дало месторождение меловых и мергельных пород. Впрочем, согласно официальной летописи, месторождение открыто в 1950, а детально разведано в 1971 году. Но еще на немецких военных картах эти месторождения обозначены.

Фото: Александр Лычавко

Железная дорога у Костюковичей на советской карте 1937 и немецкой карте 1942 года. На советской карте видно, что станцию от города отделяет значительная пустошь. Перечеркнутыми квадратами на немецкой карте обозначены месторождения мела

Как бы то ни было, а сейчас удаленность станции от центра Костюковичей доставляет неудобство горожанам. Учитывая, что железка проходит вдоль всего города, было бы логично построить новую станцию поближе к центру — например, возле улицы Интернациональной, откуда до перекрестка главных городских улиц всего 1,2 км. Сейчас же от станции до этого перекрестка — ровно четыре километра.




Расписание поездов на станции Коммунары
Расписание поездов на станции Коммунары


С тех пор, как «закончился» поезд «Гродно — Унеча», через Коммунары не проходит никаких дальних поездов. Но Коммунары — конечная не для всех поездов БЖД: остались еще транзитные дизеля «Кричев — Белынковичи» (18 км за Коммунары, одна промежуточная остановка) и даже международный «Кричев — Сураж» (47 км от Коммунар, четыре промежуточных остановки). Удивительно в такой глубинке встретить «поезда региональных линий бизнес-класса», но в расписании действительно значится поезд № 778/778 и № 780 «Могилев — Коммунары». Впрочем, эти дизеля так называемого бизнес-класса есть и на линии «Могилев — Кричев», — видимо, в отдаленных уголках Могилевщины бизнес развит как нигде более. По пути в Коммунары мы видели этот бизнес-вагончик на станции в Кричеве.

Интересно, что на вокзале в Кричеве по громкой связи говорят по-белорусски слово «цягнік», а в Минске уже несколько лет назад зачем-то перешли на слово «поезд». Почти одновременно с нами в Кричев приезжает обычный дизель «Могилев — Кричев», а вскоре после отправления вслед за нами идет дизель «Орша — Коммунары». Он идет за нами по пятам, делает на несколько остановок больше и приходит в Коммунары через 16 минут после того, как на станции заканчивают свой путь остатки от поезда «Брест — Витебск» — прицепные вагоны «Брест — Коммунары». Из трехвагонного дизеля выходит дюжина человек, примерно столько же отправятся в обратный путь.

Фото: Александр Лычавко

Брестский поезд стоит в Коммунарах 2 часа 21 минуту — за это время можно очень быстро сбегать в город и вернуться обратно, или детально изучить станцию и магазины вокруг и посмотреть, как «тапок» — тепловоз ТЭП70−0358 — переприцепляется к другому концу состава. А у вокзала оказывается интересный режим работы.

Рядом со станцией обнаруживается кафетерий «Смак», совмещенный с магазином. В интерьере используют народные мотивы — даже бутафорскую печь выстроили. У продавщицы закончились одноразовые ложечки, и она кладет нам в чай пластиковые вилки.

Фото: Александр Лычавко

Самый дальний пассажир

Сегодня в нашем поезде было всего четыре вагона: №№ 11, 12, 13 и 16. Вагоны 11 и 12 — плацкартные, 13 — купе, 16 — общий. По воскресеньям прицепляют дополнительные вагоны: из страницы заказа билетов мы узнали, что к купейным может добавиться вагон № 14, к плацкартным — №№ 15 и 17, а вагон № 18 может быть как плацкартным, так и купейным.

Поезд по маршруту рекордной протяженности чуть было не отправился в очередной рейс без единого пассажира в 12-м вагоне. На памяти проводницы Ольги Хмелёвой такого еще не случалось; но если бы не наша командировка, — быть бы рекорду. Всего в поезд в Коммунарах сели несколько человек, и в нашем вагоне, кроме журналистов TUT.BY, никого не было до следующей остановки в Климовичах.

Фото: Александр Лычавко

В Климовичах же состав пополнился почти на три десятка человек, из которых в наш вагон сели лишь двое. Многие «кругосветные» маршруты — что поезда в рамках страны, что троллейбусы в рамках города — наполняются по чуть-чуть на разных участках, и частая сменяемость пассажиров на остановках обеспечивает хорошую заполненность салона от начала и до конца. Но прямиком из конца в конец ездят нечасто: наверняка найдется более быстрая альтернатива с пересадкой или вовсе другим видом транспорта. Проводница не смогла припомнить обычных пассажиров, которые бы ехали из Коммунар в Брест или обратно. Но в наш вагон подсел парень, хоть немного нарушивший эту закономерность. Алексей Белоштентов из Климовичей уже второй год служит на погранзаставе в Бресте и второй раз добирается к месту службы на прямом поезде. Таким образом, сегодня он — самый «дальний» пассажир: ему предстоит провести в вагоне 848 км и чуть больше пятнадцати часов.

— Долго ехать-то. Чем развлекаешься в вагоне?

— Да, долговато. Чем заняться? В телефоне «посижу», радио, музыку послушаю. На станциях подышать воздухом выхожу.

— А почему не в купе? Лег бы и спал всю дорогу: солдату ведь надо высыпаться впрок.

— Купе дороже выходит [21 рубль против 15 — TUT.BY], да и в плацкарте веселее, всегда поговорить с кем-то можно.

По словам Алексея, из его города поступили служить в Брест около десятка человек, но еще ни разу ему не удавалось добираться до границы вместе с сослуживцами. Ни одного злостного нарушителя государственной границы он пока еще не задержал.

Остановка в пути — пассажира разбуди

На путь из Бреста до Коммунар поезду отводится 17 часов 01 минута, обратно — 15 часов 53 минуты. По пути «туда» предусмотрено 30 промежуточных остановок общей длительностью 223 минуты (почти 4 часа), по пути «обратно» — 29 остановок «всего» на 173 минуты (почти 3 часа). У электрички «Минск — Молодечно» остановок и то меньше!

Фото: Александр Лычавко

По пути мы считаем, сколько пассажиров заходит или выходит. На станции Ходосы поезд снова пополняется тремя десятками человек, из которых семеро попадают в наш вагон. Вероятно, это жители Мстиславля — ближайшего крупного города. Но в целом в наш вагон заходят нечасто, даже в крупных городах добавляются по два-три человека. После станции Погодино (город Горки) набралась треть вагона, после Смолевичей — уже половина. Проводница объясняет:

— При продаже билетов на станциях кассиры специально так выдают места, чтобы распределить потоки. Например, в соседнем, одиннадцатом вагоне, за первую половину пути наберется много пассажиров. В Минске большая их часть выйдет, но много же и зайдет и поедет дальше. А в наш, двенадцатый вагон билеты продают, в основном, «дальнобойным» пассажирам — которые сядут задолго до Минска, проедут столицу транзитом и выйдут далеко за Минском. Исключение — билеты, которые пассажиры покупают сами, через интернет, — тогда они выбирают места, как угодно.

Фото: Александр Лычавко

И действительно: в Минске из нашего вагона вышла всего одна пассажирка, а зашли около пяти. Но целиком вагон не заполняется ни на одном участке, до самого конца почти все верхние полки свободные. Впрочем, это объясняется тем, что мы едем в будни, а в выходные частенько заняты все места. Интересная деталь: и при поездке в Коммунары, и при поездке в Брест у проводниц на станциях не было при себе распечатанного списка пассажиров, которые купили электронные билеты. Оказывается, сегодня лишь мы — «электронные пассажиры», и проводницы по памяти называют наши фамилии и места в вагоне. Но в выходные, когда едет много студентов, без списка уже не обойтись.

Фото: Александр Лычавко

До нашего вагона пока не добрались биотуалеты, а значит, уборные должны быть закрыты на каждой из трех десятков остановок. Границы санитарных зон в общей сложности добавляют еще три часа, при этом некоторые границы зон — на подъезде к Барановичам со стороны Ляховичей и на выезде из Орши в сторону Кричева — на табличке на двери туалета вовсе не обозначены. Получается, что туалет пассажирам недоступен почти 6−7 часов в зависимости от направления.

Белье брать будете?

В Орше поезд стоит полчаса: тепловоз меняют на электровоз. Теперь «теремок» — локомотив модели ЧС4т — будет везти нас до станции Барановичи-Полесские, где снова поменяют на тепловоз-«тапок».

Незадолго до Орши мы наблюдали интересную сценку. Зашедший на одной из станций парень раскатал на «боковушке» матрас, а затем застелил его собственной простыней и в свою же наволочку завернул подушку. Конечно, проводница заметила этот фокус и сделала пассажиру замечание: правила запрещают пользоваться своим бельем. Парень ответил: а у меня, мол, аллергия на ваши простыни, и что мне теперь — не спать, что ли? Но после пошел и заплатил за «одобренный» пакет с бельем и постелил его на матрас. Впрочем, собственное белье он все равно застелил поверх казенного.




Поезд № 657 «Витебск — Брест» под электровозом ЧС4т-545 в Минске
Поезд № 657 «Витебск — Брест» под электровозом ЧС4т-545 в Минске


Этот эпизод побудил нас задать проводнице несколько «наивных» вопросов — из тех, какие пассажиры порой стесняются задать сами или ответы на которые, как им кажется, они и так знают.

— Действительно ли нельзя пользоваться матрасом без заказа казенного комплекта постельных принадлежностей?

— Да, правила запрещают расстилать матрас на полке, не укрыв его комплектом белья. Точно так же нельзя брать одеяла из стопки у купе проводника, если не заказываешь постель.

— А сколько всего комплектов белья загружают в вагон и хватает ли на всех пассажиров?

— В каждый рейс мы берем 120 комплектов. Как правило, в вагоне в будний день сменяется около пятидесяти пассажиров, в выходные — и больше сотни может пройти. Бывало, что белья не хватало — тогда приходилось одалживать в соседнем вагоне.

— Можно ли набирать кипяток в свою кружку и обязательно ли при этом покупать чай?

— Да, кипяток можно брать смело и не бояться, что он закончится: в водопроводную систему заливается около 800 литров, и в «титане» она постоянно греется. А чай покупать необязательно. И хотя он у нас совсем недорогой, я замечаю, что в последнее время люди все чаще берут в поездку термосы — так что план продаж падает.

Фото: Александр Лычавко

— А можно ли купить у вас чай и во время долгой остановки выйти с ним на перрон?

— Ой, даже не знаю. Еще никто с такой просьбой не обращался!

— В инструкциях пишут, что пассажир может попросить у проводника шахматы или шашки и ремни безопасности, чтобы не упасть с полки. И как — просят?

— Настольные игры — это только в купейных вагонах. А ремни просят, конечно, и я выдаю. Но не припомню, чтобы кто-нибудь сваливался и без ремней.

— Зачем проводнику сразу два купе и разрешается ли вам спать в пути?

— Одно купе рабочее, второе — для отдыха. Спать, конечно, разрешается, но не в рабочее время, а в пересменку. На два вагона приходится трое проводников, и пока два работают — третий может спать. По пути из Бреста мы отдыхаем дважды: от Иваново до Лунинца и от Орши до Коммунаров, а на обратном пути — лишь один раз, на участке после Минска.

Фото: Александр Лычавко

— Чем топите печь в вагоне — углем или дровами?

— На участках, где состав ведет тепловоз, мы разжигаем печь дровами, а топим углем. Золу на пути из Коммунаров выбрасываем в урны в Орше и в Бресте. А там, где едем «под шнурком», — энергия для отопления идет от электровоза.

— Ездят ли пассажиры зайцем и срывают ли стоп-кран?

— Раньше, бывало, «зайцы» заходили в вагон под видом проезжающих, а потом прятались в рундук или пытались отсидеться в тамбуре. Но давно уже такого не было. И стоп-кран тоже на моей памяти не трогают.

Трудовые вахты

До Бреста в нашем вагоне добрались всего 12 человек: после Минска около дюжины вышли на промежуточных остановках где-то в ночи. Среди «уцелевших» пассажиров — три женщины, подсевшие в вагон в Жодино. Одна из них была нашей попутчицей. Женщины допоздна, за полночь пили чай и шумно обсуждали мебель разных производителей. Они едут в Брест с большими сумками и тележками, чтобы закупить товаров на рынке в Ковалево, а потом повезут их продавать аж в Москву. У проводниц своя вахта, у торговок — своя.

Фото: Александр Лычавко

Нам припомнилась еще одна пассажирка со станции Жодино. Еще по пути в Коммунары она, пожилая бабушка, села в Жодино. Рассказала, что приезжала к зятю, отвозила ему грибы, а заодно навещала всех родственников. Наблюдая обширные поля между золотыми дубравами, она вслух отмечала, что еще не всю кукурузу убрали. Бабушка сошла на станции Темный Лес недалеко от райцентра Дрибин.




Поезд № 657 «Витебск — Брест» под тепловозом ТЭП70−0313 прибыл на конечную станцию
Поезд № 657 «Витебск — Брест» под тепловозом ТЭП70−0313 прибыл на конечную станцию


В Брест поезд пришел в 7.45 утра. Из купейного вагона железнодорожники начали вытаскивать какие-то большие коробки, пассажиров начали отлавливать таксисты, а проводники принялись за очередную уборку вагонов.

А очередной рейс на Коммунары — в 20.30. Проводница Ольга Хмелёва говорит, что тоже будет работать на этом рейсе. Вообще маршрут в Коммунары считается в их участке довольно сложным: протяженность большая, остановок много, отдых между рейсами короткий. Один круг туда-обратно — это 37 часов. А всего в месяц на разных маршрутах случается вырабатывать 170−180 часов и даже больше.

Фото: Александр Лычавко

Для нее стал открытием факт, что «Брест — Коммунары» — самый протяженный маршрут в стране. Рекордный.

http://news.tut.by/society/516544.html


Tags: tut.by, Беларусь, железка, журналистика, походы, стацця, транспорт, фото, чудеса
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 63 comments