Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Categories:

Скорость более 370 км/ч и русский претендент на победу: стартует гоночный чемпионат Indycar’2017

В это воскресенье за океаном, в Северной Америке, стартует сезон по автогонкам Indycar — этакий штатовский аналог Формулы-1, где, как многим кажется, пилоты только и делают, что гоняют по кругу да со всей дури врезаются друг в друга. Накануне старта давайте разберемся, что к чему и велики ли шансы победить в гонке, если пилот выступает не за команду-лидер. А еще там неплохо выступает гонщик из России.


Развенчай меня полностью

Читатели, считающие, что «Индикар» — это где только по овалам гоняются и руль лишь влево крутят, давно отстали от спортивной жизни. Двадцать лет назад, когда серия Indy Racing League только начиналась как конкурент чемпионату CART, так и было: преимущественно американские пилоты гоняются по традиционно американским трассам — спидвеям (трекам, напоминающим овал, треугольник или прямоугольник со скругленными углами). Но после объединения двух серий в календаре единого чемпионата Indycar давно уже прописались и трассы европейского типа: уличные трассы и дорожные автодромы с шиканами и связками поворотов.

В этом году пилотов ожидают 17 этапов (включая сдвоенный в Детройте), и шесть раз это будут спидвеи, шесть раз — дорожные автодромы и четыре раза — уличные трассы. Овалы остались в меньшинстве! А что касается того, что пилоты все время баранку влево крутят, то Михаил Алешин в интервью говорил: на овалах, наоборот, приходится все время подруливать вправо. Подвеска настроена так, что машина сама собой пытается повернуть налево, по ходу движения, и надо постоянно компенсировать этот перекос.




Фото: Аutosport.com.ru
Александер Росси (Andretti / Herta) на тестах в Себринге


На чем поедем?

В отличие от Формулы-1, где каждая команда сама строит себе шасси, а моторы покупает у одного из четырех поставщиков, чемпионат «Индикар» можно было бы назвать моносерией — если бы не моторы. Прошли те времена, когда в одном сезоне шасси поставляли пять компаний и столько же было продавцов моторов. Уже много лет шасси для «индикаров» строит компания Dallara, но поставщиков моторов — целых два: Chevrolet и Honda, причем с 2015 года они же разрабатывают и аэродинамические обвесы для разных типов трасс.

Шасси имеет минимальную длину 5,13 метра и ширину 2 метра, весит 700−715 кг, баки вмещают 70 литров этанола Е85. Мотор V6 объемом 2,2 литра с двойным турбонаддувом выдает около 700−750 л.с. мощности, еще 20 «лошадей» можно кратковременно получить, используя «обгонную» кнопку. В прошлом году моторы «Хонда» уступали конкурентам, но неплохо смотрелись на длинных прямых. Тесты и пятничные тренировки этого года показали, что отставание от «Шевроле» потихоньку сокращается.




Фото: Аutosport.com.ru
Действующий чемпион серии Симон Пажено (Penske)


В следующем году организаторы серии хотят привлечь еще одного моториста. Последняя такая попытка в 2012 году была не слишком удачной: Lotus сначала обслуживал пять команд, но моторы оказались некачественными (как и в Формуле-1 в то же время), и до конца сезона четыре команды отказались от них. С этого года доработки обвесов не разрешаются, а в следующем все команды перейдут на единый аэрообвес независимо от поставщика моторов. Предполагается, что такая мера позволит третьему мотористу легче войти в чемпионат, не затрачивая слишком много средств.

А средства на технику здесь, по сравнению с Ф-1, тратятся совсем небольшие: годовой лизинг моторов обходится в 1 миллион долларов на машину, примерно столько же стоит шасси, а общий бюджет одной машины — 6−8 миллионов долларов в год. В прошлом году в Формуле-1 бюджет почившей команды Manor составил примерно 100 миллионов долларов, а бюджет Ferrari — 400 миллионов. В «Индикаре» денег итальянцев хватило бы на целый сезон работы всех команд.

Мы — команда

В Формуле-1 команда обязана участвовать во всех гонках сезона двумя машинами — иначе ее могут дисквалифицировать. В «Индикаре» команда может участвовать хоть одной машиной, хоть пятью — причем как во всех гонках чемпионата, так и лишь в одной. Одни пилоты сильны на овалах, другие — на дорожных трассах, третьи и вовсе участвуют раз в год — на 500-мильной гонке в Индианаполисе. Есть деньги — расширяешься, нанимаешь людей и участвуешь несколькими машинами, нет денег — ужимаешься, увольняешь людей и выставляешь только одну машину, и то не на всех этапах.

Спонсоры при этом обеспечивают не всю команду, а конкретного пилота. Поэтому машины одной команды могут быть раскрашены по-разному. А пилот не только ждет приглашений от команд, но и сам ищет спонсоров. Нередко случается, что даже опытные гонщики и чемпионы оказываются без поддержки и вынуждены покидать чемпионат или ограничиваться лишь несколькими этапами, в то время как «денежные мешки», не хватающие звезд с неба, заявляются на полное расписание. В 2011-м не нашел себе места на весь сезон чемпион 2005 года Дэн Уэлдон, а в нынешнем году на «частичную занятость» ушел чемпион 1999 года Хуан-Пабло Монтойя: он будет гоняться только на этапе Инди-500. С другой стороны, в 2015-м в команде Dale Coyne Racing на трех машинах попеременно гонялись семь пилотов, но высоких результатов никто из них не показал.




Фото: Аutosport.com.ru
Уилл Пауэр (Penske) завоевал первый поул сезона


В этом году в чемпионате громкое изменение в стане спонсоров: после 27 лет сотрудничества команду Chip Ganassi Racing покинул титульный спонсор — сетевой ретейлер Target. Теперь машина Скотта Диксона будет не красной, а голубой — в честь нового спонсора, General Electric (по крайней мере, на первых порах). Заодно команда Чипа Гэнасси перешла с моторов «Шевроле» на «Хонда».

Команда Джимми Вассера и Кевина Калховена KV Racing Technology закрылась. Дело шло к объединению с командой младших серий Carlin, но подписать пилотов Эда Джонса и Михаила Алешина с их спонсорами не получилось. Три машины и оборудование закрывшейся команды выкупила «конюшня» Juncos Racing из младшей серии Indy Lights: она собирается заявиться на этап Инди-500.

В прошлом году команда Grace Autosport, ключевые должности в которой (включая пилота) занимают женщины, громко объявила о своем участии в 500-мильной гонке. Но в итоге «женсовет» не смог купить ни шасси, ни мотор. Дамы обещали вернуться в будущем, но с тех пор о команде в бирюзовых блузках ничего не слышно.

Кто все эти люди?




Фото: Аutosport.com.ru
Городская трасса в Сент-Питерсберге частично проложена по территории аэродрома


В прошлом году перед сезоном были заявлены 29 пилотов из 15 команд, но по итогам года в ведомости значились 35 гонщиков: кто-то заменил травмированных, кто-то добавился на отдельных этапах. В 2015-м за рулем побывали и вовсе сорок человек. На этот сезон пока подписаны 26 пилотов из десяти «конюшен», из них 20 будут выступать на всех этапах. Несколько человек и как минимум одна команда наверняка добавятся на этап Инди-500. В американских гонках, как и в Формуле-1, число участников сокращается.

Зато среди заявленных пилотов значатся аж семь чемпионов серий Indycar и CART разных лет: Симон Пажено (2016), Скотт Диксон (2015, 2013, 2008, 2003), Уилл Пауэр (2014), Райан Хантер-Рей (2012), Себастьен Бурдэ (2007, 2006, 2005, 2004), Тони Канаан (2004), Хуан-Пабло Монтойя (1999). Традиционно на этап в Индианаполисе приезжает чемпион 2000 года Бадди Лазье, но в этом году он пока среди претендентов на свободные места не значится.

Новичок в этом году заявлен всего один: англичанин Эд Джонсон, выступающий под флагом ОАЭ. И если на других этапах не появятся другие неопытные пилоты, то Джонсону будет очень просто завоевать титул «Новичок года» (Rookie of the Year). В прошлом году новичков было сразу пять, и звание лучшего получил победитель Инди-500 Александер Росси.

В межсезонье несколько команд обновили пилотский состав. Команда Энтони Джозефа Фойта A.J.Foyt Enterprices (она присутствует в «Инди» с самого основания чемпионата) сменила обоих гонщиков: бывший «формулец» Такума Сато перешел в Andretti, а Джек Хоксворт просто ушел. На их места пришли Карлос Муньос из Andretti и Конор Дэйли из Dale Coyne. На место Конора из закрывшейся KV Racing Technology пришел Себастьен Бурдэ; вторую машину поведет новичок Эд Джонс. Команда Penske уволила ветерана Хуана-Пабло Монтойю с полного расписания и позвала на его место быстрого и молодого Джозефа Ньюгардена из Ed Carpenter Racing. Место Джозефа занял Джей-Ар Хильдебранд, который в прошлом году уже гонялся за команду Эда Карпентера, но лишь на нескольких этапах.




Фото: Аutosport.com.ru
В прошлом году Грэм Рэйхал (Rahal Letterman Lanigan) стал лучшим представителем Honda


Когда в 1996-м Indy Racing League только организовалась, то из 55 заявленных участников 39 были гражданами США. После объединения IRL и CART/ChampCar в 2008-м список пилотов щедро разбавился выходцами из Латинской Америки. Сейчас из 26 пилотов сезона-2017 граждан США по-прежнему большинство: 11 человек. Также будет по два бразильца, колумбийца, англичанина и француза и по одному испанцу, австралийцу, новозеландцу, японцу, канадцу, русскому и гонщику от ОАЭ. В «Чемпкаре» до объединения с «Индикаром» разыгрывали и кубок наций: почти всегда побеждали американцы, но несколько раз приз уходил бразильцам или канадцам.

Единственный русский — это Михаил Алешин, который проведет в «Индикаре» уже свой третий полный сезон. И он не первый представитель бывшего СССР в топ-чемпионате США, как это принято считать. До него был эстонец Тынис Каземетс, принявший участие в пяти гонках ChampCar в 2006-м. Но Алешин выступает успешнее: в 2016-м у него были поул и второе место в Поконо. В этом году россиянин пообещал начать побеждать.

Впервые за много лет в «Индикаре» не будет ни одной женщины-пилота, а ведь в прежние годы бывало до пяти пилотесс одновременно.

Я календарь переверну




Фото: Autosport.com.ru
Новый состав команды Энтони Джозефа Фойта, семикратного чемпиона серии — Карлос Муньос (на переднем плане) и Конор Дэйли


В прошлом году гоночный сезон «Индикар» длился с 13 марта по 18 сентября, в этом году продолжительность будет почти такой же: с 12 марта по 17 сентября, но при этом организаторы добавили еще один, 17-й этап. Несколько лет назад было и 18, и даже 19 этапов — правда, при этом и сдвоенных гонок было две-три. Так что число разных трасс уже около десяти лет остается примерно одинаковым: 15−17.

В этом году гоночный календарь по сравнению с прошлогодним изменился несильно: добавился этап Гейтвей в Иллинойсе (его конфигурация напоминает простейшую ременную передачу с разными диаметрами шкивов) да этап в Финиксе сдвинули с начала на конец апреля. Открывается чемпионат на уличной трассе в Сент-Питерсберге в штате Флорида, закрывается — на дорожном автодроме в калифорнийской Сономе.

Единственный этап за пределами США — июльская гонка в канадском Торонто. Уже несколько лет география чемпионата не расширяется, хотя промоутеры серии обещали привести «Индикар» в другие страны. Впрочем, на это сами команды отвечают, что их спонсоры за пределами Америки малоизвестны и смысла ездить по миру мало.

Уже несколько лет ходят слухи, что один из этапов проведут на трассе в Мехико — и тогда можно было бы напрямую сравнить технику «Индикар» и Формулы-1. Последний раз обе серии побывали на одном и том же автодроме в 2006-м в Монреале. Тогда Себастьен Бурдэ из команды Newman/Haas (шасси Lola, мотор Ford) победил в квалификации, но его результат оказался аж на пять секунд хуже, чем показатель лидера квалификации Фернандо Алонсо на Renault.

Но с Мексикой все никак не складывается, и поклонники гонок вот уже десять лет не могут четко выяснить, какая же серия круче и быстрее — «Инди» или Ф-1? На днях стало известно, что управленцы автоспорта Калифорнии подали заявку на дальнейшее проведение гонок Indycar на трассе Лонг-Бич и проведение там же этапа Формулы-1. Возможно, пилоты двух главных мировых гоночных серий на машинах с открытыми колесами раньше встретятся именно в Калифорнии, а не в Мексике.

А давайте все же сравним

В прошлом году максимальная дистанция всех 16 этапов «Индикара» составила 6.333 км, или в среднем по 396 км на этап. В Формуле-1 общая дистанция 21 этапа составила 6.398 км, или почти по 305 км на гонку.




Фото: Аutosport.com.ru
Джей-Ар Хильдебранд (Ed Carpenter Racing) на тестах в Финиксе


В 2016-м во время квалификации к Гран-При Европы в Баку пилот Williams Валттери Боттас показал на двухкилометровой прямой зафиксированную радаром скорость 366,1 км/ч; позже, по словам представителей команды, пилот продолжил атаковать, и телеметрия показала «максималку» в 378 км/ч.

На пятничной тренировке перед 500-мильным этапом в Индианаполисе в 2016-м пилот Penske Уилл Пауэр показал среднюю (!) скорость круга 374,37 км/ч; годом ранее Элио Кастроневес выдал там же 375,74 км/ч.

В прошлом году «Индикар» вдруг стал приближаться к Формуле-1 по такому критерию, как число побед разных команд и разных пилотов. Обычно для «Инди» характерно большое разнообразие победителей и частая сменяемость лидеров. Так, в 2014-м победы одерживали 11 человек из 7 команд, в 2015-м — 9 человек из 7 команд. Три человека победили по разу, пять пилотов — по два раза, а Скотт Диксон — трижды (он в итоге и стал чемпионом-2015). В среднем каждый второй гонщик «полного расписания» из каждой второй команды выигрывал этап. В немалой степени на частую сменяемость победителей влияют низкие (относительно Ф-1) цены на технику: получил шасси, получил мотор, получил аэродинамический обвес, — колдуй баба, колдуй дед. У всех команд почти одинаковые комплектующие, самостоятельно дорабатывать можно не так уж и много деталей, — значит, можно больше внимания уделить тактике, тренировкам пит-стопов и другим вещам. И нет нужды вкладывать миллионы долларов на продувку в аэродинамической трубе какого-нибудь элемента корпуса, чтобы в итоге снизить время круга на одну тысячную секунды.

Традиционно в «Индикаре» существует «большая тройка» лидеров: команды Team Penske, Chip Ganassi и Andretti. Они обычно выставляют по три-четыре пилота на полное расписание, у каждой есть хоть по одному чемпиону, а то и по два. В 2015-м каждая из команд добилась по три победы. Но в сезоне-2016 все вдруг «сломалось». И хотя по разнообразию победителей все нормально — 8 пилотов из 6 команд — но соотношение сил поменялось: у Penske — 10 побед, у ближайшего преследователя (Chip Ganassi) — всего 2 победы, у остальных четырех команд — по одной. Если дело так пойдет и дальше, то «большая тройка» рискует превратиться в «большую единицу», а этак и до Формулы-1 недалеко, где в прошлом году Mercedes одержал 19 побед и еще 2 — Red Bull. Тем более что в этом году за Penske будут гоняться четыре пилота, занявшие в прошлом сезоне четыре первых места (из них два чемпиона будут на полном расписании и один — на частичном).

Но предсезонные тесты и первые тренировки перед этапом в Сент-Питерсберге показывают, что команда Chip Ganassi с моторами Honda лидирует — возможно, в этом году ситуация изменится, и «большая тройка» снова станет делить победы поровну. Кроме того, не забываем и про Грэма Рэйхала из команды Rahal Letterman Lanigan, который в прошлом году одержал одну победу и стал лучшим представителем «Хонды» (пятое место в общем зачете).




Фото: Аutosport.com.ru
Скотт Диксон на тренировке в Сент-Питерсберге


Две сессии свободных заездов перед гонкой возглавил пилот Chip Ganassi Скотт Диксон, а вот в квалификации он смог занять только второе место. Поул, как и в прошлом году, завоевал Уилл Пауэр из Penske. На третьем месте оказался напарник Михаила Алешина по команде Schmidt Peterson Motorsports — Джеймс Хинчклифф. Сам россиянин оказался лишь 17-м. В целом квалификация подтвердила хорошую скорость машин с моторами Honda: в первой десятке их оказалось восемь. Поул представителя Chevrolet можно частично объяснить тем, что Пауэр — один из немногих пилотов, который не жаловался на перегрев тормозов (проблему отмечали многие, особенно пилоты «Хонды»). Три других представителя Penske расположились на 4, 14 и 16 местах, в то время как вся четверка гонщиков Chip Ganassi попала в десятку. Пилоты Andretti заняли 5, 8, 12 и 15 места.

Гонка стартует в воскресенье, 12 марта, в 19.30 по минскому времени.

https://auto.tut.by/news/autosport/534940.html



Фото: Аutosport.com.ru
Болид Михаила Алешина сменил раскраску с красно-синей на красно-черную
Tags: indycar, tut.by, Формула-1, гонки, журналистика, машинки, стацця, транспорт, трассы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments