Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

В миллиард раз за четверть века - как дорожал проезд в Минске

Пять раз за год или на 200% сразу – так дорожал проезд в Минске в начале девяностых. Время, когда на 1 доллар можно было проехать на метро более 400 раз, а месячный проездной на все виды транспорта стоил меньше того же доллара. Талоны, которые выдавались бесплатно, и талоны стоимостью 28 тысяч рублей, - это уже конец девяностых. Мы собрали сведения обо всех подорожаниях проезда в белорусской столице, начиная с 1991 года – от 5 копеек советских до 55 копеек белорусских. Как это было – смотрите инфографику TUT.BY.



Начало девяностых: всякий раз — в несколько раз

Первое за несколько последних советских лет подорожание проезда случилось в Минске 2 апреля 1991 года. В народе его прозвали «павловским» по фамилии тогдашнего премьер-министра СССР Валентина Павлова («автора» и пресловутой павловской реформы). В тот вторник многие товары и услуги по всей стране разом подорожали в 3−5 раз. В наземном общественном транспорте Минска по-прежнему использовались талончики на 5 копеек без надпечаток, а в метро надо было бросать одну «пятнашку» или три «пятачка». Проездной на один вид транспорта стал стоить 8 рублей (то есть в него закладывалась цена минимум 53 разовых поездок).

Следующее подорожание произошло через девять месяцев: с 1 января 1992 года проезд в Минске стал стоить уже 40 копеек. Любопытно, что работники метрополитена не успевали перенастроить турникеты и подземка подорожала лишь до 30 копеек: надо было бросать две монеты по 15 копеек.

С 15 января в метро впервые появились проездные билеты, а с 1 февраля и проезд в подземке подорожал до 40 копеек: бросать в турникет надо было уже две «двадцатки». Этот срок — 31 день — является самым маленьким промежутком времени между двумя подорожаниями на проезд в одном и том же виде транспорта.

В то время на 1 доллар можно было позволить себе от 300 до 420 (!) поездок на транспорте. Правда, нужно учитывать и то, что в начале 92-го средняя зарплата по стране составляла всего 10−12 долларов

Интересная ситуация сложилась в метро в мае 1992-го. В День труда проезд подорожал в два с половиной раза — до 1 рубля. И если советские банкноты еще долго оставались в широком обращении, то монеты потихоньку изымались из оборота: сдачу ими получить было все труднее. Так вот, работники подземки снова не успевали перенастроить турникеты, а жетоны только-только появились в кассах. Причем в начале мая из всех станций воспользоваться ими можно было только на «Площади Ленина» — и то их принимали лишь два турникета. В результате проезд в метро стал стоить один рубль, но кассиры взамен на один «деревянный» выдавали… все так же две монеты по 20 копеек каждая! У кого в копилках завалялось много двугривенных — неплохо сэкономил на проезде. Кстати, тогда же появились совмещенные проездные на наземный транспорт и метро.





Жетоны минского метро. Фото: пользователя МетроПенсионер / minsk-metro.net
Жетоны минского метро. Фото: пользователя МетроПенсионер / minsk-metro.net



В марте 93-го проезд стал стоить 5 рублей, а проездной на четыре вида транспорта — 500 рублей. При этом биржевой курс доллара составлял примерно 670 рублей.

За последние пять лет (то есть с начала 2012-го) проезд дорожал максимум на 20−25%, а чаще — на 10−15%, — и это вызывает длинные очереди за талонами по старой цене и множество гневных откликов в интернете. Вплоть до начала 1996 года проезд в Минске дорожал махом на 100−150−200%, то есть в 2−3 раза. В апреле 91-го и в ноябре 92-го были самые сильные повышения цен за один раз: на 200% сразу (в три раза). А в 1994-м самих подорожаний было аж пять за год, в результате чего стоимость талончика выросла в 40 раз.

Середина - конец девяностых: бесплатные талоны и самые дорогие талоны

Осенью 1994-го впервые проезд на метро начинает дорожать раньше, чем на наземном транспорте. Разница в сроках от пяти дней до месяца, и такая «фора» сохранялась до декабря 1999-го.

Середина девяностых — время новаций среди разовых талонов и проездных. В марте 95-го появляются декадные проездные, в апреле возобновляют продажу проездных по сниженным ценам для студентов вузов и по еще более сниженным — для учащихся школ, ПТУ и ссузов.

В январе 96-го разовый талончик подорожал вдвое: с 750 до 1500 рублей, а вот месячный проездной — всего наполовину. И если раньше в месячный проездной на 1 вид транспорта была заложена стоимость 53 поездок, а на 4 вида — 120 поездок, то теперь проездной на 1 вид стоит как почти 43 поездки, на 2 вида — как 60, на 3 вида — как 70, на 4 вида — как 80 разовых поездок. Это соотношение цен с минимальными корректировками действует и сейчас, двадцать лет спустя.

Тогда же, в январе 96-го, в метро появились первые проездные на карточках с магнитной полосой.





Из коллекции Эдуарда Кравченко
Из коллекции Эдуарда Кравченко



С талонами тоже происходят интересные вещи. С 1 апреля 95-го — и это не было шуткой — в продаже появляются блоки из 15 талонов, на двух из которых нанесена жирная надпись красными буквами: «Прэміяльны. Бясплатна».





Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
Фото: Александр Лычавко, TUT.BY



Этакий переходный шаг от покупки разовых билетов к покупке проездного: еще не проездной, но уже экономия — покупаешь 15, платишь за 13.

В 1999 году белорусскую экономику снова лихорадит, курс доллара вырастает ровно втрое. Проезд в столице дорожает четыре раза — в общей сложности в 6,7 раза. В конце июля талончик стоит уже 10 000 рублей, а при продаже водителем — 14 000 рублей.

А 10 декабря проезд в наземном транспорте дорожает вдвое — до 20 тысяч рублей; талончик у водителя стоит 28 тысяч рублей. Это — самая большая цена минских талонов на обычных маршрутах. Но самих талонов с таким ценником не печатали: через три недели, с января 2000-го, в Беларуси прошла деноминация, и выпустили билеты с новыми цифрами: 20 рублей — обычный талон, 28 — для продажи водителем, 10 рублей — льготный.

Из-за неравномерного, скачкообразного роста курса валют в разное время на один доллар можно было проехать от 7 до 40 раз, причем не всегда этот показатель уменьшался. Так, в начале 96-го на доллар можно было купить 7 талонов, в первой половине 99-го — 30−40 штук, а под конец года — уже только 15 билетиков.

Нулевые: понемногу и не каждый год

С начала двухтысячных проезд на метро и наземном транспорте снова стал дорожать в один и тот же день. Причем если весной 2000-го единственное подорожание составило 100% (до 40 рублей), то впоследствии рост цены был не таким сильным: 50%, 33%, 25%, 20% и того меньше.





Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY



А два с половиной года — с 30 августа 2007 по 1 марта 2010 — проезд не дорожал вовсе, и это рекорд максимальной продолжительности действия одного тарифа за всю историю столичного транспорта в независимой Беларуси.

В это десятилетие началось и закончилось одно из неприятных нововведений в сфере оплаты проезда: с 1 июля 2002 года отменили совмещенные проездные на метро и наземные виды транспорта, что вылилось в дополнительные расходы для пассажиров. Нововведение вызвало волну недовольства, но просуществовало более пяти лет — обратно единые проездные вернули лишь в сентябре 2007-го.

Сейчас мы снова наблюдаем признаки такого неравноправия: новые проездные на 1, 2, 3 и 90 суток, которые ввели с 21 декабря 2016-го, существуют только для наземного транспорта, а метро в этом «безлимите» не участвует.

Почти все «нулевые» белорусский рубль был довольно стабилен, но это не помешало проезду потихоньку дорожать. Да, в целом каждое из этих подорожаний было небольшим, но зато почти каждый год, а иногда и по нескольку раз в год. Так, с лета-2002 по лето-2007 доллар вырос лишь на 17%, а проезд за это же время подорожал ровно в пять раз. С каждым годом на один доллар можно было купить все меньше талончиков: если в начале тысячелетия «зеленого» хватило бы почти на 20 поездок, то в 2007-2008 — всего лишь на 3−4 полных талончика.

2010-е: технические новшества и льготы туда-сюда

Новое десятилетие отметилось несколькими экономическими кризисами. И если девальвация-2009 отразилась на цене талончика только в марте 2010-го, то «двухходовочка» 2011-го (обрушение курса рубля весной и осенью в общей сложности втрое) привела аж к четырехразовому повышению цены. Причем дважды за год проезд дорожал «в час по чайной ложке»: в августе — на 5,8% (с 850 до 900 рублей), а в сентябре — на 5,56% (до 950 рублей). Это тоже рекорд: самое слабое разовое повышение цены талончика. Вскоре курс почти стабилизировался, а проезд продолжил дорожать, наверстывая упущенное в 2011-м.

Еще с 17 декабря 2007 года учащихся, студентов и пенсионеров лишили права на 50-процентную скидку на проезд в городском общественном транспорте, а вот у школьников бесплатный проезд так и остался.





Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY
Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY



Впрочем, минский транспорт в последние годы отметился не только странными подорожаниями и чехардой со льготами, но и техническими новшествами. В 2014 году сначала в трамваях, а потом — в автобусах и троллейбусах появились электронные компостеры, затем заработали валидаторы для электронных проездных. Полный переход на новую систему (отмена всех видов бумажных проездных и демонтаж старых механических компостеров) состоялся 1 мая 2014 г. Кроме того, в 2014 году в метро появилась возможность оплаты проезда через SMS, а также стало возможным записать на радиокарточку проездной на поезда т.н. «городских линий».

В первые месяцы электроника работала с серьезными сбоями, а пассажиров штрафовали за ошибки системы. Высокая стоимость электронных компостеров (более 700 долларов) стала предметом расследования КГК и МВД (впрочем, никаких «громких» дел за этим не последовало).

Несколько подорожаний 2014 года привели к тому, что на один доллар можно было купить лишь два полных талончика.

В декабре 2015-го столичные транспортники реализовали обещанное несколько лет назад: сделали поездку на метро дороже поездки на автобусе. При этом, согласно статистике, себестоимость поездки на метро ниже, чем на любом из видов наземного транспорта. Многие пассажиры отмечали неудобство нововведения: теперь надо было прикидывать, сколько записать на карточку поездок в наземном транспорте, а сколько — в подземном.

2016: слабые инновации и старые проблемы

Последнее подорожание 21 декабря 2016 г., несмотря на разные намеки транспортников, все же стало неожиданностью. По подобной схеме действовали в самом начале девяностых и в августе 2011-го. Обо всех остальных подорожаниях последних двух десятков лет предупреждали заранее — что порой приводило к длинным очередям за талонами и жетонами по старой цене.





Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY
Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY



Зато, в отличие от предыдущих подорожаний, старые талоны действуют теперь не 10, а 30 дней после введения нового тарифа.

Подорожание-2016 привнесло несколько новинок в сфере способов оплаты проезда. Появились проездные на 1, 2, 3 и 90 суток и на 100 поездок. Но появилась путаница из-за того, что проездным присвоили разные сроки годности: на 10 и 20 поездок — 30 дней, на 30, 40 и 50 поездок — 60 дней, на 60 и 100 поездок — 80 дней.

Среди безусловных рекордов минского городского общественного транспорта — неимоверное число разнообразных тарифов. Даже с учетом того, что с 21 декабря упразднили проездной на 5 поездок, сейчас «Минсктранс» использует, по нашим подсчетам, 183 вида проездных и пять тарифов для разовых поездок по городу, а также четыре тарифа на пригороде и пять тарифных планов для оплаты пригородных поездок с помощью пластиковых карт. Две сотни тарифов — каково?!

Миллиард и двести миллионов раз за двадцать шесть лет

Если сложить все подорожания проезда начиная с 1991 года, когда талончик стоил 5 копеек, то получится, что за прошедшие 26 лет проезд в наземном транспорте Минска подорожал в 1,1 миллиарда раз, а на метро — в 1,2 миллиарда раз. Доллар за это же время подорожал (согласно официальному курсу) в 112 миллионов раз.



https://finance.tut.by/news525056.html



Фото с сайта zaxad.com

Фото с сайта zaxad.com
Tags: tut.by, Минск, городская жизнь, журналистика, история, стацця, транспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments